Экспрессионизм

ЭКСПРЕССИОНИЗМ ЭКСПРЕССИОНИЗМ В историиискусств термин экспрессионизм от лат. expressio - выражение применим к широкому кругу явлений.И вс же как определ нное течение в изобразительном искусстве экспрессионизмобъединяет прежде всего творчество группы художников, работавших в Германииперед Первой мировой войной.С конца XIX в.в немецкой культуре сложился особый взгляд на произведение искусства.Считалось, что оно должно нести в себе лишь волю творца, создаваться повнутренней необходимости , которая в комментариях и оправданиях не нуждается.Одновременно происходила переоценка эстетических ценностей.

Появился интерес ктворчеству готических мастеров, Эль Греко, Питера Брейгеля Старшего. Зановооткрывались художественные достоинства экзотического искусства Африки, ДальнегоВостока, Океании. Вс это отразилось на формировании нового течения вискусстве. Экспрессионизм это попытка показать внутренний мир человека, его переживания,как правило, в момент предельного духовного напряжения.Своимипредшественниками экспрессионисты считали и французских постимпрессионистов, и швейцарцаФердинанда Ходлера, и норвежца Эдварда Мунка, и бельгийца Джеймса Энсора.

Вэкспрессионизме было много противоречий. Громкие декларации о рождении новойкультуры, казалось бы, плохо согласовались со столь же яростными проповедямикрайнего индивидуализма, с отказом от действительности ради погружения всубъективные переживания.А кроме того, культ индивидуализма в н м сочетался спостоянным стремлением объединяться.

Первойзначительной вехой в истории экспрессионизма считается возникновениеобъединения Мост . В 1905 г. четверо студентов-архитекторов из Дрездена Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Блейль, Эрик Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуфф создалинечто вроде средневековой цеховой коммуны вместе жили и работали.Название Мост предложил Шмидт-Ротлуфф, считая, что оно выражает стремление группы кобъединению всех новых художественных течений, а в более глубоком смыслесимволизирует е творчество мост в искусство будущего.В 1906 г. кним присоединились Эмиль Нольде, Макс Пех-штейн, фовист Кес ван Донген и другиехудожники.Хотяобъединение появилось тотчас же за выступлением парижских фовистов в Осеннемсалоне, представители Моста утверждали, что действовали самостоятельно.

ВГермании, как и во Франции, естественное развитие изобразительного искусствапривело к изменению художественных методов. Экспрессионисты также отреклись отсветотени, передачи пространства.Поверхность их холстов кажется обработаннойгрубой кистью без всякой заботы об изяществе.

Художники искали новые,агрессивные образы, стремились выразить средствами живописи тревогу,дискомфорт. Цвет, считали экспрессионисты, обладает собственным смыслом,способен вызывать определ нные эмоции, ему приписывали символические значения.Перваявыставка Моста состоялась в 1906 г. в помещении завода осветительнойаппаратуры. И эта и последующие выставки мало интересовали публику. Лишьэкспозиция 1910 г. была снабжена каталогом.Но с 1906 г. Мост ежегодноиздавал так называемые папки, каждая из которых воспроизводила работы одного изчленов группы.Постепенно члены Моста перебирались в Берлин, ставший центром художественной жизни Германии.

Здесь онивыставлялись в галерее Штурм нем. буря .В 1913 г. Кирхнер опубликовал Хронику художественного объединения Мост . Она вызвала резкое несогласиеостальных мостовцев , посчитавших, что автор слишком завысил оценкусобственной роли в деятельности группы.В результате объединение официальнопрекратило существование.

Между тем для каждого из этих художников участие вгруппе Мост оказалось важной вехой творческой биографии.Ведущий художник и теоретикгруппы Эрнст Людвиг Кирхнер помимо уч бы на архитектурном отделении высшейтехнической школы в Дрездене в 1903 1904 гг. брал уроки живописив одной из художественных школ Мюнхена.В его ранних живописных работахчувствуется сильное влияние Мунка и Ван Гога. Во время поездки в Нюрнберг нанего произвели ошеломляющее впечатление гравюры старых немецких мастеров,прич м не столько оттиски, сколько сами печатные доски их тяжеловесная,грубая выразительность.

Кирхнер занялся графикой, заразив этим увлечением идругих представителей Моста . Работа над гравюрами помогла художнику обрестисобственную живописную манеру яркие цветные плоскости на его полотнах частоограничены широким резким контуром ч рным или белым. В картинах Кирхнера нетглубины пространства, которого он всегда словно боялся.Напротив, художник какбы выталкивал фигуры на зрителя.

Рисунок нарочито прост, по-детски простодушен.