рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Культура и цивилизация - их соотносимость

Культура и цивилизация - их соотносимость - Контрольная Работа, раздел Культура, Введение Тема Настоящей Контрольной Работы Культура И Цивилизация Их Соотнос...

ВВЕДЕНИЕ Тема настоящей контрольной работы Культура и цивилизация их соотносимость. Латинское слово cultura вошло в обиход европейской мысли лишь во второй половине XVIII века, когда латынь перестала быть живым языком и даже - универсальным средством интеллектуально-ученых общений образованных людей. Присвоенное и усвоенное классицистическим веком Просвещения, оно, казалось, навсегда утратило основную часть своих смысловых наполнений и обрело существенно изменившийся смысл.В латинском языке это слово означало живую связь человека с природой, отводя первому роль разумного существа, всемерно содействующего развитию многообразных форм растительно-животной жизни возделывание, обрабатывание, уход, разведение - словесный ряд, истолковывающий первое его значение.

В интерпретации века Просвещения культурное стало означать нечто противоположное природному.Культура как термин - определенная совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

Культура как понятие - употребляется для характеристики определенных исторических эпох, конкретных обществ, наций, а также специфических сфер деятельности или жизни. Субъект культуры - человек он творит, сохраняет и распространяет созданные им культурные ценности.Культура как категория - созданная людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.

Однако надо помнить, что культура - это семиаспектное понятие, потому как культура это и - результат, процесс, деятельность, способ, отношения, норма, система. И главным и единственным субъектом, и преимущественным объектом является человек. Второй объект культуры - природа. Культура является основным отличительным признаком, разделяющим человека и животный мир, она является специфически человеческая деятельность.Но не всякая деятельность человека создает культуру.

Цивилизация - лат. гражданский - межэтническая культурно-историческая общность людей, основанием и критерием для выделения которой разнятся в зависимости от применения этого термина. Понятие цивилизации появилось в античную эпоху как определенное качественное отличие античного общества от варварского окружения. В эпоху Просвещения и в 00в. цивилизация - как характеристика высшей степени социокультурного развития.Дикость-варварство-цивилизация. 00в Шпенглер, Тойнби - цивилизация как локальная моно или полиэтническая общность с выраженной социокультурной спецификой, то есть, концепция исторической цивилизации.

В последнее время цивилизация как локальная межэтническая общность, формирующаяся на основе единства исторической судьбы народов в одном регионе Цивилизация - многозначное понятие, употребляется в культурологии и политологии, во-первых как синоним культуры, как ее ступень, следующая за варварством, и во-вторых, как особый тип органической целостности, являющийся либо симптомом упадка культуры, либо ее высшей стадией.

Современный уровень цивилизации характеризуется научно-техническим прогрессом, а также наличием определенных признаков, основными из которых являются - урбанизация, социальная стратификация, хозяйственная и политическая активность, типизация человеческой личности, внешняя жизнедеятельность.Противопоставление культуры и цивилизации возникло в Германии в 00-00 вв. Социально-исторические корни этого явления - в то время Германия состояла из множества карликовых феодальных государств и не имела национального полит. сознания, хотя ощущение единства нац. культуры было весьма ярко выражено. Противопоставление стало возможно в результате осмысления германской наукой состояния культурного единства при одновременной политической раздробленности собственной нации.

Немецкий социолог Фердинанд Теннис сформулировал представление о направленной эволюционной социальной организации от общины к обществу отношения в рамках культуры общины, которые коренятся в эмоциях, традициях, привязанности - семья, сословие, этнос нация.

Здесь главное - органичность в отношениях, их укорененность в традициях и отношения в рамках цивилизации общества, в центре которого - рациональный обмен, смена находящихся во владении вещей. Отношения имеют вещную природу и характеризуются разнонаправленными устремлениями участников.Рациональные структуры - коллективы, группы, государства - рассматриваются как формальные лица. Таким образом цель работы определить в чем связь и различие культуры и цивилизации.

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ ИХ СООТНОСИМОСТЬ Слово культура от латинского обрабатывать, возделывать имеет в языке много значений.Мы говорим и о культуре растений, и о культуре поведения, и о культуре Возрождения, и о человеке высокой или низкой культуры, и т.д. Во всех этих значениях употребление слова в речи вполне правомерно, однако для целей науки необходимо придать понятию терминологическую четкость, причем сделать это не формально, схоластически, а по существу.

Для этого прежде всего надо разграничить категории цивилизации и культуры. Часто эти слова употребляются как синонимы например, древнеримская цивилизация, древнеримская культура, наша же задача - разорвать эту синонимию понятий, установив как тесную связь, так и принципиальное различие между ними. Следует заметить, что довольно успешные попытки решить эту задачу уже делались в философской литературе, в частности в трудах О.Шпенглера и в особенности Н.А.Бердяева, который сделал решительный шаг в разделении понятий культуры и цивилизации, обозначив первую как духовную сторону человеческого бытия, а вторую как технологически материальную.

В дальнейшем изложении мы будем во многом но не во всем опираться на эти положения. Категории культуры и цивилизации в жизни человечества очень тесно переплетены более того вырастают из одного корня.Культура невозможна без цивилизации, а цивилизация - без культуры в этом выражается их взаимодействие и взаимозависимость.

Но в то же время это существенно разные явления, отражающие разные стороны отношения человека к действительности. С тех пор как человек стал человеком, он выделился из природы, хотя продолжал и до сих пор продолжает в известной мере быть ее частью.Возникла чрезвычайно значимая оппозиция человек - мир, которой раньше не было для того, чтобы этот величайший переворот совершился, необходимо возникновение сознания, обращаемого на самого себя. Только человек оказался способным к тому, чтобы провести и, главное, осознать грань между я и не-я, между собой и природой ни одно животное, насколько нам известно, на это не способно.

Человек как биологическое существо был а во многом и остается очень слабым и беззащитным перед лицом природы - пожалуй, любое насекомое лучше приспособлено для борьбы за существование если не отдельной особи, то хотя бы рода. В самом деле, долго ли продержится голый и безоружный человек в океане, в пустыне, в тайге, при пятидесятиградусной жаре или хотя бы десятиградусном морозе У рода человеческого изначально не было и нет своей собственной биологической, природной экологической ниши, он должен был сам ее себе создавать и создает до сих пор. Поэтому возникшее противопоставление я - мир изначально означает враждебность мира к человеку.

Этой враждебности Ноmо Sарiеns противопоставил два чисто человеческих способа выживания - цивилизацию и культуру.Цивилизация представляет собой способ выживания человека в мире при помощи изменения мира. Она берет свое начало с создания орудий труда и охоты, с завоевания власти над огнем и приручения животных.

Этот радикальный скачок от животного к человеку изменил мир принципиально в мире появились новые сущности, которые человек развивал, постепенно все более и более приспосабливая мир к себе и своим потребностям. Физические предметы и явления меняли свой смысл, а вернее, его обретали.Так, палка, которая просто валяется на земле, и та же палка, при помощи которой выкапывают съедобные коренья, различаются по сути огонь как стихийный пожар и огонь, зажженный у входа в пещеру, чтобы отпугнуть хищников принципиально разные сущности, и с этим природе приходится, так сказать, считаться отныне медведь не только не всегда может съесть человека, но и рискует сам стать его добычей.

От примитивного очага до ядерного реактора, от тигровой шкуры до бального платья, от сладких кореньев до шоколада и т.п все это принадлежит к достижениям цивилизации. К ее области относятся позитивные науки науки о природе, техника, сумма технологий, говоря словами С.Лема, и вообще все, что делает жизнь человека удобнее, полнее удовлетворяет его потребности.

При помощи цивилизации человек подгоняет мир под себя. Цивилизация, таким образом, обеспечивает человеку физический комфорт.Культура представляет собой прямо противоположный способ выживания. Ее сущность - приспособление человека к враждебному миру и, как результат, обретение душевного, психологического комфорта.

Культура приобретает свое значение там, где бессильна цивилизация можно найти способ защититься от хищника действует цивилизация, но нельзя защититься, например, от смерти - значит, надо изменить самого себя, чтобы смириться с этим фактом и не испытывать перед ним постоянного ужаса здесь вступает в действие культура.Подчеркнем, что приспособление человека к миру имеет не биологический как, например, появление и закрепление в процессе естественного отбора защитной окраски, а духовный характер.

Культура - это в конечном счете изменение личности и ее мышления о мире, обретение человеком внутренней устойчивости. Она тоже порождает новые сущности, но не материального, а идеального характера, что ясно видно, например, на характере мотивации поведения.Так, человек может преодолевать страх смерти, если на смерть его ведет долг, честь, патриотизм, надежда на загробное существование и т.п что животному, разумеется, не свойственно, хотя страх смерти присущ и ему. Разница между человеком и животным здесь, в сущности, в одном человек создает ценности, которые превыше индивидуального существования.

Тем самым Ноmо Sарiеns преодолевает ужас перед враждебным бытием и обретает относительно устойчивый душевный комфорт его поддерживает сознание, что он живет не зря, и его страдания найдут награду в памяти потомков или просто в их физическом существовании, или в воздаянии в загробной жизни, или еще в чем-нибудь.

Только человек способен обретать психологический комфорт и внутреннюю устойчивость даже в физических страданиях и самой смерти он идеально преодолел их, и это преодоление есть действие механизмов культуры. Живя в мире, человек постоянно и регулярно испытывает страдания, болезни, различного рода несчастья, от которых его не может защитить цивилизация. Более всего враждебность мира по отношению к человеку проявляется, очевидно, в непреложном факте смерти.С мыслью о прекращении физического существования человеку труднее всего примириться, а смерть окружающих, особенно близких, не только психологически травмирует его, но и постоянно напоминает человеку о бренности его собственного бытия.

Иными словами, человек боится мира, и это - естественная реакция на его непредсказуемую враждебность, которую до сих пор не удалось и вряд ли когда-нибудь удастся устранить развитием цивилизации. Следовательно, чтобы жить, не уподобляясь щедринскому премудрому пескарю, который жил - дрожал и умирал - дрожал чтобы жить и быть по возможности счастливым или хотя бы примиренным с действительностью, человек должен измениться внутренне, найти для себя удобную позицию в мире, обрести некоторую устойчивую мироориентацию.

Этот процесс и составляет сущность культуры. Особо отметим, что понятие счастья - чисто человеческое.Оно объединяет в себе и физический, и душевный комфорт. Применительно к животному можно говорить не о счастье, а о довольстве животное ощущает себя достаточно комфортно, если оно сыто, находится в своем естественном тепловом режиме, удовлетворило инстинкт размножения и т.п. Человеку этого мало. Помимо физического комфорта он должен ощущать еще и комфорт душевный, то есть, попросту говоря, быть в ладу и с миром, и с самим собой.

Человеку для счастья необходимы такие условия, как самоуважение, уважение авторитетных для него людей, чистая совесть, примиренность с Богом, счастье ближних и т.п то есть некоторые духовные сущности, которые он может обрести только в системе культуры.

Итак, если дело цивилизации - это преимущественно материальное бытие, то дело культуры - идеально-духовный мир. Поэтому и первобытная магия, и современная религия, и фольклорные песни, и симфонии XX в литература, искусство, философия, нормы морали, регламентация поведения и т.п все это принадлежит сфере культуры. Различие между цивилизацией и культурой довольно точно уловил М.Горький, который так интерпретировал изречение Ф.Шиллера любовь и голод правят миром Там, где правит любовь, мы, недавние звери, имеем культуру, искусство и все великое, чем справедливо гордимся.

Там же, где возбудителем деяний наших является голод, мы получаем цивилизацию О С.А.Толстой Есин А. Б. Введение в культурологию Основные понятия культурологии в систематическом изложении Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.М. Издательский центр Академия, 0000 000 с Схожим образом различие между двумя формами освоения мира человеком понимали и многие другие авторы правда, не всегда употребляя термины культура и цивилизация.

Среди них можно назвать Л.Н.Толстого, Б.Шоу, О.Шпенглера, С.И.Вавилова и др. Во всех случаях речь шла о разделении сфер духовной идеальной и материальной деятельности человека. В целом это верно, но во избежание недоразумений терминологического характера следует сделать оговорку.Противопоставление духовного и материального не может быть абсолютным, если мы говорим о процессе деятельности человека и о ее результате нельзя сказать, что ценности, создаваемые цивилизацией, бездуховны, но и культурные ценности тоже не чисто идеальны, а опредмечиваются в тех или иных материальных структурах. Ценности культуры и ценности цивилизации различаются лишь функционально, то есть по своему целевому назначению они удовлетворяют соответственно духовные и материальные запросы человека.

В связи с различением культуры и цивилизации отметим еще одно обстоятельство у этих способов освоения мира человеком разные закономерности исторического развития.

Понятие прогресса применительно к культуре и цивилизации следует толковать по-разному. Прогресс цивилизации представляет собой в основном линейно восходящую последовательность, в которой каждое новое явление лучше предыдущего, то есть в итоге обеспечивает больший физический комфорт.Поэтому новая ценность обесценивает или вовсе отменяет старую в некоторых областях, например в науке, вбирает ее в себя как частный случай так, закон всемирного тяготения Ньютона поглощается теорией относительности Эйнштейна. Никто не станет употреблять каменный нож, если есть стальной обработка земли плугом эффективнее подсечно-огневого земледелия применение наркоза при хирургических операциях облегчает страдания больного и т.п в массе таких и подобных фактов ясно рисуется характер прогресса цивилизации.

Правда, следует учесть, что такова лишь общая тенденция развития цивилизации, а в отдельных случаях новое на поверку может оказаться хуже старого - об этом чуть ниже. Прогресс в области культуры имеет совсем иной характер.

Его смысл не в замене старых ценностей на новые, а в накоплении ценностей, в расширении их круга.Шостакович не отменяет Бетховена, как и Бетховен не отменяет Моцарта ислам не поглощает и не обесценивает христианство, а христианство - античный политеизм приобщение к мировой культуре не отменяет патриотизма и т.п. Разумеется, и в этом случае намечается лишь основная тенденция конкретные культурные ценности могут и утрачиваться по разным причинам.

Любопытно, что ценности цивилизации, становясь в определенных условиях ценностями культуры, могут продлевать свою историческую жизнь уже в качестве последних.Так, в XX в если исключить экстремальные ситуации и кулинарную экзотику, никто не пользуется костром для обогрева жилища и приготовления пищи - с точки зрения цивилизации эта ценность утрачена, уступив место печам, газовым и электрическим плитам, центральному отоплению и т.п. Однако люди все-таки продолжают жечь костры, удовлетворяя уже не материально-практические, а духовные, культурные потребности эстетическое наслаждение от созерцания живого огня, чувство единения с природой, приобщение к исторической памяти, реализация романтического мироощущения, эмоциональный протест против современной цивилизации и урбанизации, отдых и психологическая разрядка и т.п Как духовная, культурная ценность костер продолжает жить, несмотря на все достижения цивилизации.

Человеческая культура как явление духовное зиждется на двух материальных основаниях - на природе и цивилизации.

Они противопоставлены друг другу как сумма явлений соответственно нерукотворных и созданных человеком. Соотношение природы и цивилизации самым прямым образом отражается на культуре и ее свойствах, формируя определенную систему ценностей, мироощущение, образ жизни и другие стороны жизни человека культурного.Поэтому уже сейчас мы должны рассмотреть в общих чертах вопрос о месте природы и цивилизации в системе культуры, то есть то, какой характер имеет взаимоотношение этих явлений и как оно сказывается на культурной жизни человека, на формировании его душевного комфорта или дискомфорта.

Вопрос этот осложняется наличием социальной структуры, отражающей неоднородность общества, деление его на классы, сословия и т.п. Поэтому те или иные достижения цивилизации имеют несколько разный смысл и разные последствия, например, для феодала и крестьянина, для пролетариата и интеллигенции, для олигархии и среднего класса и т.д. Это обстоятельство следует учитывать и делать соответствующую поправку при культурологическом анализе проблемы взаимодействия природы и цивилизации.

Но в то же время следует помнить, что собственно для культурологии данное обстоятельство не имеет решающего значения изучение социальной структуры - не ее область, поэтому в дальнейшем речь пойдет о соотношении природы и цивилизации в культурной жизни человечества и отдельного человека как представителя рода Ноmо sapiens.Напомним еще раз, что цивилизация возникла из противостояния мира и человека, из отношений враждебности между миром и человеком, из слабости человека.

Отсюда ясно, что главная функция цивилизации по отношению к природе - познавать ее и на этом основании преодолевать, изменять, заставляя природу все в большей мере служить потребностям человека. Таково изначальное соотношение между природой и цивилизацией.Исторически это соотношение постоянно меняется в пользу цивилизации, так как природа сама по себе остается практически неизменной, а цивилизация прогрессирует очень быстро, в результате чего повышается степень физического комфорта человека.

До определенного момента эта тенденция не порождала культурологических проблем, поскольку человек при всем развитии цивилизации оставался в большой степени существом, непосредственно причастным к матери-природе он и жил, и работал, и отдыхал в непосредственном соприкосновении с ней, так что не стоял вопрос об отторжении человека от своей биологической и культурной первоосновы, а достижения цивилизации еще не грозили природе разрушением и были лишь некоторым добавлением к ней. Создавалась своего рода гармония между природой и цивилизацией в общей системе культуры ее примерами могут служить античность и Возрождение в Европе, культура Древнего Китая и Индии. Однако чем дальше, тем больше человек обрастал артефактами, которые сильно теснили природу и умаляли ее место в системе культуры.

Предметы и явления цивилизации, совокупность которых иногда называют второй природой, приобретали все большее значение в жизни человека, и соответственно он все меньше имел дела с нерукотворными сущностями, все дальше отрывался от матери-природы.

И наконец настал момент, когда человечество усомнилось в благах цивилизации и впервые задало вопрос о ценностном соотношении природы и цивилизации. Именно тогда это соотношение стало собственно культурологической проблемой.Впервые это произошло, очевидно, в Европе XVIII - начала XIX в сначала в связи с эпохой Просвещения, а затем - романтизма.

Так, во Франции второй половины XVIII в. ясно обнаружилось противостояние поборников цивилизации и идеологов природы и естественного человека. В качестве первых выступали так называемые энциклопедисты - Дидро, ДАламбер, Бюффон, Гельвеций и некоторые другие.Изданная ими Энциклопедия, или объяснительный словарь наук, искусств и ремесел являлась апологией достижений цивилизации и первостепенное внимание уделяла процессам производства, ремеслам, прикладной науке и индустрии.

В качестве их оппонента выступал прежде всего Руссо, первым осмысливший отрицательные последствия цивилизации и сознательно противопоставивший им концепцию естественного, ориентированного на природу и не испорченного цивилизацией человека.Примечательно, что уже в одной из первых своих философских работ Рассуждение о науках и искусствах Руссо дал резко отрицательный ответ на вопрос о том, содействовало ли развитие науки и искусства улучшению нравов.

В дальнейшем свою критику цивилизации и апологию природы Руссо развил в таких работах, как Эмиль, или о воспитании, Исповедь, а также в художественных произведениях, важнейшее из которых - роман Юлия, или новая Элоиза. Эпоха романтизма подхватила и расширила проблематику противопоставления природы и цивилизации. В частности, русский романтизм дает очень много выразительных примеров этому.Такие произведения, как, например, поэма Пушкина Цыганы, акцентируют внимание на самом существенном признаке цивилизации - постоянно возрастающей урбанизации жизни, и не случайно Алеко бежит из неволи душных городов в свободные степи. В творчестве Лермонтова этот мотив еще более усиливается противопоставлением его лирического героя, органично связанного с природой, холодной и бездушной толпе цивилизованных людей Как часто, пестрою толпою окружен Нет, я не Байрон я другой Пророк, Когда волнуется желтеющая нива и др В последнем произведении авторский идеал связывается именно с природой в конце ряда поэтических пейзажных зарисовок следует общефилософский вывод Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога. Итак, в конце XVIII - начале XIX в. проблема соотношения культуры и цивилизации стала собственно культурологической.

Вопрос стоял так цивилизация увеличивает сумму материального комфорта, но одновременно уменьшает сумму комфорта духовного, психологического. Так благо ли для человека достижения цивилизации или зло И оправданны ли утраты важных культурных ценностей сомнительными приобретениями в области внешнего удобства жизни В этот период развития человеческой культуры ответ дается в основном отрицательный, причем нередко отторженность от матери-природы означает одновременно и утрату важных культурных традиций национальной жизни например, в Евгении Онегине Пушкина равнодушие героя к русской природе противопоставлено глубокой укорененности в ней Татьяны, благодаря чему она предстает как русская душою, и утрату общечеловеческих, нравственных ориентиров например, в таких произведениях Л.Толстого, как Казаки, Три смерти и др Чрезвычайно характерно в этом отношении начало толстовского романа Воскресение, где противопоставление природы и цивилизации приобретает явно издевательскую окраску по отношению к последней Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углем и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц весна была весною даже и в городе.

Веселы были и растения, и птицы, и насекомые, и дети. Но люди - большие, взрослые люди - не переставали обманывать и мучать себя и друг друга. Люди считали, что священно и важно не это весеннее утро, не эта красота мира Божия, данная для блага всех существ красота, располагающая к миру, согласию и любви, а священно и важно то, что они сами выдумали, чтобы властвовать друг над другом.

Однако на рубеже XIX-XX вв. и на протяжении первой половины XX в. в оценке достижений цивилизации существовали и другие тенденции, которые, пожалуй, были даже сильнее негативного отношения к ней. Это объясняется очередным и весьма мощным всплеском научно-технического прогресса, впечатляющими результатами в покорении природы.

Напомним лишь некоторые из них практическое освоение электричества, изобретение телеграфа и телефона, вообще прогресс в области средств коммуникации, покорение Северного и Южного полюсов, сооружение Суэцкого 0000 г. и Панамского 0000 г. каналов, за которыми уже в советское время последовали Волго-Дон и Волго-Балтийская система, создание гидроэлектростанций, стремительное развитие авиации - все это и многое другое вызывало гордость за человека, сумевшего превзойти природу, улучшить ее. Очень показательны в этом отношении были те же каналы неразумная природа заставляла корабли чуть не месяц плыть вокруг Южной Африки или Южной Америки, а человек исправил этот недостаток. Еще более очевидными были результаты агрономической деятельности человека Бербанк, Мичурин, крылатое изречение которого - Мы не можем ждать милостей от природы взять их у нее - наша задача могло бы стать девизом всей этой эпохи.

Человечество почувствовало возможности, казавшиеся безграничными.

Правда, и в это время раздавались отдельные голоса, призывавшие человечество не увлекаться покорением природы, не наносить ей непоправимого ущерба - таким предостережением был, например, роман Л.Леонова Русский лес. Однако принципиально дело изменилось лишь после второй мировой войны.

Во второй половине XX в. все более и более мощным становится призыв беречь природу и ограничивать вмешательство в нее цивилизации.

В настоящее время мы переживаем, очевидно, пик этой культурной ориентации.

Что же именно произошло во второй половине нашего столетия, что заставило говорить об экологии не только ученых, но и публицистов, писателей, политиков, да и вообще едва ли не всех людей Решающими здесь оказались два обстоятельства.

Одно из них то, что впервые силы и технологические возможности цивилизации стали не только сопоставимы с силами природы, но и часто и превышать их. До поры до времени бытовало мнение, что сколько ни вырубай лесов, сколько ни сбрасывай в реки отходы от небольших фабрик - на природе это практически не сказывается, она обладает-де достаточной силой, чтобы залечивать все раны, нанесенные ей хозяйственной деятельностью человека.

Так у человека возникало интуитивное убеждение в неисчерпаемости защитных ресурсов природы, которое сыграло немалую роль в приближении экологического неблагополучия - чтобы не говорить катастрофы.Во второй половине XX в. ситуация довольно быстро меняется, природа оказалась не в состоянии затягивать озоновые дыры, быстро и без последствий ликвидировать радиационное загрязнение, восстанавливать водный баланс и т.п. Нехватка чистой воды, трагедия Аральского моря, проект поворота северных рек, который, будь он осуществлен, наверняка имел бы катастрофические последствия яркие примеры бессилия природы перед наступлением цивилизации.

Второе обстоятельство - в XX в. развитие цивилизации со всеми ее последствиями вышло из под контроля человека, стало непредсказуемым и неуправляемым.Экологические катастрофы разражаются внезапно, наука не в силах их предвидеть, а когда они происходят, бывает уже поздно их исправлять.

Аварии на ядерных объектах, возникновение парникового эффекта, неконтролируемая супер-урбанизация, генетические мутации и многое другое в современной жизни человека служит иллюстрацией к сказанному. Как же в свете сказанного расценивать роль цивилизации в системе культуры и ее влияние на эмоциональный комфорт человека Вопрос этот, по-видимому, не решается однозначно.Цивилизация внутренне противоречива, причем самое интересное, что ее пороки и недостатки являются продолжением ее достоинств, развитием положительных тенденций.

Возьмем, например, самый, казалось бы, бесспорный момент - облегчение процесса труда.Разумеется, с развитием цивилизации наблюдается в сумме, так как в каждом конкретном случае следует учитывать еще и социальную структуру общества явная тенденция достижения цивилизации делают труд человека более легким, увеличивают его производительность и т.п. Однако, с другой стороны, существует и иное - труд становится более интенсивным, более утомительным уже не столько физически, сколько психологически, например на конвейерном производстве, в монотонной работе клерка, в постоянном напряжении бизнесмена и т.п. Выигрывает ли человечество в результате в плане душевного комфорта - вопрос спорный.

Возьмем другой пример - болезни и их лечение.С одной стороны, вроде бы здесь-то достижения цивилизации - несомненное благо медицина практически покончила с эпидемиями чумы, холеры, победила черную оспу, научилась излечивать туберкулез и т.д. Однако и здесь есть своя оборотная сторона.

Во-первых, развитие цивилизации породило возникновение новых болезней, зачастую не менее тяжелых, чем прежние это, например, пресловутый СПИД, алкоголизм, наркомания, а главное - психические болезни, которые в XX в. достигли такой распространенности и такой тяжести протекания, что стали едва ли не самой серьезной проблемой медицины.Во-вторых, современный человек именно в связи с развитием цивилизации стал со всех точек зрения слабее, чем раньше понизился иммунитет, нездоровый образ жизни и особенно постоянные стрессы создали предпосылки для частых и тяжелых заболеваний сердечно-сосудистой системы, с развитием фармакологии уменьшились собственные защитные ресурсы человека.

Таким образом, можно сказать, что человечество, если и выигрывает в ходе развития цивилизации в степени физического комфорта, то явно проигрывает в духовном плане.Из сказанного понятен и характер соотношения природы и цивилизации в системе культуры.

Природа - естественная среда обитания человека, а цивилизация - искусственная. Но без той и без другой равно невозможны жизнь человека, его физический и душевный комфорт.Поэтому в культуре важен некоторый паритет, оптимальное соотношение того и другого начал. В том случае, когда перевешивает природное начало, человек инстинктивно тянется к цивилизации, и наоборот - пресыщенный и даже, пожалуй, измученный благами цивилизации, он также инстинктивно обращается к природе, пытаясь восстановить естественный, здоровый образ жизни, отдохнуть от напряжений и стрессов, опроститься.

Таким видится принципиальное соотношение природы и цивилизации в культуре. В заключение рассмотрим вопрос о субъекте культуры, то есть об ее основном носителе. Здесь возможны в принципе два решения основным субъектом культуры является или индивидуум, личность, или общество, социум. Мы придерживаемся первой точки зрения и вот почему.Только выделение человека из первобытного стада или из любого более позднего социума требует его личного самоопределения в мире, в том числе и в обществе.

Только индивидуальность, в значительной степени независимая от общественных связей, может ставить перед собой принципиальные для культуры вопросы о смысле жизни, о сущности смерти, о личном бессмертии и на этом основании формировать систему ценностей, эмоционально-ценностную позицию по отношению к миру и социуму, что, собственно, и является сущностью культуры, как это будет видно из следующей главы.

Абсолютно бездумное существование личности, ее полное тождество с остальными индивидуальностями, входящими в данное общество, еще не создает полноценной культуры, да, видимо, и вообще вряд ли возможно, разве что на самых ранних стадиях развития человечества, в стадном его состоянии.Полное слияние человека с социумом, наблюдаемое в XX в. автоматизированность поведения, зомбизм, как говорит М.Задорнов, не свидетельствует об обратном, как это может показаться.

Это просто частный случай адаптации культуры личности к культуре общества, обусловленный агрессивным воспитанием. При этом, как бы далеко ни зашла нивелировка личности, ее страхи, надежды, желания, а в известной степени и система ценностей, не говоря уж о типе эмоционально-ценностной ориентации, остаются все-таки индивидуальными - хотя бы в том смысле, что они лично переживаются и тем самым обусловливают душевный комфорт или дискомфорт.При внешнем сходстве с предкультурным, стадным состоянием человечества культурологическая разница здесь огромна в первобытном состоянии человеку не свойственно никакое, даже извне навязанное ценностное отношение к жизни, он лишен возможности даже теоретической сравнивать и выбирать, то есть культурно самоопределяться.

В этом просто нет необходимости, но не потому, что это сделали за него и до него, а потому что он еще не видит самого себя как некоторую ценность.Не вполне еще он сознает и свою смертность, и враждебность мира, а потому и не испытывает необходимости в культурной самозащите, в обретении душевного комфорта.

В культурном бытии современного человека, как бы он ни был обезличен, все эти моменты присутствуют. Высказанные здесь соображения о субъекте культуры не являются ни бесспорными, ни тем более общепринятыми. Более того, культурологи XX в. в основном предпочитают видеть в культуре явление сугубо общественное, социальное.Такова, например, марксистская концепция культуры, такова идея М.М.Бахтина о диалоге как универсальной основе любой культуры, такова и развивающая идеи М.М.Бахтина мысль С.С.Аверинцева о понимании как стержне гуманитарной культуры. Сюда же надо отнести и концепцию культуры у структуралистов, которую в отечественной науке наиболее полно развил Ю.М.Лотман.

Он, в частности, понимал культуру как явление не только общественное, но как знаково-коммуникативное в первую очередь. ВЫВОД Подводя итоги изученной темы необходимо сделать ряд выводов.Во-первых, любое явление, касающееся человека за исключением моментов чисто физиологических, можно назвать общественным, но лишь в том, наиболее широком смысле, что человек вообще есть существо общественное и его становление и развитие невозможны вне некоторой группы себе подобных.

Так, во всяком случае, утверждают дарвиновская теория эволюции и сложившаяся на ее основе материалистическая концепция возникновения человека, наиболее убедительно представленная в работах Ф.Энгельса.Но какова была роль индивидуума в становлении человека культурного - это несколько другой вопрос.

И научная психология, и практический здравый смысл подсказывают нам, что осмысление мира человеком - процесс прежде всего индивидуальный, хотя эта индивидуальность и должна обладать качеством социальности. Да иначе, собственно, и быть не может общение на уровне культуры предполагает наличие обобщенных понятий, которые могут образовываться только в индивидуальном сознании.Понятие предшествует языку как системе знаков, предшествует всякой коммуникации.

В самом деле зачем речь и язык, когда не о чем говорить Содержание общения по необходимости должно быть индивидуально, форма же складывается в процессе социальных контактов. Во-вторых, представление о культуре как о социальном явлении - не единственная традиция в гуманитарных науках.Традицию противоположную, согласно которой человек в своей практике остается один на один с миром и единолично должен решать вопросы ценностного и миросозерцательного характера, можно наблюдать, в частности, в философии И.Канта, который, пожалуй, ближе всех философов подошел к культурологической проблематике.

Его основополагающие этические, эстетические, гносеологические категории чистый разум, практический разум, категорический императив и пр. носят ярко выраженный асоциальный характер. В философии И.Канта универсальной оппозицией является оппозиция я - не-я, а это, как видно из предшествующего, оппозиция собственно культурологическая.Кроме И.Канта и кантианцев оппозицию я - мир, выражающую индивидуально-личностный подход к культуре, положили в основу своих культурологических построений и другие философы, в частности А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Камю, представители русской религиозной философии XX в. В ней, впрочем, важное значение имеет и категория соборности.

Наконец, в-третьих, история человечества все более и более повышает роль личности, индивидуальности как субъекта культуры.Если ценностную систему идей первобытного племени еще можно представить достаточно однородной, то в XIX-XX вв. это становится, как правило, невозможным. С течением времени человеческая индивидуальность становится все меньше сводима к свойствам ее социокультурного круга, о чем справедливо писали, в частности, М.М.Бахтин и Д.С.Лихачев.

Личность, вопреки марксистской формуле, все же не исчерпывается совокупностью общественных отношений.Так что, изучая, например, русскую дворянскую культуру конца XVIII - начала XIX в мы с необходимостью должны будем сделать два вывода с одной стороны, эта культура является реальным социокультурным целым, а с другой стороны, отдельные личности, входящие в эту культуру, оказываются, в сущности, носителями разных индивидуальных культур и не приводятся к общему знаменателю.

Факт наличия социокультурной общности оказывается не более значим, чем факт индивидуально-культурных различий между, например, Пушкиным и Кюхельбекером, Татьяной Лариной и Ниной Воронской и т.д. Такая дифференциация наблюдается почти в любой социокультурной общности.

Даже если весь социум или этнос охвачены одной общей ценностной системой, подчиняют свое бытие некоей верховной ценности например, социальной или национальной свободе, то и тогда между отдельными личностями, входящими в данное социокультурное объединение, нельзя безоговорочно ставить знак равенства каждый человек - патриот или революционер по-своему.Кроме того, с развитием личностного самосознания человек становится все более одиноким перед коренными вопросами культуры о смерти и смысле жизни в первую очередь.

Как справедливо было сказано Каждый умирает в одиночку. Загадки бытия За чем я живу, Почему я должен умереть, Что со мной будет после смерти с разной степенью настоятельности мучают каждого, и решать их приходится все-таки наедине с самим собой.Итак, из сказанного можно сделать два вывода. Во-первых, культура является формой эмоционально-личностного отношения человека к миру. Во-вторых, культура, будучи общественным феноменом, является в то же время делом сугубо личным, а поэтому личность и есть основной носитель субъект культуры.

– Конец работы –

Используемые теги: Культура, цив, зация, соотносимость0.073

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Культура и цивилизация - их соотносимость

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Культуры и цивилизации Латинской Америки. Связь с мировой цивилизацией.
Государства Латинской Америки имеют своеобразную и богатую событиями историю, самобытную культуру.В результате долгой борьбы с испанскими и… Общее проявляется также и в их экономической зависимости от могу щественного… Это связано, прежде всего, с тем, что они раньше других государств развивающегося мира в ступили на путь…

Понятие культуры, культура и цивилизация
В нашу эпоху нет более острой темы и для познания, и для жизни, чем тема о культуре и цивилизации, о их различии и взаимоотношении. Это - тема об… Стрелка часов мировой истории показывает час роковой, час наступающих сумерек,… Все наше славянофильское сознание было проникнуто враждой не к европейской культуре, а к европейской цивилизации.…

Культура и цивилизация, их сущность. Запад, восток и Россия в диалоге культур
В религиозной трактовке культура восходит к культу, вере, традициям, высшему смыслу бытия, заданному Богом. Понятие культуры может различно… Используется понятие культуры и в социологии. Можно выделить также понятие… Т.е с одной стороны культура – это процесс целенаправленного воздействия на природу, общество, воспитание и…

Человеческая цивилизация становится "цивилизацией городов"
В 2000 году горожанами были уже 47% населения, в городах и их ближайших пригородах проживало более 2.8 млрд. человек. 411 городов мира насчитывали… Большинство горожан стран Африки живет в городах с населением менее 10 тыс.… Судя по всему, на всем протяжении человеческой истории (первые статистические данные впервые были получены лишь в…

Культура цивилизаций Древнего Востока
В социально-философской литературе цивилизацией называется этап человеческой истории, следующий за варварством.Вместе с тем в литературе часто… Первое понятие возникло и вошло в русскую мысль в XVIII веке. Оно означало… Второе понятие еще со времен античности означало формирование, воспитание человеческой души, обуздание человеческих…

Природа, культура, цивилизация
В немецком языке слово Kultur означало высокий уровень цивилизации. Применительно к нашей сегодняшней жизни можно сказать, что совокупность… Согласно концепции О.Шпенглера культура - это набор качеств и структур,… О.Шпенглер рассматривает культуру как надбиологический организм, закономерно проходящий определенные стадии развития.…

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Основные понятия теории и методики физической культуры
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ... ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

Культура древних цивилизаций
Др. и Ср. царства хар-ризовались укреплением и централизацией бюрократического аппарата правления, усилением могущества Е. и его желания расширить… В это время особенно расцветала ар-ра храмов.Среди наибольших достижений худ.… В границах своеобразного мировоззрения формировалась религиозно-мифологическая система древ. египтян о построении…

Онтологические определения понятий культура и цивилизация, добро и зло, свобода и воля
Противоречивое и неоднозначное их употребление ведет не только к непониманию между людьми, но и к столкновению между ними. Причем к столкновениям,… Первое. Единственным исходным основанием аритмологии является Бытие до всякого… Структурная актуализация отношения Быть являет и порождает бесконечную иерархию структурных уровней Бытия. Структурная…

Цивилизация Ацтеки. Особенности ее культуры
Среди этих племен главенствующее положение занимали теночки, и ацтеками иногда называли только этот последний народ. Под ацтеками также имеют в виду могущественный тройственный союз, созданный… Эта плодородная долина площадью ок. 6500 кв. км простирается приблизительно на 50 км в длину и ширину.Она лежит на…

0.038
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • КОНТАКТЫ МЕЖДУ ЦИВИЛИЗАЦИЯМИ В ВЕДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ На сайте allrefs.net читайте: "КОНТАКТЫ МЕЖДУ ЦИВИЛИЗАЦИЯМИ В ВЕДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ"
  • Природа, культура, цивилизация В немецком языке слово Kultur означало высокий уровень цивилизации. Применительно к нашей сегодняшней жизни можно сказать, что совокупность… Согласно концепции О.Шпенглера культура - это набор качеств и структур,… О.Шпенглер рассматривает культуру как надбиологический организм, закономерно проходящий определенные стадии развития.…
  • Природа, культура, цивилизация В немецком языке слово Kultur означало высокий уровень цивилизации. Применительно к нашей сегодняшней жизни можно сказать, что совокупность… Согласно концепции О.Шпенглера культура - это набор качеств и структур,… О.Шпенглер рассматривает культуру как надбиологический организм, закономерно проходящий определенные стадии развития.…
  • Культура и цивилизация: многообразие их форм, особенности Современная цивилизация выступает как общество, основанное на идеалах «разума», «справедливости», «уважения прав человека», использования достижений… Цивилизация ограничивает врожденный эгоизм людей. Цивилизованный человек — тот, кто не чинит неприятностей другому, принимает его в расчет, при этом вежлив,…
  • Культура или цивилизация? В настоящее время цивилизация – это то, что дает комфорт, это удобство, предоставляемое в наше распоряжение техникой. Комфорт, его создание и… Научно-техническая цивилизация единообразна для всей планеты, и у всех… Для примера возьмем ядерные технологии как для военных, так и для мирных целей атомной энергетики.Знания этих…