рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Увеселительные сады и вокзалы в России до середины XIX века

Работа сделанна в 1995 году

Увеселительные сады и вокзалы в России до середины XIX века - раздел Культура, - 1995 год - Российская Академиятеатрального Искусствапродюсерский Факультеткурсоваяработ...

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВАпродюсерский факультеткурсоваяработа по предмету ИСТОРИЯКОНЦЕРТНОГО ДЕЛАпо теме УВЕСЕЛИТЕЛЬНЫЕСАДЫ И ВОКЗАЛЫ В РОСИИДО СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКАНаучный руководитель профессор Дуков Е.В.Выполнил студент III курса МилютинЮ.МОСКВА1995 С конца XVIII - начала XIX века в культурной жизни столиц, нарядус театральными предприятиями, развивается новый тип увеселительных заведений - вокзалы.Вокзалами назывались загородные сады с клубно-концертными помещениями, в которыхпроходили концерты и дивертисменты с танцевальными вечерами и маскарадами.

Самопонятие происходит от слова воксал , которое означало место общественных гулянийи развлечений в Англии в середине XVII века. Так называлось небольшое поместье недалекоот Лондона, принадлежавшее Воксу де Броте, где устраивались балы, спектакли и фейерверки.В XVIII столетии воксалами обзаводится вся Европа. Поначалу в России подобные праздники были ориентированы лишь на высшеедворянство, но со временем, с развитием капиталистических отношений, купечествостало тоже посещать подобные увеселения, а с начала XIX века стали устраиватьсяподобные празднества и для всех жителей города.

Первый вокзал в России был построен по повелению Петра I в Екатерингофе.Так Екатрингофский вокзал стал первым клубно-концертным летним учреждением Петербурга,проработавшем вплоть до шестидесятых годов XVIII века, пока здание не было уничтоженопожаром. Сколько народу, сколько разгульной вес лости, шуму, гаму, музыки, песен,плясок и проч. было там. Богатые вельможи делали свои палатки из турецких дорогихшалей, в палатках на столах стояла роскошная трапеза, рядом помещались оркестрыдворовых музыкантов.

Сколько щегольских модных карет и древних прапрадедовских колымаги рыдванов, блестящей упряжи и веревочной сбруи, прекрасных коней и тощих старыхкляч, прелестнейших кавалькад и прежалких всадников можно было встретить там. Всюдуазиатская роскошь.

Впрочем местами проглядывала и непокрытая голь и нищета. Нередкоиз-за богатой палатки виднелся чуть-чуть прикрытой рогожей и тряпками шалаш с единственнымиукрашениями дымящимся самоваром и простым пастушеским рожком для акомпанементапоющих и пляшущих поклонников алкоголя. Вельможи, приезжая сюда со свитою в несколько десятков человек, пировалипо три и по четыре дня перед их палатками плясали и пели песенники-цыгане в белыхкафтанах с золотыми позументами.Здесь же на потеху народу завязывался кулачныйбой 1 Первый общественный увеселительный сад открылся весною в 1793 годуна Мойке учредил его заместитель директора императорских театров, барон Ванжура.Увеселительный сад именовался Вокзал в Нарышкиновом саду . Здесь каждую среду и воскресенье давались праздники,балы, танцевальные вечера и маскарады с платою по рублю с человека.

Увеселения начиналисьс 8 часов вечера посетители могли приходить в масках и без масок.В зале, предназначенномдля танцев, играло два оркестра - роговой и бальный. В открытом театре шли, в основном,понтомимы, реже - большие представления и народные пляски.

При таких представленияхпублика платила два рубля за вход. Здесь выступали и путешествующие акт ры, мастера разных физических,механических и других искусств , музыканты, играющие на органе и лютне, мастераверховой езды, дрессировщики львов и других зверей, художники искусственных потешныхогней . Нарышкинский вокзал не смог просуществовать долго, скоро он закрылся,хотя его артисты, по словам современников, имели большой успех.

Скорее всего причинойзакрытия послужили финансовые трудности предприятия. Другим общедоступным и платным садом был сад на острове Круглом. Объ м предлогамых услуг был значительноменьше, но и плата составляла 25 копеек, а за вс лето - 2,50 рубля. Были также и загородные сады со свободным входом для всех кн. Вяземского,Зиновьева, Апраксина, Пот мкина, Шереметьева и многих других.В Петербурге существовал также и императорский Летний сад для представителейвысшего дворянства.

Известны также загородные сады отдельных помещиков для избраннойпублики Аптекарский, или Ботанический, сад графа Разумовского на Крестовском острове в этом саду для увеселения публики закидывались сети для ловли рыбы тут же находилсятрактир, где посетителей угощали напитками и различными блюдами Каменный островс увеселительным садом в голландском стиле с беседками графа Бестужева-Рюмина.Известенбыл также и сад гофмаршала Елагина.

Здесь в праздничные дни играла музыка, выступалиартисты и организовывались фейерверки. Дворецкому было приказано угощать всех желающихобедом и ужином. Некоторые богатые помещики устраивали праздники для друзей в своихсадах, ничуть не отличавшиеся от императорских. Так, например, некто Ганин тратилна проведение вечера не менее пяти тысяч рублей. По его приказу создавались из зелении цветов множество беседок, храмов и других замысловатых строений.Крепостная прислугабыла загримерована и переодета под нимф, сильфид и амуров.

Кругом играла музыка,горели бенгальские огни, а по вечерам устраивались фейерверки. Многие помещики,давая такие представления за сч т средств, полученных в кредит, часто не думалио расплате. Это порой заканчивалось для них трагически. Одним из самых известных в Петербурге конца XIX века увеселительныхсадов подобного рода был - Сад Минеральных Вод. Акционерное общество МинеральныхВод было основано в 1833 году с капиталом в 56 000 рублей.Поначалу здесь проводилисьтолько балы, но впоследствии общество дачников устроило в саду и залах разные игры,буфет и музыку.

Слава же к ним пришла с начала пятидесятых годов, когда их антрепрен ромстал Ив.Ив.Излер. Это был не столько новый по типу, сколько новый по своим масштабамувеселительный сад, рассчитанный на среднюю и мелкую буржуазию 2 .Его организаторы сделали ставку на сравнительно широкую доступность всех зрелищ,особенно воскресных гуляний, которые собирали тысячи петербуржцев.Для этого в воскресныедни ставились особые эстрадные программы, объедин нные по тематическому признаку. Организаторы стремились к зрелищности и к разнообразию эстрадных программ,стремлению подать их в эффектной форме.

Так репертуар 1850 года состоял из В концертном зале Оркестр гвардии Кавалергардского полка с солистом,известным кларнетистом г. Васильевым Дуэт тенора и баритона Виртуозы игры на цимбалах Хор московских цыган под руководством Ильи Соколова . В театре Полковые песенники, плясуны и музыканты Гимнастические упражнения Бальный оркестр г.Шлецингера . 3 Репертуар 1853 года В концертном зале Бальный оркестр п у г. Шиндлера Тирольские певцы Соло-флейтист Трио в составе сопрано, тенора и баритона Дуэт на концертино Па-де-де и вариации из балета Акробатические упражнения Живые картины в нескольких переменах, с дивертисментом.В эстрадном театре Бальный оркестр п у Иоганна Гунделя Фокусник-трансформатор Гимнастические представления Атлетические упражнения Аттракцион группа арабов-кабилов - скачки, игры исоревнования в единоборстве. 4 Позднее, в конце века, на месте Сада Излера был построен новым антрепрен ром сад Аркадия и был оформлен им вмавританском стиле.

В 1836 году в Павловске был построен первый, в смысле движения поездов,вокзал в виде полукруга в 350 футов, соединяющий Царское село с Петербургом.

ОбществоЦарскосельской железной дороги выстроило также залы для балов и концертов и общейстоловой.В самом большом зале находился фонтан, построенный иностранным мастером.Следующей весной 1837 года, согласно проекту, стали функционировать на его территорииконцертные площадки и танцевальные залы с эстрадой.

Здесь Павловский музыкальныйвокзал служил не только как место народных гуляний и концертов, но и как пункт посадкипассажиров в поезда. В 1844 году большая часть Павловского вокзала сгорела и наместе егобыл сооруж н новый.В сороковых годах репертуар Павловского вокзала складывался из дивертисментов,вечеров современной танцевальной музыки и смешанных эстрадных концертов.

Артистами,выступающими на сцене были братья Мальчугины, хор фабриканта В.Г.Жукова, хор московскихцыган Ильи Соколова, тирольские народные певцы. Кроме того, в программах принималиучастие духовые военные оркестры, а с конца сороковых годов - оркестры бальной музыки,которыми дирежировали известные в то время Иосиф и Иоганн Гунгль, Дютч и ЦезарьПуни. Примечательно, что на вокзалах исполнялись самые современные произведенияиз Европы.Так только приобретающие популярность у себя на родине вальсы ИоганнаШтрауса, исполнялись уже оркестром в Павловском вокзале. позднее в 1854 году посетившимэтот вокзал.

Павловский вокзал приглашал также на гастроли иностранных исполнителейтанцевальной музыки в 1854 году приезжает со своей программой Иоганн Штраус позднееон будет приезжать каждый год в течение пятнадцати лет . Таким образом, успех л гкой симфонической музыки и л гких танцевальныхформ способствовал сближению широкого круга посетителей Павловского вокзала.

Программы Павловского вокзала сочитали в себе смешанные эстрадныепрограммы с исполнением танцевальной музыки. Частое обновление репертуара, непрерывностьи длительность существования выдвинуло Павловский вокзал и его эстраду на исключительноеположение. В самом конце шестидесятых годов XVII века антрепрен р Мельхиор Гротиотктрывает вокзал и в Москве, арендовав дляэтого сад графа Трубецкого около Донского монастыря.В течение всего лета здесьпроводились публичные собрания для благородных, которые проходили два раза в неделю.Здесь же давались балы и представлялись театральные пьесы.

В Москве в последней трети XVIII века открылся как филиал Петровскоготеатра Воксал Маддокса . Здесь в летнее время проводились публичные собрания, происходилибалы и ставились небольшие дивертисменты артистов оперно-балетной сцены. Обстановкабыла выполнена со вкусом эстрада размещалась в центральном зале, окруж нным великолепнымсадом.По воспоминаниям современника М. Загоскина, трудно было придумать что-либолучше сборного места посетителей Петровского парка крытые широкие террасы, красивыекомнаты, прекрасные галереи и огромная зала. На этраде Петровского парка давались смешанные эстрадные программы,и само наименование Петровского парка стало нарицательным для многих предприятийподобного рода в провинции. Сад заканчивался прудом около которого, в хорошее время года, играламузыка.

В большом зале устраивались спектакли с участием акт ров публичного московскоготеатра и приезжих трупп- немецких, французских и итальянских.

Обычно вечер начиналсяс небольшой комедии или комической оперы в одном или двух действиях, за представлениемследовал бал или маскарад, который заканчивался ужином, а потом можно было танцевать,играть в карты. Гуляние продолжалось, как правило, до двух часов ночи. За вс это посетители платили около 5 рублей, включая и сам вход в воксал 1 рубль . Пять рублей, по тем временам, были большими деньгами.Фунт говядины,например, стоил 1,5-2 рубля полтел нка можно было купить всего за 1 рубль а ценакурицы составляла 5 копеек.

Самых гастрономический обед в дорогом трактире обходилсяв 2 рубля. Так что, судя по привед нным цифрам, нельзя было сказать что Петровскийсад являлся общедоступным для большинства населения.Однако сад являлся не толькоместом увеселений дворянства, но и купечества, численность которого к началуXIX века увеличилась в несколько раз. Весной 1854 года император Николай I утвердил Правила касательноучреждения различного рода публичных увеселений и простонародных забав в столицах .Согласно этому законодатель-ному акту, отныне монопольное право на организацию концертови других представлений пренадлежало Дирекции императорских театров.

Всякого родапредставления могли даваться в столицах лишь с разрешения Дирекции и при условииотчисления 1 4 части чистого сбора.Утверждение монополии Императорских театров имело под собой экономическоеоснование, так как расходы театральной дирекции значительно превышали сумму сборов.

Уничтожая конкуренцию с частными увеселительными предприятиями, правительство надеялосьдобиться некоторого сокращения дефицита каз нных театров. Таким образом, содержание публичных частных увеселительных садов сталоэкономически не выгодным и большинству из них пришлось закрыться.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Увеселительные сады в России способтвовали развитию современных эстрадныхжанров и л гкой, развлекательной музыки.Если на сценах театров Москвы и Петербургагосподствовала строгость и представительность, исполнялись в основном серь знаяопера и многоактные пьесы, то в загородных садах преобладали л гкие комические жанрыи эстрадные дивертисменты.

Основой представлений являлось развлекательность и увеселениепублики. Поначалу увеселительные сады организовывались для высшего дворянства не с целью заработка денег наоборот большинстводворян разорялась, проводя подобные увеселения , а с целью приобретения определ нногоимиджа в обществе.Впоследствии, когда предпрениматели начали понимать, что подобныеувеселения могут приносить неплохой доход, начали организовываться публичные сады. Формы организации были различными.

Это могли бытьи единоличные предприятия, но, как правило, они организовывались в форме акционерныхобществ, для привлечения большего начального капитала и партн рства. Некоторые антрепрен рыорганизовывали сады, арендовав участок земли и построив там нечто подобное сценеи гостинным залам.Впоследствии они приглашали исполнителей, выплячивая им гонорарыиз средств, полученных за реализацию входных билетов, а разницу брали себе. Широкую популярность вокзалам приносил репертуар.

Чем новее, оригинальнееи интереснее была программа, тем больше было шансов на успешное экономическое положение.В садах выступали не только оркестры и отдельные музыканты, но и циркачи, спортсмены,акробаты, фокусники. Зрелищность придавали также и вечерние фейерверки, устроениекоторых поручалось порой и иностранным мастерам.Педставления организовывались на любой вкус. Для ценителей и любителеймузыки - роговые и камерные симфонические оркестры, для любителей театра - одноактныекомедии, для любителей карточной игры - беседки или специальные залы, для любителейтанцев - специальные площадки.

Единственными людьми которые были чужие на этомпразднике жизни были люди не умеющие веселиться. Важным и с самым большим недостатком подобного рода предприятий былаих зависимость от погоды.Увеселительные сады XIX века послужили праобразом сегодняшнего Центральногопарка культуры и отдыха.

Посетители в праздничные и воскресные дни могут посмотретьвыступления артистов разных жанров на летней сцене, потанцевать вечером на дискотеке,покататься на лодках, прокатиться на атракционах, пообедать или поужинать, поигратьв шахматы и карты, посмотреть видео фильм или просто посидеть на лавочке и посмотреть на фонтан.Сейчас в столице вед тся реконструкциясада Эрмитаж . Организаторы хотят восстановить его прежнюю славу и прежднее назначение.Теперь уже функионирует театр и ночная дискотека.СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1.СтариковаЛ. Театральная жизнь старинной Москвы М 19882.КузнецовЕ.М. Из прошлого русской эстрады М 19573. Старый Петербург Спб 1990 1 Пилин Старый Петербург Спб 1992 с. 435 2 КузнецовЕ.М. Из прошлого русской эстрады М 1958, с. 109 3 см. КузнецовЕ.М. Из прошлого русской эстрады М 1958, с. 109 4 см. тамже, с 110.

– Конец работы –

Используемые теги: Увеселительные, сады, вокзалы, России, середины, XIX, века0.098

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Увеселительные сады и вокзалы в России до середины XIX века

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному , жажду совершенства и… Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа… Интерес к национальному прошлому нередко - его идеализация, традициям фольклора и культуры своего и других народов,…

История России конец XVIII века - начало XIX века
Русская армия под командованием С.Д. Салтыкова 28 сентября 1760 г. заняла Берлин.Пруссия стояла перед катастрофой, и Фридрих II готов был на любых… Это решение чрезвычайно осложнило всю международную обстановку, усилило… После вступления на престол Екатерины II была сделана попытка изменить направление внешней политики. Во главе Коллегии…

Зрелища, концерты и "вокзалы" в общественных садах Петербурга первой трети XIX века
Множество находится здесь увеселительных садов и огородов, которые хотя и принадлежат частным владельцам, но по большей части всегда для публики… И так здешние жители вовсе не знают недостатка в местах для прогулки, каковому… В это же время начали разводить сады и приближенные к монарху лица. В царствование Екатерины II появились Эрмитажный, …

Быт женщины-дворянки во второй половине XIX века и начале XX века
В широком смысле быт – уклад повседневной жизни. Быт оказывает огромное влияние на др. области социальной жизни и, прежде всего, на труд, настроение… При этом в условиях антагонистического общества у различных классов и… В ходе исторического развития общества изменяется характер как самих элементов быта, так и его структуры.В основе этих…

Кавказская политика России в первой половине XIX века
Часть 1. Введение. На улице XXI век, но проблема общения народов, находящихся на разных этапах общественного развития, поныне остается актуальной. В… Цель данной работы – уяснение особенностей политики большого развитого… Основным источником информации послужил №1-2 журнала «Родина» за 2000 год. В нем множество статей посвящено истории…

Роль иностранного капитала в экономике России на pyбeжe XIX - XX веков
Это cлияниe пpактичecки вceгда пpоиcxодило cлeдyющимобpазом pyководитeли банков занимали поcты в пpмышлeн ноcти, а кpyпныeзаводовладeльцы… Tаким обpазомcкладываeтcя финанcовая олигаpxия 3.Вывоз капиталов в фоpмe… Hоза поpeфоpмeнноe cоpоколeтиe благодаpя выcоким тeмпам экономичecкого pоcта онаcyмeла нecколько пpиблизитьcя к…

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Это отражалось и на политической надстройке - самодержавном и дворянско-бюрократическом государстве, которое переживало все углубляющийся… Неудовлетворенные внутренней и внешней политикой Павла I дворянские верхи… Этот переворот был последним в истории российского абсолютизма, что свидетельствовало об известной внутренней…

Государство и право России в первой половине XIX века
Это отражалось и на политической надстройке - самодержавном и дворянско-бюрократическом государстве, которое переживало все углубляющийся… Неудовлетворенные внутренней и внешней политикой Павла I дворянские верхи… Этот переворот был последним в истории российского абсолютизма, что свидетельствовало об известной внутренней…

Философия России в XIX веке
Кроме того, сами письма считались утерянными и найдены были только в 1935 г несколько писем не было опубликовано, так как в них Чаадаев положительно… В теургическом восприятии и понимании истории – все своеобразие и особенность… По теургической установке, Царство Божие строится при живом участии людей.Действие христианства в истории во многом…

Общественно-политическая мысль в России в XIX веке
Реформы Петра Великого, просвещенный абсолютизм Екатерины II и многое другое обуславливают пристальное внимание историков на этот период. В это время бурно развивается наука, образование, культура и… Щербаков критикует либеральную деятельность Екатерины II, считая что ее действия ведут к оттоку крестьян из деревни. …

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Скрипичное искусство в России конца XIX–начала XX веков Изобретенная в глубокой древности, скрипка, приобрела огромную популярность и стала во многих странах народным инструментом. В результате многовековой эволюции к концу XVI века была выработана… Приемы игры на ней совершенствовались вместе и искусством отдельных виртуозов. Вторая половина XIX века оказалась…
  • Экономическое развитие России в первой половине XIX века Развитие промышленности. В первой половине XIX в. господствующими формами развития промышленности в России являлись мелкотоварное производство и… Ремесленное производство было важной предпосылкой для развития промышленных… В первой половине века продолжала существовать помещичья мануфактура, основанная на крепостном труде, однако ее…
  • Эволюция государственного строя США с 1776 года до середины XIX века, две задачи Правомерно ли рассматривать дело Сидорова в военно-полевом суде Основывалось ли требование командира дивизии на законе 23В 1574 году… Колонизация Англией Атлантического побережья Северной Америки началась почти… В 1619 г. появляются первые рабы-негры. Затем нарастает волна политических и религиозных диссидентов и иных свободных…
  • Философия права в России во второй половине XIX - начала XX века В Россию переместился центр мирового революционного движения. Рядом с общим подъемом искусства, литературы, науки активизировалась буржуазная теория… В.Д. Зорькин. Из истории буржуазно-либеральной полит. мысли России второй… Это служило питательной почвой политического движения и политической теории буржуазии-либерализма. Либерализм в России…
  • Финансовая и денежно-кредитная система в России в XIX веке. Денежная реформа С.Ю. Витте Курс кредитного рубля в 60-70-х гг. все время стоял ниже паритета и был подвержен колебаниям до 1877 г. был на 14 -24 ниже паритета.Во время… В дореформенную эпоху сделки в кредит имели широкое распространение в оптовой… На всю Россию существовало лишь несколько городских общественных банков.Их средства были незначительны, а район…