О культуре по работе Н.А. Бердяева "Философия неравенства@

Letter No 13 КОНСПЕКТ письма 13 О культуре по работе Н.А.Бердяева Философия неравенства Значение культуры. В жизни общественной духовный приматпринадлежит культуре. Не в политике вэкономике ,а в культуре осуществляются цели общества. И высоким качественным уровнем культуры измеряетсяценность и качество общественности. Культура и цивилизация. Происхождение исущность культуры. Культура и цивилизация - не одно и то же.Культура родилась из культа.Вокруг храма зачалась она и была связана с жизньюрелигиозной.

Так было в великих древних культурах,в культуре греческой, в культуре средневековой, в культуре раннего возрождения. Культура - благородногопроисхождения. Культура имеет религиозные основы.Это нужно считать установленным с самойпозитивно-научной точки зрения. Культурасимволична по своей природе.Символизм свой она получила от культовой символики.В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь В ней даны не последние достижения бытия, алишь символические его знаки.

Такова же и природа культа Цивилизация не имеет такого благородногопроисхождения. В ней нет связи ссимволикой культа. Ее происхождение мирское. Она родилась в борьбе человека с природой, вне храмов икульта. Культура всегда идет сверху вниз, путь ееаристократический. Цивилизация идет снизу вверх, путь ее буржуазный и демократичекий.Культура естьявление глубоко индивидуальное и неповторимое. Цивилизацияже есть явление общее и повсюду повторяющееся.

Культуры древних народов очень своеобразны инеповторимо индивидуальны. Переход от варварства к цивилизации имеет общие признаки у всех народов напр.употребление железа . Культура имеетдушу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудия. Культура всегда гордится древностьюсвоего происхождения, неразрывной связью свеликим прошлым. Культура более всего дорожит своей преемственностью В культуре происходит великая борьба вечности свременем, великое противление разрушительнойвласти времени.Культура борется со смертью Ей дорого увековечение,непрерывность, преемственность, прочность культурных творений и памятников.

Цивилизация дорожит своим недавнимпроисхождением, она не ищет древних и глубокихисточников. Она гордится изобретением сегодняшнего. У нее нет предков. Цивилизация всегда имеет такой вид, точно онавозникла сегодня или вчера. Цивилизация,в отличие от культуры, не борется со смертью, не хочет вечности. Цивилизацияфутуристична.В цивилизации есть хамизм зазнавшегося parvenu выскочки . Этот хамизм сообщается икультуре, которая хочет быть окончательно безрелигиозной.

В культуре действуют два начала -консервативное, обращенное к прошлому, и поддерживающеес ним преемственную связь, и творческое, обращенное к будущему и созидающее новые ценности. Но вкультуре не может действовать начало революционное,разрушительное. Революционное начало по существу враждебно культуре , антикультурно.Дух революционныйхочет вооружить себя цивилизацией, присвоитьсебе ее утилитарные завоевания , но культуры он не хочет.

И революционерыс легкостью готовы разрушить все памятники великих культур, все творческие их ценности во имя утилитарныхцелей, во имя блага народных масс. Источники европейскойкультуры. Культура ирелигия. Вся европейская культура связана спреданиями античности. Настоящая культура и естьантичная греко-римская культура.Античная культура вошла в христианскую церковь, и церковь былахранительницей преданий культуры в эпоху варварства и тьмы. Культцерковный насыщен культурой, и вокруг него творилась и новая культура старой Европы.

В ней есть неразрывная связьс античностью. Культура имеет религиозные основы, онаполна религиозной символики. Невозможнаи низка совершенно безрелигиозная культура, но невозможна и онтологически суще религиозная культура.Культура явилась дифференциацией культа, она явилась уже в результате выделения из храма, отделения от религиозного центра.Культура религиозна по своемупроисхождению и религиозна по своему заданию.И в самых классических и совершенных своих достижениях, в самых строгих своих формах она теряет религиозный свойхарактер.

Революция икультура. Социализм не несет с собой в мир никакогонового типа культуры.Новой культуры вы неможете создать, потому что вообще нельзя создать новой культуры, не имеющей никакой преемственной связи с прошлой культурой, не почитающей предков. Нельзя делать культуру приложением к какому-тосущественному, основному делу, чем-то вродевоскресного развлечения.

Культуру можно творить лишь тогда, когда она сама считается существенным, основным делом.Социалисты хотят направить волю и сознаниечеловека исключительно на материальную, экономическую сторону жизни.Применениек культуре чисто экономических оценок мешает войти внутрь культуры и узнать ее таинственную жизнь.Революционные демократические и социалистические движения отбрасывают назад в сфере культуры и ослабляют интерес к проблеме культуры Пролеткульты означают лишь то, что культура пролетает мимо вас ивы мимонее.

Культура есть неотвратимый путь человека и человечества. Нельзя миновать его. Человечествообречено культуре. Но в нем действуют и силы, враждебные путям совершениякультуры, силы нигилистические и анархические. Нигилистическое и анархическое отношение к культуре не имеет оправдания. Нигилистическое и анархическое восстание против культуры никогда не ведет к выходу запределы культуры, оно лишь отбрасывает назад и требует новой работы культуры.Студент группы ИУ 2 - 11 Сидоров А.Г.