рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Светское искусство Средневековья

Работа сделанна в 2005 году

Светское искусство Средневековья - Реферат, раздел Культура, - 2005 год - Министерство Образования И Науки Рф Брянский Государственный Технический Унив...

Министерство образования и науки РФ Брянский Государственный Технический Университет Реферат на тему Светское искусство средневековья поэзия трубадуров, рыцарский роман, бытовой жанр. Выполнил студент I курса группы 04-ПИЭ-1 Синица Александр Преподаватель к. п. н доцент кафедры Философия и история Дзюбан Валерий Валерьевич Брянск 2005г. Содержание 1. Пространственные и временные рамки Средневековья - 3 - 2. Искусство Средневековья - 7 - 1. Литература - 7 - 2. Архитектура - 18 - 3. Скульптура и живопись - 19 - Заключение - 22 - Список литературы - 23 - 1. Пространственные и временные рамки Средневековья Средневековьем считается период от распада Римской империи конец V века до возникновения протестантизма начало XVI века. За это время западная цивилизация менялась настолько сильно, что нужно выбрать какой-то период в качестве характерного.

Для нас эту роль будет играть высокое средневековье XI -XIII века. В пространственном отношении центром средневекового запада является территория Италии, Франции, Германии и Англии.

Но даже на этой территории не все процессы проходили одновременно и равномерно.Например, Италия в культурном и социальном развитии опережала остальные территории примерно на два века. Зато в плане государственного объединения Италия и Германия отстали настолько, что стали едиными государствами только в XIX веке. Вокруг этого ядра средневековой Европы находится периферия Балканский Полуостров, Польша, Скандинавия, Ирландия и др. Здесь характерные для средневековья процессы шли с запозданием и часто совсем по-другому.

Например, Балканы все это время находились под действием иной Византийской цивилизации, а Скандинавия стала христианской только в XII - XIII веке. Наконец, часть географической Европы вообще не может быть отнесена к той же цивилизации, что и вышеуказанное ядро. На Востоке это самобытная Византийская цивилизация и Киевская, а затем Московская Русь. На западе это южная Испания, которая большую часть этого периода принадлежала к арабской цивилизации.

По сравнению с античностью, Средневековье - гораздо более динамичный период. В нем все время что-то меняется, то к лучшему, то к худшему.Грубая схема этой динамики резкий упадок после крушения римской империи - короткий подъем при Каролингах - новый, но не столь глубокий упадок в эпоху варварских нашествий IX-X века - крутой взлет после 1000 г пик в XIII веке - быстрое развитие, но и внутреннее перерождение вплоть до XV века. Темные века VI - VIII век. Средневековье рождалось внутри самой Римской империи.

Его признаки огрубление культуры после III века, смешивание римлян с варварами, растущая самостоятельность территорий и упадок централизации. Варварские нашествия, сломавшие Римскую империю в V веке и длившиеся весь следующий век, предали этому начавшемуся упадку характер катастрофы культурной, экономической и политической.

Показатель ее глубины - количество обезлюдевших территорий, заросших лесом, которые после 1000 г. пришлось распахивать заново. Самый яркий признак римского присутствия - масштабное каменное строительство - прекратилось полностью. Строили из дерева или растаскивали на свои нужды камни римских зданий. Сухопутная торговля прекратилась из-за опасностей и из-за того, что некому и нечем было торговать.Римские дороги заросли, торговые поселения исчезли.

Нравы также стали варварскими. Хозяевами новых территорий были банды завоевателей. Главари самых больших банд называли себя королями, а поменьше - баронами. Они не управляли своей территорией, а только собирали с нее дань. Они не умели читать и писать, как и почти никто, кроме монахов. Право было правом меча. Когда возникал правовой спор, в который не вмешивался меч, он мог решаться десятком различных несогласованных правовых систем.В эти темные века остатки культуры и единства европейской цивилизации сохранила церковь. Она сохранила централизацию, хотя донесения или приказ между, скажем, Римом и Ирландией могли двигаться по полгода.

Немногочисленные хроники, из которых мы знаем об этом времени, все написаны в монастырях. Церковь потихоньку собирала под себя земли, и на них восстанавливалось хотя бы слабое подобие римского порядка под посохом епископа.Христианство как религия не потерпело тяжелых потерь, но кое-где отступало - население возвращалось к язычеству.

Но в других местах миссионеры завоевывали новые души. И, в конце концов, церковь в большой мере подготовила почву для Каролингского возрождения. Каролингское возрождение и романская эпоха IX - X век. Период примерно с 750 по 850 год - кратковременное объединение западной Европы под франкской династией Каролингов. Пик его - коронование папой Карла Великого в 800 году. Карл впервые создал государственную администрацию и систему образования для чиновников.Это положило начало выходу учености из монастырей.

Для укрепления государства Карл стал передавать земли наиболее верным соратникам, делая из них графов и герцогов. Те создавали собственных вассалов, и это положило начало феодализации Европы 1,стр.105-106. Современники воспринимали деятельность Карла как восстановление Римской империи, которая для многих оставалась желанным идеалом на фоне окружающего варварства.Держава Карла быстро распалась при его наследниках возникли Франция, Германия, Лотарингия, Бургундия.

Но германская и итальянская часть сохранила название Священной Римской империи. Закат Каролингов в IX веке совпал с возобновлением варварских набегов сразу с нескольких сторон. Скандинавы - викинги, норманны - своими морскими походами терроризировали все европейское побережье и доходили даже до Италии. Они оседали на завоеванных приморских землях, например в Нормандии, откуда они потом завоевали Англию.В X веке с Востока появились венгры, которых по опасности сравнивали с новыми гуннами.

С юга Сицилию, Италию, Испанию и Прованс атаковали мусульманские пираты. Все это создало на значительной части Европы обстановку террора и страха, которые усугублялись тем, что, по апокалиптическим пророчествам, к 1000г. ждали конца света. Но цивилизация мало-помалу развивалась. Очень важным было введение более питательных культур бобов и др. Это способствовало росту населения. В эту эпоху по всей Европе достигла расцвета романская архитектура и живопись.Высокое Средневековье XI - XIII век. Экономический и социальный взлет после 1000 г. начался со строительства. Как говорили современники Европа покрылась новым белым платьем церквей.

Это был и симптом роста населения. Затем последовало расширение пахоты и рост городов, которые с римского времени прозябали в уголке своих старых стен. Возобновилась экспансия христианства в славянские земли, в Скандинавию, на юг Испании Реконкиста.А в XII - XIII веках на восток периодически выплескивались крестовые походы, что говорит, может быть, и о перенаселении. В это время активно развивались оба будущих конкурента - феодальное поместье и город.

Развитие торговли и импорт предметов роскоши с Востока стимулировали отказ феодалов от хозяйственной изоляции. Торговля подпитывала и город, хотя в эту эпоху он был в первую очередь центром ремесла.Впрочем, приморские города Венеция, Ганзейский союз, Генуя распространяли свое торговое и политическое влияние на огромные территории и основали настоящие колонии.

В это время могущество крупных феодалов достигло пика, а значит, королевская власть была слаба. Залогом будущих изменений стало начало чеканки денег королями. Этого требовала экономика, но потом монета стала мощным политическим рычагом централизации. Культурная жизнь потихоньку перемещается из монастырей в город. Характерно, что именно в городах впервые появляются готические соборы в конце XII века. С конца одиннадцатого века стали появляться городские университеты.Даже монастыри часто строились в городах.

Церковь участвовала в общественной динамике самым активным образом. Она поддержала инициативу крестовых походов. Часто поддерживала города против феодалов.Напоминала о том, что по Библии труд - это положительная ценность, в противоположность надменности аристократов. Даже начальный капитал для большинства средневековых начинаний в эту пору исходил, в конечном счете, от церкви, потому что крупных финансистов еще не было. Однако вовлеченность церкви в светскую жизнь создала и проблемы.

Папы оказались вовлечены во многовековой конфликт с германским императором, а затем и с французским королем. В этой борьбе у церкви были победы и унижения, но в целом она теряла лицо. Однако все равно вся жизнь города протекала в церковном ритме, вокруг собора и в подчинении или противостоянии церковным нормам. Епископ был как минимум столь же важным лицом в городе, что и глава городского совета. Осень Средневековья.Этот термин, Й. Хейзинга относит к периоду XIV -XV вв. Уже о Божественной Комедии Данте 1321г говорили, что она завершает Средневековье в культурном смысле.

Тогда же был построен последний большой готический собор. Социально и экономически же закат Средневековья связан с тем, что городам и торговле стало тесно в его структуре. Они требовали общегосударственного пространства, международных связей, стандартных монет, налогов и т.д. С другой стороны, развитие техники отодвигало феодальные войны в прошлое.Последней такой войной можно считать вялотекущую Столетнюю войну в XIV-XV вв. Она ярко показала, что эпоха походов феодала с дружиной кончается и наступает время общенациональных ополчений.

Все это стимулировало сосредоточение власти в руках государей, окончательно решив в их пользу спор за власть с церковью. И горожанам, избалованным разнообразием городской жизни, тоже стало тесно в стенах церковных норм. Но выход из Средневековья не происходил безболезненно.В XIV веке развернулся сельскохозяйственный и финансовый кризис.

За ним последовала знаменитая Черная Смерть, которая уничтожила, по некоторым данным, треть населения Европы.В напуганных и лишенных религиозной базы народных массах стали появляться симптомы психологических эпидемий преследования евреев, охота на ведьм и т.п. Это затронуло и церковь в ней появилась инквизиция 2, стр.56-58. 2. Искусство Средневековья В средние века значительная часть культурного багажа общества заключалась в том, что сейчас называется ритуалами и нравами. 2.1. Литература Литература раннего Средневековья - это героический эпос Песнь о Нибелунгах, немного спустя - песня о Роланде, Сид и др. В Скандинавии, которая долго была языческой, были записаны и своды мифов, например Эдда. После 1000 г. стала появляться более приземленная литература Роман о Лисе, цикл Тристана и Изольды, полуисторические легенды об Артуре.

Они были записаны почти одновременно с существовавшими много столетий до них эпическими поэмами, которые до этого передавались изустно.

Это стало возможным лишь с появлением светской культуры церковь считала, что такие творения - вне сферы ее компетенции. Вся эта литература еще безымянная. Первыми литературными авторами, имена которых мы знаем, были странствующие поэты, которые назывались в разных странах по-разному труверы, менестрели, ваганты, миннезингеры. Раньше всего они появились в Италии и Провансе.Это было к тому же и началом литературы на новых языках испанском, французском, итальянском и т.д. Они долго считались неполноценными по сравнению с языком учености латынью.

Первыми литературными строчками на итальянском языке считается песнь О брате Солнце великого святого Франциска Ассизского начало XIII века. Средневековая литература синтетична, как и вся средневековая цивилизация. В ней переплетены разные жанры.Например, высшее достижение средневековой литературы - Божественная Комедия Данте - это и гениальная поэма, и теологический трактат, и философия, и даже острый политический конфликт.

Песнь о Нибелунгах стоит в конце длительной традиции легенд - песней о Сигурде Зигфриде, бургундских королях, Гудрун Кримхильде, Брюнхильд Брюнхильде и Атли Этцеле. То, что на рубеже ХII и ХIII вв. в империи Штауфенов, в период расцвета феодального строя и подъема рыцарской культуры, неизвестный австрийский поэт вновь обращается к преданию, которое ведет свое начало от времен Великих переселений народов и по-новому его перерабатывает, в высшей степени показательно.Этот факт свидетельствует об определенной преемственности в развитии культуры германских народов, как доказательство того, что старые темы и образы героической поэзии еще не потеряли своего обаяния. Стадиально Песня о Нибелунгах представляет собой более позднее явление, чем эддические песни, которые дошли до нас в рукописи второй половины ХIII в. Если следовать теории А. Хойслера о разбухании песней в обширный эпос, то эддические песни предшествуют немецкой эпопее сжатость, спрессованность, скупость в выражении эмоций помимо прямых речей героев уступают место чрезвычайной распространенности, местами даже растянутости повествования в Песни о Нибелунгах.

Песнь о Нибелунгах кажется далеко ушедшей от той интерпретации сказаний о Сигурде и бургундах, которая дана в Старшей Эдде если, конечно, не придерживаться иной точки зрения, а именно, что исландский и немецкий циклы не представляли собой двух последовательных стадий развитии эпоса, не противостояли один другому в качестве разных вариантов, развивавшихся своими путями.

Для того чтобы яснее понять связь Песни о Нибелунгах с другими произведениями на этот сюжет, равно как и степень различия между ними, мне представляется существенным рассмотреть интерпретацию в ней времени.

Начать с того, что в эпосе герои не стареют.Напомню, что Беовульф, несмотря на то, что он правил геатами на протяжении пятидесяти лет, вступив на престол уже взрослым и свершив свои великие подвиги, тем не менее оказывается способным выдержать на склоне дней единоборство с драконом.

Собственно, то же самое мы видим в эддических песнях о героях. Каждая песнь, правда, воспевает обычно лишь одно событие, либо серию их, но в таком случае они тесно между собой связаны. Мы не знаем, сколь длительное время протекло между отдельными эпизодами. Для эпического сознания это не существенно. Как интерпретируется возраст героя в Песни о Нибелунгах В начальных авентюрах песни Кримхильда - юная девушка.Но и в последних авентюрах по-прежнему прекрасная женщина, хотя миновало около сорока лет. Не убывает за все эти годы могущество Хагена, он и будучи убелен сединами остается все тем же непобедимым богатырем.

О короле Гизельхере, который впервые появился в эпопее почти ребенком, как было сказано - дитя, так до конца и говорится пав в бою вполне взрослым мужчиной, Гизельхер остался дитятей. Эпический поэт не слишком внимательно следит за возрастом своих персонажей.Так, младший брат Хагена Данкварт говорит перед началом решающей схватки между бургундами и гуннами Когда скончался Зигфрид, мне было мало лет, И не обязан я держать за смерть его ответ строфа 1924 . Но эти слова противоречат всему, что известно из первых авентюр эпопеи, где Данкварт фигурирует как могучий витязь и полноценный участник поездки Гунтера к Брюнхильде.

Зигфрид появляется в песни облике юного нидерландского принца.Но за плечами у него уже серия богатырских подвигов победа над сказочными обладателями клада - Нибелунгами, одоление дракона, в крови которого он омылся, приобретя тем самым неуязвимость.

Когда свершал он все эти деяния, неизвестно. Первые подвиги Зигфрида в рамках Песни о Нибелунгах занимают год или два. После его женитьбы на Кримхильде проходит десять лет, прежде чем Зигфрид погибает таким же прекрасным и юным, каким впервые появился в Вормсе.Итак, всего песнь охватывает время примерно в тридцать восемь лет. Из них двадцать шесть Кримхильда вынашивает мысль о мести за мужа. На самом деле время, которое имеет отношение к повествованию, еще более протяженно.

Уже упомянуто время сказочных подвигов Зигфрида, о которых рассказывает Хаген, но которые не описаны в самой эпопее.К этому нужно прибавить, что какое-то время до появления Зигфрида в Вормсе наш герой имел некие отношения с Брюнхильдой - на это имеются намеки, хотя автор Песни о Нибелунгах их не расшифровывает, видимо, потому, что подобный сказочный сюжет не мог органически включиться в рыцарский эпос. Аудитория ХIII в вне сомнения, эти намеки понимала.

Таким образом, герои Песни о Нибелунгах проходят сквозь весьма значительный пласт времени. Но они не меняются юные остаются юными, зрелые, как Хаген, Этцель или Дитрих, так и остаются зрелыми, а Хильдебранд - пожилым. Не происходит внутреннего развития героев С теми свойствами, с какими они в эпопею вошли, они из нее и выйдут. Но возвратимся к хронотопу Песни о Нибелунгах. Эпическое течение времени неспешно. Обычная единица его исчисления - годы, самое меньшее - недели.Приготовление в дорогу, шитье нарядов, снаряжение войска, передвижение, пребывание в гостях - все значительные промежутки времени.

Сбор в поход против саксов длится двенадцать недель, шитье платьев для короля Гюнтера и сопровождающих его в сватовстве друзей - семь недель, три с половиной года после смерти Зигфрида Кримхильда беспрерывно его оплакивает, праздник в Вене - свадьба Этцеля - длится семнадцать суток и т.д. Измерение эпического времени расплывчато.Ускорение хода времени наблюдается лишь в заключительной части эпопеи, где примерно за сутки страшное побоище приводит к всеобщей гибели его участников.

В особенности последние сцены умерщвление Гунтера и Хагена даны крайне суммарно, почти скороговоркой, и находятся в разительном контрасте с чрезвычайно детализированными описаниями менее значительных эпизодов.Столь резкую смену темпа можно понять так долгое время, годы, десятилетия готовилась катастрофа, наконец, час пробил, и одним ударом решается судьба Нибелунгов Но сцене убийства Гунтера и Хагена предшествует эпизод, который, мне кажется, проливает свет на трактовку времени эпическим поэтом.

Это сцена в последней авентюре - О том, как Дитрих бился с Гунтером и Хагеном. Дитрих Бернский, потрясенный гибелью всех своих дружинников, обращается к Хагену и Гунтеру с требованием дать ему удовлетворение, а именно - сдаться ему в качестве заложников. Они отвечают отказом, и тогда между Дитрихом и Хагеном происходит поединок.Бернец одолел Хагена, связал его и отвел к Кримхильде, взяв с нее обещание не умерщвлять его. Спрашивается чем все это время был занят Гунтер Он как бы забыт.

Но вот эпизод стычки между Дитрихом и Хагеном завершен, Дитрих передал пленного Кримхильде, и мы читаем Меж тем державный Гунтер взывал у входа в зал Куда же бернский богатырь, обидчик мой пропал После этого происходит схватка между Гунтером и Дитрихом и пленение вормского короля. Современному переводчику введение слов меж тем необходимо для того, чтобы возвратиться во двор, где Гунтер стоит без дела, ожидая своей очереди сразиться с Дитрихом.

Но для средневекового поэта столь же естественно не замечать подобной несуразности на время схватки между Дитрихом и Хагеном Гунтер просто-напросто был выключен из действия, и теперь автор вполне непринужденно возвращается к нему, лишь наделив Гунтера вопросом о запропастившемся противнике. В любом художественном произведении невозможно изобразить все протекающее время, и авторы всегда вычленяют эпизоды, особо ими оцениваемые и пристально изображаемые.

Но в современной литературе этот неизображаемый массив всегда ощущается, подразумевается покидая на время своих героев автор не убирает их в ящик, где они, неподвижно и никак не изменяясь, ожидают нового выхода на сцену они продолжают жить, стареть. В эпопее же не существует реально того времени, которое не стало предметом описания оно выключается, останавливается.Чем занята Кримхильда все те годы, которые протекли между убийством Зигфрида и выходом ее замуж за Этцеля Она вдовела непрерывно горюя.

Что делала она после выхода замуж за Этцеля и вплоть до приезда Гунтера со всеми остальными бургундами к ним в гости Она жаждала мести им. Иными словами, она не жила не изменялась, она пребывала в одном определенном состоянии. Нет представления о непрерывно текущем потоке времени, оно дискретно, прерывисто. Время эпоса - время шахматных часов.Эпическому поэту ничего не стоит свести вместе людей, которые на самом деле жили в разное время.

Дитрих Бернский живет при дворе Этцеля.Но Аттила, прототип Этцеля умер в 453 г тогда как Теодорих, прототип Дитриха родился около 471 г. и правил Италией с 493 по 526 г. К тому же, в противоположнность Дитртху Песни о Нибелунгах, исторический Теодорих не был изгнанником он завоевал Италию 3, стр. 45-46. Все исторические персонажи, по тем или иным причинам включающиеся в эпос современники, все они пребывают в особом времени, и это эпическое время не пересекается с хронологией хронотопа. Проблема времени в Песни о Нибелунгах не исчерпаема.

Внимательное рассмотрение этого произведения приводит к заключению, что интерпретация времени принадлежит к самой сути того, что можно было бы назвать концепцией всей немецкой эпопеи. Герои ее, равно и место их действия, теснейшим образом соотнесены с некоторыми пластами времени. Самое главное, то, что пласты эти - разные. Здесь мы переходим к признаку, отличающему Песнь о Нибелунгах от иных произведений эпического жанра.Ведь в песнях о героях дан только один пласт времени.

Это абсолютное прошлое. Все, о чем поется в героических песнях, было некогда, очень давно. Иначе обстоит дело в Песни о Нибелунгах. Зигфрид, Брюнхильда принадлежат времени древнему. Хаген- персонаж, укорененный в эпохе Великих переселений, так же как и Дитрих они ведь и встречались когда- то прежде. Гунтер с братьями принадлежат к новому времени.Перед нами- три слоя времени вневременная сказочная древность, героическая эпоха переселений, современность.

В различных сферах пространства Песни о Нибелунгах развертывается и протекает собственное время. Рис.1 Эпизод из Песни о Нибелунгах. Неизвестный художник. Страна Нибелунгов- местность, пребывающая в сказочном первобытном времени. Здесь возможны подвиги богатырей, добывание клада, волшебного жезла, поединок героя Зигфрида с Брюнхильдой. Страна прошлого, но уже не сказочно-эпического, страна Этцеля, гуннская держава. Вормс в эпопеи как бы двоится.Он занимает одну и ту же точку в пространстве, но они расположены и в эпохе около 1200 г. и в эпохе Великих переселений.

Наличие разных пространственно-временных единств приводит к тому, что герои, перемещаясь в пространстве, переходят из одного времени в другое. Зигфрид, сказочный победитель дракона, прибывает в Вормс- из седой старины он приходит в куртуазную современность.Напротив, когда Гюнтер едет из Вормса в Изенштейн за невестой, он перемещается из современности в древность. Любопытно, что переход из одного пространства-времени в другое совершается каждый раз преодолением водной преграды нужно переплыть море, что бы добраться до страны Нибелунгов.

Воды Дуная оказываются тем рубежом, за которым начинается иное время для путников, покинувших Вормс. Таким образом, перемещение героев эпопеи из одного времени в иное приобретает новый смысл это не просто путешествие- такие перемещения имеют мифологический характер, наподобие сказочных визитов героев мифа в иной мир. Поэтому и судьбы героев обусловлены не стечением обстоятельств они детерминированы тем, что герой, покидая родную почву попадает в мир не соответствующий его природе.

Тем самым его гибель оказывается неизбежной и вполне мотивированной.Можно ли утверждать, что автор, живший около 1200 г сознательно построил Песнь о Нибелунгах на контрасте разных пространственно-временных пластов Или же подобную структуру примысливают люди XX века Фр. Нойман констатировал противоречия, несообразности в поведении основных персонажей эпопеи.

Они как бы двоятся. Перед нами - два разных Зигфрида примитивный герой и придворный рыцарь две Кримхильды - куртуазная сестра короля и кровожадная мстительница, упорно добивающаяся возвращения клада - источника власти. Хаген также имеет два облика ворский верный феодальный вассал и персонаж героических песней варварской поры, каким он оказывается в гунских пределах.Нойман на основании этой констатации пришел к выводу, что герои Песни о Нибелунгах под рыцарскими одеяниями и внешним лоском сохраняют более примитивную внешность.

Что касается Брюнхильды, то эта первобытная дева-богатырша, пришедшая в рыцарский мир из сказки о сватовстве, никак не может в него вжиться и выполнив свою роль в развертывании конфликта, попросту исчезает из песни. В. И. Шредер делает шаг дальше и находит в ней напряжение между современностью и древностью, характеризующее, по его оценке, всю структуру песни.В полярности типов, принадлежащим разным пластам времени, коренится сам конфликт эпопеи.

Действительно, в объединении и противостоянии разных срезов времени, видимо, заключается своеобразие понимания истории автором ХIII в. Немецкий поэт начала ХIII в. в своей интерпретации истории не был ни вполне оригинален, ни самостоятелен. Он черпал из того фонда представлений о времени и его течении, который был более или менее общим достоянием людей той эпохи.Как известно, линейное течение времени не было в Средние века единственным наряду с ним в общественном сознании сохранялись и иные формы восприятия и переживания времени, связанные с идеей его возвращения, повторения. Да и в самом христианстве, в той мере, в какой оно оставалось мифологией, время воспроизводится сакральное прошлое, искупительная жертва Христа возвращается с каждой литургией и годичным праздником.

Средневековому сознанию присуща многоплановость отношения к времени, и эта многоплановость находит выражение в Песни о Нибелунгах. Но помимо древности существует современность.Оба пласта времени сопоставляются в немецком эпосе. Это сои противопоставление обнаруживает различия.

В Песни о Нибелунгах различия между былым и нынешним осознаются глубже, чем в германской героической поэзии Раннего Средневековья. В ней обострено ощущение истории. Поэт ссылается не давние сказания этим упоминанием и открывается песнь, перенося аудиторию в прежние времена.При сравнении с современной ей поэзией и рыцарским романом Песнь о Нибелунгах должна была восприниматься как несколько архаичная и по своему языку и применяемой в ней кюренберговой строфе.

Подобная архаизирующая стилизация способствовала созданию перспективы, в которой виделись события, воспеваемые эпопеей, В этой перспективе рассматривается и собственное время автора. В песни немало фантастичного.Но, я бы сказал, в самом этом фантастичном в свою очередь имеются разные слои. Схватка сотен и сотен тысяч воинов в пиршественном зале Этцеля, или успешное отражение двумя героями, Хагеном и Фолькером, атаки полчища гуннов, или переправа войска бургундов в утлой ладье через Дунай неправдоподобны для современности Песни о Нибелунгах, но кажутся возможными для героического времени.

Однако в эпопее имеется фантастический элемент и другого рода. Таковы юношеские подвиги Зигфрида, сцена сватовства - борьбы с Брюнхильдой, расчлененная на два поединка - ристания ее с Зигфридом в Изенштейне и схватку Гунтера с невестой в его опочивальне таковы и вещие сестры-русалки, предрекающие Хагену судьбу бургундов.К миру сверхъестественного близок и Хаген. Здесь имеется в виду уже не эпоха Великих переселений и вообще не история.

Мы оказываемся в мире сказки и мифа. Чувство времени в Песни о Нибелунгах во многом определяется тем, как в ней преподнесена христианская религия, но этот давно дискутируемый вопрос заслуживал бы особого рассмотрения.Тем не менее не могу не указать на то, что в песни как саморазумеющиеся упоминаются месса, собор, священники, церковные шествия, погребения по христианскому обряду герои клянутся именем Господа, взывают к нему. В отличии от героического эпоса Раннего Средневековья Песнь о Нибелунгах обнаруживает сильную тенденцию к сентиментализации традиционного сюжета.

Ее персонажи охотно сетуют на невзгоды, плачут, рыдают. Стенаниями и завершается эпопея.Героической сдержанности в изъявлении чувств, в особенности горя, нет и в помине, у фигурирующих в ней людей открылся слезный дар. Но эта новая черта находится в противоречии с жестокостью и безжалостностью, которые они проявляют во многих ситуациях.

Жажду мести полностью утоляемую всеми героями эпопеи трудно примирить с христианским учением о любви к ближнему, да автор и не пытается их координировать.Песнь о Нибелунгах демонстрирует нам, как миф, сказка, древнее предание, воплощавшие архаические тенденции сознания, оставаясь существенными аспектами мировидения человека ХIII в переплетались с историческими представлениями, созданными христианством. Вместе они образовывали сложный и противоречивы сплав - хронотоп, приспосабливавший древнюю эпическую традицию к новому миропониманию.

Но подобная трансформация не исчерпывала содержания пространственно-временного континуума изучаемой эпохи.Двойственность задачи данной работы исследование социально-правового строя Испании конца XI века и морально-правовых воззрений испанского рыцарства является причиной того, что вся привлекаемая литература довольно четко делится на две группы обобщающие труды по истории средневековой Испании и литературно-исторические исследования Песни о моем Сиде. К числу последних относится самый ранний из использованных научных трудов статья П. Грановского Испанский эпос , представляющая собой отклик на книгу Дози об историческом Сиде, в которой французский ученый, опираясь на арабские источники, развеял витавший над Сидом ореол героя и разоблачил его как алчного и кровожадного завоевателя. Полностью попав под влияние идей Дози и распространив его выводы и на эпического Сида, русский ученый констатировал, что Сид был не что иное, как смелый, мало заботившийся о соблюдении уставов рыцарской чести и совершавший подвиги из любви к чужому добру . В конце концов, Грановский приходит к выводу, что честность и правдолюбие не считались на Пиренейском полуострове в эпоху Сида необходимым принадлежностями феодального воина. Подобных же взглядов на исторического Сида придерживался и другой русский ученый прошлого века В. К. Пискорский.

Такой сверхкритический подход в отношении Сида долгое время был господствующим.

Конец этому положили труды выдающегося испанского историка и филолога Рамона Менендеса Пидаля.

Его перу принадлежат несколько фундаментальных исследований Песни о моем Сиде, а также целый ряд статей, посвященных различным аспектам изучения этого памятника испанской литературы.Пожалуй, наиболее известный его труд о Сиде Испания Сида, посвященный истории Испании второй половины XI века. Среди всех исторических источников, используемых автором для реконструкции политической истории и общественных институтов Испании того времени, эпические сказания о Сиде занимают особое место.

Сид для автора великий национальный герой, выдающийся участник Реконкисты. Р. Менендес Пидаль тщательно исследует родственные и придворные связи Сида, состав его дружины, взаимоотношения с королем и властителями мусульманских княжеств.Предметом особого внимания испанского ученого является историчность сообщений Песни о Сиде относительно первого, неудачного брака дочерей Сида, о которых нет упоминаний в других источниках того времени. По его мнению, в основе данных, приводящихся в поэме, вполне могло лежать реальное историческое событие.

Некоторые статьи Менендеса Пидаля были изданы в переводе на русских язык. Резкую антиаристократическую направленность поэмы исследователь рассматривал как выражение демократического кастильского духа , символизировавшего борьбу народа против привилегий высшей знати.Носители идеи равенства в поэме, по мысли Менендеса Пидаля, выступает король именно ему главный герой доверяет свою месть за оскорбление, нанесенное от каррионских инфантов.

Покорность королю, которую Сид сохраняет даже будучи изгнанным из Кастилии, воплощает в себе возвеличенную в поэме идею вассальной верности, доверия и преданности монарху как главе государства. Определенную близость взглядам Менендеса Пидаля обнаруживают статьи русского ученого А. А. Смирнова, посвященные испанскому эпосу.Большое значение исследователь придает определению того социального слоя, в недрах которого родились выраженные в поэме идеи. Этот социальный слой, по его мнению, своеобразное демократическое рыцарство, порожденное особенностями социально-политического развития Испании эпохи Реконкисты, когда рыцарями считались все конные воины, независимо от происхождения.

Этот слой был тесно связан с народом, выступая за прекращение внутригосударственных усобиц и более активную борьбу с маврами, чем и объясняется враждебное отношение поэмы к строптивой высшей аристократии источнику постоянных смут и подчеркнуто уважительное отношение к королю, в котором народ видел защитника от притеснений знати.

Преданность Сида королю, по мнению А. А. Смирнова, символизирует глубокое понимание народом необходимости объединения всех сил нации для решительной борьбы с маврами.Наконец, в статье Н. Томашевского Героические сказания Франции и Испании , выраженное в Песне о Сиде презрение к высшей знати и уважительное отношение к королю так же, как и в статьях А. А. Смирнова, объясняются определенной социальной направленностью поэмы, причем автор полностью согласен с А. А. Смирновым в том, что Песнь о Сиде выражает интересы демократического рыцарского сословия 4 стр. 87-89. Другая часть привлеченной литературы обобщающие труды испанских и русских историков, разносторонне освещающие историю феодальной Испании.

Важность этих работ, написанных на широчайшей источниковой базе, в том, что они позволяют систематизировать содержащуюся в поэме информацию о праве.

Среди сомнений такого рода в первую очередь необходимо упомянуть монументальное творение Рафаэля Альтамира-и-Кревса История Испании, в котором много внимания уделяется различным юридическим вопросам особенностям социальной структуры средневекового испанского общества, характеру королевской власти, нравам и обязанностям вассалов короля, полномочиям кортесов различным формам брачных союзов.Социальное правоведческое исследование Луиса де Вальдеавельяно Курс истории испанских общественных учреждений детально освещает самые различные стороны феодального права Испании.

Для данной работы наибольший интерес представляют те главы исследования де Вальдеавельяно, в которых анализируется структура рыцарского сословия, взаимные права и обязанности сеньора и вассала, полномочия королевской власти и кортесов. Особенно важные выводы исследователя о таких правовых институтах Испании, как Ira Regis, Curia Regia и cories pregonadas.Весьма широкий круг вопросов освещается в монографии советского историка Д. Р. Корсунского История Испании IХ-ХШ веков.

В частности, много внимания автор уделяет политическому строю Леоно-Кастильского королевства, положению различных слоев знати, весьма подробно анализирует социальное положение кабальерос-вильянос сaballeros-villanos того самого социального слоя, который А. А. Смирнов называет демократическим рыцарством.По мнению А. Р. Корсунского, хотя рыцарское сословия действительно было открытым для выходцев из более низких слоев населения, не стоит преувеличивать реального общественного значения малого рыцарства. Как подлинно правящий и привилегированный социальный слой выступала высшая знать рикос-омбрес ricos hombres . Некоторые ценные, хотя и краткие сведения о феодальном праве средневековой Испании и выводы общетеоретического характера содержатся в коллективной работе А. С. Автономова и В. А. Савина История государства и права стран Пиренейского полуострова.

Наконец, упоминавшееся ранее исследование Эдуардо де Инохосы Право в поэме о Сиде посвящено разбору содержащихся в Песне сведений о правовых нормах и общественных институтах Испании ХI-ХП веков.

Ученый группирует сведения по трем разделам Социальные классы, Король и кортесы, Семья поскольку, именно по этим пунктам поэма представляет наиболее полную информацию. Особенно пристальное внимание автор уделяет процедуре принятия судебных решений на кортесах и заключению брака.С чисто правоведческой скрупулезностью исследователь отмечает тончайшие смысловые различия между употребляемыми в поэме терминами, подробно разбирает ритуал заключения брака и передачи патрилиниальной власти над женщиной из рук отца мужу и сопровождающий его облик подарками между семьями жениха и невесты.

Итак, в использованной литературе представлены два различных подхода к оценке морально-правовых воззрений испанских рыцарей. Выразителем первого из них в русской исторической литературе был П. Грановский, считавший рыцарство эпохи Сида сословием без чести и совести.

У истоков второго направления стоял Р. Менендес Пидаль, объяснявший многие особенности Песни о Сиде социальной направленностью этого произведения. Его взгляды были близки русским ученым А. А. Смирнову и Н. Томашевскому. В качестве вспомогательно-справочной литературы в данном исследовании использованы обобщающие труды по истории Испании русских и испанских историков, а также правоведческое исследование де Инохосы.Внутренняя структура испанского рыцарства Поэма рисует четкую картину бытовавших в Испании конца XI века межсословных отношений, причем особенно подробно, что естественно, изображается взаимоотношение различных категорий рыцарского сословия 5,стр. 55-57. 2.2. Архитектура Для Средних веков архитектура - это искусство по преимуществу.

Все остальные зрительные искусства ниже ее, потому что она напрямую возвещает славу Божью. Поэтому архитектура это в первую очередь соборы. Их были построены многие тысячи.Часто постройка длилась веками. Средневековье создало два новых типа архитектуры романскую наследницу древнеримских зданий, кряжистую, но по-своему изящную, и готическую, которая есть один из культурных шедевров всех времен вообще.

Готический собор поражает не столько своей устремленностью вверх, как космический корабль, сколько максимализмом, бескомпромиссностью. Создается впечатление, что зодчие стремились убрать камень, откуда только возможно, превратить стенку в кружево.Естественно, чтобы собор не развалился а так иногда бывало, потребовались невероятно хитрые механические решения аркбутаны, контрфорсы и т.д. Средневековые мастера были неистощимы в этих выдумках, потому что ощущали свою деятельность как прославление Бога. И действительно, готическая архитектура имеет нечто общее с архитектурой мысли средневековых мистиков, таких, как Мейстер Экхарт или Иоахим Флорский 6, стр. 94-95. Рис.2 Улица средневековой Европы 2.3. Скульптура и живопись Скульптура и живопись в Средние века - в первую очередь атрибут церкви, Евангелие для неграмотных.

Богослужение шло на латыни, которая почти никому, кроме клериков, была непонятна.

Поэтому для большинства верующих христианство - это была проповедь священника плюс иконы и витражи с библейскими сюжетами. Начиная с XIII века, стала появляться и живопись, но сначала исключительно на религиозную тему. Первопроходцами здесь были итальянцы, в первую очередь Джотто.К концу Средневековья в живопись пришли античные сюжеты, портрет, сцены современной городской жизни.

Пожалуй, высшее живописное достижение Средних веков, которое потом уже не повторилось книжная иллюстрация и миниатюра. Ею украшались почти исключительно книги религиозного содержания Евангелие, жития святых, часословы но сюжеты иллюстраций были очень разнообразными, не обязательно библейскими. Так, знаменитый Великолепный часослов герцога Беррийского показывает сельскохозяйственные работы на каждый месяц.Замечательными миниатюрами украшались и хроники, причем очень рано - с VIII века. Живопись и скульптура, так же как и архитектура, прошли две эпохи романскую и готическую.

Но если во время готики архитектура подавляет собой все остальные искусства, то в романское время, пожалуй, доминирующим искусством является скульптура.Фантазия скульпторов не знает удержу в изобретении новых форм узоров, растений, животных. Яркий пример - знаменитые химеры на соборе Нотр-Дам. При этом все фигуры покорно изогнуты под очертания колонн, капителей и сводов, подобно тому, как сам средневековый человек изгибался, подчиняясь разнообразным требованиям общества.

И это придает фигурам особую выразительность. Кроме того, вытянутые и несколько условные романские фигуры имели ту дозу бестелесности, которая так необходима церковной скульптуре. В темные века ниточка культурной традиции пролегала через скриптории монастырей.Но там переписывали в основном Священные Писания, реже - труды отцов церкви, еще реже - труды античных литераторов и философов, к которым относились как к язычникам.

Последним авторским произведением античности можно считать утешение философией Боэция VI век. После этого появлялись только хроники, и то редко, раз в полвека Григорий Турский во Франции, Беда Достопочтенный в Англии и др. Пожалуй, в большем в эту эпоху и не испытывали нужды. Начиная с Каролингской эпохи, проявляется тяга к освоению наследия античности. Оно доходило в редких латинских трактатах по-гречески не читали.Огромную роль сыграла передача античной культуры через арабские переводы. За учением в маврскую Испанию отправлялись через пол-Европы.

Так же далеко ходили за редкой книгой в дальние монастыри. Так велик был голод к знанию. К XI веку из монастырей выходит все больше, говоря современным языком, ученых разумеется, они были одновременно клириками.Один из них - Герберт из Аврильяка - даже стал на рубеже тысячелетий папой римским Сильвестром II. Эта накопившаяся критическая масса образованных людей, в сочетании с общественным прогрессом после 1000г привела к распространению школ и университетов.

В них книга превратилась из предмета религиозного в предмет культурный. Появились новые типы книг учебники, философские трактаты и т.д. Их авторы - это уже не передатчики, а творцы культуры. Но процесс передачи наследства античности не только не затухал, но и раскручивался все больше. Множество рукописей было найдено по монастырям в XIV -XV веках. Этим занимались видные люди, например поэт Петрарка.К сожалению, к тому времени более половины названий античных произведений уже безвозвратно исчезло. 5.4. Культура народная и ученая В наше время есть две культуры высокая и поп-культура. А в Средневековье их было три культура ученая, она же церковная, культура аристократии и культура простого народа.

Аристократическая культура отличается от ученой в основном неписаными нравами и обычаями, поэтому, как сказано выше, о ней мы говорить не будем.В народной культуре доля обычая еще больше, но получилось так, что весь этот фольклор был зафиксирован в письменности, так что видны его резкие отличия от культуры ученой.

Главное отличие в том, что народная культура - полуязыческая, так что, в отличие от русского крестьянин христианин, в средневековой латыни селянин язычник. Это и поклонение древним священным рощам и идолам, с которым церковь активно боролась, а народ столь же активно его маскировал под внешне христианские формы.В итоге возникали забавные ситуации, как с одним нормандским святым, который на поверку оказался борзым псом. Это и сугубо народное развлечение в виде представлений жонглеров клоунов, скоморохов, которые церковь, не в силах искоренить, пыталась использовать, переделывая в христианские мистерии.

В этих развлечениях с удовольствием принимала участие и знать. К народной культуре принадлежал и целый пласт лубочной литературы.В ней вперемешку излагались жития святых, назидательные примеры из жизни, удивительные природные явления и т.д. Не споря открыто с церковными нормами, эта литература несла мировоззрение, которое было не более христианским, чем Декамерон Бокаччо.

И тем не менее, именно через эту литературу христианская этика, пусть в упрощенном и даже искаженном виде, наиболее эффективно доходила до народных масс 7, стр. 23-24. Заключение Средневековая литература демонстрирует нам, как миф, сказка, древнее предание, воплощавшие архаические тенденции сознания, оставаясь существенными аспектами мировидения человека ХIII в переплетались с историческими представлениями, созданными христианством. Вместе они образовывали сложный и противоречивы сплав - хронотоп, приспосабливавший древнюю эпическую традицию к новому миропониманию.

Но подобная трансформация не исчерпывала содержания пространственно-временного континуума изучаемой эпохи. Таким образом, мы видим двойственный характер кастильского рыцарства.С одной стороны, верхушку феодального класса королевства составляли рикос-омбрес, подданные короля, занимавшие высшие государственные должности, составляющие королевскую курию. Эта аристократия получала крупные земельные пожалования от короля и своих родственников-сеньоров.

С другой стороны, низы рыцарства кабальерос, составляли сильный многочисленный слой рыцарского сословия очевидно, оно было обусловлено необходимостью противостояния мусульманам юга Пиренейского полуострова , бывшие главной движущей силой Реконкисты, жившие за счет денежных выплат, которые им платили их сеньоры. Промежуточное положение между рикос-омбрес и кабальерос занимали инфансоны.

Хотя формально рыцарское сословие не было разделено на категории и было открыто для выходцев из низших сословий, высшая знать была отделена огромной дистанцией от низших слоев рыцарства и тем более от простого народа.Список литературы 1. Блок М. Апология истории М. Наука , 1986.256 с. 2. Бродель Ф. Время Мира. М. Прогресс , 1992.680 с. 3. Виппер Р. Ю. Краткий учебник Средних веков. 2т. М Школа-Пресс , 1993.96112с. 4. Гуревич А. Я. Средневековый мир. М Искусство 1990.400 с. 5. Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск, Полиграмма , 1994.320 с. 6. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада.

М. Прогресс-Академия , 1992.376 с. 7. Хейзинга Й. Осень Средневековья. М. Наука , 1988.544 с.

– Конец работы –

Используемые теги: Светское, искусство, средневековья0.047

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Светское искусство Средневековья

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Соколов Г.И. Искусство этрусков. — М.: Искусство, 1990. — 319 с., ил. — Очерки истории и теории изобразит. искусств
ВВЕДЕНИЕ... с Искусство этрусков живших в первом тысячелетии до н э конец VIII I вв до н э на территории Апеннинского...

Бутерброд — это искусство
На сайте allrefs.net читайте: "Бутерброд — это искусство"

Искусство изучать языки
На сайте allrefs.net читайте: "Искусство изучать языки"

Искусство получать то, что вам нужно
На сайте allrefs.net читайте: "Искусство получать то, что вам нужно"

ИСКУССТВО ОРАТОРА
На сайте allrefs.net читайте: "ИСКУССТВО ОРАТОРА"

Искусство управлять миром
На сайте allrefs.net читайте: "Искусство управлять миром"

Искусство спора
На сайте allrefs.net читайте: "Искусство спора"

Искусство пресечения боя
На сайте allrefs.net читайте: "Искусство пресечения боя"

Искусство памяти
На сайте allrefs.net читайте: "Искусство памяти"

Искусство выживания
На сайте allrefs.net читайте: "Искусство выживания"

0.028
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам