рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Костюм Новоторжского уезда

Работа сделанна в 2004 году

Костюм Новоторжского уезда - Контрольная Работа, раздел Культура, - 2004 год - 03 Шз 14 - Тф Министерство Образования Российской Федерации Тверской Филиал С...

03 Шз 14 - ТФ Министерство образования Российской Федерации Тверской филиал Санкт Петербургского университета технологии и дизайна Традиционные костюмы Новоторжского уезда Контрольная работа по дисциплине Основы композиции по специальности 280800 технология швейных изделий Руководитель Студентка ЛебедеваН. А. 2004 Санкт-Петербургский Государственный Университет Технологии и Дизайна. 200 г. 191005, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 18. КАРТОЧКА РЕЦЕНЗЕНТА Контрольная работа по студентки , шифр Фамилия, имя, отчество 200 г. Допустить к зачету, для исправления Преподаватель подпись Фамилия, имя, отчество 200 г. Зачтено Преподаватель подпись Фамилия, имя, отчество Традиционный костюм Новоторжского уезда.

Народная одежда в России развивалась в рамках устойчивых традиций. Незатронутая петровскими реформами 1700-х годов, она долгое время сохраняла первозданную, самобытную основу.Традиционный костюм Новоторжского уезда по типу относится к северо-великорусской и сохраняет многие самобытные черты, слабо изменяясь во времени.

Старинного покроя домотканая косоворотка и порты так же как льняная женская рубаха с сарафаном, повсеместно употреблялись здесь еще в 1920-е годы. К сожалению, очень мало сохранилось целых комплексов народного костюма, в коллекциях музеев преобладают отдельные предметы женского наряда рубахи, сарафаны, пояса, головные уборы, платки, юбки, передники.Единичные образцы составляют менее сохраняемые в народном быту мужские косоворотки, порты, кушаки, верхняя мужская и женская одежда, и крайне мало женских украшений, обуви, мужских головных уборов.

Поэтому, для создания представления о полном комплексе традиционного новоторжского костюма часто приходится обращаться к литературным и изобразительным свидетельствам.Сохранились рисунки Ф. Г. Солнцева, изображающие новоторок в старинных нарядах, а также в литературных произведениях встречаются упоминания о новоторжских костюмах. Так, например, описывает новоторку И. И. Лажечников в своем Ледяном доме Вот статная, красивая девушка из Торжка, с жемчужным венцом, наподобие отсеченной сахарной головы он слегка прикрыт платком из тончайшей кисеи, концы которого, повязав шею, прячутся на груди.

На лоб спускаются, как три виноградные кисти, рязки из крупного жемчуга, переливающего свою млечно-розовую белизну по каштановым волосам, слегка обрисованным искусно заплетенная коса, роскошь русской девы, с блестящим бантом и лентою из золотой бити, едва не касается земли.

Ловко накинула на плечи свой парчовый полушубок, от которого левый рукав, по туместной моде, висит небрежно из-под него выказывается круглое зеркальце, неотъемлемая принадлежность новоторжской красоты. Богатая ферязь ее как жар горит. Легко ступает она в цветных сафьяновых черевичках, шитых золотом. И вот на основании этих свидетельств попробуем восстановить традиционный костюм Торжка и уезда.Женская и мужская одежда изготавливалась из льняной, конопляной, шерстяной, полушерстяной ткани домашней выработки, а также из тканей фабричного производства шелковых, шерстяных, хлопчатобумажных, парчовых.

Фабричные ткани широко использовались на русском севере, в центральных губерниях Европейской России и с конца XVIII века местами в Сибири. Наибольшее распространение в народном быту они получили с конца XIX века. Женский костюм.Женский костюм Новоторжского уезда относится к комплексу одежды с сарафаном, который состоял из рубахи без поликов, сарафана, душегреи, головного убора на жесткой основе типа кокошника, кожаной, по преимуществу, обуви.

Этот комплекс был широко распространен на территории расселения русского народа.Он бытовал на севере Европейской России, в губерниях Поволжья, на Урале, в Сибири, на Алтае. Характерные черты этого комплекса особенно ярко проявились в одежде бытовавшей на Русском Севере в Архангельской, Вологодской, Новгородской, Олонецкой губерниях, в северных уездах Костромской, Нижегородской, Тверской, Ярославской губерний.

А так как Торжок в начале своего существования относился к Новгороду, а потом к Тверской области. Комплекс одежды с сарафаном сформировался, судя по всему, в ХV - XVII веках, т.е. в период централизации Русского государства. В этот период он распространяется среди дворян, бояр, посадских людей и крестьян. Наиболее интересен женский костюм.По эстетическим представлениям древней Руси женщина должна иметь высокую статную фигуру, белое лицо с ярким румянцем и соболиными бровями.

Все женские одежды были подчинены этому идеалу и зрительно создавали впечатляющий величественный образ. Почти все одежды были не приталенными, длинными, сшитыми из тяжелых тканей на подкладке. Верхние одежды никогда не подпоясывались и застегивались сверху донизу. Иногда костюм богатой женщины весил 15-20 кг. Такая одежда делала фигуру малоподвижной, придавала гордую осанку, плавность походке. Рубаха. Основой женского костюма была рубаха.Исходя из хранящихся в фондах ВИЭМ предметов, мы можем судить, что большое распространение в Торжке и уезде получили бесполиковые рубахи с широким сборенным рукавом прямого покроя, который пришивается к узкой обшивке воротника.

Часто лиф и стан рубахи выполнялись из разных тканей, на верх шла ткань более тонкой выработки, порой покупные, а стан изготавливался из грубой ткани типа неотбеленного холста. Это происходит оттого, что стан большей частью был прикрыт сарафаном.Лиф же имел большое количество декоративных украшений мелкой сборкой украшались ворот и рукава, манжеты вышивались традиционными видами вышивки роспись, тамбур, крест, настил.

Лиф порой имел название рукавов и у праздничных рубах мог был выполнен из тонкой кисеи с мушками сменившейся старинный гипюр с золотными нитями Калмыкова Л. Э. Народное искусство Тверской земли Тверь 1995, с.173 Если рубашка носила роль самостоятельной одежды, а это часто имело место во время выполнения сельскохозяйственных работ, то она изготовлялась из одного типа ткани и богато декорировалась различной вышивкой например рубаха Ленек предназначенная для уборки льна Маслова.

Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX - начала XХ в. Наука, М 1984, с. 120 находящаяся на выставке Русский лен и народные традиции - отдел этнографии ВИЭМ, она носила названия сенокосная или жальная, имела красный цвет вышивки и тканых узоров, подчеркивавший праздничный характер одежды.Особенно нарядно украшались подолы.

Как повелось еще со времен язычества на Руси, эти декоративные украшения рубах играли роль оберегов от злых сил, не случайно использование красного цвета - цвета солнца, а также орнаментов с древом жизни богиней плодородия, солярными знаками. Сарафан.К традиционному виду русской одежды относится сарафан, который одевался поверх рубахи и составлял неотъемлемую часть костюма северо-великорусского типа. Судя по хранящимся в фондах сарафанам, в Торжке и уезде бытовало два вида одежды этого типа. Первый вид косоклинный или как его называли клинник или ферязь, распашной с разрезом и застежкой спереди, распространенный повсеместно в Тверской губернии и удержавшийся в моде до начала ХХ века Тверской, Новоторжский, Зубцовский уезды.

Свадебные и праздничные сарафаны, в отличие от повседневных, делались на подкладке и украшались на древнерусский манер разными нашивками - накладом - вдоль разреза спереди и по подолу, составлявшими основное декоративное убранство этой строгой одежды такой сарафан представлен на экспозиции Русский лен и народные обряды, в витрине с одеждой.

Самое широкое распространение получил в Новоторжском уезде прямой сарафан на лямках их пяти-семи густо сборенных прямых полотнищ домотканого холста и шерсти в него одета пряха на экспозиции Русский лен и народные традиции - отдел этнографии ВИЭМ. Пояса. К сожалению, о новоторжских поясах мы можем судить только по литературным источникам, новоторжские пояса не сохранились до нашего времени.

А когда-то старинные золототканые, так же как и шитые золотом торжокские пояса считались знатным подарком в 1826 году А. С. Пушкин проездом через Торжок Купил в подарок жене своего друга П. А. Вяземского расшитые золотом пояса. В письме к нему он добавил Ах Каламбур Скажи княгине, что она все прелесть московскую за пояс заткнет, как наденет мои поясы.Пояс был неотъемлемой деталью одежды и так же как вышивка на рубахе играл роль оберега, не случайно во второй половине XIX века в Торжке изготавливались модные в то время узкие пояса со словами молитвы из цветного шелка, золотых и серебряных нитей.

Головные уборы. Головные уборы, составляют неотъемлемую часть женского костюма. К старинным относятся девичьи повязки, ленты которые повязывались вокруг головы, оставляя открытыми волосы.Обычно по праздникам в косу вплетались ленты или бисерные кисти в будни - косник обтянутый шелком или более богатой тканью треугольный кусочек бересты или дерева, богато украшенный вышивкой золотом или жемчугом или пучок из разноцветных лоскутков.

Девичьи повязки, так же как и женские головные уборы, во многих местах украшались речным жемчугом.Праздничный девичий убор венец - на твердой основе, с зубчатым завершением края, сзади завязывался широкой лентой из шелковой ткани, богато декорированный бусинами и цветными стеклышками, с подкладкой из фольги, вероятно, в Торжке расшитый золотной вышивкой Калмыкова Л. Э. Народное искусство Тверской земли Тверь 1995, с.174 Женские головные уборы в отличие от девичьих, целиком закрывали голову и волосы.

Надеваются они сразу после венца. Вниз под основной головной убор или под платок надевается повойник легкая шапочка из шерсти, бархата, шелка на подкладке, на горизонтальной полосе ткани укреплен верх, местами присобранный, сзади завязывающийся, под нее собственно и убирались волосы, заплетенные в две косы. Поверх повойника женщины носили в праздничные дни кокошники-головки.Это дорогие добрые нарядные цилиндрические уборы из парчи или красного бархата были унизаны жемчугом и богато расшиты золотным шитьем.

Узкая поднизь с нежно мерцающим жемчугом, словно переливчатым светлым кружевом, завершала налобную часть этого прекрасного убора. На него надевали сверху белое узорное кисейное покрывало, закреплявшееся под подбородком булавкой, чтобы длинные концы свисали до полу. Но кокошники носили только по праздникам, а в будни поверх повойника завязывали разнообразные платки.В Торжке белые платки расшивали золотными нитями, особенно богато конец, спускавшийся по спине.

Кроме этого носили золотканые, шелковые имеются в наличие в фондах ВИЭМ, парчовые платки и модные из тонкой шерсти большие муслиновые шали. Верхняя одежда.Судя по рисункам Ф. Г. Солнцева, в Торжке был распространен такой вид женской одежды как душегрея - распашная, короткая, с длинными рукавами и отложным воротником одежда, спинка отрезная по талии, заложена трубчатыми складками. И ее разновидность епанечка - короткая наплечная одежда на лямках, перед из гладких полотнищ, а спинка заложена в трубчатые складки.

Оба вида выполнялись из дорогих видов ткани бархат, парча и богато декорировались золотной вышивкой, золотной бахромой жемчугом. К сожалению, не сохранилось ни одного образца подобной одежды происходящей из Торжка, поэтому можно только рассматривать подобный тип одежды, относящийся к другим регионам.Так же не дошли до нас древние шубки, которые носили новоторки и о которых упоминает И. И. Лажечников.

Но, судя по рисунку Ф. Г. Солнцева - это была длинная распашная одежда на меху, имевшая длинные рукава, спускавшиеся до земли. Обувь. Обувью бедным слоям населения служили лапти и чуни, имеющиеся в фондах ВИЭМ. Относительно вышитых сафьяновых сапог можно только предполагать о том, как они выглядели, не сохранилось образцов подобной обуви. Зимняя обувь - валенки. Мужской костюм.Мужской костюм, общеславянский в своей основе, был более или менее однообразен на всем пространстве, заселенном русским народом.

Составляла его туникообразная рубаха с косым разрезом воротом, неширокие штаны, кожаная или плетеная из лыка обувь, шапка с полями или без полей. Рубаха, как правило, выпускалась поверх штанов, и подпоясывались. Рубаха.Что касается мужского костюма то основой его костюма является рубаха косоворотка, туникообразного покроя, которая подпоясывалась поясом, в отличие от женской более короткая, доходящая до колен. Праздничные рубахи часто шились из красной ткани с вышивкой по вороту и манжетам или обшлага рукавов и по низу. Белая праздничная рубаха имела вышивку красными нитями крестом или росписью рубахи представленные на экспозиции Русский лен и народные обряды, рубаха сеятеля и рубаха в витрине с одеждой.

Порты. Второй деталью мужского костюма были порты так в крестьянской среде называли штаны как основной элемент мужского костюма характерны для одежды всех восточных славян, в том числе и русских, с глубокой древности.Порты выкраивались и изготовлялись неширокими русский покрой.

Такой покрой портов был стабилен и широко бытовал на всей территории Древней Руси. Порты XVIII - XIX вв. Были узкие и укороченные, изготовлялись они из домотканой белой, а иногда пестрядинной чаще синей - в полоску или елочку или набивной ткани.Порты на талии чаще - на бедрах удерживал гашник из шнурка или веревки. Конструктивно порты состояли из двух так называемых колош, образовывавших неширокий шаг. Каждая колоша образовывалась из перегнутого по основе прямого полотнища ткани полотнища соединялись вставкой ширинкой.

Низ портов, как правило, закреплялся у голени онучами, которыми обертывали ноги почти до колен. К сожалению, не сохранилось ни одного образца новоторжских портов. Головные уборы. Головные уборы были очень просты - это войлочные, шерстяные или суконные колпачки, а зимой меховые шапки-ушанки. Обувь. Обувь практически не отличалась от женской. Верхняя одежда.Верхняя мужская одежда то же встречается довольно редко в музейных коллекциях.

Исчисляется буквально едиными образцами. По ним можно судить, что она отличалась большой простой.Это - кафтан длинная мужская одежда обычно из домотканого сукна коричневого цвета, запахивали его на левую сторону и застегивали на крючки или пуговицы, подпоясывали широким цветным поясом зипун - своего рода крестьянское пальто, кафтан из толстого сермяжного сукна, узкий до колен тулуп - длинная широкая верхняя одежда с большим меховым воротником, полы тулупа заходят одна на другую, его обычно подпоясывают ярким поясом.

Таков традиционный костюм города Торжка и уезда. В нем можно углядеть все характерные черты костюма губерний Севера и Центральной России. Аннотация новоторжского женского костюма образа Включает в себя рубаху, сарафан, епанечку или душегрею с золотным шитьем, повойник, кокошник-головку, платок с золотным шитьем, кожанную обувь обильно расшитую золотом. Рубаха белая с кисейными рукавами с вышивкой битью.Сарафан из шелка передний шов и низ сарафана обшит позументом.

Передник из кисеи расшитый битью Епанечка или душегрея бархатная с трубчатыми складками на спине, с золотной вышивкой. Повойник бархатный красного цвета с вышивкой по очелью. Кокошник-головка с золотной вышивкой и жемчужной ряской. Платок белого цвета с золотной вышивкой. Сапожки из сафьяна с золотной вышивкой. Шейный платочек, расшитый золотом битью или бисером.Аннотация новоторжского мужского костюма-образа Включает в себя рубаху, порты, онучи, лапти, зипун, шапка.

Рубаха белая косоворотка с вышивкой по вороту, планке, обшлагам рукавов, подолу или красная праздничная. Порты синие в полоску, на шнурке-гашнике Онучи полосы ткани для обматывания ног. Лапти обувь из лыка. Зипун - кафтан из толстого коричневого сукна, узкий до колен Использованная литература. 1. Ефимова Л. Е Алешина Т. С Самонин С. Ю. Костюм в России XV - начало XX века М. Арт-родник, 2000. 2. Калмыкова Л. Э. Народное искусство Тверской земли Тверь 1995, с.173. 3. Маслова.Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX - начала XХ в. Наука , М. 1984, с. 120. 4. Пармон Ф. М. Русский народный костюм как художественно-конструктор-ский источник творчества М. Легкопромбытиздат, 1994 5.Русский традиционный костюм иллюстрированная энциклопедия СПб. Искусство СПб. 1999.

– Конец работы –

Используемые теги: КОСТЮМ, Новоторжского, уезда0.056

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Костюм Новоторжского уезда

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Костюм XVIII века
Рококо, возникнув во Франции при Людовике XV, выражал вкусы аристократической верхушки феодального дворянства, переживающей свой идейный кризис,… Сам термин «рококо» происходит от французского «рокайль-рок» (в переводе—… В соответствии с утонченно-грациозным узором находятся изысканные нежные краски, мягкие, светлые, разнообразные в…

Костюм XIX века
Одежда санкюлотов В одежде революционеров— санкюлотов отражается стремление к простоте, удобству, лаконичности форм. Ощутимо влияние народного… Под карманьолу надевали короткий жилет. В холодную погоду сверху носили плащ… Цветовое решение традиционное— красное, синее, белое; отделка— ярко-красная тесьма, широкий кант. Оба костюма— мужской…

Испанский костюм
В испанском костюме впервые в европейском костюме применяется каркас.В мужском костюме это стеганая прокладка (вата, опилки, конский волос), на… В женском костюме появляется корсет из лозы или металлической сетки, покрытый… Специфическим элементом футлярного, чопорного каркасного костюма, который сковывал поворот головы, заставлял ее всегда…

Костюм XVII века
Вместе с тем для искусства этого времени характерен общий художественный стиль барокко (барокко в переводе с итальянского— странный, вычурный),… Для него характерно противопоставление земного и небесного, реальности и… Роскошные дворцы, виллы, церкви XVII в. с обилием многоцветных архитектурных и скульптурных украшений, с зеркальными…

Костюм Византии
Ведущими видами искусства этого периода являются архитектура, монументальная живопись, художественное ремесло, в том числе производство тканей,… Отсюда красота— это добродетель во славу бога. На смену античной красоте и… Тело всячески маскируется. Особый интерес у художников вызывает изображение лица. Огромные глаза, удлиненный овал…

Род дворян Катениных Чухломского уезда
А не так давно, в прошлом году, было 150 лет со дня смерти П.А. Катенина, и вновь в печати появились работы о нем и его семье. Объект исследования… Хронологические рамки исследования составляет временной промежуток с середины… Но началом практической генеалогии в России следует считать родословцы князей, первые редакции которых появились в…

Чувашский национальный костюм
Но белая одежда быстро пачкается, и как только в быт у чувашей проникают анилиновые краски, а вместе с разложением натурального хозяйства слабеет… Обожествляя явления природы, древние предки чувашей отразили свои языческие… В завершенности костюма большую роль играют головные уборы и украшения из бисера раковин и монет. В отдаленном прошлом…

Костюм Древнего Египта
В представлении древних египтян фараон являлся наместником бога на земле. Своеобразная египетская религия, основанная на культе богов Солнца, Луны,… Древнеегипетские статуи, изображающие фараона и его приближенных, статичны,… О чистоте крови говорил также ее прямой нос, благородной формы лоб, гладкие, но жесткие волосы цвета воронова крыла и…

Костюм эпохи Возрождения
Гуманизм— новое представление о всесторонне развитом человеке. Эстетический идеал красоты Основным стержнем культуры и искусства эпохи Возрождения… Тогда не было почти ни одного крупного человека, который не совершил бы… Красота считается таким же благом, как здоровье и сила. Ее основные признаки и значение подробно разбираются в…

Костюм Западной Европы в период средневековья
С одной стороны, это пропаганда религиозных идей и аскетизма, с другой— отражение огромного богатства внутренней жизни человека, его душевного… На фресках соборов изображаются непропорциональные бесплотные фигуры с… Сила, храбрость, воинская доблесть рыцаря, защитника своей страны, своего короля, определили мужественность его…

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • История моды и костюма Византии Медленная агония античного рабовладельческого общества закончилась в 476 г когда войска варваров завладели Римом и перестала существовать когда-то… В этой борьбе были разрушены и исчезли многие античные города и поселения с их… Отношение каждого жителя к земле определяло его социальное положение ужё в ранний период существования феодального…
  • Комплекс мужского костюма на вторую половину XIVв. - начало XVвека Плащ нужно шить из плотной толстой шерсти Желательно поставить его на подкладку из льна или тоже шерстяную Но можно обойтись и без подкладки... Два обязательных условия... полукруглая форма...
  • Комплекс мужского костюма IX-XI веков Приложение... Цвета тканей... Рекомендуемые цвета голубой светло синий неяркий серо синий бирюзовый...
  • История моды и костюма Китая Самыми полезными для общества считались ученые, крестьяне, ремесленники. Ремесленники делали прекрасную посуду, шелка, орудия труда для… По Великому шелковому пути везли шелк в Европу и Азию. В Китае люди первыми… Далее нити окрашивали и делали разные ткани. На тканях плели узоры, изображавшие животных и растения. Шелк был…
  • Костюм Древнего Рима Эстетический идеал красоты Древние римляне предстают перед нами суровыми, физически сильными, развитыми, выносливыми людьми.Не греческий культ… Внешние облики гречанок и римлянок во многом сходны. Римские матроны… Волосы окрашивали в светлые золотистые тона или носили парики такого цвета. Ткани, цвет, oрнамент Как и все римское…