Российская культура в начале ХХ в.

РОССИЙСКАЯКУЛЬТУРА В НАЧАЛЕ ХХ в.Развитие образования. Социальное развитие, вызванное экономическимипроцессами на рубеже двух веков, сопровождалось быстрым ростом городов,распространением городской культуры и образования. В конце XIX-начале XX в.уровень грамотности вырос с 21 в 1897 г. до 31 в 1917 г. В абсолютных цифрахчисло грамотных увеличилось в 2 раза со 26,5 млн. до 53 млн. чел . Возрослитемпы роста начального образования.В начале века ежегодно создавалось 5-6 тыс.новых школ. Увеличилась численность гимназий и реальных училищ, выпускникикоторых снова могли поступать в технические вузы без экзамена.

Возникла сетьвысших начальных училищ, дававших возможность поступить в среднюю школу.Развиваласьсистема профессиональных - горных, речных, железнодорожных, фабричных в 1913г св. 4 тыс. и коммерческих училищ в 1913 г св. 250 .Совершенствовалась высшая школа, в которой после 1905 г. была восстановленаавтономия, выборность ректоров и деканов и т.д. Возникали новые социальныегруппы, связанные с развитием мирового хозяйства.

Национальная идеяспособствовала усилению националистических настроений, и, в то же время,привела к повышению влияния на культуру национальных традиций и народнойкультуры. Существовало две точки зрения на развитие культуры на рубеже веков. Если быстрое и прогрессивное развитие науки, техники и образования в начале ХХв. не отрицается никем, то в отношение искусства и гуманитарных наук существуютдва мнения.Точка зрения современных ученых связана концепции, сформулированнойрусским философом Н.А. Бердяевым, писавшим о ренессансе возрождении российской культуры в начале ХХ в. Раньше была распространена другая точказрения, сформулированная российскими социалистами того времени и принятая всоветской науке русское искусство начала ХХ в. переживало не ренессанс, адекаданс упадок . Это мнение основывалось на выводе о кризисе буржуазногообщества и буржуазной культуры в эпоху империализма.

Развитие науки.В связи с возросшими нуждами промышленности и армиибыстро развивались естественные и технические науки.

Значительных успеховдобились основатель аэродинамики Е.Н. Жуковский математик С.А. Чаплыгин сделавший важнейшие открытия в области физики П.Н. Лебедев геохимик и биохимикВ.И. Вернадский физиолог И.П. Павлов иммунолог И.И. Мечников родоначальниккосмонавтики К.Э. Циолковский и др. Гуманитарные науки традиционно игралибольшую роль и определяли характер среднего и высшего образования.Так, вфилософии того периода отчетливо проявились две тенденции. Под воздействиемреволюционных идей в работах социал-демократов Г.В. Плеханова, В.И. Ульянова Ленина , А.А. Богданова развивался философский материализм.

Одновременнонаблюдался расцвет религиозно-философского направления в творчестве Н.А.Бердяева, С.Н. Булгакова, В.С. Соловьева и др. Историческая наука развивалась втрудах В.И. Ключевского, С.Ф. Платонова, П.Н. Милюкова, Н.П. М.Н. Покровского идр. Получили значительные развитие также экономическая наука и социология П.Б.Струве, М.И. Туган-Барановский, М.М. Ковалевский, П. Сорокин . Литература и искусство.

В конце XIX- начале XX в. в российской прозепродолжался расцвет основного литературного направления второй половиныпрошлого века - критического реализма. Новые значительные произведения создалЛ.Н. Толстой.Социальные и социально-психологические проблемы нашли глубокоеотражение в творчестве А.П. Чехова, В.Г. Короленко, А.И. Куприна и др.Стремление искусства к преобразованию действительности художественнымисредствами дало начало русскому символизму.

Его теоретиком в середине 1890-хгг. выступил В.Я. Брюсов. Другое модернистское направление - акмеизм явилсяреакцией на символизм. Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М.Цветаева, создавшие новую лирическую поэзию обратились к миру человеческихчувств.Апологетика субъективизма, отрицание традиционной культуры, активизмвыразились в деятельности сторонников искусства будущего футуристов В.Хлебников, Д. Бурлюк, И. Северянин, В.В. Маяковский . Живопись, архитектура, музыка.

В российской живописи и графике, содной стороны, сохранялись традиции академической школы, продолжало действоватьТоварищество передвижных выставок, с другой стороны, возникли новые тенденциина основе обращения художников к историческим сюжетам. Художественноемифотворчество и попытки выразить в живописи национальную идею продолжил М.В.Нестеров.Сочетание условного с реальным развивали КА. Коровин, основательрусского или декоративного импрессионизма, и В.А. Серов, проделавший путь отакадемизма к модерну.

В конце 1890-х гг. модерн в российском изобразительномискусстве открыто о себе заявил. В 1898 г. было создано общество художников Мир искусства А.Н. Бенуа, К. Сомов, Н.К. Рерих и др провозгласившееавтономию искусства, главенство для творчества проблемы красоты.Появление в1910 г. общества Бубновый валет П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р.Фальк , а затем - Ослиный хвост МФ. Ларионов, Н.С. Гончарова, Д. Бурлюк знаменовало собой переход к российскому авангарду.

Одновременно развивалсяэкспрессионизм.Теоретик абстрактного искусства В.В. Кандинский основатель супрематизма К. Малевич создатель аналитической живописи П.Н. Филонов бытовой символист М.З. Шагал, каждый по своему утверждали господство творчестванад формами, создавая в своих работах новые миры. В 90-х гг. XIX в. вархитектуре оформился в качестве ведущего новый стиль модерн . Егоособенностью стала подчеркнутая функциональность построек, отрицаласьсимметрия.

Широко применялись новые строительные материалы железобетон, сталь,стекло. Родоначальником русского модерна стал Ф.О. Шехтель. В том же стилестроили Л.Н. Кекушев, В.Ф. Валькотт. Одновременно с модерном из псевдорусскогостиля возник неорусский, использовавший некоторые достижения модерна иставший затем одним из его вариантов.Развивался неоклассицизм как в сочетаниис модерном Р.Р. Клейн, Ф.И. Лидваль , так и в чистом виде И.А. Фомин, И.В.Жолтовский . В развитии скульптуры неоклассический стиль в работах Р.Р. Баха,С.М. Волнухина.

В музыке проявились те же тенденции. Развивали традицииЧайковского и Могучей кучки Римский-Корсаков и А.К. Глазунов. Совершенствовалклассические музыкальные принципы композитор-новатор и блестящий пианист С.В.Рахманинов. Одновременно искали новые формы И. Ф. Стравинский, А. Н. Скрябин, втворчестве которых ощутимы явления музыкального символизма, импрессионизма иэкспрессионизма.На рубеже веков старые традиции продолжали Малый,Александринский театры.

Но в конце XIX в. искусство драмы также вступило напуть обновления. В 1898 г. К.С. Станиславский, создатель новой системыактерской работы, и В.И. Немирович-Данченко основали с помощью С.Т. МорозоваМосковский Художественный театр, ставший центром новаторских экспериментов. Свой вклад внесли также режиссеры В. Мейерхольд и В. Вахтангов. Наряду сразвитием классического балета в творчестве хореографа М. Петипа, в Россиивозник новый балет.В академических и новаторских спектаклях танцевали А.Павлова, В. Нижинский и целая плеяда танцоров, приобретших мировую известность.В России массовой формой искусства становится кинематограф Я. Протазанов,играли актеры И. Мозжухин, В. Холодная и др Таким образом, в Россиипроизошла так же, как и в Европе, произошла трансформация искусства ототражения действительности к ее изменению, а затем к созданию новойхудожественной реальности.

При этом развитие российского национальногосамосознания проявилось в появлении оригинальных философских и общественныхконцепций, использовавших идею своеобразия российской цивилизации, и обращенныхк национально- историческим традициям, народному творчеству, фольклору.

Список литературы1. Ахиезер А.С. Социально-культурныепроблемы развития России Философский аспект.М 1992.2. Мировосприятие и самосознание русскогообщества ХI-ХХ вв. М 1994.3. Щетинина Г. Духовная жизнь русскойинтеллигенции в н. ХХ в. М 1997.4. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство врусском искусстве 19-нач. 20 вв. М 1991.5. Кондаков И.В. Введение в историю русскойкультуры.

М 1997.