рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Обзор книги К. Куманецкого "История культуры Древней Греции и Рима"

Работа сделанна в 2000 году

Обзор книги К. Куманецкого "История культуры Древней Греции и Рима" - раздел Культура, - 2000 год - Министерство Образования Российской Федерации Волгоградский Государственный Т...

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра Истории, культуры и социологии на тему Обзор книги К. Куманецкого История культуры Древней Греции и Рима Выполнил студент группы ИВТ-160 Черкашин Птр Витальевич Преподаватель Естрина Ольга Владимировна Волгоград 2000 ВСТУПЛЕНИЕ. Автор книги профессор Казимеж Куманецкий, известный польский филолог и историк, внесший большой вклад в изучение античной культуры.

Книга История культуры Древней Греции и Рима впервые вышла в свет в 1964 году в Варшаве, и с тех пор неоднократно переиздавалась как в Польше, так и в других странах. Подготовка книги проводилась собственными многолетними силами ученого он писал о греческих историках эпохи Перикла и о римских ораторах и поэтах эпохи Цезаря и Августа, много переводил античных авторов.История культуры Древней Греции и Рима далеко не первый труд Куманецкого более ранние произведения учного Афинская демократия, Вергилий, Цицерон и его современники и др В книге профессора Куманецкого раскрывается вс величие и богатство культуры Римской империи и Древней Греции.

Временной интервал, охваченный повествованием, составляет почти 2,5 тысячи лет. Перед читателем проходят картины, раскрывающие особенности духовного развития человечества и отражающие развитие культуры в течение большого промежутка времени от первых дворцов критских царей до утверждения христианства, от Гомера до Августина и Константина.

Книга состоит из двух частей в первой излагается история культуры Греции, во второй культуры Рима, причм автор старается показывать взаимное влияние двух цивилизаций друг на друга.Построение книги довольно традиционно по хронологическому принципу, по главам, соответствующим различным разделам культуры религиозные верования, письменность, философия, поэзия, историография, развитие науки, архитектура, скульптура, риторика и др большое внимание автор уделяет и выдающимся историческим личностям античного периода, причм учный обращает внимание не только на самых ярких общественно-политических деятелей, но и на гораздо менее известных.

Рассматривается творчество отдельных философов, историков, поэтов, античных учных Необходимо при этом отметить, что Куманецкий не старается объять необъятное, а дат только самый общий, сжатый очерк истории античной культуры, который ни в коей мере не может заменить более подробных и глубоких специальных трудов по истории философии, изобразительных искусств и литературы древнегреческой и древнеримской цивилизаций. 1. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ Первая часть книги посвящена истории культуры древнегреческой цивилизации. В начале повествования о собственно развитии культуры автор дат очень полное описание географического положения Греции и островов, расположенных в Эгейском и Средиземном морях включая о. Крит, где существовала особая минойская цивилизация, рассказывает о природных условиях и климате Греции причм настолько подробно, что называет даже среднегодовую температуру, подробно описывает буквально каждую долину и область Греции.

Благодаря этому у читателя возникает определнный образ этой страны, который помогает осознать все особенности развития данной цивилизации.

Попутно учный рассказывает и о племенах, населявших Грецию и прилегающие к ней территории, рисуя при этом живописные картины природы. Читателю сразу становится ясно, что автор достаточно хорошо изучил места, о которых будет вести повествование в дальнейшем.

Все последующие главы посвящены собственно развитию греческой цивилизации, повествование в основном ведется по хронологическому принципу.Куманецкий подробно рассказывает о трх культурах, явившихся прародительницами общей древнегреческой культуры элладская культура карийцы, пеласги и другие племена, населявшие Балканский полуостров, критская, или минойская, культура остров Крит, кикладская культура острова архипелага в Эгейском море, прослеживает слияние и превращение этих культур в микенскую культуру, объясняет произошедшее.

На этом периоде автор останавливается уже больше, считая, что микенская культура период архаики, пройдя три стадии развития, превратилась уже непосредственно в классическую древнегреческую культуру, расцвет и упадок которой были еще впереди.В частности, в этот период и начал формироваться пантеон греческих богов Зевс, Аполлон, Гера, Афродита, Дионис, Посейдон, Афина и др В книге присутствует подробное повествование обо всех сторонах жизни населения, в числе позитивных факторов отмечается появление общей письменности и относительно высокий уровень развития экономики и экономических связей континентальной части с островами Архипелага и близлежащими государствами, развитие торговых отношений. Об историческом факте, известном как приход дорян, как мне кажется, автор говорит с небольшой примесью сожаления, потому как это событие несколько затормозило дальнейшее развитие греческой цивилизации в целом.

Однако впоследствии интеграция положила начало довольно быстрому росту населения и культурного уровня греков, чему в какой-то мере могло способствовать появление железного оружия, более прочного, чем бронзовое и взаимное заимствование некоторых особенностей и культурных традиций. С большим вниманием автор повествует о важных факторах развития греческой культуры общей письменности и спортивных соревнованиях, получивших название игры например, наиболее широко известные Олимпийские игры, также много места Куманецкий уделяет выдающейся личности Гомера и анализу его творчества, благодаря которому современным учным удалось узнать много интересного и ранее неизвестного о культуре, традициях и особенностях этого периода развития цивилизации например, о переходе от родового строя к государственной организации полисного типа, что послужило, по мнению учного, резким толчком к развитию всего общества в целом и к появлению явления, более характерного для современного общества, демократии.

Следующий период, выделяемый Куманецким как один из основных этапов развития культуры Древней Греции, это период архаики.

Учный анализирует многочисленные изменения в обществе, вызванные великой колонизацией, глубоким социальным кризисом в ряде районов Греции и рядом других факторов.

Очень подробно автор выделяет развитие торговли и экономических отношений, что приводило к увеличению численности рабов и связанными с этим явлениями в обществе.Характерной особенностью этого периода является увеличение числа городов и численности их населения, что учный рассматривает в контексте унификации системы мер и весов, денежной системы, появления нового влиятельного социального слоя владельцев мастерских и купцов.

На первый план выходит богатство, оттесняя при этом знатное происхождение. Таким образом, шло нарождение тимократической системы правления, особенности которой Куманецкий рассматривает весьма подробно.Особое место в развитии культуры в Афинах сыграл Солон, личность которого автор рассматривает весьма и весьма подробно. Этот период также характеризуется явлением тирании во многих городах и областях Греции и Архипелага.

Отношение автора к этому явлению отрицательное, по его мнению, это в конце концов привело к очередному социальному кризису, хотя он и отмечает отдельные позитивные моменты например, раздача беднякам хлеба, покровительство наукам и искусствам.Подробно рассматриваются в труде Куманецкого и реформы Солона, причм в большинстве свом они поддерживаются учным, который считает, что в основном они способствовали еще большей демократизации в Афинах.

Очень большое влияние на древнегреческую цивилизацию в целом оказала культура Спарты, но отношение учного к различным фактам, характеризующим жизнь спартанцев, очень противоречивое.Поддерживая многие начинания спартанцев, как, например, правовое равенство воинов-спартанцев, необходимость гармоничного развития личности, он в то же время осуждает хоть и неявно массовое угнетение и безжалостную расправу на илотами, излишнюю жестокость и некоторые кровавые обычаи спартиатов.

Но при всм этом Куманецкий считает, что Спарта играла наряду с Аттикой решающую роль в дальнейшей судьбе Греции. Забегая вперд, можно сказать, что именно продолжительная и кровопролитная война этих двух полисов значительно ослабила Грецию и в конце концов привела е к порабощению впоследствии Римской империей.Наряду с этим самое пристальное внимание учный уделяет развитию собственно культуры и искусства, подробно рассказывает о смене стилей и направлений развития архитектуры, скульптуры, литературы, поэзии, подробно останавливается на таких значимых событиях и явлениях, как развитие естественных и точных наук, риторики, философии, приводит факты из биографии выдающихся людей Солон, Ивик, Анакреонт, Тиртей, Фалес, Биант, Хилон, Периандр Коринфский, Клеобул и мн. др Куманецкий отмечает, что в круг интересов людей все больше входили проблемы этики, поиск приемлемых для всех свободных граждан норм поведения.

Недаром именно в это время появились знаменитые афоризмы Познай самого себя, Ничего слишком, Трудно оставаться добродетельным и другие.

Представление о связи человека с богами усиливается и углубляется в Греции одновременно с распространением начал рационалистического мышления.В складывании новой системы религиозных представлений значительную роль играло святилище Аполлона в Дельфах, оказывающее огромное влияние на всю политическую, культурную и даже экономическую жизнь греков.

Автор не мог не отметить деятельность таких выдающихся античных учных, как Фалес, Анаксимандр, Ксенофан и Пифагор, положивших начало изучению географии, астрономии и других не менее важных наук. Подводя итоги, учный делает вывод, что эпоха архаики заложила основы тех плодотворнейших процессов, которые получат полное развитие в период классический. Уже в архаике проявились все важнейшие тенденции, характерные для зрелого искусства Древней Греции.В период возникновения новой классической культуры практически все виды искусства архитектура, скульптура, литература и др. претерпели серьзные изменения, которые Куманецкий подробно описал в свом труде.

Очень подробно Куманецкий останавливается на периоде развития древнегреческой цивилизации, который получил общепризнанное название классического периода культурного и общественного развития.В начале V в. до н.э. центр политической и культурной жизни греческого мира переместился из Малой Азии и островов Эгейского моря в Грецию континентальную, возросло значение Афин. Но именно в этот период усилилось также влияние Спарты.

Столкновение интересов Афин и Спарты в конце концов привело к долгой 27 лет и кровопролитной Пелопоннесской войне, в которой победили спартанцы, а влияние Афинской державы рухнуло.Изнурительная война, затянувшаяся на три десятилетия, не только подорвала материальные и моральные силы греков, но и политически разобщила их. Гибель множества мирных граждан захваченных городов, конфискации имущества, порабощение десятков тысяч людей нанесли Греции удар, от которого она уже не смогла оправиться.

Обычаи, законы, традиционный уклад жизни во многих греческих полисах были попраны и разрушены. Кровавая жестокость и аморализм войны сводили на нет нравственные рассуждения философов и поэтов, так отозвался учный об этих кровавых, разрушительных и гибельных для Греции событиях.И опять культура греческой цивилизации остатся в центре внимания Куманецкого, а исторические события войны, реформы как бы окаймляют повествование о развитии духовной стороны жизни, объясняют и дополняют е. Интересный фактический материал присутствует, например, в рассказах о развитии античного греческого театра, об основных жанрах комедии и трагедии, об античных драматургах Эпихарм, Аристофан, Эвполид, Эсхил, Еврипид, Софокл и др тематике их трудов, актерах. В результате неудачной войны афинян с их союзниками ослабление Греции стало еще более явным, и это стало последним шагом к окончательному политическому раздроблению страны, а вскоре Греция оказалась под властью нового претендента на гегемонию Македонии.

В этот период быстрое развитие получила философия, об этом автор долго и с упоением рассказывает.

Особо выделяя при этом несколько наиболее значимых философских деятелей Сократ, Платон, Аристотель.В эпоху эллинизма Греция вс-таки утратила окончательно независимость и стала подвластна Римской империи, для культурного развития страны эти политические перемены имели большое значение.

Город-государство превратился теперь в простую единицу местного самоуправления. Почти все крупные центры, где продолжала развиваться греческая культура, располагались отныне за пределами собственно Греции, в столицах новых, эллинистических царств. Выйдя за пределы полиса, греческая культура стала более открытой, впитала в себя новые, прежде всего восточные, элементы, становилась вс больше культурой космополитической, пишет учный.Тогда же, в III в. до н.э греки впервые соприкоснулись с миром римской цивилизации.

Во II в. до н.э. римские полководцы Луций Эмилий Павел и Тит Квинкций Фламинин, используя раздоры между греческими государствами и Македонией, выступили в роли освободителей Эллады от македонского господства, превратив затем е в римскую провинцию. Так были ликвидированы последние остатки политической независимости Греции, а на месте бывших эллинистических царств возникли обширные римские провинции.Началось активное взаимное проникновение культур древнегреческой и древнеримской цивилизаций. 2. ДРЕВНЕРИМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Вторая часть книги посвящена истории культуры древнеримской цивилизации, начиная с основания Рима и заканчивая распадом Римской империи на Восточную и Западную.

Как и в первой части, автор дат подробное описание природы и географического положения Апеннинского полуострова, племн, его населяющих например, этрусках, рассказывает о формировании римлян как нации.В книге ведется повествование о раннем периоде развития этой цивилизации, о захватнических войнах, проводимых этрусками на территории современной Италии, об основании городов и Рима в том числе.

Особенное внимание учный уделяет особенностям государственного строя, развитию общества и культуры Рима в эпоху царей, когда создавались предпосылки для будущего возвышения Римской империи в целом, созданию культурных ценностей в это время зарождение прозы, поэзии, общих религиозных воззрений и т.п Не оказывается опущенным и такое фундаментальное событие в истории всей древнеримской цивилизации, как установление республики, борьба патрициата и плебса в Риме, проводится анализ устройства государственной власти, сравнение роли плебеев и патрициев в управлении государством.

Пунические войны, ведущиеся Римом против Карфагена, и колонизация северных земель привели к тому, что римское государство стало определять политику в средиземноморском регионе Рим первая держава Средиземноморья, так назвал Куманецкий главу в своей книге, посвящнную этому периоду исторического развития древнеримской цивилизации. Именно в этот период и происходит зарождение римского театра Тит Ливий Андроник, Невий, Тит Макций Плавт и др происходит дальнейшее развитие литературы Порций Катон Старший, Катон, Энний, Публий Теренций Афр, Луций Акций и др Очень важно заметить, что уже в этот период на развитие римской культуры и искусства огромное влияние оказывала культура греческая, о чем автор не преминул упомянуть. Следующий период в развитии римской цивилизации эпоха гражданских войн, который стал, по мнению Куманецкого, переломным в развитии Римской империи и стал началом е заката хотя империя просуществовала еще почти полтысячи лет после этого.

Этому периоду учный уделяет максимум своего внимания, потому как именно в этот период переживали наибольший подъм и расцвет культура и искусство всей древнеримской цивилизации.

Именно к этому периоду относится творчество таких учных, философов, общественных деятелей, ораторов, полководцев, как братья Гракхи, Квинт Цецилий Метелл Македонский, Марк Эмилий Лепид, Луций Корнелий Сулла, Гай Юлий Цезарь, Публий Семпроний Азеллион, Публий Муций Сцевола, Луций Акций, Марк Лициний Красс, Гней Помпей, Марк Антоний, Октавиан Август, Марк Туллий Цицерон, Квинт Гортензий Гортал, Катон Младший, Тит Лукреций Кар и др. С сожалением отмечает учный повсеместное падение нравов, развитие ростовщичества, общую нестабильность политической ситуации, кризис семьи и другие негативные явления в обществе.

На периоде относительного благополучия эпохе принципата Куманецкий также останавливается довольно подробно, считая этот период времени относительно благополучным, но отмечая, что затишье было временным.

С некоторой натяжкой к этому времени можно применить поговорку, что в тихом омуте черти водятся, потому как наряду с официальным развитием культуры и искусства вс большее распространение получали египетские культы, магия, астрология ведьмы, чародеи, составители гороскопов, толкователи вавилонских чисел по-прежнему оставались живописным элементом римского общества, писал Гораций.

Эпоха принципата внесла большой вклад в развитие архитектуры, живописи, о чм Куманецкий повествует в своей книге.Начиная с первых веков новой эры, начался закат древнеримской цивилизации, вызванный множеством причин, коим автор дат полное и подробное объяснение, опять же уделяя при этом много внимания культурному развитию этого периода например, прослеживает смену язычества христианством, ведь история культуры главное, о чм пишет профессор К. Куманецкий в книге.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОДЫ. Профессору Казимежу Куманецкому удалось написать книгу, в которой доступно, ясным языком описана в целом культура Древней Греции и Древнего Рима, двух, можно сказать, главных цивилизаций античного мира. Конечно, в одной книге невозможно собрать весь фактический материал, провести полный анализ всех произошедших событий и дать их объективную оценку, но автор и не ставил перед собой такой цели. Главное для него было дать общее представление о поразительно высокой культуре античного мира, рассказать читателю об основных, определяющих событиях в жизни того или иного народа, той или другой цивилизации.

При всм этом разнообразии повествования автор наибольшее внимание уделяет тому, ради чего, собственно, и была написана книга истории культуры.К числу недостатков можно отнести малое количество цитат, а многие писатели были удостоены лишь беглого упоминания, но в то же время к числу позитивных моментов можно отнести то, что учный сумел оценить и тех, кто почти не известен широкому кругу публики. Приводя сотни имн, профессор не ограничился простым перечислением, а каждому упоминаемому человеку уделяет хотя бы несколько строк.

Другое и очень важное достоинство книги широкое понимание культуры.Помимо традиционных сфер философия, науки, живопись, литература, скульптура, архитектура, он рассматривает и пограничные области религия, законы, социальные и общественно-политические отношения, быт населения.

Исторической подоплекой развития культуры являются описываемые к книге войны, политические столкновения, реформы, мятежи, взаимное проникновение различных национальных культур.К числу минусов, на мой взгляд, можно отнести недостаточно полное описание взаимодействия двух культур греческой и римской, а также влияние на них культур других стран и государств, например, восточных или Египта жаль, что цивилизации описываются слишком параллельно, лишь изредка появляются связующие нити например, при рассказе о влиянии греческой культуры на римскую, хотя, с другой стороны, это можно рассматривать как желание автора заставить читателей думать и самим проводить логические цепочки между событиями в разных странах, видеть зависимость одних событий от других и т.п. В целом же книга К. Куманецкого может стать при желании очень хорошим и довольно полным источником знания о культуре античных цивилизаций, при всм свом обилии фактического материала доступной для понимания.

– Конец работы –

Используемые теги: обзор, книги, Куманецкого, История, культуры, древ, Греции, Рима0.101

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Обзор книги К. Куманецкого "История культуры Древней Греции и Рима"

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

история древней греции и рима
Минойская эра В настоящее время считается, что история Древней Греции начинается примерно на рубеже ІІІ тыс. до н. э. когда на ее территории… На рубеже ІІІ – ІІ тыс. до н. э. на островах появляются настоящие города, с… Этому во многом способствовал занимающий центральную часть дворца большой прямоугольный двор, с которым были связаны…

История театра древней Греции, Рима и средневековья
Дионис (или Вакх) считался богом творческих сил природы;поз- днее он стал богом виноделия,а потом богом поэзии и театра.Симво- лами Диониса служили… На праздниках,посвященных Дионису,распевали не только торжес- твенные,но и… Сатировская драма представлялась средним жанром.Веселый игровой характер и счастливый конец определили ее место на…

Воспитание в Древней Греции и Древнем Риме
Только здоровые дети при рождении получали право на жизнь. Образование в Спарте было привилегией рабовладельцев.С семи лет мальчики-спартиаты,… К примеру, мальчики-спартиаты носили легкую, одинаковую зимой и летом одежду,… Граждане, занимавшие государственные посты, вели с воспитанниками беседы на политические, общественные и моральные…

История театра древней Греции, Рима и средневековья
Дионис или Вакх считался богом творческих сил природыпоз- днее он стал богом виноделия,а потом богом поэзии и театра.Симво- лами Диониса служили… На праздниках,посвященных Дионису,распевали не только торжес- твенные,но и… Сатировская драма представлялась средним жанром.Веселый игровой характер и счастливый конец определили ее место на…

Эпистемология культуры: история и философия наук о культуре
Ю В Ларин... Эпистемология культуры история и философия наук о культуре...

Культура Древнего Рима: развитие правовой культуры
На сайте allrefs.net читайте: Культура Древнего Рима: развитие правовой культуры.

Культура Древней Греции
Б . ГРЕЦИЯ В IV В. ДО Н. Э. 1 . Философия. а . Платон, Аристотель. б . Учение киников. 2 . Историки Греции IV в. 3 . Риторика. 4 . Ораторское… ЗАКЛЮЧЕНИЕ 0 , ,1988 , 1 1 1992 , I-III 2 ,1984 3 1993 4 1947 5 1972, 68 6… VIII-VI VIII-VVIII VIII IX ? VIII ktema eis aei N.5 VII ? VI N.4, c.68 9 VII-VI VI VII VI N.1, 1, c.77-78 VII-VI VI…

Духовная и художественная культура Древней Греции
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ВСТУПЛЕНИЕ Можно считать неоспоримо доказанным, что классовое общество и государство, а вместе с ним и цивилизация… Вначале мы расскажем о культуре первой эпохи. I. КУЛЬТУРА ЭЛЛАДЫ В XXX-XIIВВ. Самобытная и многогранная раннегреческая культура сформировалась в 3000-1200гг.…

Духовная и художественная культура Древней Греции
Наиболее наглядно перемены в греческой духовной культуре проявляются в отношениях дионисийского и аполлонического начал.Этот вопрос был детально… Этот мир, в принципе непонятный для человека и хаотический, законом в нем… Именно подобного выхода за рамки собственной ограниченности и трепета перед магией мира добивались греки во время…

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Основные понятия теории и методики физической культуры
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ... ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

0.045
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Культура и искусство Древней Греции I. ГРЕЧЕСКАЯ КЛАССИКАГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В V ВЕКЕ. ВСТУПЛЕНИЕ Как и в других областях жизни, в культуре V в. до н.э. наблюдается сочетание… Рождение нового отнюдь не означало гибели старого. Как в городах строительство новых храмов весьма редко сопровождалось разрушением старых, так и в других сферах…
  • Культура Древней Греции (XXX-IV вв.) IV бп зм вал а п а вп гмвгал, б дбд, а ваб бгббв . нв ап л б л б л бвл дбдб ббвл - в абввп. в 426-347я. а вг абва взбг аг д е. дбдб п жжп бм вб ав… IV лз а бб ва вбп ап бб, а ае бгббвг н . аеввга . вм, зв б бб л вм ба вбм гв м… XXX-XII . б аж аи бл гвм нзб, взб ге а вп. л ва бва е а ва гвбп вбл абв а бв , б и ап бв бва л гбп п ае в алвй а ббг…
  • Культура древней Греции Античная Греция, словно живой парадокс, служит как бы наглядным примером того, насколько сложно познание цивилизации, ее история показывает вместе с… Это были три пленника, юноши необыкновенной красоты, в великолепных одеждах,… Можно бы привести немало фактов подобного рода. Их не следует рассматривать как случайные пережитки предшествующего…
  • Культура и архитектура Древней Греции Древний греческий театр состоял из трех основных частей орхестры, скены и театрона. Древнейшее театральное здание в Греции - театр Диониса в Афинах… С 5 века до нашей эры. В Греции существовали представления, во время которых… В южной Италии и Сицилии в 4-3вв. до н. Э. Исполнялись Флиаки - небольшие комедийные сценки, отличавшиеся от мима…
  • История мировых религий: конспект лекций История мировых религий. Конспект лекций ЛЕКЦИЯ № 1. Религия как феномен культуры Классификация религий История мировых религий конспект лекций... С Ф Панкин...