рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Дольменная культура

Дольменная культура - Контрольная Работа, раздел Культура, Культура С Погребальными Сооружениями В Форме Дольменов Былараспространена Н...

Культура с погребальными сооружениями в форме дольменов былараспространена на значительной территории Причерноморья - от Таманскогополуострова до г Дольменнаякультура.Контрольная работа по краеведению г. Сочи , выполнила КрапчатоваАлиса ICQ6124694 , проверил Плетень.Культура с погребальнымисооружениями в форме дольменов была распространена на значительной территорииПричерноморья - от Таманского полуострова до г. Очамчири и бассейна рекиКубань, занимая в основном горно-лесные районы.Древнейшие дольмены на ЗападномКавказе появились еще в эпоху ранней бронзы, между 2400-2100 гг. до нашей эры.Они представляют собой монументальные мегалитические постройки, сложенные изкаменных плит и блоков или высеченные в скальном массиве.

Дольмены служилиусыпальницами. У адыгейцев и абхазов они известны под названием испун , спыун дома карликов , пещеры , а также кеунеж , адамра древние могильные дома . Сейчас на территории Западного Кавказа известно более 2200 дольменов.Наиболеераспространены сооружения плиточного типа, реже - монолиты, высеченные вскалах.

Они снабжены отверстиями круглой или аркообразной формы, через которыепокойника помещали в камеры. Наиболее древние дольмены отверстий не имели.Древнейшие дольмены содержали от одного до трех покойников, положенныхскорченно и густо засыпанных красной охрой таница Новослободская, бассейн р.Кизинки . Это были захоронения родо-племенных вождей.В эпоху расцветадольменной культуры первая половина IIтысячелетия до н.э. появляются массовые захоронения в позе сидя. К этомувремени относятся огромные скопления дольменов поляны с сотнямипостроек.Археологические находки издольменов и отдельных поселений позволяют говорить о высокой культуре ихстроителей. Это были племена, занимавшиеся земледелием и скотоводством, а вприморской полосе - морским промыслом они прекрасно владели мастерством не толькообработки камня, но и металла умели лепить прочную глиняную посуду, скупоукрашенную орнаментом.Исследователи полагают, чтоформа западнокавказких дольменов или появление их на Кавказе объясняетсядалекими морскими связями кавказских народов.

Как бы то ни было, кавказскиестроители не просто заимствовали чужую практику возведения подобных построек, авложили в нее собственную изобретательность.

Эпоха существования дольменов наСеверо-западном Кавказе была временем, когда возникало имущественноенеравенство, а род еще представлял собой сильную общетсвенную организацию, хотяуже и разделившую между отдельными семьями свое некогда коллективное хозяйство,когда высокого уровня развития достигла строительная техника и получилраспространение заупокойный культ.

Культуру дольменов обычносвязывают с древнейшим абхазо-адыгейским этносом. Дольменыв окрестностях Сочи представлены плиточными составными, монолитными,корытообразными и колодцеобразными гробницами.Рассмотрим каждую из этих группв отдельности.Первый, наиболеераспространенный тип, зафиксированный во многих пунктах Лазаревское,Красноалександровское, Цуквадже, Солохаул, Медовеевка, Красная Поляна ,представляют собой дольмены, которые сооружали с помощью четырех монолитныхчетырехугольных плит, образующих стены, в то время как пятая плита служилакрышкой.

В таких гробницах часто присутствует и каменный пол, образованныйодной или несколькими плитами, которые подстилают переднюю или заднюю стены.Фасадную стену делали обычно выше и шире задней, благодаря чему такой дольменимел трапециевидный план, а его кровля - легкий уклон назад.Боковые плиты икрыша, как правило, выступают за фасадную плиту, образуя П-образный портал,который иногда наращивали дополнительными плитами, врытыми впритык к торцамбоковых стенок.

Последние обычно выступают и сзади. Снаружи их часто подпиралидополнительными, наклонными подставленными плитами-пилонами. Отверстие округлойформы в большинстве случаев находится в передней стенке дольмена, его затыкалимассивной каменной пробкой.Один из дольменов на реке Цуквадже имеет отверстиеи в задней, меньшей по величине плите. Размеры рассматриваемых дольменовразличны.

Высота фасадной плиты 2-2,5 м, длина боковых стенок 3-4 м, толщина плит колеблетсямежду 0,11 и 0,75 м.Перед дольменом оставаласьплощадка, служившая, по-видимому, для определенных ритуальных отправлений,связанных с очередным захоронением, либо поминанием умерших.Эту площадкуиногда окружали оградой из поставленных на ребро плит Лазаревское . Некоторыедольмены скрыты под курганообразными насыпями или окружены двойнойкромлеховидной оградой Медовеевка .Составные дольмены отличаютсятем, что их стены полностью или частично складывали в 2-3 яруса из тщательноподогнанных плит. Один из таких подковообразных в плане дольменов Лазаревское имел монолитными лишь фасадную и покровную плиты.

Боковые же и задняя стены егобыли возведены из блоков, сложенных в два яруса. Площадка перед фасадом этогодольмена была окружена аналогичными плитами, поставленными на ребро в одинярус.Замечательным образцомдольмена-монолита является гробница на реке Годлик юго-восточнее Лазаревского Чемитоквадже . В огромном обломке песчаниковой скалы на высоте 4 м была вырублена ровнаяплощадка.

Над ней нависает оформленная нишей фасадная стена с отверстием, черезкоторое выдолблена основная подковообразная в плане камера со сферическимпотолком.На крыше этого дольмена имеется круглое углубление диаметром иглубиной до 60 см. К нему с площадки перед фасадом по торцу стены есть единственный удобныйступенчатый подход.Корытообразные дольмены выявленыв Красноалександровском, Солохауле, в верховьях реки Лауры. Камера такихсооружений высечена в глыбе камня и сверху перекрыта отдельной плитой.

Фасад ихпо оформлению обычно соответствует плиточным гробницам портальные выступы,имитирующие торцы боковых стенок, площадка перед фасадом, отверстие,затыкавшееся массивной пробкой. Иногда камеру дольменов подвергали обработке исо стороны днища, в этом случае гробница приобретала подлинно корытовидныйоблик.У ряда таких дольменов отмечен ложный фасад помимо портальных выступовздесь было и ложное отверстие, будто бы заткнутое пробкой, в то время как настоящееотверстие делали в задней или боковой стенках Салоники, Солохаул .Около десятка дольменообразныхколодцевидных гробниц зарегистрировано в районе Красной Поляны.

Все они сложеныглубоко в земле из необработанного плитняка в несколько ярусов. Вокруг, снаружии на полу отмечена галечная присыпка.Помимо самих гробниц, кдольменной культуре относятся встречающиеся вблизи дольменов обломки скал свысеченными на них ямками, кругами и другими изображениями, имевшими культовоезначение Солохаул .Особое место занимаеткудепстенский жертвенный камень, известный у местного населения как черкесский камень.

Это глыба песчаника, в плане имеющая формутреугольника, каждая из сторон которого длиной около 5 метров. Всеверо-восточном его крае высечены два углубления в форме сидений.Позадисидений на верхней плоскости камня сделано два параллельных корытообразныхуглубления длиной до 2 ми шириной до 1 м.Здесь же выбиты четыре ямки, чашеобразное углубление диаметром до 0,2 м. Рядом с первой глыбойлежит другая таких же размеров.

На ее поверхности также видны чашевидныеуглубления. Перед глыбами были найдены остатки каменного фундамента от здания,которое, судя по характеру обломков керамических изделий, относится к раннему средневековью.Взаимоположение глыб и фундамента говорит о том, что в это время глыбы уже неиграли никакой роли в жизни местного населения.Характер обработки камня,отдельные детали оформления и факт независимости комплекса глыб от фундаментапозволяют отнести этот памятник не к XVI-XVII вв как это считалось до определенного времени, а к дольменному времени, когда этикамни играли несомненно роль святилища.В дольменах, раскопанных вокрестностях Сочи, найдены сердоликовые и пастовые бусы цилиндрической формы иимитирующие подвески из зубов молодого оленя, разнообразная керамика, каменныетопоры, бронзовый наконечник копья.

К дольменной культуре нужно отнести и сериюбронзовых изделий, главным образом топориков и тесел, хранящихся в Сочинскоммузее краеведения, а также, возможно, человеческую голову из песчаника,найденную в окрестностях Адлера.Поселение этого временизафиксированно лишь в верхних культурных слоях Большой Воронцовской пещеры.Здесь обнаружены также каменные, кремневые, керамические и металлическиеизделия.

Кремневые орудия представлены скребками, резцами, вкладышами длясерпов и мотыжками типа пик . Из каменных орудий следует отметитьклиновидные топоры с просверленными отверстиями-проухами, бруски и другиеизделия.

Керамические находки включают плоскодонные сосуды, украшенные богатымнарезным орнаментом, пряслица.Здесь же найдено бронзовое шило четырехгранногосечения.В эпоху средней бронзы, как ипрежде, основу землехозяйства местного населения составляли мотыжноеземледелие, придомное скотоводство, охота, различные ремесла, рассчитанные наудовлетворение внутриобщинных нужд. Земледелие иллюстрируют находки кремневыхмотыг и вкладышей для серпов в соответствующих слоях Большой Воронцовскойпещеры.

Перед входом в один из дольменов Солохаула найдена челюсть лошади. Изремесел следует отметить изготовление керамики, прядение и ткачество, обработкукожи и кости, металлургическое производство. Особенно высокого уровня достиглав связи со строительством дольменов техника обработки камня. На этойдеятельности древних поселенцев необходимо остановиться подробнее.Крупные плиточные, составные,монолитные, корытообразные, подковообразные дольмены сооружали заранее людипри жизни готовили себе и своим потомкам прочные усыпальницы.

Для этой целинедалеко от поселения выбирали подходящее место. В ряде случаев отмеченоразмещение дольменов вблизи родников, а дольмен на реке Годлик находится рядомс минеральным источником. Непременным условием выбора места для гробницы были, конечно, выходы песчаника и известняка.Эти породы залегают обычно слоями, чтов определенной степени облегчало работу в каменоломнях.

Выломку плитпроизводили, вероятно, с помощью деревянных колышков, забивавшихся в ямки,выдолбленные по заранее нанесенному на поверхность скалы контуру. Колышкиполивали водой разбухая, они отламывали плиты необходимого размера. Плитыподвергали грубой обработке и перебрасывали с помощью катков, рычагов иверевок, большого числа людей, а также, возможно, тягловых животных на местоустановки.Затем обе стороны фасадной плиты и внутреннюю поверхность остальныхплит, а также все закраины и соответствующие им пазы в боковых и покровнойплитах подвергали тщательной обработке.

Пазы обычно округлые или прямоугольныев сечении.Обработку эту производили с помощью тесловидных бронзовых орудий с довольноузких лезвием, мелкими сколами, оставлявшими ямки. Рядом с дольменами найдены исланцевые плитки со следами сглаживания, которые, как пролагают, служили дляподшлифовки деталей сооружений.Высокого искусства требовалоизготовление пробки, которую украшали бороздками, выпуклинами и другимиэлементами.

Расчет величины и формы плит, отверстий, пробок производилипредварительно, что указывает на определенные математические знания понятие опрямых углах, различных измерениях квадрата, окружности и т.д.Установка самого дольменапроисходила, вероятно, следующим образом. В пазы пола или в специально вырытыедля этого в почве канавки устанавливали сначала, по-видимому, переднюю изаднюю, а затем боковые плиты.В вертикальное положение их приводили с помощью клиньев,рычагов и веревок и подпирали снаружи одной или двумя плитами с каждой стороны.Зафиксированные в таком положении стены, должно быть, засыпали снаружи досамого верха грунтом и камнем.

Затем скорее всего по заднему склону насыпивтягивали покровную плиту, которая ложилась пазами внутренней стороны наспециально подтесанные для этого верхние торцы стен. В тех случаях, когдадольмен имел составные стены, сложенные из плохо пригнанных плит или плит, несвязанных системой пазов, что не позволяло стоять ему без сплошной опоры извне,насыпь оставляли.

Эта схема сооружения больших плиточных и составных дольменовс помощью земляных насыпей может быть спорна, так как насыпь могла бытьзаменена накатом бревен или нагромождением камней. Не исключено, что здесьиспользовали какую-то специфическую, трудно реконструируемую пока системурычагов и блоков.Техника обработкидольменов-монолитов требовала знания несколько иных приемов, связанных свырубанием помещений в твердой породе.Причем эта работа усложнялась малымразмером фасадного отверстия, через которое вынимали камень и выносилиобломочный материал.

Сооружение корытообразных гробниц представляло болеелегкую задачу, сводившуюся к открытому выдалбливанию погребальной камеры иизготовлению лишь одной покровной плиты. При строительстве подковообразныхдольменов были необходимы определенные знания геометрических свойств круга,точность измерительных работ.Приходилось изготовлять серию дуговидных блоков,а затем на месте совмещать их в двух-трех ярусах.

Колодцеобразные гробницывообще не представляли трудной технической задачи. Здесь уже отпала какнеобходимость перемещения значительных тяжестей, кроме крышки, так и работа стеслом.Сооружение больших дольменов,даже если предполагалось возможность использования теми, кто их сооружал, всехперечисленных выше орудий и приемов, требовало усилий такого большогоколлектива, каким могла быть только родовая община.В то же время следует думать,что захоронения в дольменах удостаивались не все подряд члены рода, а лишь отдельные,избранные по каким-то признакам лица. Таким образом, можно сделать вывод, чтодольменная группа - это, по-видимому, особое родовое кладбище, служившее вопределенной степени, судя по жертвенным площадкам и другим атрибутам чаши,углубления, солярные знаки и т.д. одновременно для периодических молений иигравшее роль своего рода храмового комплекса.

Существование такой сложнойсистемы религиозных представлений позволяет предполагать выделение достаточновлиятельной жреческой касты.

Вместе с тем широкая освоенность горной зонысвидетельствует о зарождении отгонного яйлажного скотоводства, что не могло непривести к увеличению роли последнего в жизни строителей дольменов.В этотпериод складываются основы патриархальных отношений, формируется родоплеменнаяверхушка вожди, старейшины, жрецы, чем-то выделявшиеся на фоне рядовыхобщинников.Каких-либо закономерностей,отражающих ритуальный характер, в ориентировке дольменов не прослеживается.

Какправило, она направлены фасадом вниз по склону. Это объясняется тем, чтостроители дольменов учитывали накопление у стен почвы, сносимой со склонаосадками, и стремились как можно дольше сохранять открытым подход к отверстию. Однако в отдельных случаях корытообразные дольмены с ложным порталом отмеченоотверстие в задней или боковой стенках, обращенных вверх по склону.Объяснитьэто можно какими-то причинами религиозного порядка, заставлявшими скрыватьнастоящие лазы.Об обряде погребений в дольменахдо сих пор ведутся дискуссии.

Однако в основных своих чертах этот обряд нарассматриваемой территории уже проявляется. Прежде всего необходимо обратитьвнимание на то, что в большинстве дольменов района г. Сочи, где сохранилсянепотревоженный слой, отмечено присутствие лишь отдельных, главным образомкрупных костей человека.Это явление прослежено в двух плиточных дольменах Красная Поляна , в корытообразном дольмене Салоники . Показательны ирезультаты исследования одной из колодцеобразных гробниц в Красной Поляне.Здесь отмечены также лишь крупные кости, принадлежавшие по меньшей мере 6-7особям. В то же время здесь находилось лишь три фрагмента черепов, а в одном изсосудов оказались остатки черепа, несущие на себе следы огня. Присутствие черткремации в аналогичных гробницах Красной Поляны отмечалось и ранее.

В той жегробнице найдено 16 как очень мелких,так и вполне нормального размера сосудов, что также свидетельствует о большомколичестве захоронений, производимых скорее всего не одновременно, а снекоторыми перерывами.

В то же время в мелких колодцеобразных гробницах КраснойПоляны в двух случаях отмечены одиночные захоронения, по-видимому, женщин,лежавших в скорченном положении на боку головой к востоку и имевших по одномусосуду-кружке.Характерной чертой заупокойногокульта строителей западнокавказских дольменов является стремление как можнокрепче изолировать внутреннее помещение дольмена от внешнего мира. Удивительнаятщательность во взаимной подгонке плит не допускала ни малейшей щели. Миниатюрность находимой в дольменах керамики была вызвана, как полагают, тем,что эта посуда предназначалась не столько для умершего, сколь для души его,имевшей, по представлениям того времени, небольшую величину.

Вероятно, взначительной мере тревога, страх заставили живых пойти на изобретение такогопрочного, рассчитанного на тысячелетия жилища для душ своих родственников,заставили создавать условия полной герметичности для их вечного успокоения.Страх перед смертью, облеченный в форму страха перед духом, тенью умершего,характеризует определенный этап в развитии человеческого сознания.Реконструкция погребальногообряда в дольменах района города Сочи может дать следующую картину.

Умершегооставляли в священной роще вблизи дольмена, где по истечению определенноговремени в результате естественных превращений на площадке оставались лишь крупныекости.Тогда приступали к основному обряду, в котором, как можно полагать,главная роль принадлежала жрецу и его помощнику.

Кости собирали, к нимприсоединяли вещи покойного или пожертвования родственников, оружие, украшения,керамику с заупокойной пищей или питьем. На площадке перед дольменом жрецсовершал жертвоприношение, разжигал костер, осуществлял и другие действия, чтов сумме должно было предотвратить возможность выхода душ, уже заключенных вгробницу, наружу, когда жрец вынимал пробку.Затем помощник жреца проникалвнутрь дольмена, ему подавали кости и вещи, которые он укладывал на свободноеместо у стены.

На необходимость проникновения человека в дольмен при очередномзахоронении указывает относительный порядок в расположении скопления костей ивещей в глубине дольмена, на расстоянии 1,5-2 м от отверстия.В ранних дольменах, гдепредполагается захоронения в сидячем положении вдоль стен, такое проникновениетем более необходимо.На позднем этапе, когда получаютраспространение колодцеобразные гробницы типа краснополянских, этот обрядпостепенно себя изживает, в неговторгаются элементы кремации, распространяются одиночные захоронения с предельноупрощенным ритуалом.Дольменная культура, к которойпринадлежат рассмотренные памятники, охватывала значительную часть ЗападногоКавказа по обе стороны хребта.

Как показывают соответствующие материалы,дольмены в своих наиболее ранних формах появились в Прикубанье, в окрестностяхсовременного города Майкопа памятники новослободненского этапа майкопскойкультуры в конце III тысячелетиядо н.э. Наиболее древними формами дольменов являются плиточные гробницы,первоначально покрывавшиеся насыпями из-за несовершенства конструкции.

Иххронология обычно определяется XXIII-XXввю до н.э.Эпоха расцвета дольменнойкультуры связана с широким распространением плиточных гробниц по всемуЗападному Кавказу, на востоке от ущелий реки Лабы и Кодора, на западе доТаманского полуострова. Появляются составные и корытообразные дольмены.Хронологически этот этап может быть определен XX-XVII вв. до н.э.На третьем этапе развитиядольменной культуры продолжают использовать плиточные дольмены, высекаютдольмены-монолиты и корытообразные гробницы, среди которых получаютраспространение сооружения с ложными порталами.

В конце периода появляютсяколодцеобразные гробницы.Хронология этапа может быть определена XVI-XIV вв. до н.э. В отдельных случаяхдольмены использовали для захоронений и значительно позже.На первом этапе материальнаякультура строителей дольменов характеризуется памятниками Новослободненскогоэтапа майкопской культуры.

В эпоху расцвета сначала в местной материальнойкультуре преобладают те же северо-западнокавказские формы, проникающие доЦентральной Абхазии Эшера , а затем происходит нивелировка культуры. Назаключительном этапе в дольменах Черноморского побережья распространяютсяизделия западнокавказского облика, на основе чего делается вывод, что к этомувремени носители дольменной культуры слились с племенами, имевшими другой,закавказский культурный облик.Результатом такого смешения явилось население,которое можно связывать с абхазо-адыгейским культурным массивом.

Литература 1. Учебник археологии.2. Ю. Н. Воронов. Древности Сочи и его окрестности.Краснодар, 1979.3. История народов Северного Кавказа с древнейшихвремен до конца XVIII века.Под ред. Пиотровского Б. Б Москва, 1988.

– Конец работы –

Используемые теги: Дольменная, Культура0.052

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Дольменная культура

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Организационная культура (о корпоративной культуре, стратегиях коммуникативного взаимодействия, влияния психотипа руководителя на структуру и стиль управления организацией, культура персонала на примере Японии)
Знакомство с опытом таких экономических гигантов, как США и Япония, обнаруживает, что одним из признаков развитой организационной культуры является… Деловое кредо любой компании включает декларирование той роли, которую… Кредо должно работать на конечный результат деятельности предприятия. Сотрудники многих крупных преуспевающих фирм…

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Основные понятия теории и методики физической культуры
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ... ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

Культура средневековой Европы, культура Возрождения, новоевропейская культура
Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам,… И научившись ценить и понимать это особое содержание искусства, люди становятся наследниками того духовного богатства,…

Политическая культура. Уровни и типология политической культуры
Она выражает суть социально-политической системы, определяет правила игры в политике, базовые политические ценности и общественные цели. Без… Уровень политической культуры во многом определяет уровень общей культуры как… Она сравнительно часто подвергается изменениям. Но это не означает ее конъюнктурности, ибо в конечном счете…

Политическая культура. Уровни и типология политической культуры
Она выражает суть социально-политической системы, определяет правила игры в политике, базовые политические ценности и общественные цели. Без… Уровень политической культуры во многом определяет уровень общей культуры как… Она сравнительно часто подвергается изменениям. Но это не означает ее конъюнктурности, ибо в конечном счете…

Политическая культура. Уровни и типология политической культуры
Она выражает суть социально-политической системы, определяет правила игры в политике, базовые политические ценности и общественные цели. Без… Уровень политической культуры во многом определяет уровень общей культуры как… Она сравнительно часто подвергается изменениям. Но это не означает ее конъюнктурности, ибо в конечном счете…

Современные проблемы культуры. Тоталитаризм и культура
Ведь она пронизывает все аспекты человеческой жизнедеятельности от основ материального производства и человеческих потребностей до величайших… Культура воздействует на все сферы общественной и индивидуальной… Значение ее в формировании и развитии образа жизни человека проявляется через действие личностно-субъективных факторов…

Дольменная культура
Дольмены служили усыпальницами. У адыгейцев и абхазов они известны под названием "испун", "спыун" ("дома карликов", "пещеры"), а также "кеунеж",… Наиболее древние дольмены отверстий не имели. Древнейшие дольмены содержали от… Археологические находки из дольменов и отдельных поселений позволяют говорить о высокой культуре их строителей. Это…

Культура Эпохи Высокого Возрождения и ее представители как светочи мировой культуры
Этот термин достаточно условен. Его применяют по аналогии с итальянским Возрождением,но если в Италии он имел прямой первоначальный смысл… Повсеместные религиозные войны, борьба с господством католической церкви … И действительно готическая напряженность и лихорадочность в северном Возрождении не исчезают. Но,с другой стороны,…

Политическая культура. Уровни и типология политической культуры
Она выражает суть социально-политической системы, определяет правила игры в политике, базовые политические ценности и общественные цели. Без… Уровень политической культуры во многом определяет уровень общей культуры как… Она сравнительно часто подвергается изменениям. Но это не означает ее конъюнктурности, ибо в конечном счете…

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • История развития музыкальной культуры Хакасии (ее взаимодействие и взаимообогащение с русской музыкальной культурой) ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ХАКАСИИ ЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМООБОГАЩЕНИЕ С РУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЙ ВВЕДЕНИЕ Проблема развития… Изучение процесса формирования и развития музыкальной культуры Хакасии, ее… Самое надежное в вопросе общественной науки - не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с…
  • Политическая культура возникновение, составные элементы политической культуры и ее типологизация Первым же, кто употребил данный термин, был немецкий философ-просветитель XVIII века Иоган Гердер. Однако в политическую науку термин «политическая… Выясняя причину подобного результата, американские политологи и сформулировали… Классическое определение политической культуры, данное Г.Алмондом и Г.Пауэллом гласит: «Политическая культура есть…
  • Понятие культуры, культура и цивилизация В нашу эпоху нет более острой темы и для познания, и для жизни, чем тема о культуре и цивилизации, о их различии и взаимоотношении. Это - тема об… Стрелка часов мировой истории показывает час роковой, час наступающих сумерек,… Все наше славянофильское сознание было проникнуто враждой не к европейской культуре, а к европейской цивилизации.…
  • Понятие культуры по работе Швейцера - Культура и этика Самая известная работа Швейцера «Культура и этика» вышла в свет в 1923 г. Но когда листаешь её страницы, невольно возникает ощущение, что написана… Служению этим целям подчинена у него философия культуры. "Благоговение перед… Идея внутреннего единства этики и культуры, требование сделать гуманизм и нравственное развитие личности критериями…
  • Физическая культура личности и ценности физической культуры Наш век — век значительных социальных, технических и биологических преобразований. Научно-техническая революция внесла в образ жизни человека наряду… Опыт десятков тысяч людей, испытавших на себе воздействие такого рода… Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение — способствуют укреплению дисциплины,…