рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Культура

Культура - раздел Культура, 1 . Культура И Ее Цивилизационные Типы. 1 2 . Роль Культуры В Жизни Человека...

1 . КУЛЬТУРА И ЕЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ТИПЫ. 1 2 . РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА. 9 3 . ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР ЗАПАДА И ВОСТОКА 15 Список использованной литературы 24 0 . КУЛЬТУРА И ЕЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ТИПЫ Культура как социальное явление происхождение и развитие Материальная и духовная культура. КУЛЬТУРА И ЕЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ТИПЫ. Смена культур связана с изменениями в мировосприятии онтологии.Так переход от религиозной к цивилизованной культуре связан с переходом от крайнего реализма универсалий к психол. номинализму.

Цивилизованная научная и постнаучная культуры суть три типа продвинутых культур. Цивилизованная - обращена к индивиду ее гл. ценностью становится личностное мировосприятие. Реакции индивидов на мир уникальны. Уникальность - культурная ценность. Выдающийся индивид - единственный и он сам может обосновать собств. критерий оценок. Природная среда становится контролируемой по крайней мере отчасти. Общество хорошо организовано.А религией является атеизм.

Научная культура более всего ценит любознательность интерес к знанию. Постнаучная или рациональная культура есть развитие научной. Это культура будущего. Основанная на умеренном рационализме она уравняет науку философию религию и искусство. В ней удовлетворенность и наслаждение не менее важны чем знание а специализация индивида будет сочетаться с уникальностью интересов и целостностью личности. Ценными станут и абсолютные и относит истины.Осн. ценность - сам человек Совершенствование его невозможно без сочетания в нем двух аспектов узкой профессиональной специализации в отд. сфере деятельности и универсального интереса.

Сравнительные данные получаемые в результате исследования типов культур создают основу для конструирования широкой системы измерений. Указанные типы культур идеальны и абстрактны по сравнению с совр. культурой. Совр. культуры - это смешение разл. типов культур.Эти типы культур не могут быть представлены в хронологич. порядке поскольку их хронология может быть любой.

Их объединяют поиски во всех культурах реальных ценностей соответствующих представлениям человека на данном этапе развития и в данных реалиях. Культура как социальное явление происхождение и развитие.Это определяется самой широтой предмета культурологии по сравнению с предметами ост. гуманитарных наук едва ли не безграничного искусство и лит-pa естеств. и искусств языки разл. рода знаковые системы и модели филос. и истор. концепции теории методологические штудии - все это включается в представление о культуре независимо от того какая при этом имеется в виду истор. эпоха в рамках какой филос. или научной традиции трактуется понятие культуры к каким дефинициям прибегает в саморефлексии.

В любом случае культура - это и искусство и наука и философия а также религия мифология эзотерика бытовая повседневность полит доктрины житейское поведение людей и т.д. и т.п. до бесконечности.Фактически все с чем имеет дело человек с тех пор как он осознал себя человеком это культура это - освоенный человеком в той или иной мере им очеловеченный даже когда речь идет о самой жестокой подчас демонстративной бесчеловечности выработанной средствами культуры в тех или иных параметрах значимый для него ценностно-смысловой мир. Не само человеческое поведение бесконечно и непредсказуемо разнообразное но его исторически и национально опр. нормы идеалы типол. модели не сам по себе быт с его рутинными и неодухотворенными формами повседневного бытия но типол. модели повседневности образы бытийственности ценности человеч. обихода не политика как совокупность противоречивых действий классов и партий правительств и гос. учреждений отд. политиков и человеч. масс но виртуальная реальность полит топологии - вот что имеется в виду когда мы включаем в культуру явления относящиеся к социальной реальности нас интересует не реальность социума как таковая а его гуманитарное ценностно-смысловое измерение и истолкование.

В этом смысле нет существ различий напр. между лит-рой пушкинской эпохи и поведением декабриста в повседневной жизни изученным Лотманом между интеллигентским богоискательством в рус. культуре серебряного века и символистским пониманием революции как грядущего Возмездия и Искупления в творчестве Мережковского и Вяч. Иванова Блока и А. Белого между сталинской архитектурой и полит пирамидой тоталитарного общества и т.п во всех этих случаях мы имеем дело со смысловыми структурами принадлежащими культуре в данном случае не различающей в себе духовное и материальное начала а не той или иной социальной реальности в ее материальном воплощении.

И Г.к. изучает именно эти универсальные смысловые структуры преодолевая дисциплинарные барьеры и методол. ограничения.

В этом смысле Г.к. принципиально междисциплинарна и обобщенна представляя собой сознат. теоретико-методол. синтез разных конкретнонаучных гуманитарных дисциплин.

Разумеется не одна только Г.к. обладает междисциплинарным общенаучным статусом в совр. гуманитарном знании.

Вполне можно представить иную схему иерархии гуманитарных дисциплин в роли метазнания может выступать напр. история семиотика философия антропология и в этом случае все иные науки в т.ч. и культурология могут быть подчинены соответствующему дискурсу и выполнять частнонаучную функцию по отношению к той или иной метанауке.Так история культуры в системе истор. наук может выступать наряду с социальной и полит историей истор. антропологией методологией истории историей истор. науки археологией и археографией источниковедением и др. в т.ч. вспомогат. истор. дисциплинами.

В системе филос. знания философия культуры может сосуществовать с философией познания философия истории с историей философии философия природы с социальной философией и филос. антропологией. Материальная и духовная культура. КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ - одна из сторон общей культуры человечества противопоставляемая и корреспондируемая с культурой материальной.Если под материальной культурой понимается предметно-физич. Мир культуры средства труда жилище одежда обработанные руками человека природные вещества и объекты то в качестве К.д. выступают те явления которые связаны с сознанием с интеллектуальной а также с эмоционально-психол. деятельностью человека - язык обычаи и нравы верования знания искусство и т.п. Такое понимание К.д. пришло в отеч. практику из нем. литры в 0 0 в. Среди англ. и франц. эволюционистов того периода подобное деление на материальную и духовную культуру было также широко распространено.

Так Ташор в работе Первобытная культура в одних случаях перечисляет промышленную умственную полит. нравств. области культуры в других - более отчетливо подразделяет культуру на две части - материальную и умственную подразумевая под последней идеи обычаи мифы воззрения и верования.

Отеч. философы социальные аналитики в дореволюц. период а также в послереволюц. годы в зарубежном изгнании широко обращаются к понятию К.д. оно у них тесно соотнесено с духовной основой обществ бытия.

В работах рус. авторов к. 0 0 - пер. пол. 0 0 в. в последнем случае если они работали вне России термин К.д. переплетается с такими понятиями как духовная жизнь сфера духа духовное обновление и др. Во всех указанных понятиях сфера и сущность духовного связывается с объективной надиндивидуальной реальностью которая одновременно укоренена также в сердце человека открываясь ему через внутр. усилия и мистич. опыт. Это - реальность Добра Красоты Истины и в конечном итоге реальность Бога. Такое понимание природы духовного позволяет дифференцировать его не только на фоне материальных но и на фоне социальных аспектов культуры признавая вместе с тем что материальное и социальное выступают как бы внешним выражением и воплощением духовного.

Отеч. научно-филос. мысль советского периода демонстрирует несколько этапов освоения понятия К.д. На первых порах развития советской науки и философии акцент делался на преодолении идеалистич. характера явлений К.д. все многообразие которой сводилось при этом к таким областям обществ сознания и практики как образование просвещение искусство наука философия.

В понимании этих феноменов К.д. наиболее важным считалось преодоление гегелевского подхода к ним как к проявлениям абсолютного духа. Понятие К.д. долгий период оставалось в советской научно-филос. литературе под подозрением обращение к нему требовало непременного объяснения и оправдания его использования.Всякий раз необходимо было признать что К.д. рассматривается в качестве вторичного явления зависимого от материального бытия.

Именно материально-трудовая деятельность людей обусловливающая истор. развитие обществ человека признавалась основой всей человеч. культуры.В 0 0-0 0-е г.г. в рамках советской общественно-научной и филос. мысли акцент переносится на сложность многообразие проявлений и творч. потенциал К.д. В отеч. обществознании в ходе дискуссий активно переосмысляются такие понятия как сознание идеальное мышление психика культура происходят сдвиги в понимании ряда фундаментальных филос. категорий относящихся к сознанию.

Постепенно понятие К.д. получает все права гражданства в советской науке. Анализ позволяет раскрыть его сложное внутр. строение а сам феномен К.д. определить как явление развивающееся в рамках обществ группового а также индивидуального сознания. Наряду с исследованиями Кд. анализируются такие явления как духовные процессы духовные блага духовное производство духовная жизнь.Допускается что отд. феномены Кд. могут выполнять по отношению к материально-производственной деятельности опережающе-прогностическую функцию.

В целом К.д. выводится уже не столько непосредственно из материально-производств. деятельности сколько рассматривается как имманентная сторона общественно-производств. организма как функция общества в целом. Релит трактовка К.д. продолжает в этот период считаться узкой и недопустимой.Напротив понимание К.д. расширяется за счет привнесения в нее элементов политики идеологии.

Происходит сближение трактовки К.д. социалистич. общества с пониманием К.д. коммунизма. В качестве общих сближающих черт выступают такие признаки как народность коммунистич. идейность партийность коллективизм гуманизм интернационализм патриотизм обеспечение культурной преемственности и возможности духовного творчества и т.п. Советская социальная и гуманитарно-филос. мысль могла обращаться к рез-там исследований зап. авторов в осн. в критич. ключе.Только через критику отеч. аудитория имела возможность составить опр. далеко не полное представление в каком направлении шел анализ проблем обозначенных тематикой К.д. в зап. культурологии социальной и культурной антропологии.

Через подобное опосредствованное влияние зарубежной научной мысли в советских социальных науках психологии социологии педагогике теории пропаганды и др. разрабатывается понимание сложной структуры феноменов Кд. которые содержат разл. аспекты умственной и психол. деятельности человека.К этому периоду в рамках зарубежной мысли использование понятия Кд. сводится на нет. Здесь противопоставление понятий культура материальная и Кд. теряет свою остроту.

Признается что онтология культуры базируется на материальной социальной и ценностно-смысловой основе.Т.о. духовный аспект в зарубежной культурологии в социальной и культурной антропологии оказался репродуцированным к ценностно-смысловым информационно-познават. аспектам культуры в англояз. литературе он определяется как идеациональный аспект культуры от idea-идея мысль понятие образ. Этот аспект исследуется в разных направлениях и с разных познават. позиций - признания наличия объективированного знания научного объяснения с позиций мифол. религ или к л. иного типа ценностного сознания как установка на действие и т.п. Тот или иной смысл в культуре изучается в рамках анализа знаков и символов с позиций семиотич. или герменевтич. анализа.

Т.о. понятие Кд. или умственная культура в зап европ. знании 0 0 в. расчленилось на множество областей аспектов элементов умственно-волевой деятельности и эмоционально- психол. активности человека.

В наст время отеч. социальная и филос. аналитика продолжает широко обращаться к понятию К.д Однако содержание и смысловой объем этого понятия в некоторых важных аспектах продолжают оставаться такими какими они формировались в советский период.Хотя совр. авторы уже не связывают его понимание с политико-идеол. элементами а скорее склоняются к тому чтобы наделить Кд. нравственным а порой и религ содержанием это понятие остается в отеч. научной практике достаточно размытым оно заметно отличается от того что понимали под Кд. Франк Ильин Федотов Степун и др. аналитики рус. культуры дореволюц. и послереволюц. времени.

Напр. совр. аналитики включают в Кд. все формы и виды активности которые функционально связаны с развитием обществ сознания деятельность СМИ искусства образования и др. тогда как для отеч. аналитиков прошлого было бы невозможно отнести к К.д. многие явления массовой культуры порнографич. печатную продукцию атеистич. воспитание молодежи и т.п. Наконец в отеч. научной практике заметно выступает стремление добиться освоения аналитич. аппарата совр. зарубежной культурологии отказавшись в частности от использования Кд.и сходных с ним понятий как от устаревших или неточных.

В наст время ряд отеч. авторов даже в учебных материалах по культурологии не прибегают к понятию К.д. раскрывая ее тематизм посредством более эксплицитных понятий и аналитич. процедур образ мышления ментальность понимание идеалы и ценности установки и др КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ - воплощение материализованных человеч. потребностей.

Включает в себя все материальные артефакты и технологии созданные человеч. сообществами. В К.м. реализуется стремление человечества адаптироваться к биол. и социальным условиям жизни.Разнообразие человеч. потребностей отражается в сложной структуре К.м. от осн. орудий труда и средств существования орудий для ведения войны и защиты от агрессии до произведений искусства муз. инструментов предметов релит культа жилищ одежды и т.д. Каждый объект в составе К.м. представляет собой реализацию идеи или системы идей. 0 . РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА. Функции культуры - Освоение природы коммуникация и накопление хранение и передача социального опыта. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ - совокупность ролей которые выполняет культура по отношению к сообществу людей порождающих и использующих практикующих ее в своих интересах совокупность селектированных истор. опытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и последствиям способов технологий осуществления коллективной жизнедеятельности людей.

При этом все Ф.к. социальны т.е. обеспечивают именно коллективный характер жизнедеятельности людей а также определяют или корректируют почти все формы индивид активности человека в силу его связанности с социальным окружением.

Число такого рода Ф.к. весьма велико и они могут быть выстроены в иерархич. структуру от наиболее общих до сравнительно частных обеспечивающих Ф.к. более высокого уровня.

Наиболее общей и универсальной Ф.к. следует признать обеспечение социальной интеграции людей формирование оснований их устойчивого коллективного существования и деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей стимулирование повышения уровня их групповой консолидированности и эффективности взаимодействия накопление социального опыта по гарантированному социальному воспроизводству их коллективов как устойчивых сообществ.

Ко второму уровню рассматриваемой иерархии можно отнести Ф.к. обеспечивающие осн. формы интегрированного существования сообществ людей такие как организации людей в их совместной жизнедеятельности посредством их структурной дифференциации на разл. рода относительно самодостаточные группы социально-территориальные соседские общины племена этносы нации социально-функциональные производств. военные учебные и прочие коллективы специальности профессии проф. констелляции классы социально-бытовые семьи кланы социальные страты сословия коммуникативные по диалектам языкам языковым семьям религиозно-конфессиональные религиозные общины секты деноминации конфессии и т.п. регуляция процессов взаимодействия между людьми посредством истор. селекции нормирования и стандартизации наиболее удачных элементов социального опыта в этой области и реализации их в работе регулятивных механизмов конвенционального ценностные ориентации мораль нравственность обычаи этикет и пр. или институционального право политика идеология церемониал и т.п. свойства консолидация и самоидентификация людей в коллективе посредством выработки общих целей и идеалов их совместного существования групповых интересов и потребностей чувства солидарности личности с коллективом и защищенности им удовлетворенности действующими нормами и правилами совместного общежития и взаимодействия формирования системы образов групповой идентичности этнич. социальных конфессиональных гос. и иных маркеров и оснований личной самоидентификации человека в коллективе и самоотождествления с ним заинтересованности членов коллектива в его социальном воспроизводстве как процессе отвечающем их индивид и групповым интересам.

Третий уровень - Ф.к. обеспечивающие осн. средства совместной жизнедеятельности людей. К ним можно отнести культуру демогр. и социального воспроизводства членов сообщества функционирующую посредством выработки норм сексуальных отношений брачно-семейных и родств. обязательств норм соседского общежития стандартов физич. развития индивида и охраны его репродуктивных возможностей а также системы форм и средств целенаправленной межпоколенной трансляции социального опыта воспитание просвещение образование традиции обряды и ритуалы и пр. выработки норм и стандартов социализации и инкулътурации личности ее социальной и культурной адекватности обществу проживания стимулирования ее заинтересованности в приемлемых для общества формах социальной самореализации в т.ч. в творч. и инновативной деятельности в превращении индивида из продукта и потребителя культуры в ее производителя культуру адаптации сообщества к природным и историч. условиям его обитания реализуемую посредством накопления опыта и воплощения его в нормах правилах и формах непосредств. жизнеобеспечения прежде всего в обеспечении продовольствием теплом жильем в методах и традициях охраны здоровья и межличностной взаимопомощи людей обеспечении коллективной безопасности сообщества оборона и индивид безопасности членов сообщества их имущества и легитимных прав интересов правоохранит. система культуру развития искусственной материально-пространств. среды обитания сообщества и обеспечения его членов социальными благами выраженную в формировании принципов норм правил и стандартов построения территориальной инфраструктуры зоны проживания населенных пунктов и их внутр. структуры транспортных коммуникаций размещения наиболее важных производств и иных функциональных зон и пр. развития системы энергообеспечения и производства средств производства инструментария обеспечения производства и распределения товаров потребления и услуг и т.п. культуру собственности власти и социальной престижности связанную с развитием приемлемых для сообщества технологий и форм властно-собственнических претензий и отношений способах обретения богатства формированием иерархии социальных статусов порядка статусного роста и его символич. маркировки титулатура регалии престижные образцы одежды украшений обстановки быта стилистики поведения этикета и пр. культуру социального патронажа проявляющуюся в традициях оказания материальной и иной поддержки людям оказавшимся в ситуации неконкурентоспособности по возрасту увечью врожденным физич. недостаткам пострадавшим от войны или стихийного бедствия и т.п. благотворительности милосердия помощи терпящим бедствие идеологии гуманизма и абсолютизации ценности человеч. жизни мифологии социальной справедливости уравниловки патронажа коллектива над личностью и т.п. культуру познания и мировоззрения накопления и кумуляции социально значимых знаний представлений и опыта рациональных наука и обыденные рац. наблюдения иррациональных религия мистика эзотерика суеверия логико-метафизич. философия здравый смысл народная мудрость образных искусство метафоричность мышления и суждений игровые формы поведения и пр. культуру коммуницирования и обмена информацией и социальным опытом между людьми реализуемую в виде процессов символизации объектов и явлений формирование обозначающих понятий слов знаков символов и пр. сложение языков обмена информацией естеств. устных и письм. вербальных невербальных языков жестов и телесной пластики символич. и церемониальных действий искусств специализир. языков служебных и технич. символов - математич. естественнонауч. компьютерных топографич. чертежных нотных и пр. разнообразных систем указат. знаков звуковых сигналов знаков различия функциональной атрибутики языков цифрового графич. и звукового кодирования объектов и продуктов и т.п. сложение систем фиксации информации в графич. звуковой видовой и иной техн. форме ее тиражирования и трансляции синхронной и диахронной непосредств. и дистантной механич. и электронными средствами и т.п. а также институтов занимающихся накоплением сохранением и обеспечением доступа к социально значимой информации архивы библиотеки музеи хранилища информ. банки данных картотеки и пр. культуру физич. и психич. реабилитации и релаксации человека включающую принятые в сообществе нормы и формы охраны здоровья и личной гигиены традиции кулинарии социальные нормы отдыха системы выходных отпусков освобождения от активной деятельности по возрасту и состоянию здоровья традиции физич. культуры и спорта оздоровит и культурно-просветит. туризма и иных форм активного отдыха традиции общенац. и народных праздников карнавалов массовых гуляний разнообр. формы развлекат. игрового и интеллект досуга систему институтов организованного досуга и т.п. Следует подчеркнуть что во всех рассматриваемых случаях Ф.к. речь идет не о практич. технологиях по достижению утилитарного результата созданию продукта потребления а о социальных нормах регулирующих допустимость и предпочтительность тех или иных способов осуществления этой деятельности.

Четвертый и последующие уровни Ф.к. связаны уже с дифференциацией культуры на спепиализир. функциональные сегменты экон. культура военная культура культура торговли религиозная культура педагогическая культура и т.д. и системы критериев качества осуществления тех или иных социальных функций культура труда и потребления культура быта культура языка культура научного мышления культура худож. творчества и пр В обоих случаях здесь имеется в виду прежде всего уровень соответствия применяемых технологий а отсюда и качеств параметры результатов в той или иной сфере жизнедеятельности общепринятым технол. нормам в соответствующей сфере которые сложились в процессе истор. селекции такого рода технологий по признакам их приемлемости и допустимости с т. зр. социальной цены и долговременных социальных последствий критерий утилитарной эффективности в данном случае менее значим и закрепились в ценностных комплексах специфич. свойства называемых обычно проф. культурой и культурой образа жизни.

Т.о. во всем многообразии Ф.к. можно выделить такие профильные направления как социально-интегративное организационно-регулятивно-нормативное познавательно-коммуникативное рекреационное и оценочное. 0 . ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР ЗАПАДА И ВОСТОКА - Россия как специфический тип культуры.

ЗАПАД И ВОСТОК парадигматика - условная смысловая конструкция выработанная культурологической мыслью человечества для первичной типологии мировой культуры. 0 . и В парная категория выражающая дихотомию поляризованного целого всемирной культуры поэтому она одновременно характеризует и амбивалентное единство культуры человечества в пределе складывающееся из 0 . и В. и разделенность на принципиально отличные друг от друга а во многом и противоположные модели культурной идентичности. 0 . и В. взаимно полагают друг друга и в то же время взаимоисключают они воплощают собой дополнительность и антиномичность полярных начал диалектику единства и множественности культуры как сложного целого. 0 . и В. невозможно представить без заданной или хотя бы подразумеваемой противоположности если опр. культурный текст характеризуется как Запад или его органич. часть то в качестве его эпистемологич. контекста всегда выступает Восток и наоборот.

Даже намеренно абстрагируясь от дихотомии 0 . и В. субъект той или иной культуры стремясь определить ее место или отд. ее феномена среди иных культурных образований - типологически родственных или контрастных - всегда имеет в виду некую систему пространственных координат т.е. опр. ценностно-смысловую топологию. 0 . и В. в своей содержат соотнесенности и представляют собой простейший и универсальный случай культурной топологии два разных топоса образующих в паре смысловое напряжение и в то же время органич. смысловую связь.

К такому универсуму апеллировал напр. поздний Гте создавая свой Западно-вост. диван аналогичную роль играют вост. мотивы в творчестве зап европ. романтиков.

В 0 0 в. число примеров более или менее органичных совмещений зап. и вост. дискурсов в рамках одной худож. или филос. картины мира можно умножить многократно Н. Гумилев В. Хлебников Г. Малер И. Стравинский П. Кузнецов О. Шпенглер П. Гоген А. Матисс А. Арго А. Камю Т. Манн Г. Гессе КГ Юнг А. Швейцер Дж.Д. Сэлинджер И. Бродский и др Связь 0 . и В. их явная или демонстративная парная сопряженность символизирует единство мира глобальный универсум терр. или смысловое всеединство мировых сил природных стихий разных народов и стран.

Именно к такому универсуму апеллируют все мировые религии наиболее общие и универсальные филос. системы.

Не случайно почти все империи обращались к парадигматике 0 . и В. Др. Китай эллинистич.

Греция Рим. империя Византия кочевая империя Чингисхана Россия и СССР и др Характерна преемственность имперского герба грех Римов-двухглавого орла как раз и означающего соединенность и неразрывность 0 . и В. а также всеохватность власти обнимающей безграничное пространство а значит в принципе неограниченной абсолютной вселенской.

Пространственная саморефлексия любой культуры или ее относительно завершенного фрагмента в той или иной мере связана с геогр. ориентацией и исторически обусловленными представлениями о дуальной бинарной организации и смысловом членении мирового пространства ведущими свое происхождение из мифол. моделей мира. Дихотомия 0 В. оказалась в этом отношении наиболее устойчивой практически во всех культурах что связано с космогонич. мотивами этой антиномии восход и закат солнца других светил символика рождения и умирания всего живого цикличность и круговорот всех природных и космич. процессов свидетельствующие о глубинной взаимосвязи 0 . и В. их скрытой диалектике.

Нередко в культурах разных народов Восток символизирует начало жизни истории сотворения мира природного или космич. цикла и т.п. весну возрождение и обновление воскресение спасение наступление грядущего ср. свет с Востока.

Соответственно Запад ассоциировался с концом жизни истории творения осенью зрелостью и завершенностью достижений любого рода подведением итогов.

В большинстве мифологий мира самим по себе смысловым полюсам 0 . и В. не отдается предпочтение - их противоположности снимаются в мифол. центре мира. Так напр. в греч. мифологии дельфийский Омфалос камень упавший с неба букв перевод с греч пуп является местом над которым встретились два орла пущенные Зевсом с 0 . и В. для определения центра мира. Появляющаяся время от времени в истории мировой культуры другая геогр. антиномия Север - Юг имела временный или локальный характер не претендуя на универсальность всеобщность и всемирность.

Так для античности Север ассоциировался с варварством для рус. культуры 0 0 -0 0 в.в. Север в лице Сев. Пальмиры-Петербурга являл собой рус. вариант зап европ. цивилизации противостоящий дикому Югу непокоренный Кавказ Ср. Азия опасные соседи Турция и Персия загадочный и далекий Китай для колонизуемых народов Азии Африки и Лат. Америки богатый Северсимволизировал в 0 0 в. агрессивность европ. и сев амер. империализма по отношению к бедному Югу и т.д. Как правило противопоставление Севера и Юга приходило на смену антиномии 0 . и В. тогда когда дихотомия 0 . и В. казалась недостаточной или неактуальной зап. и вост. части Рим. империи были едины в своем противостоянии кочевническому Северу послепетровская Россия мыслила себя именно Западом но более северным Лат. Америка была по сравнению с Азией и Африкой Западом но боролась с засилием сев. империализма США и т.д В отличие от социальной дихотомии Севера и Юга смысловая пара 0 В. носила ярко выраженный характер социокультурной и цивилизационной дилеммы или -или. В кульминационный период формирования колониальных систем на рубеже 0 0 -0 0 в.в. когда противоречия В. и 0 . приняли особенно жесткий непримиримый характер знаменитый англ. писатель Киплинг сформулировал свой категорич. императив Запад есть Запад Восток есть Восток и им не сойтись никогда.

Действительно сопоставление культур 0 . и В. особенно впечатляющее в свете исследований зап. и вост. религий осуществленных М. Вебером выявило почти необозримый ряд смысловых антиномий.

Если Запад - демократия свобода равенство то Восток - деспотизм если Запад - аскеза то Восток - мистика Запад - научное знание рациональность Восток - интуиция вживание в мир Запад-динамизм развитие Восток-неподвижность стабильность Запад-модернизация инновативность Восток - традиционность ритуал Запад - логос Восток - дао Запад - индивидуализм личность Восток - коллективизм государство Запад - активное технико-технологическое преобразование мира Восток - достижение гармонии с естественно-природной средой обитания и медитация Запад - капитализм буржуазность Восток - коммунизм бесклассовое общество Запад - рынок Восток - базар и т.д. Примеры глубокой дифференциации систем ценностей 0 . и В. можно продолжать и продолжать.

Т.о. 0 . и В это разл. социокультурные парадигмы на протяжении веков и тысячелетий сосуществующие между собой борющиеся друг с другом взаимодействующие и влияющие - прямо и косвенно - одна на другую но в процессе истор. противостояния постоянно изменявшего свои формы и их смысловое соотношение так и не преодолевшие семантич. параллелизма взаимной непереводимости символич. противостояния полит. филос. релит. худож. и т.п. оппозиции.

Как бы далеко ни отстояли друг от друга культурно-смысловые системы 0 . и В. они остаются связанными между собой по крайней мере совокупностью различит принципов или набором критериев и принципов согласно которым В. и 0 . оказываются сопоставимыми между собой в т.ч. и как антиномич. пары. Как бы тесно ни сближались между собою 0 . и В всегда найдутся ценности и нормы взаимоисключающие предельно поляризующие семантич. поля В. и 0 . Даже применительно к одному культурно-целостному объекту наблюдения или научного изучения можно говорить об амбивалентности представленных в нем зап. и вост. начал.

Проблема соотношения 0 . и В. усложняется если учесть истор. изменчивость культурно-смысловых границ между тем и другим.

Сев. Африка в эллинистич. период представляла собой несомненную часть Запада - преемника античной культуры и колыбели христианства родина Августина однако после завоевания арабами стала неотъемлемой частью мусульманского Востока.

Присоединение к России Закавказья превратило эти сугубо вост. по менталитету и культуре территории в европеизируемый Запад. Можно сказать что истор. динамика культур 0 . и В. никак не затрагивает содержания 0 . и В. как элементов объединяющей их смысловой конструкции условная система координат мировой культуры ее феноменология остаются неизменными при бесконечной изменчивости и текучести охватываемых ею конкр. феноменальных форм. Это означает что дихотомия 0 В. является необходимым компонентом любой культурной рефлексии и кулыуро-логич. знания как такового ограждающим человеческое познание от неправомерной унификации разл. не сводимых друг к другу культур в единую всемирную культуру равно как и от соблазна представить все конкр. культуры автономными и несовместимыми друг с другом единичными феноменами.

В зависимости от характера рефлексии той или иной культуры в каждый период ее истор. самоопределения она может мыслить себя как тяготеющую приближающуюся к 0 . или В. при этом один из двух смысловых полюсов наделяется абсолютной положит ценностью в то время как другой - либо признается ценностью относительной либо ценностью абсолютной но отрицательной.

Определяющая свое место в мире культура соотносит себя с тем смысловым полюсом который символизирует для нее абсолютную положит ценность и в зависимости от исторически обусловленной самооценки отождествляет себя с центром культурного универсума или с его периферией в первом случае она полагает себя самодостаточной и замыкается в горделивом величии во втором - она тянется к центру либо стремясь обрести с ним тождество либо пытаясь его низвергнуть оспорить дискредитировать как мнимую или ложную ценность.

В конечном счете из первичной антиномии 0 . и В. проистекают и периодически сменяющие друг друга тенденции национально-культурного изоляционизма автономизации или культурно-ци-вилизационной интеграции открытости культур друг другу культурного экспансионизма и агрессии или подражательности борьбы и соперничества или взаимообогащающего диалога.

Истор. динамика взаимоотношений 0 . и В. носит характер неравномерной пульсации взаимное притяжение сменяется взаимным отталкиванием или индифферентностью по отношению друг к другу.

Особенно напряженными острыми содержат оказываются отношения 0 . и В. в т.н. пограничных культурах между этими культурно-смысловыми полюсами.

Таковы Россия и ряд республик бывшего Советского Союза Украина Молдова Казахстан Кавказ и т.д. Турция страны Бл. Востока Балканы Испания.

Исследователи отмечают что в пограничных между 0 . и В. культурах резко поляризуются такие взаимоисключающие тенденции как открытость и закрытость всемирная отзывчивость и самобытность космополитизм и охранительность более того постоянное колебание между двумя полярными тенденциями является не только естественным но подчас и единственно возможным для подобного типа культур динамичным фактором их развития Багно В.Е. Пограничное сознание пограничные культуры Полярность в культуре.

СПб. 0 0 0 0 . С. 0 0 0 -0 0 0. В некотором смысле пограничные культуры представляют собой явления характеризующиеся большей степенью сложности нежели 0 . и В. взятые в отдельности здесь зап. и вост. компоненты не просто суммируются или интегрируются иным способом в культурное целое имплицитно включающее в себя как зап. так и вост. дискурсы но и составляют в своей совокупности систему на всех уровнях построенную на взаимоупоре противоборствующих противоположностей.

Это явление на примере ранней Византии было тонко проанализировано С. Аверинцевым.

В отношении России и рус. культуры эти процессы и явления сегодня наиболее глубоко и разносторонне изучены.

Пограничное положение России и рус. культуры между В. и 0 . вызванные этим внутренние противоречия рус. нац. характера менталитета непредсказуемость социокультурной истории явились источником вековых идеол. споров и конфликтов западников и славянофилов сторонников и противников реформ либералов и консерваторов демократов и коммунистов.

Не случайно эти проблемы живо интересовали многих деятелей русской классич. культуры - Н. Карамзина П. Чаадаева ранних славянофилов и русских почвенников Ф. Достоевского и Л. Толстого К Леонтьева и В. Соловьева В. Розанова и Н. Рериха Д. Мережковского и А. Блока Н. Бердяева и Г. Федотова Ленина и Сталина Наибольший вклад в изучение контаминации и диффузии вост. и зап. начал в рус. культуре и росс истории внесли евразийцы включая их позднейшего одинокого представителя Л. Гумилева.

Среди мыслителей и исследователей рус. культуры как пограничной между В. и 0 . не было единства интерпретации и оценки рус. культуры были во многом противоположными и даже взаимоисключающими.

Если Н. Гоголь славянофилы -А.С. Хомяков КС. и И.С. Аксаковы ИВ. и П.В. Киреевские Ю.Ф. Самарин а затем и К.Н. Леонтьев и евразийцы - НС. Трубецкой П.Н. Савицкий Г.В. Вернадский - склонялись к тому что русская культура принадлежит больше Востоку то В. Белинский Н. Чернышевский Д. ПисаревДл. Соловьев Д. Мережковский В. Эрн В. Брюсов А. Блок М. Бахтин А. Лосев видели рус. культуру скорее частью Запада.

Сложным образом соединялись зап. и вост. компоненты рус. культуры европеизм и азиатчина в представлениях Л. Толстого В. Розанова Н. Рериха Н. Бердяева Г. Плеханова Ленина Г. Федотова Если Ф. Достоевский и Л. Толстой Н. Данилевский и Вл. Соловьев видели в России и рус. культуре феномен всемирно-истор. масштаба и значения способный открыть новые пути для всего человечества то для Чаадаева и по-своему Ленина исключительность рус. культурного и социального опыта состояли в его выпадении из традиций как Запада так и Востока что и обусловливало его мировую уникальность и поучительность.

Характеризуя противоречивость рус. культуры Бердяев называл Россию Востоко-Западом и утверждал что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории - Восток и Запад - Рус. идея. Еще раньше Плеханов в своей Истории рус. обществ мысли отмечал в рус. культуре и в истории России также два противоположно направленных процесса но разбегающихся в разные стороны - на Запад европеизированная дворянская культура и на Восток традиц. культура рус. крестьянства. Однако обе эти модели русской культуры развивающейся между В. и 0 . соответственно - центростремительная и центробежная при всей своей видимой противоположности отнюдь не исключают друг друга культурно-истор. процессы зап. и вост. происхождения и сталкиваются между собой в рус. культуре и отталкиваются друг от друга собственно национально-рус тенденции в культурном развитии России то и дело раздваиваются устремляясь одновременно на 0 . и В. Можно сказать что на территории России в течение более чем тысячелетия разворачиваются своего рода турбулентные этнокультурные процессы.

Россия рус. Евразия - это место встречи В. и 0 . эта встреча соединяет и разделяет сближает и отдаляет это и конфликт и диалог - воплощенные единство и борьба противоположностей в культуре это социокультурный водоворот это долгий и трудный поиск путей и форм культурного синтеза 0 . и В. Несомненно что сам феномен рус. коммунизма впервые исследованный в культурно-истор. плане Бердяевым Истоки и смысл рус. коммунизма как впрочем и вообще любой социокультурный вариант тоталитаризма советский итал. нем. исп. кит. сев корейский кубин. иракский явился логич. итогом специфически преломленного и интерпретированного западно-вост. дискурса складывающегося в пограничной зоне 0 . и В. причем преломленного почти всякий раз через призму уникального русско-росс. социокультурного опыта.

Но Россия и рус. культура - не единственный на земном шаре экспериментальный полигон где отрабатываются универсальные модели западно-вост. культурного синтеза Своеобр. синтез зап. и вост. культур осуществляется в Америке соединение зап европ. традиций с негритянскими индейскими и лат амер. феномен дальневост. чуда Япония Юж. Корея Гонконг Тайвань Сингапур также демонстрирует разл. варианты восточно-зап. социокультурного синтеза Если евразийский синтез культур 0 . и В. принимает подчас чрезвычайно драматич. инверсионные формы то дальневост. и амер. варианты тех же процессов развиваются гораздо более сглаженно медиативно хотя и там были свои конфликтные и трагич. эпизоды напр. истребление аборигенов Америки феномен афро - амер. рабства и гражд. война между Севером и Югом негритянская проблема в США. Это говорит о том что культурные взаимодействия и интеграция 0 . и В. не только возможны и реальны но и принимают в действительности чрезвычайно разнообр. конфигурации - в т.ч. цивилизационные формы и типологич. русла культурологич. анализ которых позволяет выявить глубокие смысловые различия сопоставимые с дихотомией самих 0 . и В. В этом случае 0 . и В. выступают лишь как условные критерии смыслоразличения множества смешанных систем культурного опыта в 0 0 в. Список использованной литературы 1. Культурология.

ХХ век Энциклопедия Гл. ред. сост. и авт. проекта С.Я. Левит СПб. Унив. кн. 0 0 0 0 Т. 0 А - Л Отв. ред. Л.Т. Мильская 0 0 0 с Указ. имен с. 0 0 0 -0 0 0 Т. 0 М - Я Отв. ред. Л.Т. Мильская 0 0 0 с Указ. имен с. 0 0 0 -0 0 0.

– Конец работы –

Используемые теги: Культура0.049

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Культура

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Организационная культура (о корпоративной культуре, стратегиях коммуникативного взаимодействия, влияния психотипа руководителя на структуру и стиль управления организацией, культура персонала на примере Японии)
Знакомство с опытом таких экономических гигантов, как США и Япония, обнаруживает, что одним из признаков развитой организационной культуры является… Деловое кредо любой компании включает декларирование той роли, которую… Кредо должно работать на конечный результат деятельности предприятия. Сотрудники многих крупных преуспевающих фирм…

Культура средневековой Европы, культура Возрождения, новоевропейская культура
Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам,… И научившись ценить и понимать это особое содержание искусства, люди становятся наследниками того духовного богатства,…

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Основные понятия теории и методики физической культуры
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ... ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

Политическая культура. Уровни и типология политической культуры
Она выражает суть социально-политической системы, определяет правила игры в политике, базовые политические ценности и общественные цели. Без… Уровень политической культуры во многом определяет уровень общей культуры как… Она сравнительно часто подвергается изменениям. Но это не означает ее конъюнктурности, ибо в конечном счете…

Политическая культура. Уровни и типология политической культуры
Она выражает суть социально-политической системы, определяет правила игры в политике, базовые политические ценности и общественные цели. Без… Уровень политической культуры во многом определяет уровень общей культуры как… Она сравнительно часто подвергается изменениям. Но это не означает ее конъюнктурности, ибо в конечном счете…

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ КУЛЬТУРЫ. ПОНЯТИЕ “КУЛЬТУРА”
СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ... УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ...

Русская культура XIXв. и ее вклад в мировую культуру
В XIXв. завершился процесс складывания русского литературного языка и формирование национальной культуры. Именно в XIXв. российская художественная культура стала классической, имеющей… Русские ученые сделали выдающиеся открытия в науке и технике. Вопросы, поставленные русской культурой того времени,…

Феномен культуры как предмет изучения дисциплины История мировой культуры
Само понятие происходит от слова cultio лат возделывание обработка В настоящее время определений Базовое культура это все то что... История мировой культуры Основные принципы изучения История культуры как... Основные достижения в развитии того или иного народа и его вклад в ИМК...

Политическая культура. Уровни и типология политической культуры
Она выражает суть социально-политической системы, определяет правила игры в политике, базовые политические ценности и общественные цели. Без… Уровень политической культуры во многом определяет уровень общей культуры как… Она сравнительно часто подвергается изменениям. Но это не означает ее конъюнктурности, ибо в конечном счете…

Политическая культура. Уровни и типология политической культуры
Она выражает суть социально-политической системы, определяет правила игры в политике, базовые политические ценности и общественные цели. Без… Уровень политической культуры во многом определяет уровень общей культуры как… Она сравнительно часто подвергается изменениям. Но это не означает ее конъюнктурности, ибо в конечном счете…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам