Анализ новгородской иконы "Спас нерукотворный"

Министерство образования Российской Федерации УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.М. ГОРЬКОГО ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИИ Кафедра культурологии Анализ новгородской иконы Спас нерукотворный Реферат Студентки 5 курса СКС Анохиной М. В. Принял Авдеева В.В. Екатеринбург 2006 Введение В наше время весьма высок интерес к древним иконам. Специалисты изучают их исторические, художественные, стилевые особенности.Публикуются брошюры, издаются ученые труды, выпускается множество книг, посвященных древнему искусству, поиску корне.

Главный, центральный образ всего древнерусского искусства - образ Иисуса Христа, Спаса, как его называли на Руси. Спаситель Спас - это слово абсолютно точно выражает представление о нем христианской религии, которая учит, что Иисус Христос принес спасение человеческому роду. Спасом называлось и любое изображение Иисуса Христа в древнерусском искусстве.Спасителем мира предстает Иисус Христос на фресках и иконах, в мозаиках и миниатюрах, т.е. глубоко понятая суть евангельского предания лежит в основе его образов, созданных во все времена существования древнерусского искусства. Христос утверждал, что спасение доступно каждому, независимо от состояния, звания, богатства, даже от ума и учености.

Учил, что путь к этому спасению - в верности исконным нравственным началам, в духовном труде, в котором может обрести человек любовь к ближнему, как к самому себе. И в Византии, и в Древней Руси огромное значение придавалось возможной точности реального облика человека Иисуса и одновременному раскрытию в его облике таинственного, божественного начала. Само Евангелие никаких сведений о внешности Иисуса Христа не содержит.

Предание считает, что источником представлений о ней послужили его прижизненные изображения. Действительно, есть исторические свидетельства, что в первые века новой эры в Палестине и Сирии существовали изображения, считавшиеся прижизненными, портретными образами Иисуса Христа.В городе Эдессе находился образ, созданный, как считалось, не только при жизни, но и по воле Иисуса Христа так называемый Спас Нерукотворный . По легенде, первую икону в соавторстве с ангелом нарисовал дважды упоминаемый в Евангелие фарисей Никодим.

Он, как рассказывают, начал было изображать на полотне образ Христа, висящего на кресте, и когда изображение это не удавалось ему, тогда ангел взял кисть и написал верный лик Распятого.Голова являет собой божественнейшую нашу часть утверждал Платон, потому изображение Спаса Нерукотворного ограничивается лицом.

Мне хотелось бы рассмотреть икону Новгородскую икону Спас нерукотворный XIII века. Эта икона привлекательная тем, что написана в переходный и, на мой взгляд, благоприятный период для русской иконописи иконы писались еще достаточно искренне, живо и одухотворенно.К этому времени русская иконопись успела пройти определенный синтез с иконописью византийской, но еще не затронута изменениями, пришедшими с нашествием татаро-монгольского ига. Кроме того, такое изображение отличается от привычных нам более поздних изображений Спаса, а потому интересно для анализа.

Новгородская иконопись Новгородская станковая живопись прошла длинный и сложный путь развития. Еe истоки восходят к XI веку ее первый расцвет падает на XIII столетия ее второй и наивысший расцвет захватывает поздний XIV и весь ХV век после чего начинается ее медленное угасание.И хотя в дальнейшем на новгородской почве еще писались отдельные прекрасные иконы, они все же не выдерживают сравнения с тем, что было создано в более ранние времена.

Да это и понятно, ибо после утраты Новгородом своей самостоятельности и своих вольностей исчезают постепенно те предпосылки, которые определили блестящий расцвет его искусства. Современные историки любят подчеркивать, что Новгород был боярской республикой, где господствовала боярская олигархия, умело использовавшая вече в своих собственных интересах.Но гораздо существеннее то, что Новгород был до присоединения к Москве свободным городом, обладавшим своим республиканским укладом жизни, своей оригинальной экономической структурой, своими большими культурными традициями.

Огромные территории и изобильные угодья, щедрые дары природы, умелое и разумное для своего времени хозяйствование все это способствовало экономическому расцвечу господина великого Новгорода , славившегося во всей восточной Европе своим богатством и своей деловитостью.Если сравнивать новгородское искусство в целом с искусством Киевской Руси, Владимиро-Суздальского княжества и великокняжеской Москвы, то бросается в глаза его особая полнокровность и почвенность.

В нем очень сильно проступают народные черты, оно неизменно подкупает своей свежестью и непосредственностью.Стихия новгородской живописи это импульсивность образа, достигнутая совсем особым цветовым строем, ярким и звонким, Новгородские художники не любят сложных, замысловатых сюжетов, им осталась чуждой головоломная символика как византийских теологов, так и западноевропейских схоластов.

Они предпочитают изображать почитаемых местных святых Флор и Лавр, Илья, Анастасия, Параскева Пятница и другие , от которых они ожидают прямой помощи в своих сельских работах и торговых делах. Выстраивая их в ряд и располагая над ними изображение Знамения.Новгородские иконы и в более позднее время отличаются смелостью и свободой изображения по отношению к канону, что делает их узнаваемыми среди русской иконописи.

Икона Спас Нерукотворный Великим произведением искусства является двусторонняя икона Спас Нерукотворный работы новгородского мастера XIII века, хранящийся сейчас в Третьяковская галерее. Не стоит забывать, что XIII век время нашествия татаро-монголов, явился периодом начала упразднения культуры и искусства, отхода от признанных канонов к народным языческим традициям. При сравнении византийских и русских икон в глаза бросаются некоторые существенные различия для византийской иконописи характерна заметная объемность изображения, контрастность, подчеркнутая худоба ликов, тогда как в русской иконе изображение плоскостное, тона сближены, лики отличаются округлостью и полнотой.

По данной иконе можно увидеть все нюансы времени, о которых я уже упоминала Спас здесь характерный образ святого мужа с большими глазами и длинными волосами, который всегда безошибочно узнается людьми, но вместе с тем обрусевший византийский лик это типично для икон домоногольского времени.

Его торжественная иконность наглядно говорит о том, что написавший Спаса художник имел перед глазами хорошие византийские образцы либо прошел выучку у византийского мастера.Итак, типовой иконописный лик тонкие черты, большие глаза, узкий тонкий строгий нос, тонкогубый маленький рот, длинные волосы, разделенные золотыми нитями, Спасова борода, худоба - не болезненная, но благородная - написан в мягкой сплавленной манере с помощью неуловимых переходов от света к тени. Создается впечатление, что лицо Христа повернуто к солнцу.

В подборе красок иконописец сдержан и лаконичен его скупая колористическая гамма строится на сочетании оливковых и желтых цветов. Главный акцент поставлен иконописцем на больших глазах, обладающих огромной выразительностью. Лично мне изображение образа напоминает искусство раннего европейского возрождения икона дышит новизной, внутренней свежестью, радостью и глубиной.Взгляд Бога несмотря на широкие, близко друг к другу посаженные брови совсем не печальный и не сурово строгий, а задумчивый, очень живой, даже несколько удивленный - будто бы Господь захвачен в момент важных ответственных размышлений.

Кроме того, он открытый и понятный, но направлен в сторону, а не на смотрящего. Построение лица ассиметрично по-разному изогнутые брови и экспрессивно, с чем что художник справляется мастерски.Узкая кость, впалые щеки, худоба Иисуса символизирует его аскетичность от которой часто начнут отказываться в более поздние периоды развития икнописи . Традиционно окружает голову Спаса нимб - круг символическое изображение исходящего от него света, света вечного, потому и обретающего круглую, безначальную форму. Нимб расчерчен крестом Не видны надписи по бокам от лика скорее всего они стерты от времени.

Фоном иконы выступает насыщенно желтый цвет, олицетворяющий свет, исходящий от Бога что в более поздних иконах передавалось золотом . От иконы действительно словно исходит умный свет. И вместе с тем в лике сохраняется некая таинственность, преданная через темные краски, затемняющие глаза. В целом лик красив и благороден, рост и чист. Он облагораживает, одухотворяет смотрящего на него. Ибо все в Церкви приведено в соответствие с ее надмирной природой и все согласованно служит е конечной цели - спасению мира. Заключение В заключение хочется заметить, что, по мнению специалистов, происхождение иконы из Новгорода не вызывает никаких сомнений об этом свидетельствуют и ярко выраженные новгородизмы в подписях на оборотной стороне иконы, где представлено прославление креста и схожесть ангелов из этой сцены с ангелами в куполе Нередицы, написанными в такой же широкой и живописной манере, и, наконец, тот факт, что композиция лицевой стороны иконы а частично и ее оборотной стороны воспроизведена в заставке одной новгородской рукописи Захарьевского Пролога Исторический музей, Хлуд. 187, л. 1 . С первого же взгляда бросается в глаза различие в стиле между изображениями лицевой и оборотной стороны, исполненными разными мастерами и, возможно, в разные эпохи. Но так как эта рукопись датируется 1262 годом, то отсюда явствует, что уже в XIII веке икона Спас Нерукотворный была одной из прославленнейших святынь Новгорода, иначе ее не воспроизвели бы в рукописной заставке.