Афинский Акрополь

Акрополь- греч.akropolis, от akros верхний и polis город ,возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, крепость, убежище наслучай войны. На Акрополе обычно строили храмы в честь божеств-покровителейданного города. Наиболее знаменит Акрополь в Афинах.Его постройки изысканны по пропорциями гармонично связаны с пейзажем.Этот ансамбль, созданный под общимруководством Фидия, состоит из парадного входа Пропилей 437 432 до н.э архитектор Мнесикл , храма Афины Нике 449 420 до н.э архитектор Калликрат ,главного храм Акрополя и Афин Парфенона 447 438 до н.э архитекторы Иктин иКалликрат , храма Эрехтейон 421 406 до н.э. .АКРОПОЛЬ в Афинах, укрепленная часть древних Афин, гденаходились главные святыни города, знаменит своими культовыми постройкамиклассического периода.

История создания Афинский Акрополь, представляющийсобой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной ок. 300 м в длину и 170 мв ширину , место древнейшего поселения в Аттике.В микенский период 15-13 вв.до н. э. являлся укрепленной царской резиденцией.

В 7-6 вв. до н. э. наАкрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате 560-527 наместе царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон т. е. храмдлиною в сто шагов сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявленфундамент . В 480 во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушеныперсами.Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнанияврагов из Эллады.В 447 по инициативе Перикла на Акрополеначалось новое строительство руководство всеми работами было порученознаменитому скульптору Фидию,который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основувсего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.Пропилеи и храм Ники Аптерос Священная дорога, по которой от агоры к храмубогини-покровительницы двигалась во время главного праздника Великих панафиней процессияафинян, ведет к Пропилеям,имеющим 5 проходов и в древности фланкированным двумя конными статуями Диоскуров.В левом, выступающем их крыле, располагалась Пинакотека собрание картин-пинак,принесенных в дар богине Афине , в правом находилось хранилище рукописей ипомещение для привратника и сторожей.

Справа от Пропилей на пиргосе выступеукрепленной скалы стоит маленький, легкий и изящный храм ионического ордера,освященный Афине-Нике, известный как храм Ники Аптерос Бескрылой Победы 443-420, архитектор Калликрат . ЭрехтейонПосле того, как участники процессиипроходили Пропилеи и вступали на священную территорию, перед ними открываласьпанорама центральной части комплекса.

На первом плане, чуть левее дороги,возвышалась колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос Воительницы , отлитаяФидием.

За ней вдали виден был Эрехтейон архитектор неизвестен , храм Афины и Посейдона на месте спора этих богов заобладание Аттикой.Храм имеет уникальный в греческой архитектуре асимметричныйплан три его портика расположены на разных уровнях с западной стороны портик,ведущий в храм Афины Полиады Городской , с северной вход в святилищеПосейдона-Эрехтея, у южной стены храма знаменитый портик кариатид все зданиеопоясывал фриз с накладными белыми фигурами не сохранился . В Эрехтейоне,самом старом святилище Афин, находился священный ксоан Афины деревяннаястатуя , по преданию упавший с неба, алтари Гефеста и героя Бута, могила легендарногоафинского царя Кекропа, с запада примыкало святилище аттической богини росыПандросы.

Во дворе Эрехтейона росла священная олива,подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцемПосейдон.

Парфенон Легкостью форм, особой изысканностьюдекоративной отделки и усложненностью композиции небольшой по размерамЭрехтейон контрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальнымПарфеноном храм Афины-Девы 69,5 м в длину и 30,9 м в ширину, высота колонн10,5 м 447 освящен в 438 архитектор Иктин при участии Калликрата ,представляющим собой дорический периптер.Зданиевоспринимается от Пропилей в три четверти зрители видели не один из егофасадов, а весь объем сооружения, получали представление о его облике в целом ипрежде, чем увидеть главный, восточный фасад, должны были обойти храм снаружи.В самом храме, в наосе, стоялахрисоэлефантинная статуя Афины Парфенос Девы работы Фидия, в опистодомехранились священные деньги богини и казна Афинского морского союза.

Вофронтонах располагались скульптурные группы, изображавшие наиболее значимые вкульте Афины события ее рождение и спор с морским богом Посейдоном за обладаниеАттикой.

Рельефы метоппо периметру здания изображали сцены мифологических сражений. Архитектурныедетали, скульптура и рельефы были ярко раскрашены.План и ордерное решениеПарфенона также отличаются от традиционных рядом особенностей перед наосом былзал девичий чертог парфенон, давший название всему храму , по стене наоса шелионический фриз с изображением Панафинейского шествия.Перед Парфеноном, по правую сторонуот Пропилей, располагались также святилища Артемиды Бравронии и Афины Эрганы Ремесленной , хранилище оружия и священных доспехов Халкотека 450 . Открытуюплощадь Акрополя занимали многочисленные алтари и дары богам статуи, стелы.К северо-западному склону Акрополяпримыкали храм и театр Диониса 6 в. до н. э. перестроен в 326 , Одеон Перикла крытое круглое здание для музыкальных состязаний 2-я пол. 5 в. до н. э. ,театр Герода Аттика 2 в. н. э святилище Асклепия, Стоя Портик Эвмена.Ансамбль Акрополя Акрополь возвышается над всемиАфинами, его силуэт формирует силуэт города.

Поднимающийся над холмом Парфенонв древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламини Эгина подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копьяи шлема Афины-Воительницы.

В древности святилище было известно не только какзнаменитый культовый центр, но и как памятник великого искусства,подтверждающий славу Афин как школы Эллады и самого прекрасного города.Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции,гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей инеобычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурногоубранства делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческойархитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства.Акрополь в последующие эпохи В 5 в. Парфенон стал церковьюБогоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь.

Послезавоевания Греции турками в 15 в. храм превратили в мечеть, к которой пристроилиминареты, затем в арсенал Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм НикиАптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона.

В 1687 послепопадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральнуючасть храма Афины-Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптурыПарфенона несколько статуй были разбиты.В начале 19 в. англичанин лорд Элгинвыломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптурыфронтонов Парфенона, кариатиду из портика Эрехтейона.После провозглашения независимостиГреции в ходе реставрационных работ в основном в кон. 19 в. по возможностибыл восстановлен древний облик Акрополя ликвидирована вся поздняя застройка наего территории, заново выложен храм Ники Аптерос и т. п. Рельефы и скульптурыхрамов Акрополя находятся в Британском музее Лондон , в Лувре Париж и МузееАкрополя.

Остававшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее времякопиями.Литература Колобова К. М. Древний город Афины иего памятники. Л 1961.Соколов Г. И. Акрополь в Афинах.

М 1968.Павсаний. Описание Эллады. СПб 1996.