Авангардное искусство

АВАНГАРДНОЕ ИСКУССТВО.В системе эстетических ценностей культуры ХХ в ориентированных на новаторское понимание того, как следует писать и жить,необходимо различать два противоположных принципа модернизм и А. и. В отличиеот модернистского искусства, которое ориентируется на новаторство в областиформы и содержания, А. и. прежде всего строит системы новаторских ценностей вобласти прагматики.Авангардист не может, подобно модернисту, запереться вкабинете и писать в стол самый смысл его эстетической позиции в активном иагрессивном воздействии на публику.

Производить шок, скандал, эпатаж безэтого А. и. невозможно.Вот что пишет об этом русский филолог и семиотик М. И.Шапиро, обосновавший прагматическую концепцию А. и. в авангардномискусстве прагматика выходит на передний план. Главным становится действенностьискусства оно призвано поразить, растормошить, вызвать активную реакцию учеловека со стороны.При этом желательно, чтобы реакция была немедленной,мгновенной, исключающей долгое и сосредоточенное восприятие эстетической формыи содержания.

Нужно, чтобы реакция успевала возникнуть и закрепиться до ихглубокого постижения, чтобы она, насколько получится, этому постижениюпомешала, сделала его возможно более трудным.Непонимание, полное иличастичное, органически входит в замысел авангардиста и превращает адресата изсубъекта восприятия в объект, в эстетическую вещь, которой любуется ее создатель-художник здесь и ниже в цитатах выделения принадлежат М. И. Шапиру. .И далее Самое существенное в авангарде егонеобычность, броскость.

Но это меньше всего необычность формы и содержания ониважны лишь постольку, поскольку зачем влияет на что и как . Авангард прежде всего необычное прагматическое задание,непривычное поведение субъекта и объекта. Авангард не создал новой поэтики исвоей поэтики не имеет но зато он создал свою новую риторику неклассическую, неаристотелевскую систему средств воздействия на читателя, зрителя или слушателя.Эти средстваоснованы на нарушении прагматических правил в авангарде субъект иобъект творчества то и дело перестают выполнять свое прямое назначение.

Есликлассическая риторика это использование эстетических приемов вовнеэстетических целях, то новая риторика это создание квазиэстетическихобъектов и квазиэстетических ситуаций.Крайние точки зрения явления таковы либо неэстетический объект выступает в эстетической функции так, Марсель Дюшанвместо скульптуры установил на постаменте писсуар , либо эстетический объектвыступает в неэстетической функции так, Дмитрий Александрович Пригов хоронит вбумажных гробиках сотни своих стихов . Потому-то и действеннынесуществующие виртуальные эстетические объекты, что весь упор сделан навнеэстетическое воздействие поражает и ошарашивает публику уже самоеотсутствие искусства такова, к примеру, Поэма конца ВасилискаГнедова, весь текст которой состоит из заглавия и чистой страницы . Все дело вумелой организации быта достаточно нацепить вместо галстука морковку илинарисовать на щеке собачку .Говоря об искусстве ХХ в следует четко различать,когда это возможно, явления модернизма и А. и. Так, ясно, что наиболее явныминаправлениями А. и. ХХ в. являются футуризм, сюрреализм, дадаизм.

Наиболееявные направления модернизма постимпрессионизм, символизм, акмеизм.

Но, ужеговоря об ОБЭРИУ, трудно определить однозначно принадлежность этого направленияк модернизму или к А. и. Это было одно из сложнейших эстетических явлений ХХ в.Условно говоря, из двух лидеров обэриутов балагур и чудесник Даниил Хармстяготел к А. и а поэт-философ, авторитет бессмыслицы АлександрВведенский к модернизму.

В целом характерно, что когда обэриуты устроиливечер в своем театре Радикс , скандал у них не получился, за что ихупрекнул, выйдя на сцену, опытный скандалист Виктор БорисовичШкловский.По-видимому, в 1930-х гг. между А. и. и модернизмом наметиласьопределенная конвергенция, которая потом, после войны, отчетливо проявилась вискусстве постмодернизма, в котором и модернизм и А. и. играют свою роль.С точки зрения характерологии типичный модернист итипичный авангардист представляли собой совершенно различныехарактерологические радикалы.

Вот типичные модернисты сухопарый длинный Джойс,изнеженный Пруст маленький, худой, как будто навек испуганный, Франц Кафка длинные, худые Шостакович и Прокофьев сухой маленький Игорь Стравинский.Всеэто шизоиды-аутисты, замкнутые в своем эстетическом мире. Невозможно ихпредставить на площади или на эстраде эпатирующими публику.

У них для этого нетдаже внешних данных.А вот авангардисты.Агрессивный, с громовым голосом,атлет Маяковский, так же атлетически сложенный, съевший собаку наразличного рода скандалах Луис Бунюэль тоже, впрочем, фигура сложная вюности ярый авангардист, в старости представитель изысканногопостмодернизма самовлюбленный до паранойи и при этом рассчитывающий каждыйсвой шаг Сальвадор Дали. Для каждого из этих характеров два признака составляютих авангардистскую суть агрессивность и авторитарность.Лит. Шапир М.Что такое авангард? Даугава. 1990 Э 3.Модернистская и ававгардная личность как куль-турно-психологическийфеномен Русский авангард в кругуевропейскойкультуры М 1993.