Петропавловская крепость

Петропавловскаякрепость В центре Петербурга, всамом широком месте течения Нева, на небольшом Заячьем острове вздымаютсябастионы Петропавловской крепости. Крепость-ровесник города.Раньше здесь было болотистое место. Русские солдаты, обстрелянные в бояхСеверной войны с армией шведского короля, в 1703 году вышли на берега Невы близФинского залива. Надо было создать в этих пустынных местах мощные укрепления.Ценой жизни и здоровьятысяч солдат и работных людей крепость строилась с большимпоспешением . В центре крепости стояла деревянная, крестообразная церковь.Церковь осветили во имя апостолов Петра и Павла. Рядом с церковью размещалсяСенат, цейхгауз.В стенах крепостиразмещалась и Главная аптека-лучшая встране по ассортименту медикаментов.

На площади южнее церквистояло здание Гауптвахты. В мае 1706 года начались работы по замени земляных куртин стен каменными.Это строительство продолжалось около 35 лет. Вкуртинах были устроены ворота Петровские, Невские, Васильевские, Никольские иКронверкские.

Обращенная к Неве невская куртина имеет высоту 12 метров итолщину 2.5 метра до 4 метров доходит толщина Государева и Нарышкинскогобастионов.Именно с Нарышкинскогобастиона ежедневно над городом прокатывается пушечный выстрел, сигнализируянаступление полудня.С годами кирпичные стеныкрепости ветшали, е внешний облик уже не гармонировал с прекрасными зданиями,построенными на берегах Невы во второй половине 18 века. Решено было крепостныестены, обращенные к Неве, на протяжении семисот метров облицевать гранитом, иэта работа, предавшая крепости е современный облик, была завершена 1787 году. Одетые камнем бастионы в 1790 году были украшены висящими накаменных консолях круглыми будками для часовых.Над всей местностью,примыкающей к крепости, возвышался золотой шпиль Петропавловского собора.Собор-одна из главных архитектурных и исторических достопримечательностейкрепости.

Его строительство началось в 1712 году по проекту и под руководствомДоменико Трезини.В это время Петербург становится столицей России, сюдапереезжает царский двор, иностранные послы, город украшался, и в центрекрепости нельзя было далее сохранять старое, обветшавшееся здание деревяннойцеркви.Строительство соборазатянулось, долгое время шли работы по его внутреннему убранству, ониокончились лишь к лету 1733 года. Шпиль колокольниПетропавловского собора, высоко поднятый над Невой, Призван был символизироватьвыход России к просторам Балтийского моря. Вместе с тем он играл важную роль вукрашении и обогащении силуэта города.

Так как шпиль не имелгромоотвода, то от ударов молнии в колокольню часто возникали пожары.

Одним изтаких пожаров, в 1756 году были сожжены шпиль и привез нные из Голландии часы с курантами в 35 колоколов . Во время этого пожара сгорела такжеколокольня и было серь зно повреждено внутреннее убранство собора.К тому же в1777 году бурей была сломана фигура ангела, неподвижно закрепл нная на шпиле.По рисунку зодчего А. Ринальди было изготовлено и установлено новое изображениеангела, несколько меньше поврежденного высота ангела - 3.2 метра, размахкрыльев - 3.8 метра, высота креста - 6.4 метра . Фигура ангела свободновращается, подобно флюгеру.

На шпиле в 1778 году был установлен громоотвод. Спустя несколькодесятилетий - в 1830 году - ангел с крестом на шпиле накренился и угрожалпадением. Помочь делу вызвался работавший тогда в Петербурге ярославскийкровельщик Петр Телушкин.Он предложил исправить повреждения без сооружениялесов и просил оплатить лишь расходы на материалы, нужные ему для работы.Телушкин обладал необычайной отвагой и силой.

При помощи простой веревки онвзобрался на вершину шпиля и за несколько дней отремонтировал флюгер. ПодвигТелушкина вош л в историю отечественной техники как выдающийся образец русскойсмекалки и отваги.В 1850-х годах был сооруж нновый стальной каркас шпиля, после чего высота собора достигла 121.8 метра -это и поныне если не считать телевизионной башни самое высокое сооружение в Петербурге.

В торжественных и, визвестной степени, светских тонах решено внутреннее убранство собора. В неммного света и воздуха пилоны, пилястры и другие архитектурные деталираскрашенные под мрамор красочно расписаны своды, позолочены многие деталихудожественной лепки.Убранство собора завершают хрустальные люстры, отделанныебронзой и цветным стеклом. Привлекает внимание резной дубовый позолоченный иконостас,напоминающий собой триумфальную тр хпрол тную арку. Это выдающеесяхудожественное произведение создано в 1722 - 1726 годах по проекту зодчегоИвана Зарудного талантливыми мастерами - Иваном Телегой и Трифоном Ивановым.

В соборе похоронены русскиеимператоры-от Петра I до Александра III.Места могил отличались вделанными в пол мраморными плитами. В 1865 году решенобыло заменить плиты надгробиями.Из них примечательны надгробия, воздвигнутые усеверной стены собора над могилами Александра II и его жены. Оба саркофагаизваяны из цельных монолитов первый-из алтайской яшмы, а второй-из уральскогоорлеца.

Эта работа выполнялась замечательными мастерами Петергофсой гранильнойфабрики. С права от южного входа всобор установлено надгробие над местом захоронения Петра I. Важной исторической иархитектурной достопримечательностью крепости являются Петровские ворота. Онислужили главным входом в крепость со стороны Тромцкой площади-центра города.Ворота первоначально 1707-1708 годах были сооружены из дерева по проекту Доменико Трезини.Название Петровских они получили после перестройки их в камне в 1717 - 1718годах.

Из прежнего декоративногоубранства ворот сохранилось большинство скульптур вырезанные из дереваНиколаем Пино барельефы, изображающие бога Саваофа в облаках в центре ивоинские доспехи по бокам . Под центральным барельефом укрепл н выполненныйоколо 1708 года также деревянный барельеф Конрада Оснера НизвержениеСимона - волхва . Сюжет этот должен был навеять зрителям мысль овсемогуществе Петра I - т ски апостола, о неизбежной победе его над зазнавшимсяшведским корол м Карлом XII. Вскоре после сооружениякаменных Петровских ворот было решено принять дополнительные меры по усилениюкрепости, и в 1731 году началось строительство равелина - предкрепостногоукрепления для защиты ворот.

Этот равелин был назван Иоанновским, в честь братаПетра I и отца царствовавшей тогда Анны Иоанновны. Такое же название получилипостроенные в 1740 году сравнительно скромные по своей архитектуре ворота в стенеравелина.У западного входа вПетропавловский собор возвышается изящный, украшенный колонами и декоративнойскульптурой павильон, в котором долгое время хранилась одна из историческихреликвий ботик Петра I. На этом ботике Петр в юности плавал по московской рекеЯузе, на широком Переяславском озере.

В 1761 году по проекту А.Ф. Виста ученикавеликого зодчего В. Растрелли - было возведено здание Ботного домика, дошедшегодо наших дней. В настоящее время ботик находится в Центральном Военно- Морскоммузее.Рядом с этим павильономнаходится здание прекрасных пропорций украшенное фронтоном, арками главноговхода и круглыми башнями на углах главного фасада.

Это - Монетный двор,возникновение которого принято относить к 1724 году. Здесь чеканились медные,серебряные и золотые монеты.Назначениеего сохранилось и по сей день. К числу лучшихархитектурных сооружений крепости принадлежат воздвигнутой из серого гранита,классически ч ткие по форме и декорированные четыр хколонным портиком ифронтоном, Невские ворота с Комендантской пристанью.

Этот парадный выход изкрепости на Неву нынешний свой вид приобр л в 1787 году, после перестройки попроекту Н.А. Львова.Гранитный тр хпролетныймост соединяет Невские ворота с далеко отстоящей от берега площадкойКомендантской пристани. Эта пристань получила сво название в 1860-х годах,когда у е причалов стоял дежурный катер коменданта крепости. Невские ворота служили нетолько декоративным целям.Через них на гранитную Комендантскую пристань ночьювыводили из казематов узников для отправки на судах в Шлиссельбургскую крепостьили на Лисий Нос, где приводились в исполнение смертные приговоры над узникамикрепости.

От Невских ворот узкаятропа проходит под стенами крепости. Грани бастионов изрезаны амбразурами.Вдавние времена эти бойницы были ощерены жерлами пушек. За ними в массивахкрепостных стен были казематы - помещение для защитников крепости.Во многих крепостях такиепомещения служили местом заточения, и термин каземат в обиходеутратил сво первоначальное значение, став синонимом мрачной тюремной одиночки.Крепости не суждено былосыграть активную роль оборонительного сооружения города.

Но уже с конца 18 векаона стала политической тюрьмой противников для самодержавия. Литература 1. ДостопримечательностиЛенинграда Л. Лениздат,1967г 525с.2. Курбатов В.Петербург СПб. Лениздат,1993г 383с.3. Путеводитель поС Петербургу С Петербургъ,1903г 324с.