Молодежная субкультура

АГТУ Реферат по культурологии на тему Молоджная субкультура Строительный факультет 1 курс 10 группа Выполнил Ершов И.С. Проверил Ипатова Т.П. Оглавление Оглавление 2 Субкультура 3 Рок-культура 4 Рок в России 7 Литература 9 Субкультура Субкультура это особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами.Культура любой эпохи обладает относительной цельностью, но сама по себе она неоднородна.

Внутри конкретной культуры городская среда отличается от деревенской, официальная от народной, аристократическая от демократической, христианская от языческой, взрослая от детской. Любая культурная эпоха предстает нам в виде сложного спектра культурных тенденций, стилей, традиций и манифестаций человеческого духа. Культуры различных эпох демонстрируют сложный спектр субкультурных феноменов.Отдельные отсеки культуры как бы отгорожены от магистрального пути духовного творчества.

Некоторые образования культуры отражают социальные или демографические особенности ее развития. Внутри различных обществ, групп рождаются специфические культурные феномены. Они закрепляются в особых чертах поведения людей, сознания, языка. По отношению к субкультурным явлениям возникла характеристика особой ментальности как специфического настроенности определнных групп.Субкультурные образования культуры в известной мере автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заместить собою господствующую культуру, вытеснить ее как данность.

Можно говорить об особом кодексе правил и моральных норм внутри этноса. Судьбу человека, который нарушил заветы, решают старейшины, руководствуясь традициями и собственным разумением. Субкультура обладает стойкостью и в то же время не оказывает воздействия на генеральный ствол культуры, она рождаются, живт и устраняется, а ведущий строй культуры при этом сохраняется.Мангейм осмыслил эту проблему в традиц. рамках философии жизни.

Культурные циклы уподоблены немецким социологом жизненным, биологическим. Решение сводилось к тому, что субкультура обусловлена различиями поколений. Проблема субкультур рассматривается в культурологии в рамках концепции социализации. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры, адаптация к ней процесс сложный и противоречивый, насыщенный психологическими и иными трудностями.Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву, ценностным исканиям. Так, по мнению многих культурологов, рождаются определнные культурные циклы, обусловленные, в общем, сменой поколений.

Юношество воплощает в себе новую историческую реальность, творит собственную субкультуру, которая, хотя и не вызывает немедленных ощутимых изменений в магистральном пути культуры, вместе с тем влияет на многообразные срезы культуры, моду, стиль жизни, поведение и в целом на стиль культурной эпохи.

Типичной молоджной субкультурой можно считать рок-культуру. Рок-культура Рок-культура явление молодежной субкультуры, возникшей в Великобритании и США в 60-х гг. вокруг нового музыкального стиля и выражающей нонконформистский пафос. Рок это больше, чем просто музыка, это энергетический центр новой культуры и молодежной революции, писал журнал Роллинг стоунз в первой половине 60-х гг. Ядро рок-культуры составляет контркультура.Поэтому рок это, прежде всего, не искусство, не идеология, а система ценностей и образ жизни.

Отсюда социальная направленность рока и практика, выраженная в шокирующей триаде пансексуализм наркотики музыка.Рок-культура породила несколько феноменов язык слэнг и стиль одежды, рок-периодику Роллинг Стоунз, Метал Хаммер, Ровесник, рок-энциклопедию, рок-концерт сэйшен и т.п. Основу рока составляет музыка, представляющая собой синтез ориентальной негритянский ритм-энд-блюз и западной кантри музыкальных фольклорных традиций.

От первого в роке экспрессивное, горячее интонирование блюзовых нот, так называемый обратный бит с акцентом на 2-ую и 4-ую долю ритмическая характеристика всего рока. Ритм в рок-культуре приобретает почти религиозное значение. Это связано с тем, что метафизика контркультуры по духу и смыслу своему ближе всего к энергетическому варианту теории эманации. Бог, то что мы называем богом, это разновидность вибрации.Мы достигаем перевоплощения, когда мы достигаем той тончайшей вибрации, на которой мы становимся едины с богом.

Мы вибрируем на том же уровне, из манифеста рок-общины. Другие особенности ритм-энд-блюза в роке использование непрерывной переклички коротких риффов фраз зова и ответа певца и сольного инструмента, частые фальцетные перебои, крайнее насыщение тембра высокими обертонами, доходящими часто до полной утраты тональной определенности звучания, и наконец, электрогитара в качестве сольного инструмента.Кантри же оформил, придал законченность, в какой-то мере упростил импровизационность блюза.

Культура наркотиков тоже имеет негритянское происхождение. Ориентализм рока проявился и в использовании других музыкальных традиций индийской у Битлз, в увлечении дзэн-буддизмом Началом рока принято считать 1954, когда появился рок-н-ролл результат вышеупомянутого музыкального синтеза Билл Хейли спел свою песню Rock round the clock в кф Джунгли классных досок, а у Элвиса Пресли вышла первая коммерческая пластинка.Но только в 60-е гг. формируются и завоевывают массовое признание классические роковые группы и исполнители Битлз, Роллинг стоунз, Боб Дилан. В этот период рок-музыка была знаменем протеста против войны во Вьетнаме.

Возникают организации Рок против войны, Рок против расизма.В кон. 60-х гг. развивается т.н. андеграунд-рок или прогрессивный рок. В Америке Дорз, Айрон Баттерфляй, Грэнд Фанк Рэйлроад, Джефферсон Эйрплайн, Вельвет Андеграунд, Степпенвулф, Блад, Свит энд Тирз он стал муз. выражением движения хиппи. В Великобритании связь с контркультурой была более опосредствованной Лед Цеппелин, Дип Перпл, Блэк Сэббэт, Назарет, Пинк Флойд, Дженезис, Ху, Йез, Джетро Талл, Кинг Кримсон, Ван дер Грааф Генератор, Э.Л.П. Эмерсон, Лэйк и Палмер.В рамках прогрессивного рока формируются основная форма рок-искусства долгоиграющий альбом с развернутой композицией, объединенной одной идеей.

Практическим воплощением ценностей рок-культуры стали грандиозные до 0,5 млн. зрителей музыкальные фестивали Вудсток 1969, Монтре 1967, которые впоследствие приобрели культовое значение.

Одним из главных принципов рок-действ от фестиваля до концерта является хэппенинг. В нем реализуется декларируемый контркультурой в противовес западному индивидуализму пафос живого общения внутри органического коллектива, сообщества, что способствует эмоционально-психическому самовыражению и отвечает контркультурному требованию самораскрытия личности.Этому служит и практика самодеятельности музицирования, свойственная рок-культуре.

Несмотря на то, что текст особенно в раннем роке играет немалое значение, приоритет на рок-концертах имеют невербальные формы общения. Активизировать это общение призван художественный синтетизм рок-ккультуры. В рок-действе слиты воедино текст, музыка, свет, танец, костюм. Этот синтетизм направлен в первую очередь на подсознание, вызов неведомых ощущений и реакций.Синтетизм рока способствует тому, что эмоции моделируются в единстве двух признаков чувств, окраски и физических ощущений.

Синестезия межчувственное восприятие следствие культурного синтетизма рока. Ярко выраженное ритмическое начало, единство чувств и физических ощущений, хэппенинг, громкий звук, все это наделяет рок способностью к музыкальной суггестии внушению. Рок-концерты поражают общностью переживаний. Атмосферу Вудстока один из его участников оценил как достижение мимолетного ощущения единства поколения.Интернационализм и демократизм рока сделали его своеобразным эсперанто молодежи.

Метрополией рока считается англо-язычный мир, но его принципиальная фольклорная основа позволила самостоятельно развиться национальным направлениям этого музыкального жанра в Восточной и Западной Европе, Африке, где, как правило, его бытование связано с практикой социального протеста.В 70-е гг. возникает панк-рок, сознательно стремящийся примитивизированными музыкальными средствами и эпатажной практикой выразить протест против коммерциализации рок-музыки Секс Пистолз, Кисс и др С 80-х гг. на Западе рок перестал быть образом жизни и стал восприниматься только как предмет искусства.

Современные тенденции эволюции рок-культуры имеют следующие направления. С одной стороны, коммерциализация рока приводит к выхолащиванию его контркультурного содержания, сращиванию с поп-культурой и превращению в моду. Замечание о том, что рок перестал быть маргинальной культурой, равнозначно тому, что он перестал быть роком.С другой стороны, идет эстетизация и элитаризация рок-искусства, выражающаяся в развитии таких жанров, как симфо-рок, рок-опера, арт-рок, рок-авангард, джаз- рок и т.д. Значение рок-культуры сводится к тому, что являясь наследницей контркультуры, она транслирует в буржуазном обществе альтернативную систему ценностей.

А также, питаясь мощными фольклорными истоками, оздоравливает и обновляет массовую музыкальную культуру. Рок в России Рок в России СССР с сер. 60-х гг. заимствование с запада.Технические предпосылки бытовые магнитофоны, сделавшие возможным неконтролируемое и неограниченное размножение фонограмм, вначале зарубежных, переписываемых с пластинок.

Эстетические предпосылки влияние западных рок-групп, прежде всего Битлз. Ранний рок, чаще именовавшийся бит, датируется 2-й половиной 60-х гг и имел подражательный характер критерий качества сходство с зарубежным оригиналом как правило, англоязычный танцевальный.Не столько искусство, сколько разновидность сферы услуг в специфической молодежной среде. В 70-е гг. появляется хиппи-рок со свойственным ему организационным и творческим самоопределением при сохранении ряда архаичных черт. Происходит расширение социальной базы самостоятельное творчество отмечено идейным влиянием так называемого хиппизма анти-реализм, эскапизм, пессимизм вплоть до крайних форм саморазрушения.

В текстах возвышенные аллегории, нравоучения, рок дистанцируется от советской эстрады.Собственно русский рок в 1980-89 выходит за рамки молодежной субкультуры. Текст получает преимущество перед музыкой, запись перед сэйшеном.

Почти все звезды десятилетия выступают с акустическими бардовскими программами. Традиционное деление на рок и бардовскую песню теряет смысл они сливаются в едином течении народной магнитофонной культуры. Для 1983-85 характерны репрессии, направленные на уничтожение рока как жанра массовые облавы на сэйшенах, аресты и судебные приговоры. Карательные меры ведут к радикализации рок-подполья.С началом перестройки на рубеже 198687 рок-движение вырывается на поверхность обществ, жизни.

Легализация концертов явочным порядком, создание демократических рок-клубов, новые авторы, сформировавшиеся в последние годы подполья. Весной-летом 1987 г. организуется серия всесоюзных рок-фестивалей, происходит укрепление взаимодействия с другими жанрами и традиционным фольклором. Русский рок становится реальной общественной силой, объединяющей многотысячные молодежные аудитории вокруг осознанной еще в подполье антибюрократической и интернационалистской программы.Хотя в 1987-88 рок-группы по-прежнему отстранены от официальных каналов распространения ТВ, грамзапись, они теснят звезд советской эстрады в различных региональных хит-парадах.

Теоретически процесс мог привести к формированию цивилизованного шоу-бизнеса, учитывающего интересы разных слоев. Однако антибюрократическое движение рок в т.ч. оказалось не готово к позитивной самоорганизации.Октябрь 1987 провал попытки Свердловского рок-клуба объединить рок-музыкантов в профсоюз 1-й и последний съезд Всесоюзной рок-федерации.

В течение 1988 быстрое разложение механизмов, обеспечивавших организационную и творческую независимость рок-движения. Сегодня русский рок снова набирает обороты, на российскую сцену выходит множество молодых исполнителей Король и Шут, Сплин, Би-2, Чичерина и т.д которые возрождают прошлую систему ценностей среди молоджи, образуя новое течение в их субкультуре.Своеобразие русского рока сказалось в двойственной природе, соединении мировой рок-традиции с местной бардовской, через нее с русской культурой поэтического слова, а также в специфической организационных механизмах, далеких от западного шоу-бизнеса именно эти архаичные механизмы обеспечили возможности для создания наиболее ярких и талантливых произведений. Традиции рока не угасли и в последние годы, хотя влияние их уменьшилось.

Литература Шмаков В.А. Основы пневматологии. Кн. 1-2. М, 1922 Давыдов Ю.Н Роднянская И.Б. Социология контркультуры.М 1980 Соловьев Вл. Соч. В 2 т. Т. 2. М 1988 Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса.

М 1990 Фукс Э. Иллюстрированная история нравов Эпоха Ренессанса. М 1993 Он же. Иллюстрированная история нравов Галантный век. М 1994 Он же. Иллюстрированная эпоха нравов Буржуазный век. М 1994 Петров Д.В. Молодежные субкультуры. Саратов, 1996 Переверзев Л.Б. От джаза к рок-музыке Конен В. Пути амер. музыки. М 1977 Набок И.Л. Рок-музыка эстетика и идеология.Л 1989 Феофанов О.А Налоев А.Е. Бунтари и конформисты рок-музыка Запада за сорок лет. Ставрополь, 1989 Рок-музыка в СССР. М 1990 Кнабе Г.С. Феномен рока и контркультура ВФ. 1990. 8 Житинский А.Н. Путешествие рок-дилетанта. Л 1990 Кто есть кто в советском роке. М 1991 Золотое подполье.

Полная иллюстрированная энциклопедия рок-самиздата 1967-94. Новгород, 1994 Смирнов И. Время колокольчиков жизнь и смерть рус. рока. М 1994 Internet.