рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Древнегреческая и древнеримская культуры. Сравнительный анализ

Работа сделанна в 2003 году

Древнегреческая и древнеримская культуры. Сравнительный анализ - Реферат, раздел Культура, - 2003 год - Российский Государственный Педагогический Университет Им. А.и. Герцена Рефера...

Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И. Герцена Реферат по культурологии на тему Древнегреческая и древнеримская культуры: сравнительный анализ Выполнила: студентка 4 курса ОЗО Новикова Ольга Игоревна 2003 год Содержание 1. Введение - - - - - - - - 2. Античность. Греция и Рим - - - - - 3. Религия Рима. Жречество - - - - - 4. Римский моральный кодекс - - - - - 5. Религия Греции. Мифология - - - - - 6. Поэмы Гомера . Гомер – «воспитатель Эллады» - - 7. Поэт и поэзия в Греции и Риме - - - - - 8. Представления о бессмертии души. Мистерии - - 8.1 Культ Диониса в Греции и Риме - - - - 8.2 Элевсинские мистерии - - - - - - 8.3 Орфизм - - - - - - - - 16 9. «Классический» период в Греции - - - - 10.Понимание истории у римлян - - - - - 11. Заключение - - - - - - - - 12. Список использованной литературы - - - - 1. Введение В настоящее время курс «Культурология» включен в систему высшего и среднего специального образования.

Это говорит о том, что общество осознало необходимость обновления и критической переоценки сложившейся системы ценностей, что в свою очередь, невозможно без знания истории разных культур.

Изучение культурологии помогает овладеть знаниями об основных формах и закономерностях мирового процесса развития культуры в ее общих и единичных характеристиках, выработать навыки самостоятельного овладения миром ценностей культуры и научиться использовать эти знания для совершенствования своей личности и профессионального мастерства.

А.И. Чернокозов дает следующее определение культуры: «Под культурой понимается специфически человеческий способ материального и духовного производства, основанный на конкретной модели мира, определяющий тип социальной организации в единстве с совокупностью методов воспроизводства и развития важнейших элементов социального организма.

Н.И. Джохадзе говорит о трех трактовках этого понятия в современном мире. Наиболее широкой трактовкой культуры является понимание ее как специфического способа организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, иными словами, как совокупность материальной и духовной деятельности.Более специфическим, по мнению Н.И. Джохадзе, является ценностный подход, позволяющий увидеть в культуре определенный аспект общества, отличающий его от других форм биологической жизни, то есть своего рода мерой человеческого в человеке.

Здесь культура предстает как совокупность материальной и духовной деятельности.Нередко культура трактуется еще уже: как исключительно духовная жизнь общества; определенный уровень образования и воспитания; интерес и приобщение к искусству; соблюдение норм морали и вежливость в повседневной жизни, а также определенный уровень цивилизации, среда и образ жизни того или иного поколения.

В системе подготовки учителей начальных классов курс культурологии должен занимать особое место. Педагог в начальной школе имеет дело со становлением личности учащихся, и поэтому сам должен быть развит всесторонне.Эта работа посвящена сравнению двух великих культур, достижения которых до сих пор по праву считаются эталонами во многих областях научной и творческой деятельности человека. 2. Античность. Греция и Рим. Термин «античность» (от лат. аntiquus – древний) стал использоваться в эпоху Возрождения, когда стало очевидным неповторимое величие Древней Греции, ее функциональное значение в развитии человечества и, особенно, европейской культуры.

Именно античность создала тот особый способ отношения человека к космосу, обществу и к самому себе, который предопределил судьбу западного мира. Именно благодаря этому способу отношения человека к миру античность понимается как синоним классического, непревзойденного образца в скульптуре, архитектуре, литературе, ораторском искусстве, философии и других сферах творческой деятельности.

Когда речь идет об «античной культуре», подразумевается, как правило, некая совокупность греческой и римской культур. Однако говорить о подобной целостности можно только начиная с I в. до н.э.: в это время Рим уже в достаточной степени эллинизировался.А до этого культурную общность Греции и Рима можно констатировать прежде всего в отношении сходных государственно-политических форм и так называемого «полисного сознания». Устройство гражданской общины, предполагающее коллективный способ управления, определило особый «полисный менталитет»: у греческих и римских граждан сложилось представление о высокой ценности свободы; человек воспринимался прежде всего как «гражданин», который должен ставить общественные интересы выше частных.

Такое единство полисного сознания является, как правило, основанием для типологического сближения греческой и римской культур в целом.

Однако сами древние греки и римляне далеко не в такой степени осознавали свою общность: в Риме в III-II веке до н.э когда происходило все более близкое знакомство с образцами эллинской культуры и греческим образом жизни, возникало достаточно упорное и жесткое противостояние защитников древних римских традиций и сторонников эллинизации Рима. По мнению первых, греческая культура несла с собой губительное для старинных нравственных устоев «изменение умов». Сходные установки полисного сознания отнюдь не обеспечивали полного взаимопонимания греческой и римской культур: сам отмеченный конфликт – знак существенной разницы между ними. Римляне в первоначальный период усвоения и освоения всего греческого, как, впрочем, и позднее, воспринимают эллинов прежде всего как мастеров по части всяческих искусств, народ образованный, но «изнеженный» и «развращенный». Греки видят в римлянах грубых непросвещенных завоевателей.

К моменту сближения Греция и Рим находились в очень разных условиях: для греков, живших в эллинистических монархиях, демократия и гражданские идеалы свободных полисов остались в прошлом римляне, наоборот, находились на пике «демократизма». Достоянием греческой культуры к этому времени были великие философские системы, шедевры литературы, изобразительного искусства, архитектуры, крупные достижения точных, естественных и гуманитарных наук у римлян в этот период не было ни философии, ни литературы, ни наук: им еще только предстояло создать свою самобытную «высокую» культуру.

В области словесности и философии римляне ориентировались, прежде всего, на греческие образцы но представления о греческом как «образцовом» сформировались не сразу и далеко не во всех социальных слоях римского общества. Чтобы увидеть внутренние основания этого конфликта и понять, почему он разрешился в эпоху Римской империи формированием греко-римского культурного единства, надо обратиться к древнему периоду греческой и римской истории. 3. Религия Рима. Жречество.

Одна из черт архаического Рима, отличная от Греции – отсутствие развитой мифологии.

Это значит, что у римлян в этот период представления о богах не выстраивались в целостную картину, хотя были включены в систему ритуалов. Римская религия связана, прежде всего, с общинными культами, магическими процедурами. Такая религия ставит на первое место прагматические задачи.Отношения с богами для римлян – это «формальный договор»: человек должен неукоснительно выполнять полагающиеся по договору обряды, а бог в ответ на это «обязан» сделать все, о чем его просят.

Самое главное для человека в таких отношениях – знать, с какими словами обращаться к богу и какие действия выполнять. Малейшая ошибка при совершении обряда могла нарушить его действенность. Такая «магичность» религии предполагает строгую формульность церемоний и формализацию всего, что связано с отношениями между человеком и божеством.Отсутствие космогонических мифов, которые способствовали бы развитию определенной «теологии» и надкультовых, «теоретических» размышлений о мироустройстве порождает нерефлексируемое воспроизводство мельчайших деталей традиции. Эта традиция хранится жречеством, которое в Риме тесно связано с властью.

Коллегия жрецов представляет собой как бы совет при верховном жреце – царе и участвует вместе с ним в разработке права.С падением царской власти влияние жрецов усиливается: они ведут летоисчисление, ведают календарем и обладают огромной властью в правовой сфере.

Раннее римское право почти полностью сакрализовано: международные отношения, уголовные преступления, заключение брака, различные договоры между гражданами – все это связано с религией. Поскольку религией ведают жрецы, они же являются и первыми «юристами»; они хранят «формулы договора» между людьми и богами и равным образом хранят и разрабатывают юридические формулы, касающиеся взаимоотношений между людьми.Именно «магичность» ранней римской религии и древнего права обусловила сильное влияние жречества, которое было в Риме гораздо более развито и дифференцировано, чем в Греции.

Однако жречество не являлось замкнутой кастой: некоторые из жрецов избирались народным собранием, другие назначались старшим понтификом; жрецы, по сути, были гражданскими чиновниками.Отсутствие мифологии и прагматизм религии, формульность религиозной деятельности без ее рефлективного осмысления, сильное влияние жрецов как блюстителей традиционной «формы» во всех областях социальной жизни – эти характерные черты ранней римской культуры обусловили и специфическое отношение римлян к традиции вообще.

В Риме традиция не подвергалась обсуждению, а любое новшество воспринималось как уклонение от изначального «правильного» положения вещей.Воспитание юношества заключалось в передаче древних верований, традиционных моральных ценностей и норм поведения. 4. Римский моральный кодекс Основами римского «морального кодекса» являются такие понятия как благочестие (pietas), верность (fides), серьезность (gravitas), твердость (constantia); и все они объединяются понятием virtus (доблесть, добродетель). Этот кодекс формируется в римском обществе в глубокой древности и остается практически неизменным вплоть до II в. до н. э Цицерон выделяет две основные черты римлян – патриотизм и почитание богов: «…благочестием, почитанием богов и мудрой уверенностью в том, что всем руководит и управляет воля богов, мы превзошли все племена и народы». Это высказывание отражало традиционные представления римлян о самих себе и соответствовала основным понятиям морального кодекса.

Патриотизм в древности рассматривался прежде всего как верность общине, и эта верность, fides, неразрывно связана с pietas – благоговением перед «договором» общины с богами.

Сохранение традиционных нравственных устоев представлялось поддержанием всего божественного миропорядка.Основа такого поддержания – подчинение авторитету отцов, дедов и предков вообще; оно достигалось воспитанием.

Юношество воспитывалось на рассказах о подвигах героев былых времен, о сбывшихся пророчествах и чудесных знамениях. Эти рассказы назывались «примерами» (exempla) и формировали у подрастающего поколения благоговение перед традиционными ценностями. 5. Религия Греции. Мифология. В древней Греции наблюдается совсем другая картина.Здесь существует богатая и разветвленная мифология, уходящая корнями в микенский период истории и связанная с мифологией Крита. Мифы бытуют в свободной форме: их рассказывают певцы-рапсоды. И безусловно, такая свободная форма рассказов о богах формирует особое религиозное сознание греков.

Греческая религия гораздо менее магична, чем римская и включает не только выполнение определенных обрядов, но и размышления как о самих богах – их происхождении и иерархии так и о мироустройстве в целом. Задаваться вопросами о богах и давать на них свои ответы может не только человек, непосредственно причастный к делам культа.На рубеже VIII-VII вв. до н. э. появляется «Теогония» Гесиода автор произведения, посвященного происхождению богов и стихий, выступал в качестве рапсода, но одновременно всю жизнь оставался мелким землевладельцем. «Теогония» оказала большое влияние на развитие греческих космогонических представлений.

Бытование мифологии в виде ее индивидуального и внекультурного творческого осмысления и оформления являлось выражением гораздо большей, чем в Риме, религиозной свободы.Жрецы различных божеств в греческих полисах, как и в Риме, избирались, но существовали исключения: жречество некоторых культов считалось наследственным; особый статус имели жрецы дельфийского храма Аполлона.

Дельфы начинаю играть большую роль в жизни Греции в VII в. до н. э.: здесь находится главный греческий оракул, к которому принято было обращаться по всем наиболее важным вопросам общественной и личной жизни. Дельфийская сакральная коллегия толковала пророчества и эти истолкования оказывали влияние на ход событий.Дельфийское жречество, не включенное в структуру власти и систему гражданских должностей, обладало другим типом влияния на социальную жизнь, нежели жречество в Риме: жрецы Дельф имеют большой «идеологический» авторитет, но не занимаются непосредственным регламентированием социальных и культурных норм. Если в Риме жречество является главным авторитетом в области права, в Афинах сфера гражданского судопроизводства полностью переходит к народному суду присяжных, рассмотрение отдельных религиозных преступлений принадлежит Ареопагу; сами жрецы, включенные в систему выборных должностей, ведают исключительно делами культа.

В Греции, как и в Риме, нет единых закрепленных религиозных «догм», но нет и религиозного «магического» прагматизма.

Обрядовая «формульность», которая была своеобразной заменой догматики в Риме, не становится в Греции идеологическим ограничителем и тормозом для развития религиозных представлений.Отсутствие жреческого контроля в сфере религии и наличие множества мифов о богах и героях создает предпосылки для выстраивания самых разных концепций мироустройства и взаимоотношений между богами и людьми. 6. Поэмы Гомера.

Гомер – «воспитатель Эллады» Укорененность идеальных норм в мифологической традиции – черта большинства архаических обществ, но у греков непосредственно слитая с мифологией легендарная история начиная с VIII в. до н. э. передается не в виде фольклора, а в форме авторского поэтического творчества.Сгустком культурного самосознания греков становится гомеровский эпос, из него черпаются религиозные, этические и эстетические представления.

У римлян подобный мифологический эпос появляется намного позже только в эпоху Августа, будучи своего рода итогом предшествующего развития римской культуры. У греков эпос – не итог, а исток.Основа гомеровских поэм – героические сказания и фольклор микенских и послемикенских времен, однако они переплавлены в «Илиаде» в уникальное художественное целое, сильно отличающееся от известной нам фольклорной эпики.

Гомер – фигура легендарная, но убеждение древних греков в существовании этого «божественного поэта», единолично создавшего целые эпопеи, говорит о стремлении эллинов поставить Гомера над сферой безличной устной традиции. В связи с огромным влиянием на мировоззрение греков и греческую культуру в целом, поэмы Гомера можно назвать чем-то вроде священных текстов.Платон в «Государстве» приводит наиболее распространенную точку зрения на гомеровский эпос как на «жизненное руководство»: «… поэт этот воспитал Элладу, и ради руководства человеческими делами и просвещения его стоит внимательно изучать, чтобы согласно ему построить всю свою жизнь…». Примерно до середины V в. до н. э. воспитание юношества строится на основе образа «идеального героя», выводимого из поэм Гомера: образованный благородный молодой человек должен, помимо физического совершенства, обладать знанием поэзии и умением играть на музыкальных инструментах.

Сформированная благодаря Гомеру воспитательная и образовательная программа сильно отличается от способа воспитания римлян.

Римская молодежь заучивала наизусть не поэмы, а «Законы XII таблиц» – основу римского законодательства и одновременно нравственности.Итак, в Греции не было канонических сакральных текстов с философско-теологическим содержанием, но был Гомер. По его поэмам учились, воспитывались, в его тексте находили нормы греческих «добродетелей» и в то же время обнаруживали и теологию, и скрытые аллегорические смыслы, представляя Гомера в качестве «божественного учителя», передающего через рассказы о легендарных событиях стройную концепцию мироздания.

Позднее будут появляться все новые и новые аллегорические трактовки его поэм. Пифагореец Феаген Регийский, считает, что гомеровские боги и герои – это иносказательное описание космических сил и «состояний души»(VI в. до н. э.). Анаксагор и его ученик Метродор из Лампсаки говорят, что описанные Гомером боги означают части человеческого тела, а люди – элементы природы (конец V в. до н. э.). Еще позднее стоики предложили свое истолкование Гомера.

Они видели в гомеровских богах элементы природы или природные силы, действующие на уровне «психики» отдельного человека. Один из пергамских грамматиков Кратет из Маллоса (II в. до н. э.) считал Гомера астрономом и географом; он полагал, что в «Илиаде» зашифровано сообщение о том, что земля имеет сферическую форму.Но ролью философа, «мудреца-практика» и «воспитателя Эллады» не исчерпывается значение образа Гомера.

Легендарный «великий слепец» был еще и образом поэта. 7. Поэт и поэзия в Греции и Риме Образ Гомера как «идеального поэта» способствовал оформлению и закреплению в культуре идеи божественной поэзии. Эту идею, связанную с мотивом «поэта-пророка» высказывает Платон. Он говорит, что «поэт – это существо … священное», творящее в состоянии вдохновения, одержимости богом.Платоном выстраивается следующая цепочка: бог – поэт – рапсод, актер – зритель, слушатель. В Греции были очень распространены легенды о поэтах, связывающие их творчество с божественным наитием.

Сами поэты часто в своих произведениях ссылаются на богов и Муз, вдохновивших их. Таким образом рождается идея о том, что само божество посредством творения поэта выражает свою волю. Эта мысль необычайно усиливала роль поэта и поэзии в греческой культуре.В ранней римской культуре отсутствовала идея передачи божественного «послания» вне рамок культа, не представителем жречества: ни «поэтов пророков», ни авторской поэзии здесь существовать не могло.

Идея воли божества, высказывающегося в слове, долгое время сохранялась только в виде практического использования божественных пророчеств, собранных в жреческих «Сивиллинных книгах», переводом и толкованием которых занималась исключительно сакральная коллегия.Обратная связь с богом осуществлялась с помощью упорядоченных словесных магических формул, исключавших всякую возможность «вдохновенного безумия». Таким образом, наличие или отсутствие на древних стадиях культуры таких феноменов как мифология и поэзия, является знаком, выражающим общую разницу греческой и римской ментальности. 8. Представления о бессмертии души. Мистерии 8.1 Культ Диониса в Греции и Риме В VIII-VII в. до н. э. в Греции широко распространился культ Диониса.

Этот вакханический культ предполагал выход за пределы «рационального» существования, ограниченного рамками обыденности, в область божественного «безумия» вакханты стремились приобщиться к «божественной свободе», не подчиненной никаким человеческим законам.

В Риме же издавна существовал культ бога оплодотворения и роста растений и животных Либера, который позднее стал богом виноградного вина. Праздники Либера всегда носили подчеркнуто «эротический» характер, соответствующий фаллическому культу этого божества. Произошедшее впоследствии отождествление Либера и Вакха-Диониса, казалось бы, должно было дать дорогу в Рим дионисийским таинствам и вакхантам однако произошло нечто противоположное.В Риме посвященные в культ Диониса стали преследоваться властью. Из рассказа римского историка Тита Ливия известно, что в 186 г. до н. э. в Риме было раскрыто тайное общество посвященных, числом превышающим семь тысяч «лиц обоего пола». Ливий описывает вакханические таинства как разнузданное распутство, а участников называет похотливыми преступными безумцами.

Как передает Ливий, это дело закончилось для многих вакхантов смертными казнями, а сенат принял декрет о том, что участвовать в дионисийских таинствах может не более пяти человек, которым запрещается «иметь общую кассу, руководителей священнодействий или жреца». Почему же римский сенат так ополчился на культ Диониса? Основным обвинением было обвинение в нравственном развращении женщин и юношества, однако сенат заботился не только о сохранении «добрых нравов». Не менее важным для них являлось то, что в культе обнаруживалась самовольность, невписываемость в официальную религиозную систему. Сами условия сохранения культа показывают наибольшую важность для сената не нравственных устоев, а наличие постоянного государственного контроля за религией.

На этом примере хорошо просматривается принципиальное отличие в восприятии «божественного» у римлян и греков. 8.2 Элевсинские мистерии Наиболее древними таинствами в Греции были Элевсинские мистерии, возникшие на почве культа Деметры.

В этих мистериях миф о Коре, дочери Деметры, похищенной Аидом, а затем воскресшей, переосмысливается в отношении к судьбе человека и посмертному существованию.

Посвящаемый в эти таинства как бы испытывал участь Коры, переживая во время инициации «страсти и страдания», а на последнем этапе посвящения «воскресал» и приобщался к вечной «блаженной» жизни. Главным в мистериях было непосредственное переживание «потустороннего» божественного опыта, что давало мистам надежду на его повторение в посмертном существовании души. Точно такой же «потусторонний опыт» переживали посвящаемые в дионисийские таинства.И здесь кроется еще одна причина неприятия римлянами культа Диониса.

Римский сенат не понимал самой сущности таинств, истолковывая их прежде всего как отправление «вредного» и «порочного» обряда. На самом же деле таинства имели глубокую связь с вопросами посмертной жизни. Римляне не могли этого понять по причине того, что вопросы посмертного существования души до некоторой поры совсем не занимали римское религиозное сознание.Не смотря на то, что в римской религии были подземные божества, очень долгое время в Риме не существовало никаких представлений о посмертной жизни души и о какой-либо связи пороков и добродетелей с карой или наградой после смерти. 8.3 Орфизм В VI в до н.э. в Греции возникает достаточно стройное учение орфиков, посвященное «божественному» происхождению души, ее «падению» и возвращению в прежнее «небесное» состояние.

В орфическом учении восточные влияния (представление о переселении души в разные тела) переплелись с интеллектуальным переосмыслением древних мифов и мистериальной практики.

Так, миф о растерзании Диониса титанами, заманившими его к себе с помощью зеркала, толкуется как космогоническая теория «падения» души в тело: отражение Диониса в зеркале является символом возникновения первичной «сверхчувствительной» души в чувственном, материальном мире; превращения убегающего от титанов Диониса означают «переселение» души в разные тела; растерзание и поглощение тела Диониса – подчинение души «чувственному», «страстному» состоянию, символом которого и являются титаны.

По мифу, сердце Диониса спасает Афина – так же и мист, участвующий в дионисических таинствах, должен был «спасти» свое сердце, то есть внутреннюю духовную сущность, от обезображивающего влияния материального «титанического» мира. Помимо участия в таинствах необходимо было вести определенный, близкий к аскетическому образ жизни если посвященный проводил жизнь «правильно», он мог надеяться, что после ряда перевоплощений его душа окончательно освободится из «темницы тела» и будет вечно пребывать в посмертном блаженном существовании.

Орфическое учение оказало большое воздействие на религиозное сознание греков. Необходимо подчеркнуть, что орфическое учение не принадлежит «официальной» религии; отмеченная нами относительная свобода в области представлений о богах способствовала развитию оригинальных теологических концепций и соответствующей психотехнической практики. 9. «Классический» период в Греции.В V в. до. н. э греческая культура переживает необычайный подъем и выходит на новый качественный уровень.

Поиски идеальной нормы определяют собой весь строй греческой культуры.Находимые идеальные основания реализуются в архитектуре, искусстве, литературе: период, традиционно называемый классическим, выражает стремление греков воплотить отвлеченные «космические закономерности» в конкретной живой пластике будь то пластика скульптуры или речи. В эту эпоху разум эллинов ищет и формулирует закономерности, лежащие в основе правильного – прекрасного здания, статуи, драмы, песни.

В середине V в. до. н. э создается система отношений, определяющих совершенные пропорции человеческого тела она связывается с возникновением так называемого канона Поликлета; этот скульптор не только применил принцип канона (меры) при построении образа, но и творчески осмыслил понятие канона в своем трактате по искусству.Новшеством является и то, что о таких понятиях, как канон, симметрия и гармония рассуждают не только философы, но и сами мастера искусства.

Представления о гармонии, мере, ритме, симметрии разрабатываются в этот период также в сфере стихосложения, танца, архитектуры. Этому же периоду принадлежит знаменитая «История» Геродота. История, в его понимании определяется двумя планами бытия – божественным и человеческим.На человеческом уровне причиной какого-либо события является некий «первопоступок», затем возникают его последствия, достигают кульминации и затихают. «А на божественном уровне к этому добавляется еще и надзор за мерой: чтобы никакая волна в этой череде не вставали слишком высоко; если это происходит, то божество восстанавливает равновесие…» История оказывается чередой «драматических циклов», предначертанных божеством и не выходящих за границы «божественной мерности». 10. Понимание истории у римлян Если мы обратимся к пониманию истории у римлян до их встречи с греческой культурой, то увидим.

Насколько оно было иным. Источниками для первых римских историков служили родовые предания и жреческие анналы государственного архива.

Жрецы-понтифики в Риме вели особые календари, в которые кратко записывались основные события, происшедшие в тот или иной день, или тексты государственных документов, в этот день обнародованных.Постепенно календарные записи образовали своеобразную хронику официальной – государственной и религиозной – жизни Рима. Свои записи понтифики вели строго хронологически и только называли события, не описывая их; стиль их был предельно деловым и жестким, без всяких литературных украшений.

В такой летописи не было записей о причинах и следствиях событий, то есть никак не фиксировались тенденции изменений в римской жизни. Ранние римские историографы, так называемые анналисты, унаследовали из летописных источников обычай рубрикации событий по годам.Катон Старший пытался отойти в своих «Началах» от формы анналов и распределял события не по годам, а в зависимости от однородности фактов – в этом уже можно уловить тенденцию к осмыслению того, что стоит за фактами.

Характерно, что форму анналов принял и ранний римский эпос, в котором переплелись попытки подражания греческим образцам и исконно римская летописная традиция. Энний в «Анналах» стремится рассказать всю римскую историю, от Энея до своих современников.Первые части эпоса, посвященные легендарным событиям, еще отмечены художественным распределением материала, но последующие книги, повествующие о реальной истории, превращаются в «метризованную летопись». Энний, как настоящий хронист, постепенно прибавляет к своей эпопее новые книги, описывая в них события последних лет. Здесь наглядная разница в греческом и римском «историческом сознании»: если история Геродота напоминает «эпическую драму», то у Эния, наоборот, сам эпос оказывается летописью. 11. Заключение В работе рассмотрены далеко не все различия, существовавшие между римской и греческой культурами.

Но этого достаточно для того, чтобы сделать четкий вывод: греческую и римскую культуры далеко не всегда можно объединять термином «античность», так как на ранних периодах своей истории и Греция и Рим обладали своими неповторимыми чертами самосознания и феноменами культуры. 12. Список использованной литературы: 1.«История мировой культуры» Курс лекций – Москва: Наследие Запада 1998 г. 2.Чернокозов А.И. «История мировой культуры» (краткий курс) – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997 г. 3.«История мировой культуры» под ред. Драча Г.В. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 г. 4.Борисова Е.М Джохадзе Н.И. и др. «Культурология» (учебно-практическое пособие) – Москва, 1998 г.

– Конец работы –

Используемые теги: Древнегреческая, древнеримская, культуры, сравнительный, анализ0.083

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Древнегреческая и древнеримская культуры. Сравнительный анализ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Древнегреческая и древнеримская культура - сравнительный анализ
Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого. Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская… Конечно, изучение древнего мира проводится не из простого любопытства. Исторические события взаимосвязаны и оказывают…

Древнегреческая и древнеримская культура - сравнительный анализ
Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого. Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская… Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и тоже время,…

Древнегреческая и древнеримская культура - сравнительный анализ
Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого. Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская… Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и тоже время,…

Сравнительный анализ культуры Средневековья и Возрождения
Пространственно-временные понятия. СредневековьеИстория западноевропейского средневековья - это в первую очередь история новых народов, ступивших на… На развалинах римской империи христианская церковь приступала к обращению… Отсюда ход в камне ведёт на поверхность Южного полушария, где расположена гора Чистилища, которую окружает…

Организационная культура (о корпоративной культуре, стратегиях коммуникативного взаимодействия, влияния психотипа руководителя на структуру и стиль управления организацией, культура персонала на примере Японии)
Знакомство с опытом таких экономических гигантов, как США и Япония, обнаруживает, что одним из признаков развитой организационной культуры является… Деловое кредо любой компании включает декларирование той роли, которую… Кредо должно работать на конечный результат деятельности предприятия. Сотрудники многих крупных преуспевающих фирм…

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Основные понятия теории и методики физической культуры
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ... ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

Основные особенности древнегреческой и древнеримской цивилизации и их культуры
Отличительной чертой выступает наличие дворцов-цитаделей, мощных архитектурных комплексов, содержавших обширные кладовые, помещения… Во главе бюрократического аппарата находился царь-жрец (ванака), что, в… Гомеровский “басилей” – скорее военный предводитель, чем облечённый “священными” полномочиями монах. Власть его…

Сравнительный анализ культуры Средневековья и Возрождения
Пространственно-временные понятия. СредневековьеИстория западноевропейского средневековья - это в первую очередь история новых народов, ступивших на… На развалинах римской империи христианская церковь приступала к обращению… Отсюда ход в камне ведёт на поверхность Южного полушария, где расположена гора Чистилища, которую окружает…

Культура средневековой Европы, культура Возрождения, новоевропейская культура
Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам,… И научившись ценить и понимать это особое содержание искусства, люди становятся наследниками того духовного богатства,…

Сравнительный анализ политической культуры
Человек соблюдает религиозные традиции и верен общественным взглядам и представлениям. В самом же государстве играет малозначительную роль. Человек стремится к… Стремление государства к промышленному подъему и индустриализации повышение общеобразовательного уровня развитие…

0.042
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам