Художник Северного Возрождения: Ян ван Эйк

Ян ВанЭйк Величайшийживописец эпохи Возрождения Ян ван Эйк ок.1390-1441 открывает плеядублистательных талантов в искусстве Нидерландов пятнадцатого столетия. Наряду сРобером Кампеном он явился зачинателем искусства Возрождения, знаменовавшегоотказ от средневекового аскетического мышления, обращение художников креальности, открытие ими в природе и человеке истинных ценностей и красоты. Ян ванЭйк представляет собой яркий пример личности ренессансной эпохи.Наделенныймногими способностями, обладавший разносторонними обширными знаниями благодаряпытливому интересу ко всем явлениям действительности, Ян ван Эйк смело ломаетстарую средневековую систему изображения средств художественнойвыразительности, сделав язык реалистических форм главным способом воплощениясвоих идей. Ян ван Эйк происходил из города Масэйка,расположенного в долине реки Маас. Он появился на свет где-то около 1390 года искончался в Брюгге 9 июля 1441 года. Возможно, его учителем был старший братГуберт ван Эйк, талантливый художник, умерший в 1426 году. Известно, что в1420-е годы Ян работал над украшением замка графов Голландских в Гааге. В 1425году он перешел на службу к бургундскому герцогу Филиппу Доброму, став егопридворным живописцем, высоко ценимым и уважаемым, и переезжает жить в Лилль. В1427 году художник был послан в Испанию, а в 1428 в Португалию для переговорово возможной женитьбе герцога и для написания портрета предполагаемой невесты.Около 1430 года Ян ван Эйк переселяется в Брюгге.

Сохранилось немного произведенийпрославленного художника, но каждое из них представляет собой выдающеесяявление в живописи. Многие картины датированы и подписаны характерным девизомван Эйка Als ixh xan Как умею . Главнымпроизведением Яна ван Эйка, безусловно, следует признать знаменитый Гентскийалтарь, многостворчатый складень, находящийся в капелле св. Иоанна собора св.Бавона в Генте. В мае 1432 года алтарь был показан собравшимся и с тех порявляется целью паломничества художников и любителей искусства. На внешних егостворках изображены пророки и сивиллы, сцена Благовещения, святые ИоаннКреститель и Иоанн Богослов, заказчики алтаря Иосс Вейдт и Изабелла Борлют.Образы донаторов созданы с редкой жизненностью и пластической осязаемостью.

Ихфигуры более материальны, нежели другие, в образах этих гентских бюргероввыражен пафос живой конкретной реальности во всем ее убедительномправдоподобии.

Ван Эйк демонстрирует мастерство иллюзорной передачи объемов ифактур каменных статуй Иоаннов, красоту драпировок в одеждах архангела Гавриилаи мадонны, светящихся поверхностей медных кувшина и таза, глади белогополотенца, предметов, символизирующих чистоту девы Марии. Свет у ван Эйкаозначает акт божественного присутствия, но трактуется как вполне реальноеявление, более того, художник имитирует как бы физическое его проникновениеизвне и пишет тени, будто бы отбрасываемые внутрь алтаря рамами его створок.Общая тональность внешних створок приглушена, таит в себе элемент таинственногоожидания, недосказанности.

В праздничные дни алтарь открывался, достигая вширину пяти метров, поражая великолепием колорита.

Верхний ряд изображений начинаетсяс центрального торжественного образа бога Саваофа, благословляющего все сущее,по сторонам его слева и справа читающая Мария и проповедующий Иоанн Креститель,затем по бокам стоят поющие и музицирующие ангелы, возносящие хвалу творцу, апо краям Адам и Ева. Нагие тела прародителей человечества нарисованы явно снатуры, особенно это касается фигуры Адама. Нахождение их рядом с высшимиперсонажами христианской религии означало новое отношение к человеку в эпохуВозрождения.

Нижние пять створок посвящены прославлению искупительной жертвыХриста, символом которой является стоящий на алтаре белый агнец.

К немусобираются толпы людей, святые и праведники, мужчины и женщины, как бы всечеловечество. Религиозное единение оборачивается сплоченностью и братством,духовной общностью всех народов на дивной мирной земле, благоухающей великиммножеством цветущих деревьев и трав, осененной ясным голубым небом, залитойсветом лучезарного солнца.

Чувство гармонии вселенной и человека выражено такжев легко обозримой композиции, особенно же в сияющей радостной звонкости красок.Мир ликующей красоты открывается глазам зрителя.В нем каждая малостьдрагоценна и необходима. Используя прозрачность масляных красок, ван Эйкдобивается исключительных эффектов сияния поверхности изображения и правдивойточности воспроизведения формы.

Лессировки увеличивают глубину цвета, его силу.Главный цветовой аккорд живописной системы алтаря состоит из пламенногокрасного, синего и зеленого цветов, сосредоточенных в одеждах Саваофа, Марии иИоанна, Благодаря реалистическим приемам Гентский алтарь стал школой не толькодля нидерландских, но и европейских мастеров. Его изучали и неоднократнокопировали.Около 1434 года ван Эйк закончил другоезнаменитое произведение Мадонна канцлера Роллена Париж, Лувр , где наколенях перед Марией с младенцем представлен известный деятель, добившийсявысокого поста исключительно благодаря своим достоинствам редкий случай вфеодальном мире. Сквозь лоджию открывается красивейший ландшафт, первыйпанорамный пейзаж в европейском искусстве, дающий широкую картину жизни земли ичеловечества.

Художник проецирует свои образы на этот прекрасный мир, связываяих значимость с идеей величественной вселенной.В Мадонне каноника ван дер Пале 1436,Брюгге, Городской музей ван Эйк изображает Марию с младенцем на троне в церквироманской архитектуры в окружении святых Донациана и Георгия, представляющегостарого каноника.

Портрет его поражает глубоким проникновением в самую сутьхарактера. Во всех деталях картины ван Эйк добивается впечатления величайшейматериальности и вещественной осязаемости.Буквально ощутима пергаментная кожастарика с ее сухими морщинами и складками или жесткая светящаяся золотым шитьемпарча ризы архиепископа Донациана, его митры с драгоценными камнями. Ян ван Эйк был первым, кто начал создаватьпортреты, преследуя цель точнейшего воссоздания индивидуального облика модели ианалитического исследования натуры человека с ее разнообразными приметами исвойствами.

Сохранившиеся портреты свидетельствуют о его проницательности ивысоком уважении к человеческой индивидуальности.К числу наиболее совершенныхпортретов относятся Кардинал Николо Альбергати 1431, Вена, Музей историиискусства , Портрет молодого человека Тимофей , 1432, Лондон, Национальнаягалерея , Портрет человека в красном тюрбане 1433, Лондон, Национальнаягалерея , Маргарет ван Эйк 1439, Брюгге, Городской музей . Портрет четы Арнольфини 1434, Лондон, Национальнаягалерея , написанный по случаю обручения богатого итальянского купца, друга ванЭйка, является первым парным портретом в европейском искусстве.

Молодые супругинаходятся в спальне своего дома и произносят клятву супружеской верности.Предметы-символы красноречиво рассказывают о смысле сцены апельсины намекаютна райское блаженство, туфли на супружескую преданность, статуэтка св.Маргариты на благополучные роды, зажженная свеча в люстре означаетсимволически-мистическое присутствие божества, освящающего таинство. В зеркалеотражаются две фигуры, а над ними на стене читается надпись, намеренновыделенная Ян ван Эйк здесь был , поясняющая, что художник выступал вкачестве свидетеля при этом старом нидерландском обычае обручения дома, не вцеркви.

В основе всех изображений ван Эйка лежиткрепкий, большей частью сделанный с натуры, рисунок.

Великолепным примеромграфического мастерства художника служит Св. Варвара 1437, Антверпен,Королевский музей изящных искусств предмет долгих споров ученых, не пришедшихк единому мнению, является ли это произведение законченным рисунком илиненаписанной картиной.Серебристый рисунок сделан тончайшей кистью позагрунтованной доске, вставленной в авторскую раму с надписью Иоанн ван Эйкменя сделал в 1437 году . За спиной прекрасной девы, сидящей на холме с книгойи пальмовой ветвью мученицы в руках, идет строительство башни, являющейся ееатрибутом, но трактованным ван Эйком в жанровом ключе с изображением массытрудовых эпизодов.

Ян ван Эйк был одним из величайших гениев,чье творчество, исполненное огромной духовной силы и глубины идей, сталоисточником, живительным для развития искусства Нидерландов и других странЕвропы.Список использованнойлитературы 1. Молод жи об искусстве Тийу Вийранд Таллинн 1990г.2. Большая Советская энциклопедия.3. Фотографии www.aport.ru.