рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Эстетическое и художественное сознание Древней Греции

Работа сделанна в 2002 году

Эстетическое и художественное сознание Древней Греции - Реферат, раздел Культура, - 2002 год - Московский Государственный Педагогический Открытый Университет Реферат По Эс...

Московский Государственный Педагогический Открытый Университет РЕФЕРАТ по эстетике на тему Эстетическое и художественное сознание Древней Греции Работу выполнила студентка Кулакова Марианна, 4 курс, факультет психологии, 2 поток, 4 группа Москва, 2002 г. План Введение История развития эстетики Эстетическое и художественное сознание Древней Греции. Введение Слово эстетика одно наиболее употребляемое в нашей повседневной жизни в разных сферах.Говорят об эстетике одежды, эстетике спектакля, эстетике фильма и т.д. Как известно, понятие эстетики обозначает и философскую науку об искусстве.

Многообразие использования понятия эстетика за пределами науки свидетельство его широкой содержательности, длительности исторического пути, в ходи которого возникали различные его ипостаси.При всем различии употребления на обыденном и профессиональном уровнях это понятие означает некий единый принцип, обобщающее чувственно-выразительное качество как произведений искусства, так и предметов повседневного обихода, феноменов природы.

На это обратил внимание немецкий просветитель А. Баумгартен, когда в середине ХVIII века ввел понятие эстетика от греческого aistheticos чувственный относящийся к чувственному восприятию. История развития эстетики История развития эстетики как мировой науки уходит своими корнями к глубокой древности, к древним мифологическим текстам.Всегда, когда речь шла о принципах чувственной выразительности творений человеческих рук и природы, обнаруживалось единство в строении предметов и явлений, способных сообщать чувства эмоционального подъема, волнения, бескорыстного любования, т.е. закладывались традиции эстетического анализа. Так сложилось представление о мире выразительных форм созданных человеком и природой, выступающих предметом человеческой рефлексии.

Активно обнаруживалось их строение и внутренняя структура связь чувственной оболочки с символическим, духовным содержанием, общее в эстетическом явлении осознаваемых и невыразимых с помощью слов качеств и т.д. Свойства произведений и сопутствующие им чувства эмоционального подъема описывались через понятие прекрасного, явившегося центральным в эстетической науке. Все прочие эстетические понятия возвышенное, трагическое, комическое, героическое и т.д. обретали свой смысл только через соотнесенность с категорией прекрасного, демонстрируя безбрежные оттенки разных типов чувственного восприятия мира. Нельзя отрицать, что все здания эстетической науки строятся на единственной категории прекрасного.

Первоначально эстетическое знание было вплетено в систему общефилософских размышлений о мире. Впоследствии, на протяжении тысячелетий история эстетики не раз меняла лоно своего развития античная эстетическая мысль развивалась в рамках философии, средневековая в контексте теологии, в эпоху Возрождения эстетические взгляды разрабатывались преимущественно самими художниками, композиторами, т.е. в ходе художественной практики.

В XVII и XVIII вв. эстетика интенсивно развивалась на почве художественной критики и публицистики.

Этап немецкой классической эстетики, воплотившийся в творчестве И. Канта, Ф. Шиллера, Г.Гегеля, вновь был ознаменован созданием целостных эстетических систем, охватывающих весь комплекс проблем эстетической науки.Таким образом, развитие эстетических представлений происходило путем чередования длительных периодов эмпирических наблюдений с этапами расцвета больших теоретических концепций, обобщающих философских теорий исскусства.

И одна и другая ветви эстетики стремились к поискам сущности искусства, тенденций и закономерностей художественного творчества и восприятия. Художественное сознание Древней Греции Под классической античностью принято понимать период с конца VI по IV в. до нашей эры, время процветания до крушения греческого аристократического полиса.Что нам известно о художественной жизни античности Мы знаем имена таких выдающихся драматургов, как Эсхил, Софокл, Аристрофан, чьи произведения ознаменовали взлет и интенсивное развитие комедии. Бурно развивалось изобразительное искусство хотя живопись не сохранилась, но из источников известно о прославленных художниках Полигноте, Аполлодоре, Зевксисе.

У греков были специальные здания для хранения картин пинакотеки, время от времени устраивались выставки и обсуждения, привлекшие множество знатоков живописи и ваяния.Однако в подавляющей массе произведения искусства вели не музейный образ жизни. Плутарх утверждал, что в Афинах было больше статуй, чем живых людей.

Расцвеченные скульптуры украшали площади, храмы мир искусства был живым миром. Об античной музыке, занимавшей значительное место в жизни грека, сохранилось мало сведений. Известно, что в музыкальном творчестве использовались специфические лады дорийский, лидийский, фригийский.Каждый из них был ориентирован на сочинение произведений разных жанров, разного социального назначения. В классический период Древней Греции расцветает античный полис, где отсутствует расщепление между индивидуальными ориентациями человека в общественном целом.

Гражданин античного полиса чувствовал себя в безопасности полис защищал человека, обеспечивал его права, справедливость общественных отношений, равновесие государственных и индивидуальных интересов. Отсюда и формы творчества, которые отличают взаимопроникновение объективного и субъективного, лирического и эпического.Почему античное искусство оказалось столь притягательным в качестве всеобщего критерия последующего художественного развития Потому что античное художественное сознание выступало как синкретичное, то есть целостное по своей природе.

Фактически все эстетические категории, с помощью которых пыталась обозначить основные свойства искусства и суждения вкуса в повседневной жизни, берут начало в античности.Эстетические категории это наиболее общие признаки, с помощью которых описываются процессы художественного творчества, строение и своеобразие произведений искусства, природы и механизмы художественного восприятия.

Для характеристики эстетически совершенного явления античность придумала собственную категорию калокагатия, что означает единство прекрасного и нравственного.Эстетически прекрасное, таким образом, понималось и как эстетически-нравственное в своей основе, как средоточие всех совершенных качеств, включая истинное, справедливое или иные превосходные ипостаси. Такое понимание, несомненно, обнаруживает целостность, присущую восприятию античного человека, для которого чувственный, телесный компонент прекрасных объектов органично совмещался с высоким духовным, символичным содержанием.

Прекрасное как объективное свойство заданное самой природой, и прекрасное как субъективное чувство удовольствия сосуществуют. Особое место в античности приобретают теории социального воздействия искусства, в частности идеи художественного воспитания.В Древней Греции государство обеспечивало гражданам возможность посещать театральные представления, где шли драмы из жизни античных героев.

Подвиги минувших лет были ориентированы на юношество. Сократ, Платон и Аристотель прошли эту школу все они хорошо знали поэзию их времени, драматургию.Сократ настойчиво связывает представление о прекрасном с понятием целесообразного, то есть пригодного для достижения определенной цели. Обратимся к Платону 427-347 до нашей эры. Какую роль он отводит художественной деятельности, каков, по его мнению, статус художественного творчества Платон исходит из того, что наиболее подлинным является мир идей, предельных сущностей человеческого бытия.

Широко известна его образная модель. Поэту и художники подражают тем, кто уже так или иначе, воспринял и смог реализовать в своих формах эти предельные идеи бытия. Художественная деятельность, таким образом, есть только тень, которая воспроизводит средствами искусства все то, что уже воплотилось в конкретных формах реальности. Но ведь и сам видимый мир существует как тень скрытых сущностей.Следовательно, творения художника это тень теней.

Попытка Платона подобным образом связать природу художественных форм и миром предельных сущностей человеческого бытия впоследствии стала трактоваться как теория, основанная Юнгом учение об архетипах. В диалоге Платона Ион дано толкование процесса художественного творчества.В момент творческого акта поэт находится в состоянии исступления, им движет не выучка, не мастерство, а божественная сила. Поэт может говорить лишь тогда, когда сделается вдохновленным и исступленным и не будет в нем более рассудка.

Ведь не от умения они это говорят, а благодаря божественной силе Платон. Каков понятийный аппарат Платона, рассуждающего о художественном совершенстве Его понятийный аппарат отмечен вниманием к такой категории, как мера. Платон пишет, что когда предел входит в тождество с беспредельным, то он становится мерой, понимаемой как единство предела и беспредельного.Несмотря на неоднократные утверждения Платона о том, что искусство должно ориентироваться на социально значимые потребности, у него звучит и другая идея меру диктует внутренняя природа самого произведения. Мера по Платону всегда конечна, она делает мир органичным, целым и обозримым.

Мера выступает у Платона одним из атомов его эстетической теории, одной из базовых категорий. Ее толкование обнаруживает общие представления античности о времени, которые имели циклический характер. Другая категория, активно используемая Платоном гармония.Она близка понятию меры, пропорции, симметрии.

Согласно Платону, гармония есть нечто такое, то непосредственно соединяется в силу похожести. Вслед за Гераклитом он повторяет, что гармония создалась из первоначально расходящегося. Это особенно явственно проявляет себя в музыкальном искусстве, где расходящиеся высокие и низкие тона, демонстрирующие взаимозависимость образуют гармонию.Интересно проследить как эволюционировало понятие гармония в античном художественном сознании. Если первоначально гармония воспринималась главным образом космологически, то есть как экстраполяция всех объективных свойств Космоса, то впоследствии гармонию стали искать и в земном, повседневном мире людей, где она зачастую несет в себе отпечаток индивидуального отношения.

В связи с этим трудно переоценить категорию катарсиса, которая разрабатывалась в античности применительно к обозначению сущности любого эстетического переживания. Когда в результате художественного восприятия мы получаем чувство удовлетворения, мы переживаем состояние катарсиса.

У Гесиода встречается высказывание Голос певца утоляет печаль растерзанного сердца. У многих мыслителей античности встречается сопоставление понятий очищение и катарсис. В целом понятие катарсиса употребляется в эстетическом, психологическом и религиозных смыслах. Понятие катарсиса начало обсуждаться задолго до Аристотеля и прилагалось к восприятию разных видов искусств. Сам Аристотель разработал теорию катарсиса как одного из компонентов искусства трагедии.Катарсис, согласно Аристотелю это очищение от аффектов через страх и сострадание трагическому действию.

Аристотель также считал, что художественное это осуществленное эстетическое художник собирает, группирует, шлифует выразительность и создает собирательный образ явлений окружающего мира. Все прекрасное согласно Аристотелю есть определенный порядок, оформленность. Он считал также, что источником искусства является сама действительность.Аристотель склоняется к мысли, что через искусство возникают такие вещи, форма которых находится в душе художника.

Прекрасная форма не существует загодя, она есть результат продуктивной способности самого художника. Подчеркивая очевидное своеобразие художественной реальности по сравнению с действительным миром, Аристотель ставит проблему соотношения правды и правдоподобия в искусстве. Правдоподобие возникает как результат искусного копирования реальности, всего того, что существует вне искусства.Правда в искусстве нечто иное, стоящее выше правдоподобия, фактически она олицетворяет собой особый художественный смысл, на выражение которого и направлены усилия художника.

Показательно восприятие художественным сознанием классической античности произведений Гомера по общему мнению, у Гомера нет не прекрасных вещей. Однако, очевидно, что художественное совершенство творений Гомера определяется отнюдь не каким-то специальным прекрасным содержанием.Следовательно, художественно-прекрасным может стать любое содержание, предметом искусства способно выступать бесконечное разнообразие реальных явлений.

Постепенно с развитием имущественных отношений в греческом полисе усиливается денежное, материальное неравенство, приводящее к неравенству социальному. Со временем этот процесс приводит к расщеплению художественного творчества на массовое и элитарное, к еще большему расхождению индивидуального и общественного.Нисхождение общезначимых идеалов сопровождается усилением внимания к внутренней жизни, субъективным сторонам бытия.

Все эти процессы с конца V - начала IV в. до нашей эры приводят к глубочайшей трансформации мироощущения классической античности. В музыке отмечается рост лирических форм в противовес эпическим, новые мотивы проникают в поэзию и особенно в трагедию. К I веку до нашей эры уже имеется большое число произведений, демонстрирующих достаточно освоенные образцы новых способов художественного самовыражения личности.Литература Эстетика, автор О.А. Кривцун издательство Аспект-пресс, Москва, 2001 г.

– Конец работы –

Используемые теги: Эстетическое, художественное, сознание, древ, Греции0.08

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Эстетическое и художественное сознание Древней Греции

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Эстетическое сознание, его роль и функции в практике человека. Эстетическое сознание и искусство, их развитие.
На сайте allrefs.net читайте: Эстетическое сознание, его роль и функции в практике человека. Эстетическое сознание и искусство, их развитие....

Художественная культура Древней Греции в период архаики и ранней классики
Существенные сдвиги происходят также в развитии изобразительных исскуств и архитектуры. К началу рассматриваемого периода уже успели сложиться… Семья олимпийских богов, возглавляемая отцом богов и людей – Зевсом это сколок… У трона Зевса стоит хранящая законы богиня Фемида. Окружённый сонмом богов на Олимпе царит Зевс, охраняя порядок во…

Понятие художественного сознания и эстетическое воспитание
Если подойти к нему в историческом плане, то можно сказать, что художественное сознание наряду с религиозным и нравственным относится к самой… Не было еще ни правосознания, ни политического сознания, а зачатки… Например, в Древней Греции эстетическое понимание сливалось с философским. Ведь невозможно понять сущность искусства,…

Духовная и художественная культура Древней Греции
Наиболее наглядно перемены в греческой духовной культуре проявляются в отношениях дионисийского и аполлонического начал.Этот вопрос был детально… Этот мир, в принципе непонятный для человека и хаотический, законом в нем… Именно подобного выхода за рамки собственной ограниченности и трепета перед магией мира добивались греки во время…

Сознание и психика. Уровни сознания. Сознание и самосознание. Феномен человеческого "Я"
Для более конкретного описания сознания как феномена даются взгляды различных философов на сознание как на проблему. Затем дается определение самосознания, как категории, без которой невозможна… С помощью сознания происходит преобразование человеком не только окружающей действительности, но и внутреннего мира.…

Воспитание в Древней Греции и Древнем Риме
Только здоровые дети при рождении получали право на жизнь. Образование в Спарте было привилегией рабовладельцев.С семи лет мальчики-спартиаты,… К примеру, мальчики-спартиаты носили легкую, одинаковую зимой и летом одежду,… Граждане, занимавшие государственные посты, вели с воспитанниками беседы на политические, общественные и моральные…

Духовная и художественная культура Древней Греции
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ВСТУПЛЕНИЕ Можно считать неоспоримо доказанным, что классовое общество и государство, а вместе с ним и цивилизация… Вначале мы расскажем о культуре первой эпохи. I. КУЛЬТУРА ЭЛЛАДЫ В XXX-XIIВВ. Самобытная и многогранная раннегреческая культура сформировалась в 3000-1200гг.…

Духовная и художественная культура Древней Греции
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ВСТУПЛЕНИЕ Можно считать неоспоримо доказанным, что классовое общество и государство, а вместе с ним и цивилизация… Вначале мы расскажем о культуре первой эпохи. I. КУЛЬТУРА ЭЛЛАДЫ В XXX-XIIВВ. Самобытная и многогранная раннегреческая культура сформировалась в 3000-1200гг.…

Политические и правовые учения Древней Греции
Усилиями древнегреческих исследователей был совершн переход от мифологического восприятия окружающего мира к рацонально-логическому способу его… На ранней стадии своего развития воззрения древних народов на мир носят… В эти времена политические и правовые взгляды ещ не выделились в самостоятельную область и представляют собой…

Философия Древней Греции
Греческая культура VII - V вв. до н.э это культура общества, в котором ведущая роль принадлежит рабскому труду, хотя в отдельных отраслях,… Согласно эллинским представлениям, власть олимпийских богов была ни… Гея- Земля породила звездное небо Уран, который стал первоначальным властителем мира и супругом богини Земли Геи.Уран…

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Культура Древней Греции Рим - родина оконного стекла. В Помпеях найдены бронзовые рамы с остатками стекла размером 100 х 70 см. Римские мастера усовершенствовали колесный… Римские боги не имели человеческого облика, не вступали в сложные… Демократизация римского общества представляла собой не что иное, введение имущественной иерархии реформа Сервия Туллия…
  • Основные этапы экономического развития Древней Греции и Древнего Рима Значительный сдвиг наблюдался в ремесленной деятельности - около 2200 г. до н.э. стал известен гончарный крут, развивался обмен. Сказалось соседство… Основой хозяйственной жизни в крито-микенский период было дворцовое хозяйство.… Они служили, вероятно, резервным фондом на случай голода, за их счет обеспечивались ремесленники, работавшие на…
  • Творчество Платона и Аристотеля как отражение эпохи великих общественных преобразований в Древней Греции Мир Платона и Аристотеля - это мир крушения системы греческих городов полисов и возникновения империи Александра Македонского.С этой точки зрения… Тем более, что свойственный этим двум философам,а особенно Платону,… Платон - первый в Европе последовательный представитель объективного идеализма, основатель этой философии. Объективный…
  • Возникновение театра в Древней Греции Во Франции в 1881 г. на орхестре древнего театра в городе Оранже была поставлена трагедия Софокла Царь Эдип со знаменитым трагическим актером Ж.… Драма родилась в Греции в VI в. до п. э когда окончательно установился… Распад родового строя привел почти во всей Элладе к созданию городов-государств полисов, которые представляли собой…
  • Культурный переворот в древней Греции Они решительно игнорировали божественные силы, установленные ритуальные обряды и священные сказания, традицию которых закрепили в своих поэмах такие… Эта мысль имеет глубоко геометрический характер. Идет ли речь о географии,… В своей совокупности они определяют то новое и оригинальное, что внес греческий рационализм как по форме, так и по…