Молодёжный театр

Молод жный театрНа эмблеме театра уходящие вверх ступени лестницы ипересечение арок над ними. Символ неслучайный именно в нем отчетливозапечатлена главная цель, высокое назначение театра духовное воспитаниеособого зрителя.Того, который едва только поднимается по ступеням жизни,обретая с помощью театра черты личности.Датой рождения театрасчитается 13 июля 1921 года, когда юнаяНаталья Сац, с помощью А.В. Луначарского обосновавшись в здании бывшегокинотеатра Арс на Тверской, объявила о создании нового театраспектаклем Жемчужина Адальмины Н. Новикова по сказке З. Топелиуса.Создателям виделся театр свой для всех детей и тех кто успел приобщиться кдраматическому искусству, и тех, кто и не ведал о том, что такое театр.

Потомус первых же дней существования Московского театра для детей как он тогданазывался руководители стремились сделать его учреждением педагогическим. Н.И. Сац воспринимала театрвозвышенно, радостно, празднично и хотела, чтобы именно таким театр был длядетей.Первые ее спектакли нередко возбуждали споры, но Наталья Ильиничнаупорно искала новые формы порой вовлекая детей в представление, заставляя ихактивно вмешиваться в театральный мир, порой раскрывая перед ними дверь всказку.Рядом с Наталией Ильиничнойбыли единомышленники, люди, понимавшие, насколько это важно подарить детямсвое искусство.

Первый художественно-педагогический Совет театра, куда входилиН. Сац, С, Розанов, С. Богомазов, В. Филиппов, А. Шеншин, Н. Волконский, А.Барков, стремился привлечь к искусству для детей самых лучших представителейтворческих профессий.

И это им удавалось В создании спектаклейпринимали участие режиссеры Н. Волконский, А. Дикий, А. Грановский, художникиА. Веснин он был автором первой эмблемы театра , К. Юон, писатели Н. Огнев,С.Шервинский, С. Розанов, Н. Шестаков, композиторы А. Александров, Л.Половинкин и совсем юный Дмитрий Кабалевский, плеяда замечательных актеров.Одновременно с театромвозникла педагогическая часть первыми театральными педагогами были С.Г.розанов и Е. Д. Волкова. Они хорошо понимали, что театр не может плодотворноработать без тесной связи со своим зрителем.Весной 1933 года исполнилось15 лет с того времени, как Н. Сац начала работать над созданием первого в миретеатра для детей.

В юбилейной заметке Л. Кассиль писал Да надо любитьэто трудное дело, надо любить эти застывшие, внимательные мордашки, согретыеотсветами рампы, вскрики и реплики общительного зала, высокий звук аплодирующихдетских ладошек А Наталия Сац любит это . Замысел Н. Сац осуществился 2 февраля 1936 года былоопубликовано Правительственное решении о создании Центрального детского театра,которому придавалось первостепенное значение и передавалось помещение бывшегоМХАТ II на площади в самом центре Москвы И 5 марта спектаклем Сережа Стрельцов В. Любимовой началась новая жизнь театра.

Нонастоящим открытием Центрального детского для Н. Сац и ее сподвижников связанос первым спектаклем, в котором открывались новые возможности. 10 декабря 1936года состоялась премьера Золотого ключика А. Толстого.В 1937 году Н. Сац быларепрессирована, театр покинуло подавляющее большинство артистов, ушлирежиссеры.

Центральный детский театр возглавил Владимир Федорович Дудин, сприходом которого началась коренная реорганизация труппы. История Московского театрадля детей завершилась.Началась история Центрального детского театра.Выстраивался новый репертуар, привлекались новые драматургические силы. В конце30-х годов свою первую пьесу Коньки принес в театр начинающийдраматург Сергей Михалков, чья творческая жизнь с той поры тесно связалась сЦДТ девять пьес Михалкова были поставлены в разные годы на этой сцене В 1939 году произошел пожар,в результате которого погибло первоначальное оформление театра.

В 1940-м зданиебыло реконструировано, а со следующего, 1941 года на этой сцене временно игралсвои спектакли Малый театр, затем театр им. Евг. Вахтангова Это было вначале войны В ноябре 1941-го Центральныйдетский театр эвакуировался из Москвы в Кузбасс.

Спектакли игрались вКиселевске и Сталинске Новокузнецке и, казалось, театр продолжал жить своейжизнью ставились премьеры фронтовые бригады, сформированные из артистовЦентрального детского, выступали перед шахтерами, в госпиталях, детских домах.В октябре 1943 годаЦентральный детский театр вернулся в Москву.Художественным руководителем сталЛеонид Андреевич Волков, один из любимейших учеников Евгения Вахтангова,талантливый актер, запомнившийся многим по спектаклю Алексея Дикого Левша .Артисты труппы рвались изэвакуации не просто в Москву, а в свой дом, незадолго до войны обретенный.Однако казалось, что здание на площади Свердлова отдано Малому театру,помещение которого ремонтировалось.

Начались скитания особенно горькие оттого, что свой дом был так близко.Только полгода спустя Центральному детскомудали временное помещение на улице Пушкина, по соседству с утерянным очагом.Там, в маленьком зале, на тесной сцене, 29 апреля 1944 года пьесой ЕвгенияШварца Далекий край в постановке А. Окунчикова открылся театр.В 1942 году в театр пришлазамечательная актриса МХАТ Ольга Ивановна Пыжова, соратница Л. Волкова по МХАТуII. Она стала художественным руководителем ЦДТ, пришел иновый директор, Константин Язонович Шах-Азизов.

Тридцать лет жизни Центральногодетского связано с деятельностью этого замечательного человека жизниплодотворной, творческой.В январе 1949 года состояласьпремьера спектакля Где-то в Сибири пьесу И. Ирошниковой поставилмолодой Георгий Товстоногов, а в ноябре того же года О. Пыжова и В. Бибиковпоказали зрителям спектакль Ее друзья первую пьесу начинающегодраматурга Виктора Розова.

В 1950 году в Центральныйдетский пришла в качестве нового художественного руководителя Мария ОсиповнаКнебель.Она проработала в театре десять лет, в течение которых поставила наего сцене Горе от ума А. Грибоедова и Мертвые души Н.Гоголя, Конька-горбунка совместно с Анной Некрасовой и Страницу жизни В. Розова Именно она привела сюда, в эти стены, молодого актера Олега Ефремова,пригласила на постановки начинающего режиссера Анатолия Эфроса.ЦДТ определял пульстеатральной жизни российской столицы, сюда стремились зрители всех возрастов,труппа театра была очень сильной, громкие премьеры шли одна за другой. Театржил в полную силу, заявив о своих нравственных принципах, эстетических задачах.С 1971-го по 1974-й театрвновь возглавлял К.Я. Шах-Азизов, а с 1974-го по 1979-й художественнымруководителем был Владимир Валентинович Кузьмин.

В конце 70-х, после смертиК.Я. Шах-Азизова директором театра стал заслуженный артист России ВладимирИванович Полупарнев.

В эти годы в Центральном детском театре шли спектакли,привлекшие не только подростков, но и их родителей Печальный однолюб С. Соловейчика постановка А. Некрасовой.Спектакль был перенесен на Большуюсцену в 1982 году , Враги М. Горького режиссер В. Кузьмин , Молодая гвардия А. Фадеева Режиссер П. Хомский , Вечера нахуторе близ Диканьки Н. Гоголя режиссер В. Фокин , Разговоры вучительской Р. Каца режиссер С. Яшин , Сказка о четырехблизнецах П. Панчева режиссер Л. Эйдлин . В эти годы в театре многоработал режиссер Сергей Яшин вместе с художником Еленой Качелаевой они создалицелый ряд замечательных спектаклей, в числе которых Новые страданияюного В. по роману У. Пленцдорфа.

Но это было уже позже, в 80-е годы Десятилетие 80-х и 90-х резко переломилось на своей середине, и сегодня становится уже историей.Вжизни театра оно ознаменовано приходом Алексея Владимировича Бородина и новогопоколения актеров.

А. Бородин объединил актеров самых разных возрастов отмастеров Центрального детского до тех, кто во многом определил новое движениетеатра, став ядром труппы.Главный художник театра Станислав Бенедиктов - сегодня один изведущих и интереснейших театральных художников России.Работы его в самыхразных спектаклях отличают особые черты, резко выделяющие почеркБенедиктова тонкое и точное проникновение в атмосферу произведения,умение воссоздать мир великой прозы на сценических подмостках.Сегодня Российскийакадемический молодежный театр живет жизнью насыщенной, непростой. Как и всянаша страна, как и зрители, приходящие в это здание, чтобы вновь и вновьсмотреть спектакли по классике и современной драматургии.

Сюда приходят, как ихотел того все время Алексей Бородин, дети с родителями на спектакли длясамых маленьких. Приходят школьники разных классов, студенты, взрослые.Театруже давно не соответствовал своему названию он не был адресован лишь детям, апотому переименование в Российский молодежный зафиксировало определеннуюисторическую закономерность.30 апреля 1983 годаспектаклем по пьесе А.Н. Островского Бедность не порок режиссерГеннадий Печников открылась Малая сцена.

Малая сцена стала не только площадкойдля экспериментов. Здесь шли спектакли, полные глубоких вопросов, настоятельнотребующих ответов.Но вновь вмешалось время в жизнь театра Большой,находящийся по соседству, заявил свои права на эту часть здания, и Малая сценаРоссийского молодежного прекратила свое существование.Театр постоянно ищет новые инеожиданные формы общения со своим зрителем.

Театр жив и удивительно молод длясвоего почтенного возраста.О старости говорить не приходится, потому что,наверное, ее вообще не может быть у театра, коль скоро он жив Этот дом находится в самомцентре Москвы, рядом с большим и Малым театрами, словно составляя некийогромный треугольник, в основании которого драма весь мир -театр , а на вершине музыка.

Дом на все времена и на все возрасты.В феврале в Российскомакадемическом Молодежном театре состоялась премьера пьесы Марсианскиехроники . Режиссер спектакля, А. Бородин, составил композицию в жанремрачного гротеска, где едва ли не каждая хроника заканчивается убийством,уничтожением. Но при всей беспощадноститемы форма нового спектакля яркая, театральная, с приколами и прочимисюрпризами.В спектакле более ста персонажей, а потому занята едва ли не всятруппа старейшие актеры М. Куприянова и И. Воронов, Е. Дворжецкий, А. Веселкин,Л. Гребенщикова, и др.