рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Роль магии в первобытном обществе

Работа сделанна в 2004 году

Роль магии в первобытном обществе - Реферат, раздел Культура, - 2004 год - Высшая Административная Школа При Администрации С-Пб Реферат По Дисциплине Ку...

ВЫСШАЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ШКОЛА ПРИ АДМИНИСТРАЦИИ С-ПБ РЕФЕРАТ По дисциплине Культорология Тема Роль магии в культуре первобытного общества Выполнила студентка 1 курса гр.215 Бунчак Вероника Проверил Лохтина М.П. Санкт-Петербург 2004 г. РОЛЬ МАГИИ В КУЛЬТУРЕ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА ВВЕДЕНИЕ. Существуют различные определения магии. Однако все они неизменно отмечают одну ее особенность, а именно в ее основе всегда лежит вера в сверхъестественные силы и в способность человека с помощью этих сил контролировать окружающий мир. Магия от греч. mageia колдовство, волшебство - это обряды, связанные с верой в способность человека сверхъестественным путем воздействовать на людей, животных, явления природы, а также на воображаемых духов и богов.

Магическое действие, как правило, состоит из следующих основных элементов материальный предмет вещество, то есть инструмент словесное заклинание - просьба или требование, с которым обращаются к сверхъестественным силам определенные действия и движения без слов - обряд.

Время возникновения магии ученые относят к периоду первобытного общества, точнее - к эпохе каменного века. Имеются данные, что магические обряды и верования существовали уже у неандертальцев, живших 80-50 тысяч лет назад.Речь идет о захоронениях складах медвежьих костей в мустьерских пещерах Драхенлох Швейцария, Петерсхеле Германия, Регурду Франция, которые рассматриваются как свидетельства охотничьей магии пещерные медведи в то время были одним из главных объектов охоты людей.

Первобытные люди, считают некоторые ученые, сохраняя медвежьи черепа и кости, надеялись, что это даст возможность убитым животным вернуться к жизни и тем самым умножит число этих животных. У многих племен, сохранивших первобытный уклад жизни еще в конце ХIХ века и имевших аналогичные обряды захоронения костей и черепов убитых животных, этим обрядам давалось именно такое объяснение.Что касается обнаруженных в XIX - XX веках памятников верхнепалеолитического периода поздний каменный век - 40 - 10 тысяч лет тому назад, то они, и с этим согласны практически все ученые, свидетельствуют о наличии у первобытного человека уже развитых магических представлений и обрядов. В 1879 году в Пиренейских горах Испания была открыта глубокая пещера, названная Альтамирой.

На стенах и потолке этой пещеры рукой первобытного художника были изображены кабаны, зубры, олени и другие виды животных, на которых охотились люди того времени.В открытой вслед за Альтамирой уже во Франции пещере Мотеспан были обнаружены остатки трех скульптур, изображавших пещерных львов. На шее и груди одного льва были отчетливо видны следы от дротиков и копий, которые бросали первобытные люди в эту скульптуру.

Другие же две скульптуры были полностью разбиты в результате частого в них попадания.Наибольшей известностью среди подобных находок а на сегодняшний день их насчитывается более 100 пользуется открытая в 1940 году знаменитая пещера Ляско. Свою известность эта пещера получила из-за богатства и обилия найденных здесь рисунков первобытных людей. Большая часть этих рисунков, а некоторые из них отличаются поистине громадными размерами, прекрасно сохранилась до наших дней. Во всех залах пещеры, в переходах между ними на стене и потолке первобытный художник изобразил в различных позах тех животных, которых он видел вокруг себя оленей, медведей, кабанов и т.д. Все рисунки разноцветные использовались три краски - черная, желтая, красная.

На тела животных и рядом с ними были нанесены насечки, символизирующие полет дротика и ранение зверя. Многие рисунки носят следы от метания в них настоящих копий и дротиков.

Рисунков так много, что местами они наползают друг на друга.ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАГИИ Зачем первобытные люди рисовали животных, на которых они охотились, в столь неудобных, плохо освещенных, часто труднодоступных местах - пещерах, их отдаленных коридорах и проходах Зачем после окончания своей работы они не наслаждались ее лицезрением, а разрушали - метали в нее копья и дротики Ответить на эти вопросы помогают этнографические наблюдения за народами, еще в XIX - XX веках сохранившими первобытный уклад жизни.

Известно, что австралийские аборигены перед началом охоты исполняли специальный обряд рисовали на песке фигуру кенгуру и во время ритуального танца вонзали в изображенное животное свои боевые копья.При этом они полагали, что, попав в рисунок животного, попадут и в само животное во время охоты. Очевидно, так же полагал и первобытный человек.

Здесь можно привести слова К.Маркса о фетишизме Распаленная вожделением фантазия создает у фетишиста иллюзию, будто бесчувственная вещь может изменить свои свойственные свойства для того только, чтобы удовлетворить его прихоть. Аналогичная иллюзия создавалась и у первобытных участников магического ритуала, символизирующего смерть и убийство животного.Распаленная вожделением фантазия исполнителей ритуала превращала имитацию охоты в саму охоту, ритуально-магическое убийство животного в реальное убийство зверя.

Действительные корни первобытной веры в магию следует искать в материальных и общественных условиях их жизни. Первобытное состояние человечества иногда изображается полным блаженства, когда люди как баловни природы получали от нее в виде даров все необходимое для жизни.Но о трудностях первобытных людей, о суровых, подчас трагических условиях их жизни красноречиво говорят следующие цифры почти 50 неандертальцев не доживали до своего двадцатилетия.

У кроманьонца средняя продолжительность жизни не превышала 20 лет. В наиболее тяжелом положении оказывались женщины и дети 38 неандертальцев умирало, не достигнув и 11 лет, почти никто из женщин не доживал до 25 лет. У питекантропов и синантропов смертность была еще выше 68 синантропов не достигало и 14 лет. Эти данные были получены учеными при изучении костных останков первобытных людей.Высокий уровень смертности чаще всего был результатом частых голодовок, смертельных ранений в ходе охоты на крупных животных, что было закономерным и естественным в силу неразвитости первобытных производительных сил, бедности и слабости первобытной техники.

У людей той эпохи были лишь простейшие орудия труда, сделанные из камня, кости, дерева. Они были грубы и не могли обеспечить постоянные источники питания. Средства к существованию древнейшие люди добывали охотой, рыбной ловлей, собирательством.Однако первобытный охотник, несмотря на все свое умение и искусство, часто оставался без добычи, а рыболов без рыбы зверь исчезал из леса, рыба покидала реки. Растительную же пищу можно было добывать лишь в определенные месяцы года. Трудовая деятельность первобытных людей, все усилия наших далеких предков, имевшие своей целью обеспечить себя и своих близких средствами к существованию, нередко заканчивались безрезультатно.

Это вызывало у них состояние неуверенности в своих силах, неуверенности в будущем.Отсутствие реальных средств, гарантирующих надежные и постоянные результаты производственной деятельности, и явились основными причинами того, что человек каменного века обратился к поискам иррациональных средств практического воздействия на природу.

Подобными средствами и явились магические ритуалы и обряды. Так экономическая неразвитость, слабость первобытного человечества, выразившаяся в практическом бессилии человека перед природой, и явилась тем социальным фоном, на котором выросла вера в магию.Первобытные люди были убеждены, что посредством исполнения магических обрядов они вступают в контакт со сверхъестественной силой, могущей защитить их от стихий природы, от всех злых сил и существ, помочь в достижении той или иной практической цели, которую они не в состоянии достичь посредством реальных приемов и средств.

Конкретные формы колдовства создавались каждым родом, племенем, общиной самостоятельно, результатом чего явилось бесчисленное многообразие магических ритуалов и обрядов.Ученые описали и систематизировали буквально тысячи колдовских ритуалов и верований, бытовавших у разных народов в разные времена.

Исследователи открыли пещерные рисунки, называемые вонджина, у туземцев северо-западной Австралии. Чтобы был хороший дождь, хороший урожай, много скота. Для этого туземцы рисовали под вонджина то, что им было нужно. Отправляясь на поиски пищи, на охоту, люди первобытной общины не были уверены в успехе.Ведь не раз, даже подраненный, зверь убегал от них. Как обеспечить себе удачу Человек пытался внушить животному, что именно он ждет от него. Он перевоплощался в будущую добычу, надевал маску зверя, подражал его повадкам, поведению, которые знал превосходно.

Охотники собирались в потайном месте, наряжались, устраивали магические пляски, церемонии, настигая добычу и убивая ее. В нарисованный контур животного летели дротики, стрелы. Очевидно, без таких вот священнодействий племя не рисковало начинать охоту.Очевидно и другое весь обряд в мельчайших подробностях передавался следующему поколению как самое ценное достояние.

Так же как процедура охотничьего колдовства, из рода в род переходили амулеты и талисманы, различные предметы, будто бы обладающие необыкновенными силами воздействия на окружающий мир, способные приносить человеку удачу и здоровье. РАЗНОВИДНОСТЬ МАГИИ Существуют различные классификации магических обрядов и церемоний.Одной из наиболее полных типологий колдовских обрядов является классификация, разработанная крупным советским этнографом и религиоведом С. А. Токаревым в его известной работе Сущность и происхождение магии.

Он предложил различать магические ритуалы по степени сложности по направленности магического акта по технике действия по сфере применения по целям, которые данный ритуал преследует. В зависимости от общей направленности магического действа С. А. Токарев различает две группы магии агрессивные, или протрептические защитные, оборонительные, или профилактические.Если первые своей целью имеют перенесение тем или иным способом магической силы на объект, то вторые имеют обратную цель отстранить, отогнать вредные магические влияния, защититься от их действия.

В составе этих двух крупных магических направлений ученый выделяет типы магии, которые отличаются друг от друга по технике передачи магической силы или защиты от нее. Протрептическая магия.Здесь простейшим способом передачи магической силы будет непосредственный контакт, соприкосновение источника, носителя этой сверхъестественной силы с объектом, на который направлено колдовство.

При этом носитель магической силы бывает различным это и неодушевленный предмет амулет, талисман, и человек например, сам колдун и т. п. Характер контакта также может быть различным ношение амулета, принятие колдовского снадобья внутрь или обтирание им тела, прикосновение руки волшебника и т. д. Этот вид протрептической магии называется контактной магией.Более сложным с психологической точки зрения является так называемая инициальная начинательная, трансмиссионная, инцепционная магия.

Суть се остается, как и в предыдущем типе, той же магическое действие направлено на сам объект колдовства.Однако ввиду недосягаемости этого объекта, например вследствие дальности расстояния, производится только начало желаемого действия, а само же его окончание и появление ожидаемого результата возлагается на магическую силу. Так, австралийские колдуны имели специальный магический снаряд, посредством которого они практиковали этот тип колдовства.

Это была костяная палочка с заостренным концом. К ней привязывался шнурок, конец которого закапывался в землю. Саму же заостренную кость направляли в сторону врага с одновременным произнесением заклинания, полагая при этом, что острие кости высосет из тела жертвы кровь и та через шнурок уйдет в землю.В отличие от этих двух видов магии, в которых магическая сила действует непосредственно на объект колдовства хотя бы и находящийся на расстоянии, следующие два вида протрептической магии характеризуются тем, что в них действие сверхъестественной силы направляется не непосредственно на объект, а на его заместителя, и только через него на сам объект волшебства.

В качестве заместителя может быть какая-нибудь часть объекта колдовства отрезанные волосы, обрезки ногтей, испражнения, слюна и т. п. или же просто предмет, побывавший с ним в контакте остатки пищи, часть одежды, след ноги и т. п Этот тип магии называется парциальной контагиозной магией, основанной на вере, что часть замещает целое. В другом случае в качестве заместителя, посредством которого сверхъестественная сила будет действовать на объект, выступает подобие или изображение этого объекта.

У многих народов, колдуны изготовляли маленькие деревянные, глиняные, восковые и т. д. фигурки, изображавшие врагов, и пронзали их в сердце, голову стрелой полагая, что - то же самое постигнет и самих врагов.Часто фигурку заменяло изображение врага на песке, земле, над которым проделывалась такая же операция в нее втыкали стрелы в надежде поразить врага.

Эти обряды относятся к имитативной гомеопатической, симпатической, семимильной магии, основанной на вере, что подобное порождает подобное. Сюда включаются магические действия, состоящие в подражании тому действию, которое необходимо вызвать например, военные и охотничьи пляски, ряд обрядов вызывания дождя и т. п. В оборонительной профилактической магии С. А. Токарев выделяет два вида. Отгоняющая апотрепеическая магия.Ее суть сводится к желанию отогнать, отпугнуть враждебные силы и влияния.

Для этого носят амулеты, талисманы, обереги применяют различные жесты, звуки звон металла, стрельба, огонь, дым, магические круги и линии, плевки, дутье и т. д. Сюда же относятся действия, имеющие своей целью уклониться от контакта с враждебными силами, спрятаться от них ритуальное закрывание головы, лица, избежание нечистых мест и т. п Другой разновидностью профилактической магии являются обряды и ритуалы очищения от воображаемых злых влияний, проникших в тело человека, его жилище, скот и т. д. Очищения достигают разными приемами и способами посредством ритуального омовения, окуривания, поста, употребления снадобий, кровопускания и т. д. Эта магия зовется катартической.

Независимо от классификации по технике действия магических обрядов согласно которой устанавливается шесть основных типов магии, последние могут быть различаемы и по положительному или отрицательному характеру своих рецептов.Здесь выделяется магия положительная, которая предписывает, что необходимо делать чтобы получить желаемый результат, и магия отрицательная табу, которая указывает, чего нельзя делать, чтобы не получить нежелательные последствия и результаты.

Примером последней, в частности, является запрещение у эскимосов мальчикам играть в игры с веревочкой из боязни того, что, когда они станут взрослыми охотниками, их руки могут запутаться в веревке гарпуна.Что касается словесной вербальной магии заклинания, заговоры и т. д то, по мнению С. А. Токарева, она по сути своей не представляет самостоятельного типа магии, но является лишь словесным сопровождением совершаемого обряда.

Однако часто, особенно на поздних этапах развития магии, заговор начинает выступать как самостоятельная магическая сила, и в этом плане он составляет отдельный тип магии. В соответствии со сферой применения магии и целями, которые она преследует, выделяют целый ряд ее видов.Главным объектом внимания первобытных людей всегда было обеспечение средств к существованию.

Естественно, что и значительная часть колдовских обрядов и церемоний была связана именно с этой сферой человеческой деятельности. Более того, можно считать, что хозяйственная, промысловая магия является и исторически первичным видом колдовства, ибо магия возникает как иллюзорное средство преодоления практической слабости первобытного человека.Мы уже описали некоторые колдовские ритуалы, существовавшие у людей каменного века, имевшие своей целью обеспечить удачный исход охоты.

Аналогичные обряды этнографы нашли и у многих народов, еще в XIX веке ведших первобытный образ жизни. Один из таких обрядов у ительменов камчадалов описал русский путешественник С. П. Крашенинников. Этот обряд являлся частью осеннего промыслового праздника ительменов и состоял в том, что из съедобной травы и рыбы изготовлялась фигура кита, которая под звуки бубнов и барабанов была растерзана и съедена всеми участниками церемонии.Затем то же самое было сделано и со слепленной из сладкой травы фигурой волка, которую один из охотников застрелил из лука, а другие растерзали и съели.

Можно вспомнить и о пляске бизонов у североамериканских манданов ее участники, обряженные в шкуры бизонов и с оружием в руках, игравшие роль охотников и дичи, верили, что пляска привлечет стада бизонов под удары их копий и стрел. Пляска продолжалась многие часы, нередко сутки.С переходом к земледелию магические обряды исполняются, чтобы воздействовать на силы природы и добиться от земли хорошего урожая.

Меланезийцы Тробриандовых островов, например, чтобы клубни выращиваемых ими земледельческих культур таро и ямса были большими и крепкими, зарывали на своих огородах камни, напоминающие по форме эти клубни, предварительно их заговорив. Еще в прошлом веке русские крестьянки в момент посадки капустной рассады туго обвязывали голову платком, чтобы и кочаны получались тугими и упругими.Часто обряды имели своей целью передачу земле силы человеческого плодородия у многих народов мужчины и женщины во время полевых работ обнажались, исполняли эротические пляски, вступали на поле в половую связь.

Иногда главным содержанием земледельческой магии было ритуальное убийство людей. Так, у индейского племени пауни был такой обряд молодую обнаженную женщину ставили на пьедестал, вокруг которого находились вооруженные луками воины. В определенный момент все они вместе выпускали в девушку свои стрелы.После этого ее тело рубили на куски и зарывали их на поле, а кровью поливали посевы.

У одного из племен Западной Африки существовал аналогичный обряд ежегодно перед полевыми работами совершалось ритуальное убийство мужчины и женщины, после чего их тела закапывались на поле. Обряд совершался в надежде, что мужская и женская сила передастся земле и обеспечит ей плодородие. Страшным бедствием для земледельцев была засуха, наводнение и другие стихийные бедствия.Вот почему появились многочисленные магические обряды, имевшие своей целью влиять на погоду и составившие отдельный вид магии метеорологическую, или магию погоды.

Здесь наиболее распространенными являлись обряды вызывания дождя. Вот как вызывали дождь колдуны центрально-австралийского племени вонконгуру. Двое заклинателей дождя по очереди зачерпывали заколдованную воду в деревянное корыто и разбрызгивали ее в разные стороны, производя при этом пучками перьев шум и шорох, имитируя тем самым звук падающих капель дождя.Некоторые обряды метеорологической магии предназначены вызывать солнечный свет. Колдуны с острова Флорида, совершавшие этот обряд, привязывали листья и прутья определенной породы дерева к концу бамбукового шеста и держали его над огнем, раздувая его и произнося одновременно магическое заклинание, переходящее на огонь, а с него на листья.

Затем шест укреплялся на верхушке дерева, ветер должен был сдуть с него чары и унести их вдаль, ожидалось, что после этого засияет солнце.В силу неразвитости первобытной практики и идеологии, колдовские обряды сопровождали буквально каждый производственный процесс людей того времени, при этом магические верования тесно переплетались с верными наблюдениями над природой.

Отсюда, однако, не следует, что магические верования и ритуалы были тождественны знанию, выполняли роль конденсатора рациональных приемов производства, лечения и т. п как это утверждают некоторые исследователи.Подобную точку зрения отстаивает, например, английский историк культуры лорд Рэглан в своей работе Как возникла цивилизация, где пытается объяснить происхождение буквально всех предметов культуры потребностями религиозно-магического культа.

По его словам, изобретение плуга явилось результатом поклонения людей фаллосу, а переход людей к скотоводству вызван тем, что люди, поклонявшиеся Луне, обнаружили ее сходство с рогами тура и коровы.Подобные взгляды Рэглана и других ученых на происхождение земледелия и скотоводства, войны и государства, денег и обмена, искусства и науки из религиозных культов, по сути дела, ничем не отличаются от мифов, по которым Диана научила людей охоте, а Посейдон коневодству.

Субъектом любого магического действия является колдун профессионал или любитель. На самых ранних ступенях развития первобытного общества профессиональных колдунов еще не было. Магические обряды и ритуалы выполнялись любым из членов племени, чаще стариками, владевшими опытом исполнения необходимых церемоний.Впоследствии появились люди, которых считали наделенными особыми способностями, и, прежде всего, способностью общаться со сверхъестественным миром и его обитателями.

У разных народов их называли по-разному колдун, волхв, заклинатель, шаман и т. д. Но социальная функция в доклассовом обществе у них была одна магическая практика, своей целью имеющая обеспечить первобытной общине покровительство сверхъестественных сил и защитить от колдовских происков со стороны недружелюбных племен и злых духов.ЗАКЛЮЧЕНИЕ Во все времена и у всех народов магия была непременным атрибутом жизни, о чем свидетельствуют летописи, предания, легенды.

Она лежит в основании всех религий. Очевидно, что магия существует столько же, по меньшей мере, сколько существует человек. У людей, живших в древние времена, недостаток знаний и невозможность логически объяснить явления, происходящие возмещается чувственным восприятием.В связи с этим, богатое воображение, которому может позавидовать любой социальный человек нашего времени, рисовало невидимые образы, которым люди верили безоговорочно и посредствам самовнушения получали в итоге желаемый результат, к сожалению не всегда положительный.

В нашу эпоху научно-технического прогресса мы по-прежнему не в силах объяснить положительные результаты, например, нетрадиционной медицины. Мы ежедневно, не задумываясь о том, пользуемся сотнями маленьких магических обрядов постучать по дереву, плюнуть через плечо, не целоваться через порог, пожелать чихнувшему здоровья даже не подозревая о их магическом происхождении.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРА 1.Магический кристалл М Республика 1992г. 2.А. Ю. Григоренко Разноликая магия М Советская Россия 1987г. 3.Папюс Практическая магия М Renaissance 1991г. 4.И. И. Жерневская, Л. В. Шарманова Куда ведет аллея сфинксов, Лениздат, 1990г.

– Конец работы –

Используемые теги: Роль, магии, первобытном, обществе0.07

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Роль магии в первобытном обществе

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ПРИ ФЕОДАЛИЗМЕ ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ
А и Б Стругацкие Хромая судьба... Только установление истории открывает нам истину и обосновывает концепции... Д С Лихачев История мать истины...

Слухи и их роль в современном обществе
В связи с данной перестановкой, слухи не только не потеряли своей важности, но и приобрели новые функции. В своей работе я бы хотел рассказать о… Словарь» под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.Политиздат, 1990 г Иначе… Слух содержит информацию, которая принципиально умалчивается СМИ. Именно поэтому, став доступной, она легко будет…

Лекция №1 Тема: Философия: ее предмет, место и роль в жизни человека и общества 1. Понятие философии, история ее возникновения
Тема Философия ее предмет место и роль в жизни человека и общества... Понятие философии история ее возникновения... Функции философии...

Роль СМИ в формировании стиля жизни общества
Особенностью печатных средств массовой информации, а в частности иллюстрированных журналов, является то, что они претендуют на формирование стиля… Читатель просто должен перенимать проявляющиеся в текстах, рекламе,… В качестве объекта исследования выступает современный качественный журналы для мужчин. Предмет: публикации,…

Понятие права. Роль права в жизни государства и общества
В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять собой высший закон для государства. Однако практика далеко не всегда достигала таких высокий идеалов и обычно… То есть государство, подобно любому явлению, способно привносить в жизнедеятельность не только плюсы позитивные…

Роль СМИ в жизни общества
Общественное мнение, как правило, все-таки не происходит ниоткуда, и бывает кем-то если не сформировано, то направлено в нужное русло. Многие… Исходя из этих фактов тему, касающуюся роли Средств массовой информации (СМИ)… Интересно отметить, что многими исследователями в процессе работы над понятием СМИ и роли этого явления в общественной…

Сущность и роль телевидения в современном информационном обществе
США являются классической страной коммерческого телевидения. Телевидение здесь находится в частной собственности, государственное телевидение… Этот принцип диктует американскому телевидению ориентацию на зрительские… Развлекательные программы различных видов и жанров составляют до 70% эфирного времени; в основном это телесериалы и…

Образование и его роль в развитии общества
Для реализации этой деятельности в обществе сформирована система образовательных учреждений: средние школы, училища, техникумы, институты, академии,… В основном, это были религиозные деятели, священники, т.е. социальная группа,… В настоящее время в процессе обучения преобладают абстрактные дисциплины, так как члены современного общества должны…

ТЕМА 1,2. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО. ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ПРАВА
Правонарушение это противоправное виновное наказуемое общественно опасное деяние вменяемого лица причиняющее вред интересам государства... ПРИЗНАКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ... Деяние действия или бездействие...

понятие информации. Роль информации в современном обществе. информационное общество. предмет информатики.
Заметим, что при геометрической интерпретации в качестве числовых величин рассматриваются длины отрезков, т.е. модули чисел. Поэтому необходимо на… Видно, что треугольник разделился на два равных прямоугольных треугольника с… Задача 4. Одна из диагоналей параллелограмма является высотой. Найдите эту диагональ, если периметр параллелограмма…

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Тема 1. Философия, круг её проблем и роль в обществе Основной вопрос философии и различные варианты его решения... Под основными вопросами философии подразумевается те от реализации которых... Субстанциальный субстанция это основа сущность или сущее чувственно воспринимаемого мира это есть вопрос...
  • Роль мифа в формировании общества Где круга этого начало, где конец, Откуда мы пришли, куда уйдем отселе.Омар Хайям С древнейших времен человек устремлялся к первым началам и к… Причем, очевидно, здесь имеет место не только и не столько теоретический… Само слово миф имеет древнегреческое происхождение и означает именно предание, сказание.Европейским народам вплоть до…
  • Общественные организации: социальная сущность и роль в жизни общества На лето 1991 г. в Министерстве юстиции России было почти 700 заявок на регистрацию всех видов общественных формирований. Причем число их продолжает… Что характерно для этих движений? Во-первых, они выявили многообразие… Над ними перестала довлеть заданностъ, различные ограничения и официальные регламентации.Создана реальная возможность…
  • Рынок: сущность, функции, роль в жизни общества. Противоречия рынка Закон стоимости3. История возникновения обмена и рынка112. Сущность, функции и виды рынка. Понятие рыночной экономики142. 1. Сущность рынка2.… Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных… Длительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности, а практика…
  • Вопрос 1 Роль информации в современном обществе Двоичные цифры... В этой системе счисления числа записываются с помощью двух символов и... Произношение...