Реферат Курсовая Конспект
Работа сделанна в 2004 году
Блатная музыка - Реферат, раздел Культура, - 2004 год - Министерство Образования Рф Министерство Образования Рфмеждународный Универси...
|
Министерство образования РФ Министерство образования РФМеждународный университет бизнеса и новыхтехнологий Блатная музыкареферат по русскому языкуи культуре речи Студента БУ-11Молотова А. А. Ярославль, 2004План 1. Введение2. Происхождениеслова Блатная 3. Происхождениеслова Музыка 4. Заключение 1. Введение Это название аргопоявилось в лексике деклассированных элементов в конце XIX начале XX вв. Врусской же лингвистической литературе оно впервые зафиксировано в 1908 году. И. А. Бодуэн деКуртенэ в статье, посвященной изучению арго, иначе его и не называет, какблатная музыка.
Любопытно, что в этой небольшой статье всего две страницы словосочетание блатная музыка встречается двенадцать раз! И в дальнейшем оностало употребляться в лингвистической литературе в качестве синонима к терминуарго. 2. Происхождение слова Блатная Из двухкомпонентов фразеологизма блатная музыка более новым является слово блатная.Одна из первых фиксаций слова блат вернее, его производного наблюдается вочерке А. И. Куприна Вор 1895 г Появление этого очерка совпадает спериодом наиболее интенсивных заимствований в русское арго из немецкого,польского и еврейских языков именно они способствовали переходу лексемы блат врусское арго, являясь при этом либо языками-источниками, либоязыками-посредниками . И первоначально в русском арго слово блат обозначало любое преступление, независимо от его характера . Кража, убийство, разбой,мошенничество -все это определялось словом блат. Позднее арготизм блат получил значение преступный мир , а производная лексема блатной имела значения профессиональный преступник , преступный относящийся к преступному миру . 3. Происхождение слова Музыка До конца XIX в.арго именовалось преимущественно либо музыкой, либо байковым языком.У читателя,вероятно, могут возникнуть ассоциации со словом баян - музыкальный инструмент .Действительно, уж очень заманчивая лексическая цепочка байковый язык - баять - баян - музыка.
Но слово баянничего общего с языком преступников не имеет.
Музыкальный термин баян,названный по имени древнерусского поэта Бояна гармонистом А. Ф.Орланским-Титаренко, появился примерно в конце XIX века, тогда как арготизммузыка возник гораздо раньше.
Но все-таки,почему арго раньше именовалось музыкой? То, что оно действует на эмоции? Да,арго воздействует и на чувства деклассированных элементов, и на чувствазаконопослушного населения.
Но не это явилось определяющим при появлении насвет лексемы музыка, т. е. данное слово образовалось не при помощи метафоры. Думается, что возникновение его гораздо сложнее. Музыка - язык преступников -слово довольно странное, даже для арго, в котором имеются различные словесныенеожиданности.Но в лексике преступного мира был еще и более причудливыйфразеологизм активно он употреблялся в середине XIX в. - ходить по музыке - совершать преступления . Но какая связь между ходить по музыке и совершатьпреступления ? Казалось бы, никакой.
Однако, если верно определить в арговажнейшие способы словопроизводства и принципы возникновения слов, а такжесвязи деклассированных элементов с другими социальными группами, то все встанетна свои места. Нам кажется, чтослово музыка в арго появилось благодаря звуковой мимикрии. Данный способсловопроизводства очень распространен в арго. Язык рисует самые неожиданныеобразы.Так, в дореволюционном арго при помощи звуковой мимикрии образованыслова олешка - лакей , мишука, мишура - мешок , башкир - большеголовый человек от башка , петя - пятисотрублевый кредитныйбилет в современном арго - алик - алкоголик , баптист - бабник , балбес - от балабас - продукты, содержащие большое количество жира , марго - маргарин , червяк - червонец , чех - чеченец . Несомненно, чтомузыка - этослово, также образованное с помощью звуковой мимикрии.
Но какая лексема явиласьего основой, первым кирпичиком? Каких-либо производных арготизмов от словамузыка в составе дореволюционного арго нами не обнаружено.
Из фонетическиблизких к арготизму музыка можно причислить следующие слова маз - преступник , мошенник , старый опытный вор , атаман разбойничьей шайки , вор-карманник , помощниквора-карманника мазурик - те же значения, кроме третьего и четвертого маза - учитель воров мазье - мошенники, воры мазуранесчастная - плохой вор мазиха - женщина, принадлежащая к преступному миру , дама игральная карта мазурить, мазурничать - воровать из карманов . Как видим, в этих словах отчетливопрослеживается корень маз. Заметим также, что все эти слова обозначают либопредставителей преступного мира, либо их преступные действия.
И слово музыка,насколько это явствует из фразеологизма ходить по музыке, также обозначало преступление.Любопытная деталь - арготизм блат почти повторил историю слова музыка блат - сначала имело значение любое преступление , затем - язык преступного мира ходить на блат - совершать преступления . Корень мазимеется и в лексеме условно-профессионального языка офеней - мазыка.
О лексическомзначении этого слова существуют два мнения. Так, С. В. Максимов утверждал, чтоэто самоназвание офеней С 1700 года офени, как известно, разбрелисьпо всему лицу земли русской и даже переходили за австрийскую границу, всюдуназывая себя особым народом - мазыками . Несколько иного мнения исследователь офенского языка И.А. Трофимовский.Мазыки от слова мазать рисовать утверждал он так они называютбогомазов, которые рисуют иконы, а затем их продают села Мстера и ХолуйВязниковского уезда Владимирской губернии . Там же село Палех. Боготаскатели - офени, занимающиесяперепродажей икон . Итак, заметим мазыки - иконописцы, боготаскатели - скупщики икон. Вероятно, уофеней было выражение ходить по мазыке мазыкам - скупать у иконописцев иконы с целью их дальнейшейперепродажи . Там, где скупка часто мошенничество и обман, и фразеологизм ходить по мазыке получаетновое значение - мошенничать, плутовать . А перейдя в арго, непонятное и нехарактерное для преступного мира слово мазыка трансформировалось в лексемумузыка уголовники стараются подогнать непонятное для них слово под ужезнакомое . В арго выражение ходить по музыке получило и новое лексическоенаполнение - совершать преступления . И еще одна любопытная деталь слово маз мас вусловно-профессиональном языке имело несколько значений - крестьянин , человек , офеня , я . Именно в концеXVIII середине XIX вв. лексика условно-профессионального языка офеней всильнейшей степени повлияла на арго. Деклассированные элементы заимствовали от ходебщиков множество слов клевый, мара, пахан и др. Офени были именно темслоем населения, который пополнял ряды деклассированных элементов. Кромедеклассированных в собственном смысле нищих, бродяг, воров справедливо утверждал В.М. Жирмунский в создании и распространении арго существенное участие принимали бродячиеторговцы и ремесленники . Такие же процессы, как указывает ученый, характерны идля стран Западной Европы.
Тесная связьпреступного мира с офенями отражена даже в тюремном фольклоре.
Из всехсоциальных групп торговцев только офеня удостоился такой чести . Вот отрывокиз блатной песни Кругом темно, всепотемнело,И спит Москва вомгле ночной.Уныло песенкузаводитВ тюрьмепреступник молодой Мне бытьпреступником с рожденья Сама назначиласудьба.Я был торговец,был офенейИ торговал язавсегда . Интересно, чтораспространенный среди преступного мира фразеологизм по фене ботать,появившийся в начале XX в есть не что иное, как по офене болтать, то естьразговаривать на условно-профессиональном языке офеней.
В начале XX в. в аргосуществовало выражение ходить по фене - совершать преступления , а ходить по тихой фенеозначало совершать кражи . Автор этих строкоднажды в Горьком услышал от носителя арготизмов преступника-рецидивиста , чтоблатной язык был придуман купцом по имени Офеня. Но не толькоофени повлияли на русскую преступность, повлияли на нее и прасолы прахи - скупщики хлеба, скота .Характерно, что одним из названий преступника в Поволжье явилось слово прах. Получаетсялюбопытная лексическая параллель в условно-профессиональном языке ходебщиков маз мас - офеня , в арго маз, мазурик - преступник прасол прах - скупщик хлеба и скота , а в арго прах - преступник . Что же осталось варго в настоящее время от когда-то этимо-логически родственных слов маз,мазурик, музыка? В современном арго и сейчас употребляются слова маз, маза - главарь воровскойгруппы . Арготизм маза имеет и еще одно значение - шайка, сплоченная воровская группа фразеологизмдержать мазу означает заступаться друг за друга, поддерживать . С 20-х годовXX в. в среде деклассированных элементов не употребляется слово мазурик, почтине встречается в современном арго фразеологизм блатная музыка используетсятолько один его компонент - музыка от него образован арготизм музыкант - знаток арго . 4. Заключение И все таки, какая связь между ходить по музыке и совершать преступления ? Если верно определить в арго важнейшие способысловопроизводства, то все встанет на свои места.
Библиография 1. Грачев М. А. Блатная музыка Русскаяречь. -1995 5.
– Конец работы –
Используемые теги: Блатная, Музыка0.038
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Блатная музыка
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов