Начало летописания на Руси.

Главный источник наших знаний одревней Руси - средневеко-вые летописи. Вархивах , библиотеках и музеях их насчитывается нес-колько сот , нопо существу это одна книга , которую писали сотни ав-торов , начавсвой труд в 9 веке и окончив его спустя семь столетий. Сначало надо определить , что же такоелетопись.В большом энцик-лопедическомсловаре написанно следующее Историческое произведе-ние , видповествовательной литературы в России 11 - 17 веков , сос-тояли изпогодных записей , либо представляли собой памятники сложно-го состава -свободные своды.

Летописи были общерусскими По-весть временныхлет и местными Новгородские летописи . Летопи-си сохранилисьглавным образом в поздних списках.Первым начал изучать летописи В.Н.Татищев.Задумав создать своюграндиозную Историю Российскую , он обратился ко всем известным вего времялетописям , разыскал много новых памятников. После В.Н.Тати-щева изучениемлетописей , конкретно Повесть временных лет , зани-мался А.Шлецер.Если В.Н.Татищев работал вширь , соединяя дополни-тельныесведения многих списков в одном тексте и как бы идя по следамдревнеголетописца - сводчика , то Шлецер работал вглубь , выяв-ляя в самомтексте массу описок , ошибок , неточностей.

Оба исследова-телских подходапри всем своем внешнем различии имели сходство в од-ном в наукезакреплялась мысль о непервоначальном виде , в которомдо нас дошла Повесть временных лет . Это и есть большая заслугаобоихзамечательных историков.Следующий крупный шаг был сделан извес-тнымархеографом П.М.Строевым.

И В.Н.Татищев , и А.Шлепцер предсавля-ли себе Повесть временных лет , как создание одного летописца , вданном случаеНестора. П.М.Строев высказал совершенно новый взгляд налетопись , какна свод нескольких более ранних летописей и такими сво-дами сталсчитать все дошедшие до нас летописи.Тем самым он открылпуть не толькок более правильному с методической точки зрения иссле-дованиюдошедших до нас летописей и сводов , которые не дошли до нас всвоемпервоначальном виде. Необычайно важным был следующий шаг , сде-ланныйА. А.Шахматовым , который показал , что каждый из летописныхсводов ,начиная с 11 века и кончая 16 веком , не случайный конгломе-рат разнородныхлетописных источников , а историческое произведение сосвоейсобственной политической позицией , продиктованной местом и вре-менем создания.Так историю летописания он связал с историей страны.Возниклавозможность взаимопроверки истории страны , историей источни-ка. Данныеисточниковедения стали не самоцелью , а важнейшим под-спорьем ввоссоздании картины исторического развития всего народа.

Итеперь ,приступая к изучению того или иного периода , прежде всегостремятсяпроанализировать ворпос о том , каким образом летопись и еесведениясвязанны с реальной действительностью.

Так же большой вклад визучениеистории русского летописания внесли такие замечательные уче-ные , как В.М.Истрин , А.Н.Насонов , А.А.Лихачев , М.П.Погодин имногие другие. Существует две основных гипотезыотносительно Повести времен-ных лет .Первой мы рассмотрим гипотезу А.А.Шахматова.

История возникновения начальной русскойлетописи привлекала к се-бе внимание неодного поколения русских ученых , начиная с В.Н.Татище-ва. Однакотолько академику А.А.Шахматову удалось в начале нынешнегостолетияразрешить вопрос о составе , источниках и редакциях Повес-ти .Результаты его исследований изложенны в работах Разыскания одревнейшихрусских летописных сводах 1908 год. и Повесть вре-менных лет 1916 год. . В 1039 году в Киеве учредили метропо-лию-самостоятельнуюорганизацию.

При дворе митрополита был созданДревнейшийКиевский свод , доведенный до 1037 года. Этот свод , пред-полагалА.А.Шахматов , возник на основе греческих переводных хроник иместногофольклерного материала.В Новгороде в 1036г. создается Новго-родскаялетопись , на основе которой в 1050г. возникает Древний Новго-родский свод. В1073г. монах Киево-Печерского монастыря Нестор Вели-кий , испоьзуядревнейший Киевский свод , составил первый Киево -Печерский свод, куда включил исторические события происшедшие послесмерти ЯрославаМудрого 1054г. . На основании первого Киево-Печер-ского иНовгородского свода создается второй Киево- Печерский свод.Автор второгоКиево-Печерского свода дополнил свои источники материа-лами греческиххронографов.

Второй Киево-Печерский свод и послужил ос-новой Повести временных лет , первая редакция которой была создан-на в 1113 годумонахом Киево-Печерского монастыря Нестером , втораяредакция -игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром в 1116 году итретья -неизвестным автором в том же монастыре в 1118 году. Интересные уточнения гипотезы А.А.Шахматова сделанны советскимисследователемД.С.Лихачевым.

Он отверг возможность существования в1039г.Древнейшего Киевского свода и связал историю возникновения ле-тописания сконкретной борьбой , которую вело Киевское государство в30-50 годах 11столетия против политических и религиозных притязанийВизантийскойимперии.Византия стремилась превратить церковь в своюполитическуюагентуру , что угрожало самостоятельности Русского госу-дарства.Особого напряжения борьба Руси с Византией достигает в сере-дине 11 века.Политическая борьба Руси с Византией переходит в откры-тое вооруженноестолкновение в 1050г. Ярослав посылает войска наКонстантинопольво главе со своим сыном Владимиром.

Хотя поход Влади-мира закончилсяпоражением , Ярослав в 1051г. возводит на митрополи-чий престолрусского священника Иллариона.Это еще больше укрепило исплотилорусское государство.

Исследователь предполагает , что в 30-40годы в 11 векепо распоряжению Ярослава Мудрого была произведена за-пись устныхнародных исторических преданий о распространении христьян-ства. Этот циклпослужил будущей основой летописи.Д. С.Лихачев предпо-лагает , что Сказания о первоначальном распространении христьянствана Руси были записанны книжниками киевской митрополии при Софийскомсоборе.Очевидно , под влиянием пасхальных хронологических таблиц-пас-халий ,составляющихся в монастыре.

Никон предал своему повествованиюформу погодныхзаписей - по летам . В созданный около 1073г. пер-выйКиевско-Печерский свод Никон включил большое количество сказаний опервых русских, их многочисленных походах на Царьград. Благодаря это-му свод 1073г.приобрел еще более антивизантийскую направленность.В Сказаниях о распространении христьянства Никон придал летописиполитическуюостроту.Таким образом первый Киево-Печерский свод явил-ся выразителемнародных идей. После смерти Никона работы над лето-письюнепрерывно продолжались в стенах Киево-Печерского монастыря и в1095 годупоявился второй Киево-Печерский свод. Второй Киево-Печер-ский сводпродолжал пропоганду идей единства русской земли , начатуюНиконом.

В этомсводе также резко осуждаются княжеские междоусобице.Далее винтересах Святополка на основа второго Киево-Печерского сводаНестеромсоздается первая редакция Повести временных лет . При Вла-димире Мономахе, игумен Сильвестр по поручению великого князя в 1116году составляетвторую редакцию Повести временных лет . Эта редак-ция дошла донас в составе Лаврентьевской летописи.

В 1118 году в Вы-дубицкоммонастыре неизвестным автором была созданна третья редакция Повести временныхлет . Она была доведена до 1117г. Эта редакция луч-ше всегосохранилась в Ипатьевской летописи. В обоих гипотезах есть много различий , нообе эти теории доказы-вают , чтоначало летописания на Руси является событием огромной важ-ности.