рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Шпора по культурологии

Шпора по культурологии - раздел Культура, Предмет И Зад К Как Гумм Дисц. Сущность Функции, Субъекты С Лат Яз. Culture ...

Предмет и зад К как гумм дисц. Сущность функции, субъекты С лат яз. Culture – уход, возделывание земли, образование, воспитание, умственная нравственность (словарь Даля). К – универсальная технологи человеческой деятельности на основе традиций и образов нового. К – это обычаи, привычки, традиции опр общ-ва. К – это внутр мир души. Фр разделили культура и цивилизация.Развили искусство. С 18 в сущ точка зрения, в кот говорилось о том, что лишь Европ народы обладали культурой, т.к. только они достигли вышки: религия, наука, техника.

Каждая К уникальна и её можно сравнить с растением (цикл 1500 лет) Нельзя оценивать К как хор, плохая, выс, низкая, прекрасная, ужасная. Культурология сегодня - становящаяся наука, не выделившаяся еще полностью из тех дисциплин, на стыке которых она возникает и фор¬мируется.Культурология изучает взаимодействие элементов культуры: традиций, норм, обычаев, со¬циальных институтов, культурных кодов, идеологий, технологий и т.д.; изучает разумную человече¬скую форму существования, то есть те смыслы, которыми наполнен для человека мир. Целью куль¬турологического исследования является понимание как своей, так и иной культуры, а предметом ста¬новится содержание общественной жизни.

Культурология изучает культурные объекты и процессы, современная культурология включает в себя как фундаментальные, так и прикладные исследования (социокультурное проектирование и прогнозирование, социокультурные технологии и т.п.). Среди основных задач культурологического исследования особо выделяются следующие: анализ культуры как системы культурных феноменов; исследование ментального содержания культуры; Выявление типов связей между элементами культуры; исследование типологий культур и культурных единиц; разрешение проблем социокультурный динамики; исследование культурных кодов и коммуникаций Функции культуры.

Познавательная.Многие достижения культуры выступают в качестве новых способов дальнейшего познания мира. Результаты познания складываются в систему: миф - религия - реальность.

Преобразующая. Сущность человека не исчерпывается склонностью к самосохранению и созданию удобств. Он все время рискует и пытается преобразовать окружающую среду, выходя за рамки наличного бытия, и, изменяя природу общества, тем самым, он изменяет себя. Ин¬формативная.Связана с накоплениями трансляций социального опыта (происходит по разным адре¬сам: от поколения к поколению; от одного предка к другому и т.д.). Сама культура для этого должна иметь сложную и усложняющуюся знаковою систему.

Знаками являются: слова и выражения, математические символы, язык музыки и живописи, орудия производства и предметы потребления. Коммуникативная. Выражается в возможности общения людей друг с другом. Очень связана с 3-ей функцией, т. к. более глубокое общение возможно только в рамках знаковых систем. Нормативная. Регулирует поведение отдельных индивидов и групп. Защитная.Выражается в создании механизмов защиты опасностей, которые могут быть как в сфере человеческой деятельности, так и со стороны природы.

Механизмы защиты: технические достижения, органы правопорядка, армия, медицин, экологические и прогностические службы. 2. Стан К. К фак-ры: язык, ор труда. Их краткая хар-ка, эволюция. I – мыслители считали, что рез завоеваний, скотоводства, управ огнём заложили нач цивилизации.II - считали что возникн цивил характер-тся строением городов и появлением письменности III – Признак Ц это не только наличие науки и техники в общ, но и умение построить жизнь на основе высших ценностей – гуманизма и уважения.

Становление профессиональной культуры связано с радикальным изменением стиля мышления. Если умы античных мыслителей занимала общая картина мироздания и для этого необходимы были интегральные познавательные процедуры, то теперь узкопрактическая потребность углубленного, но фрагментального исследования потребовала преимущественно аналитических методов.В свою очередь, новые инженерные технологии, упрощенно перенесенные в сферу познания человече¬ских отношений, еще более укрепляют веру во всемогущественно рационалистических методов.

На неблагоприятном фоне девальваций духовных ценностей сложился особый технократический стиль мышления, оказавший заметное влияние и на гумантаристику, где вскоре обнаружилась его односторонность и неплодотворенность.В суете и погоне за прибылью, в самодовлеющем практицизме и конъюнктуре категории нравственности оказываются порой неизвестны до норм юридического пра¬ва, добро отождествлено с выгодой, счастье подменено обладанием. Природа это не К, а К это не природа.

К возникает если: 1) ТАБУ, 2) речь, 3) плоды своего труда. В первое время природа и К были тесно связаны, тк первые орудия труда были заимст у природы. В нач эволюции были сформированы 3 компонента: ор труда, речь, первые запреты.I этап разв (мимика, жесты, звуки) II (слова, предл) III рисунчатое письмо IV линейчатое письмо (Запад) иероглифическое письмо (Восток). Учёные давно зафиксировали связь м/ж мышлением и речью.

Это две стороны одного процесса. Мысль реализуется в языке, обучаясь языку, чел начал мыслить. На 1-ом этапе эволюции яз ещё нет никаких признаков мыслительной деятельности. Мир предстаёт как многообразие звуков, красок, запахов, смены t0,дня и ночи. Г. роль – ощущения. На 2-ом этапе эвол языка человек выделяет значимые для его предметы с их св-вами и во взаимосвязи с др. предметами (это нач мышления) и это нах выражение в словах.Чел задумывается о своём прошлом (жив-ых, истории) – начинает мыслить абстрактно.

Даёт ответы в виде мифов. На 4-ом этапе форм 2 вида письма. Линейное – это рез-ат аналитического мышления, когда чел мысленно разбив информ на буквы, слова, для её фиксации. Это хар-рно для левополушарных. Изобр иероглиф, являющийся уменьш копией значения о мире. На Востоке домин правополуш, и поэтому наука стала массовым понятием не на Востоке, а на Западе.На В получила распр религия, иск, сфера деятельности, обращённые к чувствам и воображению.

Кулыурообразующие факторы. Орудия труда, язык, моральные нормы. 1эт. мимика, жесты нечленораздельные звуки 2эт. членораздельные звуки слова, предложения миф; Зэт. письменная речь, рисунчатое письмо. Переход от 1 ко 2 этапу занимает многие тысячелетия и свидетельствует о том, что человек начинает видеть в мире отдаленные структуры, явления.Он воспринимает мир не только в виде запахов, шумов и т.д а, называя определенным словом класс предметов, наполняет это слово смыслами.

Появление в уст¬ной форме мифа, говорит о том, что человек хочет ответить на вопросы: что есть мир? Человек? От¬куда все произошло? Что ждет в будущем? и др. На определенном этапе развития мышления появля¬ется письменная речь, вначале в виде двух видов письма: линейное и иероглифическое - это связано с тем, что мышление людей на Западе и Востоке функционируют по-разному.На Западе преобладает левое полушарие мозга, и, как следствие, человек так мыслящий и желающий зафиксировать свое знание придумывает буквы - первые кирпичики смысла.

В то время как правополушарные передают результаты своей мыслительной деятельности в иероглифы, которые являются миниатюрным слеп¬ком действительности, передающим настроение и образ. Моральные нормы. Мифологическое созна¬ние. Табу - запрет под страхом смерти на кровосмешение, убийство соплеменника, на чужое имуще¬ство. Религиозное сознание. Заповеди - не прелюбодействуй, не убей, не укради. Научное сознание.Законы УК 3. Ист становл понятий К и ЦК и природа.

Цив подход к разв общ До 19 в. не различали термин К и цивил. В 1920 Шпенглер выпустил «Закат Европы», где автор гов, что цивилиз – это смерть К. Складывается понимание цив как общества людей с опр К ( научными идеями, техн достижениями) К понимают как дух-ое совершенствование. Т рения Шпенглера имеет небольшое кол-во последователей, но их кол-во увел в связи с глоб проблемами. Считается что К – ядро цивилизации.А цив – технология К и история общества имеет 2 измерения культурное и цивилизационное.

Термин «цивилизация» близок по значению термину «культура» и происходит от латинского слова «civis», что переводится как «город». То есть «цивилизационный» в прямом смысле означает «городской». Некоторые исследователи, поэтому употребляют слово «культура» лишь по отношению к дописьменным сельским обществам, а слово «цивилизация» - по отношению к обществам, обладающим городскими поселениями и имеющими письменность.Культура и цивилизация иногда определяются друг через друга: цивилизация понимается как стадия культуры, или культура -как стадия цивилизации.

В американской антропологии чаще употребляется термин «культура», а в английской научной традиции - «цивилизация», но различия между понятиями почти никогда не проводятся. По мнению О. Шпенглера, мертвая культура, неорганическое ее состояние, и есть цивилизация.Цивилизация выступает в его концепции как окостеневшее, застывшее состояние социума, основанное на вещных и формальных отношениях.

Н. А. Бердяев считал, что культура и цивилизация - не одно и тоже Культура благородного происхождения В ней даны не последние достижения бытия, а лишь символические его знаки Цивилизация не имеет такого благородного происхожде¬ния Ее происхождение мирское. Она родилась в борьбе человека с природой вне храмов и куль¬та Культура есть явление индивидуальное и неповторимое.Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудия.

Культура и природа. На ранних этапах развития созданная человеком культура была примитивна и очень хрупка и создавала вокруг человеческого общества защитную пленку от стихийной, необуз¬данной природы.Она легко могла погибнуть и часто этому способствовала природная стихия, но в результате многомиллионной истории культура становится сложной, и теперь наоборот ее техноген¬ное развитие в результате смещения экологического равновесия может привести к гибели природы, т.е. культура, вырастая из природы, может привести к ее гибели.

Цивилизационный подход выделяет в обществе ведущую форму экономики и господствующую систему ценностей и делает акцент на анализ исторической деятельности различных народов, который протекает в определенных географических и социально-экономических условиях. Цивилизация - это движение, а не состояние, это странствие, а не убежище. 1) Патернализм (подчинение мужчинам) – везде.Церковь – центр общ-ой жизни 2) Патернализм уменьшается.

Права женщин уравниваются. Появл демократические ценности. Центр общ жизни – город, пром. предприятия. 3) Входят Европейские страны (конец 20в) Гл. ценность – знание, информация Цивилизация – это странствие а не убежище – Арнольд. Цивилизационный подход к развитию общ-ва разрабатывается учёными футурологами.Ц.П. предполагает пе¬реплетение технических, экономических, политических и религиозных факторов. 4. Формац-ый и цив-ый подход к разв общ. Понятие традиционного и индустриального общ. Формация – это опр этап в разв общ-ва, характеризующий опр уровнем развития производительных сил и складывающихся м/ж ними производств отношений.

Экономический базис общ-ва явл определяющим, все остальные Эл-ты К (политика, нравственность, быт, наука) зав от базиса, т.е. экономики. Формационный подход впервые был предложен К. Марксом в 19 веке, и он надолго определил во многих гуманитарных и социальных науках подход к рассмотре¬нию общества.Общество развивается в соответствии с Марксовой схемой.

На 2, 3, 4 этапах он фиксировал, что общество разделяется на 2 класса (угнетатели и угнетенные) по отношению к собственности и власти. Между этими классами конфликт, который является причиной дальнейшего истори¬ческого развития.Недостатки: схема не объясняет своеобразие в историческом процессе любого общества (для американской, российской, восточной культур она не срабатывает, верна только для европейских культур). Недостатки форм-ого подхода: 1) истор-ая схема не применима к истории востока и России; 2) скачкообразные переходы (революции) были хар-ны для одного этапа Евр-ой истории.

Достоинства: 1) после Гегеля материалистически обосновал ход истории, представил её логику; 2) предвосхитил черты будущего общ-ва, указав на отсутствие в нём дискриминации людей по нац- ому или полову признаку; наука стала непосредственной производительной силой. Цивилизационный подход. Снимает ограничения с формационного.Он основан на мысли, что нужно учитывать переплетение физических, технических, экономических, политиче¬ских и религиозных факторов в развитии культуры.

Суть: учитывается преобладающая отрасль на¬родного хозяйства и господствующая система ценностей в качестве основы исторического типа общества. Акцент делается на анализе исторической деятельности различных народов, которая протекает в определенных географических и социально-экономических условиях. 5 стадий роста Ростоу. Традиционное общество с примитивным с.х. производством.Накопления продукта незначительны и расходуются лишь на самое необходимое.

Переходное общество. Наблюдается рост производительности с.х. труда, возникает централизованное государство, растут капиталовложения на душу населения. «Промышленная революция». Характерна мобилизация накоплений, рост основных отраслей промышленности, радикальное изменение методов производства (механизация, разделение труда, укрепление мощности). 5. Место К в концепции Фрейда. Фрейд – австр врач, психиатр, психолог.Структура: Я – это личный опыт чел-ка, здравый смысл, рассудок. Супер я – это опыт общ-ва, чел-ва, содержащийся в знаниях, в моральных законах, в опыте предков.

Данная схема помогла объяснить Фрейду имеющ-еся типы поведения людей – обыкновенных, преступников и гениев.У преступников не сформ-ны стр-ры сознательного и силы ОНО непосредственно реализуются в их поведении, составляя угрозу для общ-ва. У гениев есть способность преобраз сексуальную энергию ОНО в приемлемую для общ-ва. И тогда это великие истор-ие деятели, учёные. Все остальные испыт постоянный невроз, т. к. происходит столкновение структур.

И кризис в том, что болезнь углубляется ЗНАЧЕНИЕ ВЗГЛЯДА Ф: обогатил представление о природе чел-ка понятием бессознательного, объясняя этим многие поступки. Увидел в чел подавляющую силу, т.к. моральные ограничения, содерж в СУПЕР ЭГО порождают в чел чувство вины и стыда за свои поступки. 6. Соц-типолог-ая модель К в теории Шпенглера.Написал в 1920 ЗАКАТ ЕВРОПЫ. Историк, культуролог, близок к взглядам Ницше. В истории К выд 7 типов: 1) египетский 2) вавилонский 3) индийский 4) китайский 5) грекоримский (Аполоновский) 6) культура Майа (минки, атстеки) 7) византийско-арабский. Ныне сущ западно-европ и просматриваются признаки зарождения Русской К. Благодаря Ш в соц-ых науках возникает спор: Что принесла человечеству цивилизация – добро и зло, кот актуален до сих пор. Точное представл о содержании К и Ц дало возможность сформировать в 60 гг цивилиз-ый подход.

Каждый тип К Ш уподоблял живому организму, кот-ый имеет те же стадии – стадия зарождения, расцвета, зрелости и смерти.

Такой жизненный цикл длится 1500 лет. Каждая К неповторима, т.к. это реализация души народа, а душу нельзя позаимствовать, и К умирает вместе с народом. Это представление легло в основу полицентризма. В работе «Закат Европы» Шпенглер утверждает, что не существует поступательного раз¬вития культуры с его закономерностями.Уподобляя культуры живым организмам, понимая их как живые существа высшего порядка, Шпенглер считает, что они зарождаются неожиданно и выраста¬ют, будучи абсолютно изолированными и лишенными общих связей.

Жизненный цикл каждой куль¬туры с фаталистической неизбежностью заканчивается смертью. Каждая из великих культур обладает тайным языком мирочувствования, вполне понятным только тому, кто этой культуре принадлежит. Культура ничего не может воспринять от других культур.Не существует никакой исторической преемственности, никакого влияния или заимствования. Культуры самодостаточны, а потому диалог невозможен.

Человек, при¬надлежащий к определенной культуре, не только не может воспринять иных ценностей, но и не в си¬лах понять их. Каждый тип культуры с неизбежностью судьбы проходит одни и те же жизненные этапы (от рождения до смерти), порождает одни и те же явления, окрашенные, однако, в своеобраз¬ные тона, присущие только ему. 7. Вызов-ответ в концепции Тойнби.Повторяет взгляды Шпенглера о жизненном цикле цив-ии, насчитывая 21 цив-ию. Метафора Вызов-ответ помогает объяснить динамику цив-ого процесса.

Цив-ии бросает вызов судьба (природные катаклизмы, соц-ые проблемы) и ответ должно дать «творческое мышление» - элита. Своеобразие этих вызовов и ответов отличает одну цив-ию от др. В случае неадекватного ответа элита теряет авторитет, её вытесняет безмолвствующее большинство и цив- ия погибает.Идей Шпенглера были развиты в многотомной работе А. Тойнби «Постижение истории», обосновавшего концепцию круговорота «локальных цивилизаций». «Ло¬кальные цивилизации» проходят определенный цикл, включающий в себя пять последовательных стадий развития: возникновение, рост (эти фазы осуществляются за счет энергии «жизненного поры¬ва»), надлом, разложение и гибель (связаны с истощением «жизненных сил»). Полное и последова¬тельное происхождение всех стадий цикла выступало для Тойнби основным критерием, которым он руководствовался при составлении перечня цивилизаций.

Цивилизации могут зарождаться под дей¬ствием природной среды («стимул суровых стран», «стимул новых земель»), либо человеческого ок¬ружения («стимул заморской миграции», «стимул ударов», «стимул давления»). Умеренно неблаго¬приятная среда постоянно бросает вызов обществу, которое посредством усилий «творческого мень¬шинства» решает возникающие проблемы.

Таким образом, общество оказывается в перманентном движении, которое и приводит его к состоянию цивилизации.То есть вызов побуждает к росту, а от¬сутствие вызовов есть ни что иное, как отсутствие побудительных мотивов роста и развития.

Соглас¬но Тойнби, благоприятные условия, как правило, способствуют прекращению всякого роста, «поощ¬ряют возврат к природе». Однако вы зов не должен быть слишком сильным, так как это может при¬вести к гибели цивилизации.Рост цивилизации проявляется как в освоении внешнего мира, так и в самоорганизации общества. Духовный не покой является единственным «внутренним стимулом новшеств, достижений и вообще всякого исторического процесса». Согласно Тойнби, высшим дос¬тижением исторического развития выступает образование мировых религий, сосредоточивших в себе и культурную преемственность, и духовное единство. 8. Апполоническая и дионисийская модели Ницше. Ницше представитель направления «Философия жизни». Идеал - сверхчел Полагает, что полноту жизни может выразить лишь иск-во, подвергающая чел эмоц-ому возд-ию, а не филос-ие и научные теории, кот за своими понятиями скрывают подлинные истоки чел-го бытия.

Жизнь нужно чувствовать, а не понимать.

Его представление о К – продолжение филос размышлений о СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ, наделённого стремлением к власти, могуществу. Считали: во время поклонения богу Дионису было больше шансов для рождения СВЕРХЧЕЛ. Идеал чел в это время искренний, бурно переживающий свои эмоции. Постепенно побеждает Аполоновское нач К-ры, когда греки покл Аполону – символу соверш форм, безстраст-сти, меры во всём, гармонии и интеллекта.В К-ре нач преобладать расчёт ф-ии разума.

Возникают религии философии, науки. Их многовековое гос-во привело Евр-ую К-ру, как продолжательницу греческой, к глубокому кризису. Он выражается в механицизме, оторванности чел-ка от переживания глубинных жизненных истоков и замене их деятельностью разума. Огромное значение для культурологии имело ницшеанское различие аполлонической, дионистической культур. Разные полюсы космического бытия запечатлены в обликах Аполлона и Диониса.Эти два начала были прослежены в миросозерцании, культуре и историческом развитии греков.

Два символа в известной мере выразили полноту вечной жизни. Антиномия аполлонического и дионистического полюсов раскрывается Ницше, прежде всего по отношению к принципу формы и индивидуальности как формы духа. Противопоставление аполлонической дионистической культур применимо не только к античности. Оно захватывает все европейское сознание.Ницше утверждал, что поступательное движение искусства связано с двойственностью этих двух начал, точно так же, как рождение зависит от двойственности полов.

При этом аполлоническое начало он связывал с ис¬кусством пластических образов, а искусство Диониса - с музыкой. Для того чтобы разъяснить при¬роду этого разграничения, Ницше предлагал нарисовать в своем воображении художественные миры сновидения и опьянения. Бог Аполлон - это и есть отображение радостной необходимости сонных видений у греков. Он божество света, царит и над иллюзорным блеском красоты во внутреннем мире фантазии.Он - полное чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов. Про Аполлона можно было бы сказать, что в нем воплощено непоколебимое доверие к принципу индивидуально¬сти. Сущность Диониса легче понять по аналогии с опьянением. «Либо под влиянием наркотического напитка, о котором говорят в своих гимнах все первобытные люди и народы, либо при могучем, ра¬достно проникающем всю природу приближении весны просыпаются те дионистические чувствова¬ния, в подъеме коих субъективное исчезает до полного самозабвения». Под чарами Диониса человек вновь сливается с природой. Сама отчужденная, враждебная или порабощенная природа снова празднует примирение со своим блудным сыном - человеком.

Добровольно предлагает земля свои дары, мирно приближаются хищные звери скал и пустыни.

Цветами и венками усыпана колесница Диониса. Ницше считал, что все живые организмы обладают главным инстинктом - воля к могуще¬ству или к власти, которая направлена на расширение своего могущества.Этим качеством обладает сверхчеловек.

Такие люди рождаются тогда, когда люди поклоняются Дионису. Когда в культуре на¬чинает торжествовать аполлоническое начало, этих людей становится все меньше и меньше. Идея противостояния апполонического и дионистического начал характеризует и греческую и европей¬скую культуры. Дионис — это символ чувствующего, живущего эмоциональной жизнью человека. Несколько хаотическое начало культуры.Время, когда ему поклоняются греки, характеризуется рас¬цветом ремесел, поэзии и искусства.

Аполлон символизирует соразмерность частей гармоничность, интеллект, беспристрастность, холодный расчет. Когда ему поклоняются греки, они развивают науки философии и религию. Искусство, поэзия - это вид иллюзии, который более близким образом связан с жизнью, а наука, пытаясь объяснить жизнь с помощью категорий и законов, скрывает от человека глубину и полноту жизненного потока.Сократовская философия, христианство и наука, их многове¬ковое господство привело европейскую культуру к состоянию глубокого кризиса. 9. Смена основных типов К в динамической модели П. Сорокина.

Питирим Сорокин типологизирует культуру на основе ведущих представлений о мире и методах его описания, выделяя идеационный, чувствительный, идеалистический, эклектичный типы. Исходим из понимания культуры как совокупности всего сотворимого или признанного обществом на той или иной стадии его развития. В основе каждой культуры, культурной эпохи лежит мировоз¬зрение.В соответствии с различными видами их Сорокин выделяет 4 типа социокультурных супер¬систем. 1. идеациональный – «ценности на небе». Тип основан на сверхчувст-сти и сверхразумности бога. Иск-во елигиозно, стиль её символичен.

Наиб распр тип в общ-ве – молящийся. Мало место уделяется личности (К. средневековой Европы до 12 в. Древняя Индия) 2. чувствительный – «ценности на земле». В 20 в происходит её угасание. Темы: реальный пейзаж, реальные события, герои-домохозяйки, полиц и даже сумасшедшие.Стиль свободен от романтики и символики, реалистичен.

Цель – наслаждение, успокоить нервы. 3. идеалистический – чувственный - «ценности и на земле и на небе». Мир этой К как чувствительный, так и сверхчувств, это чув-ость самых благор-ых и возвышенных. (Европейская К с 12-15 вв.) 4. эклектика – «смесь ценностей земных и небесных без организующего принципа» (сов. Период в истории России). Каждой суперсистеме мировоззрений соответствует определенный тип культуры. Существуют, по мнению С 2 основных и 2 промежуточных типа. В культуре происходит чередование основных типов, ори¬ентируемых на мироощущении человека; идеационного и чувственного, и промежуточных: идеали¬стического и эклектичного.

В идеационной культуре мироощущение направлено на сверхчувствен¬ное и сверхразумное постижение Абсолюта, основано на господствующих идеях.Для чувственного типа культуры характерна сенсорность: внимание переносится на чувственно осязательные предме¬ты, эмпирический опыт, светскость и соответствие земному миру. Идеалистический тип культуры характеризуется тем, что значение идей и чувственно осязаемых предметов становится равноправным, происходит как бы гармоническое слияние двух типов мировоззрения в единое целое.

Эклектический тип культуры предполагает противостояние чувственных и идеациональных элементов мироощущения.В идеацианальной культуре восприятие и познание мира в основном осуществляется через откровения, интуицию, мистический опыт. Рациональные познания отвергаются, человек не доверяет своему разуму, больше думает о конце мира, чем о естественном порядке вещей и возможно¬сти преобразования действительности.

Для чувственной (сенсорной) культуры характерно воспри¬ятие мира как данного в чувствительном опыте, посредством слуха, зрения, осязания, обоняния. Идеалом человека этой культуры является личное счастье, аскеза ему не нужна. 10. Игровая концепция К (И. Хейзинга). 11. Анимизм, фетишизм, тотемизм, магия, миф – ранние религ верования.Анимизм - это одухотворение природы, представление о том, что причиной всех явлений природного и социального характера являются духи и души, между ними существует связь, они могут существовать как самостоятельно, так и влившись в тело человека либо в какой-то предмет.

Души определяют все поступки человека, духи - природные явления. Страх перед душами вызывал к жизни некоторые традиции, актуальные и по сей день. Тотемизм выражает мирочувствование первобытного человека, который не выделяя себя из природы, пытался сродниться с ней, ведя свой род от какого-либо животного.

Изменённые формы тотемизма дошли до нас в виде кулинарных предпочте¬ний, геральдике, бытовой символике. Фетишизм - религиозное поклонение материальным предметам - фетишам, которым предписывались божественные свойства. Магия - совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность. Магия - одна из форм древней духовной культуры.Миф - рассказ, где образно воспроизводится и переживается события в широком смысле это способ миро¬понимания, т.е. ответы на вопросы как устроен мир? Из чего он произошёл? Какое место в нём зани¬мает человек? Синкретическое мировоззрение характеризуется тем, что истина характеризуется вме¬сте с вымыслом, факты не только перечисляются, но и переживаются, объясняются.

Функции мифа: выражает и обобщает верования, обосновывает сложившиеся моральные нормы, доказывает полез¬ность обрядов и культов, содержит конкретные знания об истории, сельскохозяйственных культурах, практических правилах людей на ряду с заблуждениями. 12. -13. К- Д тип К. История становления.

Сис-ма ценностей. К-Д тип культуры.Система мира: не проблемы жизни и смерти видел китаец в каче¬стве главных тем, а идеал добродетельной жизни, определял его жизненные цели, почитал не богов, а конкретных живых людей, которые воплощали идеал добродетеля, считал долгом подражать проро¬кам, поэтому в небольших религиозных системах не существует идеи спасения от страданий, идеи человеческого жертвоприношения, страшного суда и т. д. и в культуре не появляется привилегиро¬ванное сословие людей, которое исполняло бы религиозные фун-ии, как это было в других цивилизаци¬ях и культурах, таким привилегированным сословием становятся чиновники и вплоть до 20 века Ки¬тай будет обладать самой многочисленной бюрократической культурой.

У Китайцев не появляется большого кол-ва богов, просто божественные характеристики придаются небу, которое является высшим абстрактным началом и регулирует - земную жизнь китайцев - экономический, политиче¬ский процессы и нравственный порядок.

Культ предков - уважение своего прошлого, понимание то¬го, что оно лучше настоящего - всё это формирует культ предков, в котором древние китайцы черпа¬ли свои силы в борьбе с враждебными племенами варваров.Интуитивная доверчивость людей к при¬роде, её оживотворение, ей присущи 5 совершенств: человечность, чувство долга, благопристой¬ность, искренность и мудрость.

Мир изначальна совершенен, поэтому его не нужно переделывать, напротив, нужно самоустраниться, чтобы не мешать осуществлению гармонии, это отношение к при¬роде нашло своё выражение в отдельных видах искусств - особой форме поэтического творчества, искусство составления букета, строительство каменных садов.ДАОСИЗМ - этика, философское уче¬ние, чуть позже, приобретающее элементы религии, где основными категориями являются: Дао, Дэ, У-Вэй. Основатель даосизма Лао-цзы - старый мудрец.

VII-VI века до н.э.(дао-путь) Дэ-это прояв¬ленное Дао в человеке. Человек с Дэ - это мудрец, который строит отношения с природой и общест¬вом по законам мудрости и справедливости.У-Вэй-max бездействие или min действия, поскольку всё в мире проникнуто Дао, то нужно устраниться и дать проявиться этому Дао и не входить в противо¬речие с мировым ритмом вселенной и построить свою жизнь в соответствии с принципом У-Вэй. Книга Лао-цзы «Дао дэ цзинь» книга о бытие и мудрости. Привнесли в политические доктрины гу¬манизм и миролюбие, основание на принципах Дао и У-Вэй «Мудрый правитель тот, о котором народ знает только то, что он есть». КОНФУЦИАНСТВО. Основатель Конфуций (родился 551 г до н.э.) - Конфуций. в основе лежит гл. тема: обожествление древности, следования традициям предков.

Суть изучения заключена в золотом правиле нравственности: 1. не делай др. того, чего не желаешь себе. 2. поступай с др. так, как хочешь, чтобы поступили с тобой.В книге «Лунь юй» противопоставляются 2 типа человека: «низший человек» и «благородный муж» -это умозрительный социальный идеал, который наделён следующими качествами: мудростью, скромностью, искренностью, почтением к старине и старшим.

С З века до нэ по 3 век нэ конфуциан¬ство становится официальной идеологией Китая и по типу соц. идеала - «благородного мужа» стали отбирать чиновников через систему экзаменов. Конфуцианство становится господствующей куль¬турной традицией и вместе с буддизмом и даосизмом составляет ядро китайской культуры.

С течени¬ем времени сложился подлинный культ поднебесной, как центра вселенной, где сосредоточены муд¬рость, знания и искусство и где реализуется священная воля неба. Не будучи религии в полном смысле слова, конфуцианство вобрало в себя политику и административную систему и ф-ию верховного регулятора соц. и эконом, процессов. 14 15. И-Б. тип К. История становления. Сис-ма ценностей. И-Б тип культуры.Пришедшие в Индию в 13 веке Арии, принесли с собой письменную культуру и кастовый строй. 2 высшие касты: Брахманы и Кшатрии, низшие: Вайсши и Шудры. Каста брахманов: жрецы, поэты, учителя мудрости, пророки; считается воплощением святости почи¬тать их необходимая ценность всех каст. Кшатрии - войны и правители. Вайсши - торговцы, ремес¬ленники, свободные крестьяне.

Шудры - слуги, батраки, наёмные работники.Кастонеприкасаемые - любые иностранцы, изгои из всех остальных каст. Некоторые мировоззренческие понятия: идея страдания, развитая философской школой Сханхья является предпосылкой для возникновения буддизма, Сансара - бесконечный круговорот вещей и душ, круговорот жизни, согласно этому понятию смерти нет, существует только перерождение души в разные земные оболочки.

Карма - влияние со¬вершенных действий человека на характер настоящего и последующего перерождения. История воз¬никновения: основатель буддизма 6-7 века до нэ Будда провозгласил своё учение серединным путём между учением джайнев и учением индуизма.Суть его в «6 благородных истинах»: жизнь - есть страдание; привязанность к жизни вызывают ещё большее страдание; есть путь от избавления стра¬даний; этот путь восьмеричный, который состоит из следующих принципов: совершать правильные действия(не наносить вреда живому); правильное питание; правильная речь; правильные мысли.

Раз¬деление буддизма на 2: Махаямя, Хинояма.Принцип ненасилия - это не только отказ от физического принуждения, но и обуздание гнева и зависти, подчинение самодисциплине. 16. Хр-ий тип К. Теор-ие источники, духовные ценности.

История становления.История возникновения: христ. в виде ереси появляется в середине небольших групп рабов в Восточной части Римской империи - в Иерусалиме. > на собраниях люди вслух мечтают о приходе мессии (небесного царя освободителя); > поют псалмы и осущ-ют совместную трапезу; > выражают сочувствие др. к др. Очень быстро обособ¬ляется от других мистико-религиозных учений и превращается в широкое движение, социальная база которого - рабы, войны, преступники.

Первоначально, это была религия гонимых, этому способство¬вали чуждые римлянам ценности и то обстоятельство, что их носителями были принебрегаемые слои населения.Первые собрания их проходили в катакомбах на окраинах Рима. К 4 веку нэ христ. из ре¬лигии гонимых превращается в религию Рима. Причины, которые этому способствовали: сильная власть императоров, их произвол; упадок авторитета народных религий; новые ценности христ. и их действенная сила. Теоретические источники: Иудаизм: идеи мессии и монотеизма; Неоплатонизм: удвоение мира, понимание того, что мир земной - это тёмное начало, распадающийся, а мир идей вечный, совершенный, гармоничный; Стоицизм: аскетические жизненные правила и фатализм. ЦЕННОСТИ: Нравственные ценности (9) изложены в наборной проповеди Христа.

Основные из них составляют основу стабильности общ-ва, др. могут практиковаться в той или иной степени.Некоторые вообще требуют пересмотрения (не завидуй), тем не менее составл основу понятия порядочности совр чел-ка. Совр ценности и цели общ-ва – демократия и свобода теперь понятна и Российскому гражданину; явно они не выражены в христианской догматике, в основе лежит продолжение хр- ой ценности – равенство (рав-во духовное, а не материальное). Любовь к богу и к человеку, эта ценность доказала свою действенную силу, когда 1-ые христ-е именно так относясь друг к другу выживали в своих общинах; идея равенства впервые ста¬вится в христ но оно не предполагает равенство в собственности, а исходит из понимания того, что все люди обладают бессмертными душами и возможностью выбирать между добром и злом, и для каждого возможен путь спасения души в рай; действенный характер любви, человек не только дол¬жен созерцать бога и себе подобного, а активно проявлять эту любовь, в результате чего человек са¬мосовершенствуется, спокойное отношение к богатству, от его отрицания на ранних этапах до пони¬мания того, что оно необходимо для совершенствования блага. 17. Протестантская версия Х. Новое учение о человеке, правила веры, особенности культа.

Вебер о протестантской этике и «духе капитализма». ПРОТЕСТАНТИЗМ. Протестанты - это общее название христианских общин, образо¬вавшихся в XVI веке в результате проповеди Мартина Лютера, Ульриха Цвингли и Жана Кальвина.

Название "Протестантизм" случайное и не более обоснованное, чем, скажем, "большевизм". В 1529 году, в самом начале протестантского движения, был съезд германских князей, на котором решался вопрос об избрании веры. Большинство тогда проголосовало за то, чтобы остаться в католической церкви, но несколько князей объявили протест против этого решения.

Так и возникло это историче¬ское наименование.

Сами протестанты не любят, чтобы их так называли, они предпочитают имено¬ваться "евангельскими церквами", подчеркивая, что они возвращаются, как им представляется, к ос¬новам евангельской веры. Главные ветви протестантизма - лютеранство, кальвинизм или реформат¬ство и англиканство. В самых общих чертах история возникновения протестантизма такова.

В конце средних веков и в начале эпохи Возрождения католическая церковь была подвержена многим тяжким болезням. Таким, как симония (продажа священных степеней за деньги), крайняя безнравственность многих римских первосвященников, злоупотребления с индульгенциями.Самым большим злоупотреблением, вызы¬вавшим массовое недовольство, была инквизиция. Изначальное ее назначение - сдерживание разного рода еретических движений и ограждение чад католической церкви от всевозможных крайних ересей, расколов и схизм.

Но это учреждение очень скоро выродилось, потому что суда как такового при нем не было, а процедура следствия была со¬пряжена с пытками.Достаточным аргументом для обвинения считалось признание обвиняемого в своей вине. Инквизиция преследовала кого угодно по самым разным поводам. Доходило до того, что в Европе в некоторых деревнях или целых регионах до трети женского населения обвинялось в кол¬довстве.

Были попытки реформировать католическую церковь изнутри, но они потерпели неудачу. Сами ре¬форматоры кончили жизнь свою по большей части на костре. Всем известен чешский реформатор Ян Гус, с которым обошлись совсем не по-христиански. На одном из католических соборов ему с клят¬вой обещали личную неприкосновенность, если он прибудет. А потом отменили это обещание, со¬фистически объяснив, что клятва, данная еретику, недействительна и сожгли Гуса на костре.Еще один известный реформатор - Иероним Савонарола, монах, живший во Флоренции, тоже был со¬жжен. В Англии Джон Виклеф пытался преобразовать церковь.

Все эти попытки были безуспешны. И вот в XVI век на Западе совершилось крупнейшее в истории разделение христианского мира. За сто лет с начала Реформации от католической церкви отошло около 90 миллионов верующих, обра¬зовались десятки новых христианских концессий.Протестанты, справедливо отказываясь от опреде¬ленных заблуждений католической доктрины, не избежали крайностей и перегибов.

Выступая против неограниченной власти Римского папы, они вообще отказались от признания всякого церковного ие¬рархического авторитета. Отвергая католическое учение о действенности таинств в силу совершен¬ного действия, они вовсе отказались признавать некоторые таинства, а за другими удержали либо ал¬легорическое, либо воспоминательное значение. Мартин Лютер провозгласил: 1) упразднить монашество 2) упростить культ 3) подчинить церковь светской власти.Бог помогает тому, кто сам поможет себе. Труд в поле, в мастерской – богоугодное дело. Трудясь чел заслуживает себе спасение после смерти.

Протестантское учение стало залогом эффективности Зап-Евр-ого хозяйства и подготовила совр тип капитализма. 18. Мир исламской К. История становления. «Пять столпов». ИСЛАМ. Возникновение: 7 век нэ, территория Аравийской пустыни, заселённой коче¬выми арабскими племенами, основатель Мохамед, выходец из купеческой среды.Первоначально вы¬ходцы ислама слились к: идеи монотеизма - т.е. признать Аллаха единым богом и вручить свою судьбу ему; честной торговле, борьбе с ростовщиками. 622г Мохамед и его сторонники бегут в Ме¬дину, но уже в бЗОг он выезжает в Мекку и в 632г он умирает и с тех пор мусульмане разделяются на шиитов и суннитов, которые враждуют между собой.

Процесс арабизации кочевых племён занимал очень короткое время, он шёл 2 путями: экономическое поощрение; завоевательные походы.Вся территория от Испании до Ср. Азии становится территорией распространения ислама.

Ислам стано¬вится идеологической основой для централизации гос-ва и ведения войны против неверных. А в 10 веке воинственные тюркские племена нашли в исламе соответствующую своим настроениям идеоло¬гию и культуру. Теория ислама: идея монотеизма перерастает в культ поступков. Вероотступничест¬во карается смертью.Процедура принятия ислама проста, для этого достаточно сказать рпи свидете¬лях «нет божества кроме Аллаха и Мохамед - посланник божий». Мир разделён на добро и зло, на ад и рай. ЦЕННОСТИ: равенство всех мусульман, высшая ценность - Аллах, который в жизни никогда не воплощается, мир от этого не становится ни лучше ни хуже. Причастность исламу расценивается выше чем деление на расы, народы и племена. Воспитываются чувства превосходства над неверными по отношению к которым можно практиковать хитрость и жестокость.

Пять столпов ислама 1. Шахада В исламе один из пяти "столпов" религии - вера в то, что нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед - пророк его. 2. Салат (намаз) В исламе один из пяти "стол¬пов" религии - пятикратное ежедневное совершение молитвы.

В Персии и Турции называется "на¬маз". Состоит из ритуального омовения и последующей молитвы. Во время молитвы читается, как правило, первая сура Корана. По всей вероятности, салат был введен Мухаммедом под влиянием ме¬динских иудейских общин. В дальнейшем установленная Кораном трехкратная молитва была заме¬нена пятикратной.С самого возникновения мусульманская молитва была настолько формализована, что приняла характер некоего заклинания.

Каждой молитвенной формуле соответствуют определен¬ные телодвижения и положение тела. Один цикл таких движений называется ракатом. Если молитва происходит в мечети, то все операции производятся синхронно всеми присутствующими по примеру муллы. Молитве должно предшествовать омовение. Понятие ритуальной нечистоты было заимство¬вано из иудаизма и было столь же разнообразным.Нечистота человека к моменту совершения мо¬литвы считается априорной. Однако само омовение быстро потеряло свое гигиеническое значение и стало формальным актом - стало возможным совершать омовение, лишь смачивая кончики пальцев или используя для омовения песок, землю, пыль. 3. Закат (Закят) В исламе один из пяти "столпов" религии - милостыня в пользу бедных.

Обязанность помощи беднякам входила в самые начальные положения ислама.Однако смысл милостыни быстро приобрел смысл обязательств уплаты налогов в пользу религиозной общины и, в конечном итоге, в пользу государства. 4. Сауи. В исламе один из пяти "столпов" религии - пост в месяц рамадан.

Хотя сауи был предписан Мухаммедом в Медине, веро¬ятно, этот обычай был известен мекканским арабам до ислама. Коран предписывает еду и питье с то¬го момента и до того момента, пока не перестанет различаться черная и белая нитки.Строгость поста облегчается для больных и путников. Допускается замена поста выкупом - кормлением бедняка. 5. Хаддж. В исламе один из пяти "столпов" религии - паломничество в Мекку, совершаемое хотя бы раз в жизни.

Мекка еще в доисламское время являлась объектом паломничества арабов. Для ислама было важно сохранить центральное значение Мекки в качестве объекта паломничества и поичтания, так как этим закреплялось ее положение как и религиозного, так и торгово-политического центра. Цере¬мониал паломничества в Мекку был полностью заимствован из доисламской культуры. Паломник должен быть одет в специальный костюм - ихрам, и сандалии.До прихода в Мекку необходимо посе¬тить длину Мина и холм Арафа, где совершить установленные церемонии.

В долине Мина необхо¬димо бросить трижды по семь камней в два жертвенных столба и в стену. Смысл произносимой при этом молитвы в поражении дьявола и его слуг. В самой Мекке совершается семикратный обход "чер¬ного камня", целование его или прикосновение к нему при каждом туре, и жертвоприношение.Затем полагается молитва у "места Авраама", питье воды из колодца Земзем, семикратная пробежка с хол¬ма Сафа на холм Марва. К доисламским обрядам ислам добавил многократные молитвы, совершае¬мые при всех описанных действиях.

Каждый мусульманин имеет право нанять вместо себя человека, который совершит за него хадж. 19. Взаимодействие науки и религии в истории К. Сходства и различия религиозного и научного мировоззрения. Наука и религия представляют собой два фундаментальных пласта культуры и два ос¬новополагающих типа мировоззрения, взаимодополняющих друг друга.Каждая эпоха имеет сои до¬минанты, наряду с которыми присутствуют периферийные фоновые типы мировоззрения.

Если в эпоху средневековья в европейской традиции господствующей была христианская религиозность, то в новое время нарастает господство научного мировоззрения. А в средневековье наука существовала в виде фонового, в основном элитарного типа миропонимания.Наука и сегодня не вытеснила рели¬гиозные формы миропонимания, не уничтожила их. Она лишь оттеснила религиозность на перифе¬рию познания и миропонимания в структурах массового сознания общества.

Научное познание неот¬делимо связано с верой, сопровождается ею, более того, в значительной степени начинается с неко¬торых элементов принятия на веру в качестве самоочевидных постулатов для исходных положений научного творчества. Различия можно свести к следующему: наука изучает реально воспринимаемое и непротиворечиво мыслимое бытие.Религия представляет то, что связано не с миром объективного существования, а то, что восходит к смыслу нашего существования. 20. Предпосылки становления науки.

Влияние науки и техники на разв К. Наука изучает окружающую природу, действительность, реальность, воспринимаемую нами при помощи органов чувств и осмысливаемую интеллектом, разумом. Наука - это система и механизм получения объективного знания об окружающем мире. Современная наука возникает в 17в. в Европе, это её второй этап, когда она начинает ориентироваться на практику.Второму этапу предшествовал первый (древнегреческая наука), начи¬ная с 4-ого века до н.э. и научные открытия Китая и Индии, на этом этапе наука носит теоретический характер.

Древние греки мало связывали науку с практическими задачами, т.к. это не интересовало их (всю работу выполняли рабы), но в своих теоретических рассуждениях пришли к гениальным до¬гадкам (ввели понятие атома). Со средневековья и до 17в. наука являлась служанкой богословия, что мешало развитию экспериментального знания, но развивало математику, логику и астрономию.Ори¬ентация мировоззрения средневекового человека определила новые цели науки, которая в 17в. стала рассматриваться как способ увеличения благосостояния людей и господства над природой.

Противо¬речия: а) отсутствие абсолютного знания, т.к. с развитием науки старые теории начинают распреде¬ляться не на всю действительность, а не часть её; б) фрагментарность науки.Она сказывается в том, что объекты науки развиваются путём абстрагирования некоторых свойств этих объектов, которые воспринимаются как наиболее важные, у каждой из наук формируется свой предмет; в) дифферен¬циация знаний.

На сегодня существует около 15 тысяч дисциплин науки, это привело к разобщённо¬сти учёных. 21. Социокультурный смысл техники. Во-первых, техника - это средство преобразования среды, природы и самого человека.Другой фундаментальной характеристикой техники является то, что она выступает посредником ме¬жду человеком и природой, задающим тип отношения между ними. Ещё одна важнейшая социокуль¬турная характеристика техники состоит в том, что она есть средство, изменяющее самого человека и задающее проблему человека в мире техники.

Как социокультурная ценность, техника может рас¬сматриваться в трёх аспектах: 1)ткак объект; 2) как знание; 3) как процесс, социокультурный смысл техники как степени развития человека состоит в том, что, во-первых, техника расширяет человеческие возможности, создаёт условия для развития его способностей, а во-вторых, служит средством реализации природных задатков.Взаимодействие.

Техника и наука имеют взаимообслуживающий характер. Однако и само это взаимоотношение, и его понимание перетерпели историческую эволю¬цию. Взаимоотношение техники с нравственностью проявляется в возникновении определённых личностных качеств. 22 23. Цивилизационный, культ и форм подходы к разв общ-ва. «Стадии роста» Ростоу. Формационный подход.Под понятием «формация» Маркс понимал этап становления человеческого общества, который характеризуется способом производства продуктов и соответст¬вующей этому способу производства системы отношений между производственниками. Схема Мар¬кса: 1этап: первобытное общество, 2-ой: рабовладение, 3-ий: феодальное, 4-ое: капиталистическое, 5-ое: коммунистическое.

Формационный подход впервые был предложен Марксом в 19 веке, и он на¬долго определил во многих гуманитарных и социальных науках подход к рассмотрению общества.Общество развивается в соответствии с Марксовой схемой, на 2, 3, 4 этапе он констатировал, что об¬щество разделялось на два класса (угнетателей и угнетенных) по отношению к собственности и вла¬сти, между этими классами существует конфликт, который является причиной дальнейшего истори¬ческого развития.

Недостатки: эта схема не объясняет своеобразия в историческом процессе любого общества, она не срабатывает, а верна только для европейских культур. Цивилизационный подход снимает ограничения формационного.Он основан на идее, что нужно учитывать переплетенья технических, экономических, политических и религиозных факторов в раз¬витии культуры.

Суть этого подхода в том, что учитывается преобладающая отрасль народного хо¬зяйства и господствующая система ценностей в качестве основы исторического типа общества, ак¬цент делается на анализе исторической деятельности различных народов, которая протекает в опре¬делённых географических и социально-экономических условиях. 1.Традиционное общество: патри¬архальный уклад жизни, традиции, религия, коллективизм и взаимовыручка. 2. Индустриальное об¬щество: новизна, наука, индивидуализм, демократические свободы, коллективизм. 3. Постиндустриальное: знания, профессионализм, демократическая свобода.

Ростоу выделил 5 стадий роста: 1. Традиционное общество с примитивным с/х производством, на¬копление продукта незначительны и расходуются только на самое необходимое; 2. «переходное» общество: наблюдается рост производительности хоз. труда, возникает централизованное государст¬во, растут капиталовложения на душу населения. 3. «промышленная революция» характерны моби¬лизацией накоплений, рост основных отраслей промышленности и радикальное изменение методов производства(механизация, разделение труда, укрупнение мощностей). 4. «путь к зрелости» наблю¬дается бурное развитие промышленности, возникновение новых отраслей, внедрение достижений науки, увеличение доли квалифицированного труда, рост городского населения до 60-80%, до дос¬тижения зрелости необходимо 50-60 лет. Англия вступила в эту стадию в 1850 году, США в 1900 го¬ду, Германия - 1910г, СССР - 1950г. 5. Высокое массовое производство.

Основная проблема в обще¬стве не производство товара, а его потребление, основные отрасли народного хозяйства: сфера услуг и производство товаров массового потребления. 24. Ценности Русской К. Российскую К и Запад объединяет то, что наиб общие цели и ценности светских обществ восходят в христианство.

Отличие м/ж обществами обусловлено конкретными истор-ими событиями и психологией людей.Большинству светских обществ понятна идея прогресса, кот-ая была сформулирована А. Блаженным в религиозном смысле: после «страшного суда» праведники должны были построить счастливое общ на земле – ГРАД БЛАЖЕННЫХ. Для рос-ого менталитета хар представления о тотальном рав-ве, кот-ое практич воплощение в советском образе жизни.

Общество, основанное на таком рав-ве считалось справедливым.Эти отличия в религиозном понимании объясняются тем, что большинство рос общ-ва – это бедные сословия, установками кот-го являлось эконом-ое рав-во.

– Конец работы –

Используемые теги: Шпора, культурологии0.051

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Шпора по культурологии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Шпоры по Культурологии
Культурные коды и типы культур. 18 Деятельностная концепция культуры 19. Субъекты культуры. Массовая культура 20. Субкультура и контркультура. 21… Культура и рынок. Меценатство и его роль в развитии культуры. 22. Культура и природа. Экология и экологическая культура 23 Культура и…

Шпора: Шпоры по социологии
Структура социологического знания... Функции социологии прогностическая идеологическая гуманистическая...

Шпоры по налогам
Этом метод НП не оставляет н/пл и обществу надежд на эк. развитие. 2) Политика разумных налогов или полит-ка эк. развития – гос-во ослабляет нал.… Такая политика ведет к раскручиванию инфляционной спирали. При сильной эк-ке… Сборы – это обяз-ный взнос взимаемый с орг-ций и физ. лиц, уплата которого явл. 1 из условий совершения в отн.…

Шпоры
Следует взглянуть на международное право шире, попытаться увидеть созидательную роль этой сферы общественного сознания.Необходимо постоянно помнить,… Складывающееся на их основе правосознание находит отражение в международном… Появление права чаще всего связывают с разделением общества на классы и возникновением государств даже те авторы,…

Муниципальное право (шпоры)
Земские учреждения не имели всесословного характера. От участия в земских учреждениях были отстранены служилые люди. Земские органы действовали,… В XVII веке местное управление устанавливается система приказно-воеводского… Бурмистерская палата была одновременно органом местного общинного управления г. Москвы выполняла функции центрального…

Шпоры по естествознанию
Геология - комплекс наук о составе, строении и истории развития земной коры и Земли. География - система естественных (физико-географических) и… Теперь в естествознании на ряду с физикой лидирует биология, химия, а также… Раздвоение природы на неживую и живую, которое зарождается в пределах химии (поскольку химические соединения…

Шпоры по МЭО (МГИМО, 2004)
Наднац Высший руководящий орган осущ общее регулир-е отраслей, его решения были обязательны д участн. Но его деят-ть координир с Советом министров, где опр страны имели право вето.… Затем идут Великобритания, Швеция, Дания, Греция, которые на первом этапе воздержатся от введения евро. За ними…

шпоры
Различия социального и коммерческого найма жилья: • договор социального найма бессрочный, а договор коммерческого найма срочный (до пяти лет) с… Основными федеральными законами, регулирующими жилищные от¬ношения, являются:… В этом случае нанимате¬лю суд может предоставить льготный не более одного года срок для восстановления нормального…

Шпоры по гражданскому праву 1 и 2 части
Продавец, привлеченный покупателем к участию в деле, но не принявший в нем участия, лишается права доказывать неправильность ведения дела… Если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель… Покупатель вправе требовать замены технически сложного или дорогостоящего товара в случае существенного нарушения…

Шпоры по гражданскому праву и процессу
Действующее з-нодательство предусматривает различные формы защиты Sивных прав Гр, предприятий, организаций и учреждений - ебную, общественную и… Во всех з-нах, принятых в последние годы, предусматривается право обращения в… Достаточно сказать, что из общего количества дел, рассматриваемых ами, преобладающее число составляют Г-ие дела с…

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Шпоры муниципальное право Органы М.с, как правило не входят в систему органов государственной власти (в т.ч. РФ) согласно Конституции РФ 1993 г. (ст.131) М.с. в городских,… В этом особенность муниципально-правовых норм, поскольку они одновременно… Российское М.п. — это комплексная отрасль российского права, представляющая собой сово¬купность правовых норм,…
  • Шпоры для сдачи естествознания Также Аристотелю удалось вычеслить длину экватора.Правда она была в два раза больше,чем на самом деле. 8)Наблюдения,на основании которых… Птолемей утверждал,что Земля стоитв центре,окруженная восемью сферами,и… Отсюда был сделан совершенно новый вывод:свет есть разновидность электромагнитных волн. 19)Открытие электромагнитных…
  • Шпоры по экономике организации ОДО. АО как организационно-правовые формы предприятия. Согласно гражданскому кодексу коммерческие организации могут создаваться в… АО бывает двух типов: открытое и закрытое. 1.Подпика на акции. ЗАО: учредители, члены трудового коллектива, пенсионеры…
  • Шпоры по обществознанию 9 класс В XXI веке обострился интерес к проблеме человека, которая содержит в себе много тайн и загадок для самого человека почему один нравственен, а… Индивидуальность - это многообразие и своеобразие проявлений человека,… Личность, дословно - иметь лицо, т.е. человеческое достоинство. Личность складывается в общении с людьми и тесно…
  • Шпоры по праву Вторая половина XVI века: в Голландии был ученый, который фактиче-ски распространил в своей книге принципы международного до-говора (это был Ван… Середина XIX века - момент зарождения междуна-родного права.Общая предпо-сылка… Выполняет функции: а) координирующую - государства устанавливают об-щеприемлемые стандарты пове-дения в различных…