Федор Рокотов (1735-1808гг.)

Федор Степанович Рокотов 1735-1808 Мастерогромного дарования, художественная значимость его произведений выходит далекоза границы XVIII столетия. Судьба его очень необычна, и до сих пор не все вбиографии выяснено. По всей вероятности выходец из крепостных Репниных, он раностал известен крупнейшему меценату И. И. Шувалову. По его распоряжению Рокотовбыл принят в 1760г. в Академию художеств.Ранний петербургский период отмеченисканиями, связанными с традициями середины XVIII в. В портретах заметныхарактерные черты.

Большая роль одежды, аксессуаров, а главное красочнаягамма, в которой преобладают довольно яркие цвета, а также заметнаяжестковатость рисунка отличают эти произведения. Стилистикузападноевропейского портрета в стиле рококо постиг, скорее всего, попроизведениям работавших в России Л. Токке и П. Ротари.Большое значение длянего имели впечатления от коллекции елизаветинского фаворита и выдающегося меценатаИ.И.Шувалова, которую он изобразил около 1757 г. на картине КабинетШувалова известна по копии крепостного художника А. Зяблова, 1779,Исторический музей, Москва . Для его петербургского периода характерны парадныепортреты великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III 1758,Русский музей, Петербург, повторение в Третьяковской галерее, Москва , Г. Г.Орлова в латах 1762 1763, Третьяковская галерея , коронационный портретЕкатерины II 1763, там же вариант в Дворце-музее Павловска . В 1765 Рокотовбыл удостоен звания академика живописи, однако преподавание в Академии неоставляло возможностей для собственной работы, и поэтому художник оставил в томже году Петербург ради Москвы, где брал много заказов и открыл частную школу. Рокотов, как правило, избегает парадных изображений.

Даже императрицу оннаписал так, что, кажется, она вот-вот вступит в беседу, Екатерина II для негоне столько символ государственности и могущества, сколько просвещенная женщина,умный собеседник.

Тема просвещенного барина , начатая еще Никитиным в портретеС. Г. Строгонова, находит продолжение в творчестве Рокотова И. Орлов,Воронцовы, Голицыны это люди, вносящие свой вклад в развитие культуры России.В его портретах, по сути, впервые в русской живописи увековечены неповторимыечерты современников, глубоко передан внутренний мир, тончайшие переживаниячеловека.

Рокотов работает в жанре камерного портрета и его разновидности интимного изображения.Стиль Рокотова сразу узнается по характерномуразрезу чуть удлиненных глаз и неожиданному острому блику на зрачке.

Художник не высказывает, как правило,категорических суждений о своих героях, и в его портретах часто ощущается нечтозагадочное, необъяснимая сложность душевных движении. Недосказанность волнует,даст простор воображению, Дополнительно это подчеркивается мягким, как быслегка размытым контуром фигуры. Человек словно выступает навстречу зрителю изтьмы портретного пространства, постепенно приближается и все вниманиесосредоточено на глазах.Поиск идеального типа человеческой личности приводит ктому, что индивидуальные черты теряют первоначальное значение.

Они словнопритушены общим стремлением к возвышенному, что делает персонажи Рокотованесколько похожими друг на друга. Особенновсе это характерно для женских портретов Рокотова. Туалеты женщин потрясают нестолько богатством и роскошью, сколько тонкостью и изысканностью. Цвета белые, розовые, жемчужные, чувствуется легкость, воздушность ткани.Удивительнокрасивые лица. Но, присмотревшись внимательно, видим, что красота бываетсовершенно разной горделивой, насмешливой, легкомысленной, задумчивой,по-светски холодной и по-человечески доброй.

Изысканность, благородство палитры Рокотова, едва уловимые переходы одного полутона в другой, плавноструящийся мазок его кисти ставят художника в число самых тонких колористов. Мывосхищаемся его портретами братьев Воронцовых, Римского-Корсакова,Неизвестного в треуголке. Неизвестной в розовом, портретом В. Е. Новосельцевой.Своей семьи у Рокотова не было. Он умер в1808 году.