Декоративно-прикладное искусство допетровской России

САРАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТАПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДОПЕТРОВСКОЙРОССИИИскусствоXVII в преимущественно повествовательное и декоративное, стремилось к литературности ивнешней выразительности, достигавшейся часто за счет весьма свободного истолкованияиконографических сцен и насыщения их бытовыми деталями.Это, а также постоянныйинтерес художников к портрету и к изображению реальных построек и пейзажаподготовили русское искусство к переходу на путь светского развития.

Этотпереход был невозможен, однако, без решительного освобождения искусства отвлияния церкви, без внедрения в культуру светского начала, которое несли ссобой реформы Петра I.Скульптуразанимала особое место в художественной жизни русского средневековья. Официальнаяцерковь относилась к ней отрицательно как к пережитку идолопоклонства, но не моглане считаться с ее популярностью внародной среде.В те моменты истории, когда объединение всех сил народа былоособенно важно, скульптура получала доступ в храм, служа действеннымпроводником актуальных идей. Поэтому в ней преобладают сюжеты, которые в народномсознании связывались с героическим или высоким нравственно-эстетическимначалом.Обычноиз ваяния выполнялись в дереве, хотя известны отдельные произведения в металле автопортрет мастера Аврама на трофейных бронзовых вратах Софии Новгородской,собранных им на рубеже XII XIV вв. серебряная фигура царевича Дмитрия работы Гаврилы Овдокимова с товарищами .Встречается и скульптура в камне Георгий В. Д. Ермолина, большие памятныекресты с рельефами.

Как правило, деревянная скульптура была полихромной.

Локальнаяроспись темперными красками сближала ее с иконой. Эта близость усугубляласьтем, что рельефы не выступали за плоскость обрамляющей изображение нетронутойкромки доски, а уплощенные фигуры, рассчитанные на строго фронтальноевосприятие, помещались в киотах с цветным фоном, плотность цвета и весомостьобъема, подкрепляя друг друга, создают особую интенсивность декоративногозвучания скульптуры.

Фигуры, развернутые на плоскости, сохраняют цельность и мощьокруглого блока дерева. Неглубокие геометризованные порезки, обозначающиеодежды и доспехи, подчеркивают монументальность объема и непроницаемуютвердость массы, по контрасту с которой тонко моделированные черты лицаприобретают повышенную одухотворенность, выявляя внутреннюю жизнь,сконцентрированную в величественных, застывших фигурах.Как и в живописи, вскульптуре возвышенная идея выражалась ритмом, пропорциями, силуэтом замкнутыхкомпозиций, наделяя телесный облик святых напряженной духовностью, лишеннойиндивидуальных черт. Втечении XIV - XVII вв.скульптура проделала в общих чертах ту же эволюцию, что и живопись, отлапидарной, обобщенной трактовки статических фигур к большей повествовательностии свободе в передаче движения.

Не связанные непосредственно с византийскойтрадицией, скульптура была свободнее в воплощении местного понимания идеаловнравственной красоты и силы. В отдельных местных школах ощущаются отзвукидохристианских традиций.

Эти традиции, хотя и вызывали решительные меры состороны церкви по их искоренению, нашли свое прямое развитие в народнойскульптуре XVIII XIX вв. Возрождениедекоративно-прикладного искусства в послемонгольское время было осложнено тем,что многие мастера были угнаны в плен и ряд навыков ремесла утрачен. С серединыXIV в. оживляется ювелирноеискусство.Оклад Евангелия боярина Федора Кошки с чеканными рельефнымифигурами в многолопастных обрамленьях и с тончайшей сканью, яшмовый потирработы Ивана Фомина с чеканкой и сканью, чеканные кадила, сионы , воспроизводящиеформы шатровых и купольных храмов, братины, ковши, чаши, литой с чеканкойпанагиар новгородского мастера Ивана сохраняют тектоническую ясность формы иорнамента, подчеркивающего строение предмета.

В XVI в. чеканка и скань дополняются финифтью.В XVII в. развивается растительная орнаментация, сплошьоплетающая изделия.

Московская и сольвычегодская финифть, теряя в тонкостиисполнения и цельности колористической гаммы, выигрывает в яркости и богатствеоттенков, соперничая с блеском драгоценных камней. По заказу Строгановых вСольвычегодске изготовляются предметы усольского дела , расписанные яркимисказочными цветами по белой грунтовой эмали. Появляются сюжетные изображения, носящиеотпечаток западноевропейского воздействия.С XVI в. применяется чернь с ясным красивым рисунком,соответствующим форме изделий.

Со 2-й половины XVII в. и в черни нарастает узорчатость, распространяютсявосточные мотивы. Лишь к концу столетия возрождается более строгий орнамент. Большое распространение получает басма, покрывающая изделия из дерева,украшающая фоны икон. В XIV начале XV вв. в ней используется орнамент в виде цветов вкругах, заимствованный из византийских и балканских рукописей. В XVII в. ее причудливые растительные узоры приобретают чисторусский характер.Увлечение в XVII в. пышнойорнаментикой приводит к утрате художественной меры, в особенности при украшениипредметов драгоценными камнями и жемчугом, из которых компонуются узоры, преждевыполнявшиеся из золота. Ту же эволюцию испытало литье из цветных металлов отЦарь-пушки Андрея Чохова до бронзовой сени Дмитрия Сверчкова в московскомУспенском соборе и до оловянных ажурных литых рам к киотам XVII в. Даже в изделиях из железа наблюдается увлечениеузорностью форм кованые решетки московской церкви Георгия Неокесарийского,врата из просеченного железа в рязанском Успенском соборе, петли и дверныеручки рядовых зданий.

Впамятниках резьбы по кости XV в. виднынеизжитые формы звериного стиля в ажурном орнаменте.

В Распятии XVI в. Угличского историко-художественного музея сказалисьудлиненно-изящные пропорции фигур Дионисия.В XVII в. искусство резчиков из Холмогор ценится высоко в Москве, гдеони работают, украшая свои изделия птицами и зверями в травах . Особеннохороши многочисленные ларцы с крупным сквозным растительным орнаментом. Донас дошли немногие крупные образцы резьбы по дереву XIV-XVI вв. Таков острый по силуэту Людогощинский крест из Новгорода,украшенный сложным орнаментом и изображениями святых.

Больше сохранилось мелкихдеревянных изделий, среди которых тонкостью и красотой исполнения выделяютсяработы мастера Амвросия.В XVI в. вдеревянную резьбу проникают элементы восточного искусства. Виртуозная мелкаяплоскорельефная ажурная резьба царских врат из церкви Иоанна Богослова на Ишнеблиз Ростова, выполненных иноком Исаией.

Трон Ивана Грозного с шатром и резнымиисторическими сценами и святительские места XVI-XVII вв. при относительно дробном узоре отличаются архитектурнойчеткостью сложно скомпонованных завершений. Изощренная ярославская ажурнаярезьба напоминает четкостью форм металл. С середины XVII в. в Москвуприезжает ряд белорусских резчиков во главе с Климом Михайловым, которыевводили западноевропейские барочные формы.Белорусская резь получилараспространение в иконостасах, поражающих богатством и разнообразием деталей.Ее формы были также использованы в наружном белокаменном декоре.

Если разнообразныедеревянные ковши и блюда XVI-XVII вв.отличались мягкой пластикой округлых форм, оттененных легким геометрическиморнаментом, то в мебели использовались крупные ажурные растительные мотивы.Геометрическая трехгранновыемчатая резьба украшала ларцы, свечные ящики,столики. Нередко в мебели применялись формы, заимствованные из архитектурногодекора.Резные изделия часто пестро раскрашивались.Росписьбыла преимущественно орнаментальной.

По технике и характеру она долгое времясохраняла связь с иконописью. По-видимому, в XVI в. появляется золотая роспись деревянной посуды, известнаяпозднее как хохломская. Роспись распространяется на стены, оконное стекло,резной декор в интерьере. Нередко орнаментальные побеги сплошь покрывают поверхностьпредметов. Эти мотивы просуществовали в русских областях вплоть до последнеговремени.В XVII в. намебели и посуде появляется битийное письмо - бытовые сцены, сказочныесущества и т. д. Бытоваякерамика XIV-XV вв. груба ипримитивна по форме.

Лишь с XVI в.применяются морение и лощение. На флягах XVII в. появляется геометрическая орнаментация, а затемплоскорельефные изображения фигур. Многие изделия воспроизводят металлическиеформы, в орнаментации видно влияние деревянной резьбы.С конца XV в. фигурные балясины и красные терракотовые плитки,украшенные пальметтами, а порой покрытые светло-охряной глазурью, включаются вдекор фасадов.

В XVII в. изготовляются для убранства зданий зеленые изразцы срельефными бытовыми и военными сценами. С середины XVII в. белорусские мастера выполняли многоцветные изразцы длясобора Ново-Иерусалимского монастыря в Истре.Шитьеимело много общего с живописью. Лучшие мастерские шитья были в XVI в. сосредоточены в Москве при царском дворе.Измастерской Старицких вышли две большие плащаницы, отличающиеся глубиннопсихологической характеристики персонажей и безупречной артистической техникой.НабойкиXVI-XVII вв. нарядус геометрическими и растительными мотивами, восходящими, возможно, кдомонгольским образцам, воспроизводят восточные и западные орнаменты привозныхшелковых тканей.

В конце XVII в.появляется трех- и четырехцветная набойка. В течение XIV-XVII вв. существовало высокоразвитое узорное ткачество, о чемсвидетельствует паволока иконы Звенигородского чина Андрея Рублева.В XVII в. получает распространение золотное кружево сгеометрическими сетчатыми мотивами либо с растительными элементами.

Иногда вузоры вводится жемчуг, серебряные бляшки, цветной просверленный камень. Некоторыеузоры XVII в. дожили в нитяном льняномкружеве до XX в.ВXIV-XVII вв.искусство в России развивалось под большим влиянием церкви. В архитектурныхпамятниках преобладают церкви, в памятниках живописи иконы. Также было сильновлияние византийских мотивов на развитие Руси в это период. Лишь часть ремеселне подверженная этому влиянию развивалась самостоятельно.Выход русскогоискусства из под влияния церкви начался лишь в конце XVI начале XVII вв чтодало мощный толчок для развития.