Какая дорога ведет к Храму

Какая дорога ведет к Храму? размышления о настоящем, прошлом и будущем нашейстраны на основе произведений современной литературы и публицистики Так, думаю я, для каждой страны исторический миг.Ф.Искандер.Многим, наверное, запомнился эпизод из фильма Покаяние , который шел на экранах городагода четыре назад. Я хотя и не все понял в немдо конца, но один момент забыть не могу. Эта улица ведет к Храму спрашивает древняястранница у молодой женщины.Нет, не эта улица ведет к Храму отвечает та. Она знает, что говорит.

С улицей, на которой она живет, унее связаны тяжелые воспоминания. Зачем же улица, если она ведет не кХраму недоуменно спрашивает старушка. Она твердо поняла за долгую жизнь, что людям нужны только те дороги,которые ведут к Храму добра, правды, красоты и истины.И зритель невольноспрашивает себя Зачем нужна была дорога, стоившая столько сил и жертв, если она привела не туда? У замечательного писателя Андрея Платонова есть роман Котлован . Этот образ- символнашей жизни- оказался настолько точным, что его используют дажеминистры.

Да и разве не закопанымиллиарды денег в землю? Достаточнопрочитать в газетах споры о различных каналах. Волга-Чограй в Калмыкии, например, или наш Волго-Дон-2, который областной Совет решилзаконсервировать, выделив на это еще миллионы рублей.Но этот образ подходит и ко всей нашей истории.Семьдесят лет назад революционный народ клялся построить новый мир , но к сегодняшнему дню, похоже, сумели вместо обещанного Храма всеобщегосчастья вырыть только Котлован.

Впрочем, реальные храмы сознательно разрушались. Сколько тысяч ихуничтожено! А ведь как говорит известный журналист Олег Морозов в Литературной газете 25.7.90 в статье-интервью, очевидна прямая связь междувсеобщим падением нравственности, всеобщим цинизмом, половодьем аморализма, преступности, с одной стороны, и утратой религиозной веры - сдругой .Итак, страна остановилась и задумалась.Что с намислучилось? Почему так плохо мы живем? Почему, казалось бы, крепкая держава сталараспадаться? И бесконечныепочему Вот уже почти шесть летполитики и экономисты, писатели ипублицисты все от стариков до детей- думают об этом и о том, что делать.Наши журналы и газеты захлестнула волна яркой и острой публицистики.

Некогда писать роман, когда вокругпожар такопределяют свою задачу многие писатели. Ивот мы уже читаем не только романы и повести, но истатьи В.Распутина, С.Залыгина и многих других.Литератураи публицистика переплетаются, взаимно дополняя друг друга.Октябрь Залп Авроры Штурм Зимнего Эти символы, казалосьбы, неразрывны со всем лучшим, что у насесть.

И вот все чаще, все настойчивее начинает звучать мысль, что Октябрьскаяреволюция- роковая ошибка, черный день в истории нашей страны, а люди, которыхвесь народ привык считать вождями, борцами занародное счастье преступники и варвары.Многотомное произведение Александра Солженицына Красное колесо посвящено истокам и вызреванию революции. Я читал только Октябрь шестнадцатого , и то не до конца.

Но и этого достаточно.Основная мысль писателя предельно ясна. Россия выходила на дорогу цивилизации, у нее были высокая культура, прочная мораль, крепкие традиции. Революционеры не только большевики, нои другие партии не любили страну, не знали народ, были узколобыми сектантами идогматиками. Они часть по невежеству и злобе, частью по склонности к разбою разрушили все, созданное веками.Ничего, кроме страданий и великих жертв,революция не принесла нашему народу.Что ж, время,когда могла существовать только одна точка зрения, ушло.Это раньше было просто Богатые и бедные- поделить поровну Оппозиция - уничтожить Низкая производительность труда- работать сверхурочно Инакомыслие- запретить Сегоднянужно спорить, уважая своихпротивников. Сегодня нельзя запретитьСолженицына, напротив, его приглашают к нам. Миллионылюдей по-прежнему думают над его статьей Как нам обустроить Россию .И все же я не могу согласиться с таким взглядомна революцию.

Да, конечно, в наши дни и школьники, пожалуй смогут указатьна ошибки и чрезмерную жестокость большевиков.

Но пока я не могу и не вижу необходимости отказаться отубеждения, что Октябрь и гражданская война хотя она могла бытьгораздо менее тяжелой - суровый, кровавый, но все же неизбежный период нашей истории.Здесь много ошибок и преступлений, но самареволюция, зовущая к новой, справедливой жизни, не было ошибкой илипреступлением! Однако теперь каждый самволен сделать об Октябре свой вывод согласно своим знаниям иубеждениям.Ошибки первого периода Советской власти превратились в сталинский террор. О безоговорочном осуждениигосударством и обществом всех беззаконий, насилий и издевательств наднародом уже говорит тот факт, что Указом Президента СССР признаны невиновными все репрессированные ираскулаченные в 20-50 -е годы. Неперечислить всего, что написано об этой поре. Достаточно прочитать только Архипелаг ГУЛАГ , В круге первом Солженицына, Колымские рассказы В.Шаламова, чтобы сказать Нет, этого нигде иникогда не должно повториться! Годы застоя Сколько же упущено лет и возможностей, сколько жизней растраченозря.

Не в эти ли десятилетия наша страна отстала в экономике даже от бывших колоний? Обэтом написано много.

Очень лаконично иточно о том времени сказал Искандер в своей поэме Баллада о свободе Мы прозевали время свое, прошляпили, протрепав.В этой стране все зыбко плывет, даже тюремный устав.Мы припозднились, гоняя дымы, шары, чаи,Глянул в окно, а там давно гниют, фашизея, свои.Разобраться в истоках нашей бездуховности мнеочень помогла его же статья в Огоньке N 11, 1990г. Человек идеологизированный .Автор задает вопрос Почемувсякое идеологизированное общество столь невероятно жестоко? Ответпрям и бескомпромиссен Потому что идеологизированный человек отдает идеологии тайну своей жизни, свою личность.

За это в будущем ему обещан вход в земной рай, а в настоящем - пустотелая легкостьбезответственности . Значит, отсюда мы можем сделать вывод каждый должендумать и решать сам, каждый должен выбирать себе цель иотвечать за свою жизнь!Писатель считает, что перестройка реально принесла нам неслыханную по своей широте свободу печати ислова в истории нашей страны. И с ним нельзя не согласиться, что только гласность, доведенная до абсолютной демократическойполноты и законности-гарантия всех остальных изменений, которые позволят нам взамен идеологической химеры создать правовое государство .Но хочется добавить, что кроме свободы политическойнужна и экономическая свобода, чтобы трудолюбивые люди внашей стране стали независимыми и зажиточными.

После роспуска КПСС, победы демократов самым главным становится праволюдей иметь в собственности землю, предприятия, распоряжаться своимиденьгами.Я верю, чтонаша держава на верном пути. Хотелось бы, чтобы она прошла его с меньшими потерями.

Сколько дорог ведет к Храму - одна или несколько - неважно. Главное, чтобы правильно именно кХраму, а не к Котловану. И еще об одном хочется сказать.Государство будет крепким только тогда, когда люди станут его уважать.

Вселенский опыт говорит, что погибают царства неоттого, что тяжек быт или страшны мытарства.А погибают оттого и тем больней, чем дольше , чтолюди царства своего не уважают больше.Булат Окуджава Юность ,N4,1990г.