Культура эпохи возраждения

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ РЕФЕРАТ ПО ДИСИЦИПЛИНЕ КУЛЬТУРОЛОГИЯ НА ТЕМУ: «КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ» Работу выполнила Студентка 1 курса Группы УП1-0503в Заболотская Юлия Москва 2005 Содержание ВВЕДЕНИЕ 1.КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Термин «Возрождение» (фр Ренессанс) был введен в XVI в. итальянским историком искусства Джорджо Вазари для обозначения исторической эпохи, наступившей вслед за периодом средневековья.Хронологические рамки Ренессанса охватывают в разных странах эпоху со второй половины XIII до начала ХVII вв. Внутри самой эпохи выделяется ряд этапов. 1.Предвозрождение (Проторенессанс) - вторая половина XIII –ХV в. Внутри этого этапа выделяются два периода: I период - дученто (ит.), продолжавшийся со второй половины до конца XIII в.; II период - треченто – XIV в. 2. Раннее Возрождение (кватроченто), длившееся с начала до конца ХV в. 3. Высокое Возрождение (чинквиченто), охватившее период с конца ХV по первую треть ХVI вв. 4. Позднее Возрождение, длившееся до начала ХVII в. 2.ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА В XIII - ХIV вв. в ряде районов Европы и в первую очередь в Италии про­исходило интенсивное развитие раннебуржуазных экономических отношений, шло первоначальное накопление капитала.

Средневековая мораль долгие годы обуздывала человека, учила его само­ограничению, подчинению поведения строгим нравственным и социальным нормам. В наступившую новую эпоху судьба общества все больше начинает зависеть от самой человеческой личности, ее смелости, расчетливости дело­витости.

Растут светские настроения, складывается новое представление о человеке как основном делателе своего бытия.

Культура Возрождения по своему содержанию была раннебуржуазной, но ее создатели отнюдь не являлись носителями узкокорыстной морали буржу­азного накопительства.Ф. Энгельс писал: «Люди этой эпохи были титаны по силе мысли, страсти, характеру, многосторонности и учености… Люди, осно­вавшие господство буржуазии, были всем, чем угодно, только не людьми бур­жуазно ограниченными» (К.Маркс, Ф.Энгельс.

Соч т. 2, с.34). Идеологическим фундаментом культуры Возрождения, ее главным мето­дологическим принципом явился гуманизм, основанный на представлении о человеке как центре мироздания, на признании и прославлении его неогра­ниченных творческих возможностей. Гуманизму была изначально чужда сред­невековая идея неискоренимой греховности человека - как его души, так и тела, которое теперь, как когда-то в античности, прославлялось и изобража­лось как самое совершенное творение природы.

В 1293 г. в ходе борьбы с местными феодалами возникает первая в Ита­лии раннебуржуазная Флорентийская республика.Здесь были заложены ос­новы светской итальянской культуры и созданы предпосылки для слома ду­ховной диктатуры католической церкви. Огромную роль в этих процессах сыграли три великих мастера слова: Дан­те, Петрарка и Боккаччо.

Данте Алигьери (1269-1321) первым в Италии стал писать произведения не на латыни, а на родном тосканском наречии. Славу ему принес цикл сонетов, посвященных прекрасной Беатриче.Но главным произведением мастера стала «Божественная комедия», посвященная мифи­ческому странствованию самого Данте в сопровождении римского поэта Вер­гилия по пределам ада, чистилища и рая. Сталкиваясь здесь с душами умер­ших грешников и праведников, Данте понимает, что главной ценностью для человека является его земная жизнь со всеми ее радостями и невзгодами.

Франческо Петрарка (1304-1374) в течение 20 лет воспевал в своих со­нетах прекрасную Лауру и был увенчан лавровым венком как величайший поэт Италии. Джованни Боккаччо (1313-1379) был автором сборника новелл «Декаме­рон», в котором отразились представления о человеке, чье достоинство и бла­городство коренились не в знатности и богатстве, а в нравственном совершен­стве и добрых делах.Одним из самых главных духовных открытий эпохи Возрождения стало возникновение натурфилософии (философии природы). Своего наивысшего расцвета она достигла в XVI веке в Италии и Германии (Парацельс, Кам­панелла, Бруно). В соответствии с новым взглядом, законы, управляющие миром, истолковывались как внутренние закономерности природы, Бог из сверхъестественной силы, управляющей миром, превращался в часть приро­ды, которая в свою очередь рассматривалась как живой и саморазвивающий­ся организм.

Человек тоже являлся неразрывной составной частью окружа­ющей природы. Средневековой схоластике гуманизм и натурфилософия противопоставля­ют рационализм и опытный метод познания реальности.

Огромную роль в формировании новой картины мира сыграло развитие астрономии. Гелио­центрическое учение Коперника дало начало новому научному познанию вселенной.Важную роль в обосновании теории гелиоцентризма сыграли труды Галилея и Кеплера, открывшего законы движения планет. Однако, парадок­сальным является тот факт, что великий итальянский философ и астроном Джордано Бруно, впервые высказавший мысль о бесконечном множестве на­селенных миров во вселенной, был противником гелиоцентрической систе­мы Коперника, а исповедовал традиционные геоцентрические воззрения.

Само понятие «Возрождение» указывает на неразрывную связь новой куль­туры с предшествующей античной.В ней эпоха Возрождения открывала не­аскетический дух, а также древние идеалы прекрасного, гармоничного чело­века. Однако Ренессанс не был простым возвращением к античности, и по­этому огромный пласт древней культуры интерпретировался исходя из новых исторических условий.

В средние века познание природы было неразрывно связано с церковной догматикой. Мир воспринимался в органическом единстве, нерасчлененным, таким, как его создал бог. В эпоху Возрождения в рамках натурфилософии возникла теория пантеизма, согласно которой Бог и человек рассматривались в неразрывном единстве.Божество, по представлениям гуманистов, с помощью духовной эманации образует материальный мир. Оно повсеместно присутствует в природе, и поэтому, познавая ее законы, человек открывает Бога. Главным способом изучения окружающей действительности теперь становились не умозрительные теории, а научный эксперимент.

Основателем экспериментального естествознания в эту эпоху был Леонардо да Винчи. В эпоху Возрождения происходила повсеместная переоценка многих морально-этических представлений средневековья.На смену аскетизму прихо­дит теория наслаждения.

В ее основе лежало древнее эпикурейское правило о том, что смысл жизни состоит в получении удовольствий. При этом выс­шим наслаждением является человеческая добродетель. Итальянский гуманист Лоренцо Валла подчеркивал, что в человеке должно органично соединяться стремление к физическому и духовному наслаждению.С точки зрения нидерландского мыслителя Эразма Роттердамского, истинным наслаждением яв­ляется гармоничное сочетание эпикурейского удовольствия и христианского благочестия.

При этом обычный человек не может определить меру этой гар­монии. Задачу эту должна выполнять элита - «аристократия духа». Другой ита­льянский мыслитель Пико делла Мирандолла полагал, что каждая лич­ность сама может определить меру добродетели. При этом личная доброде­тель должна быть подчинена служению общественному долгу. Его соотече­ственники Маккиавелли и Гвиччардини, наоборот, считали, что личные интересы имеют приоритет перед служением обществу.Французский гуманист Мишель де Монтень в своем трактате «Опыты» утверждал, что наслаждение, получаемое человеком, должно быть Неразрыв­но связано с активным творческим началом в его деятельности. Джордано Бруно полагал, что только труд является основой жизни и глав­ным критерием человеческой добродетели.

Однако гуманисты не различали общественно-полезную трудовую деятельность и обычное буржуазное нако­пительство.Поэтому выдающийся английский философ Фрэнсис Бэкон не только активно проповедовал гуманистические идеи, но был также крупным ростовщиком и брал огромные взятки.

Все это не выходило за рамки его по­нимания добродетели как любви к самому себе. В раннебуржуазную эпоху, когда многие стали стремиться к безудержно­му обогащению, возникла проблема роли частной собственности в жизни общества и ее воздействия на духовное развитие человека.Крупнейший италь­янский политический деятель Николо Макиавелли утверждал, что только частная собственность лежит в основе человеческой добродетели, а стремле­ние к ее умножению способствует совершенствованию личности. Однако он опасался, что свобода частной собственности вызовет общественный хаос и выступал за сильное государство, ограничивающее стремление людей к без­мерному обогащению.

Один из основоположников социалистической мысли Томас Mop, наоборот, доказывал, что частная собственность есть наипротив­нейшее из зол, поскольку она порождает зависть, эгоизм и другие самые низменные человеческие пороки. В эпоху Возрождения изменилось представление о роли творческой лич­ности в жизни общества.

В средние века доминировали корпоративные свя­зи, каждый человек был неотъемлемой частью какого-либо коллектива. В искусстве личность художника нивелировалась. Считалось, что он является лишь проводником божественного замысла, поэтому творческая индивидуаль­ность мастера, как правило, игнорировалась. В эпоху Возрождения худож­ник начал сознавать безграничные возможности для своего творчества.Все эти изменения в духовной жизни общества способствовали формиро­ванию в эпоху Возрождения устойчивой гуманистической традиции, которая включала в себя следующие базовые ценности: индивидуализм в области права, морали, творчества, эмпиризм в науке, реализм в искусстве.

Гуманизм также способствовал пробуждению национального самосознания и тяги к созданию сильного централизованного государства. Последнее было особен­но важным в условиях раздробленной Италии.Однако некоторые гуманисты (например, Николо Макиавелли) проявляли определенную наивность, при­нимая политических авантюристов и демагогов типа кровавого тирана Чеза­ре Борджа за лидеров объединительного движения.

По представлениям многих духовных лидеров эпохи Возрождения, гармо­нически развитой личностью мог быть не всякий достойный человек, а только тот, кто принадлежал к элите общества, т.е. раннебуржуазной интеллиген­ции, все более выражавшей интересы непосредственных покровителей: круп­ных банкиров, купцов, мануфактуристов, которые в эпоху первоначального накопления активно исповедовали мораль ничем не прикрытого стремления к наживе.

Все это создавало предпосылки для постепенного перерастания творческого индивидуализма всесторонне развитой личности в буржуазный эгоизм.Отдельные гуманисты понимали опасность наступления этого социально­го зла и стремились по мере своих сил бороться с ним. Ярким примером здесь является творчество великого английского драматурга Уильяма Шекспира (1564-1616). Его ранние пьесы проникнуты оптимизмом, в них звучит лику­ющая радость жизни, прославляется красота чувств, отвага в помыслах и делах («Укрощение строптивой», «Много шума из ничего», «Сон в летнюю ночь»). Однако творивший на закате Ренессанса Шекспир видел, что идеалам гуманизма не суждено было воплотиться в жизнь. В последующих своих пье­сах он показывает трагическое столкновение идеалов с действительностью, со страхом вглядывается в лица «героев» новой эпохи (например, ряд отри­цательных персонажей пьес «Гамлет», «Король Лир», «Отелло»). В трагедии «Отелло» Шекспир показывает борьбу двух типов характеров: честного и бла­городного Отелло и воинствующего эгоиста Яго, который полагает, что для умного и ловкого человека не должно существовать никаких моральных прин­ципов. В итоге благородный Отелло погибает, не выдерживая столкновения со злом. Великий испанский писатель Мигель Сервантес был последним рыцарем эпохи Ренессанса.

Его герой - Дон Кихот Ламанчский понимал свою полную несовместимость ни со средневековым прошлым, ни с нарождающимся бур­жуазным обществом, подавляющим всякие моральные ценности, кроме стрем­ления к наживе.

В конце XVI в. кризис гуманизма углубляется. Неудачные попытки объе­динения Италии, которые закончились потерей ее независимости и наступле­нием католической реакции, привели к появлению не просто пессимистичес­ких, но и откровенно аморальных взглядов, в основе которых лежал воинству­ющий индивидуализм.

Так, итальянский политический деятель Гвиччарди­ни полагал, что любое предательство может быть оправдано, если человек пытается таким способом сохранить себя как единственную достойную цен­ность в условиях всеобщего хаоса.

К началу ХVII в. основные принципы гуманизма пришли к своему полно­му отрицанию.Однако такие достижения эпохи Возрождения, как система научных знаний, высокое искусство, светское образование и многое другое, что способствовало прогрессу буржуазных отношений, были сохранены и стали составной частью культуры Нового Времени. 3.ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ 3.1.ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО В XIII-XV вв. главным центром художественной жизни Италии была Фло­ренция.

Выдающимся живописцем флорентийской школы был Джотто ди Бондопе (1266-1327). В его росписях церкви Санта Кроче многие евангель­ские сюжеты были представлены как реальные; полные глубокого драматиз­ма исторические события (фрески «Избиение младенцев», «Поцелуй Иуды»). В период кватроченто интенсивно развивалась архитектура. Великий зод­чий Филиппо Брунеллески (1377-1446) возвел купол одного из самых боль­ших в Европе Флорентийского Собора.

Леон Батиста Альберти разрабо­тал новый тип городского дворца - палаццо, в котором органично сливались принципы античной и средневековой архитектуры (палаццо Питти, палац­цо Медичи). Знаменитый флорентийский скульптор Донателло (1386-1466) в традици­ях античной пластики выполнил бронзовую статую Давида и воздвиг первый конный монумент эпохи Возрождения - огромную скульптуру военачальника Гаттамелаты.Замечательным мастером флорентийского искусства был также Мазаччо (1401-1428), создавший полные напряженного драматизма фрески церкви Санта Мария дель Кармине.

Во второй половине ХV в. власть во Флоренции перешла к банкирскому дому Медичи. Вправление Козимо и Лоренцо Медичи наступает «золотой век» флорентийского искусства. В нем возникает органичный синтез куль­турных традиций античности и христианства.Выразителем эстетических иде­алов эпохи Медичи был Сандро Боттичелли (1445-1510), автор полотен «Весна» и «Рождение Венеры». Для художника было характерно влияние го­тики, а также стремление к созданию прекрасных и трагических женских образов («Саломея», «Изгнанная»). В его творчестве передавался определен­ный тип красоты женского лица: удлиненный овал, пухлые губы, кажущиеся заплаканными глаза.

В конце ХV - начале ХVI вв. раздробленная Италия стала ареной острого противоборства между ведущими европейскими государствами - Испанией и Францией.В это сложное время в духовной жизни страны начинает домини­ровать идея создания сильного централизованного государства, способного успешно противостоять внешней угрозе.

Эта идея стала сильнейшим ускори­телем в развитии всей итальянской культуры. Для искусства эпохи чинквиченто была характерна огромная вера в разум и творческие силы человека, в торжество гуманизма и прогресса. На первый план выходят проблемы подвига, гражданского долга, высоких моральных качеств человеческой личности.Художники этого времени стремились воплотить образ прекрасного чело­века-героя, сумевшего подняться над суетой повседневности. Искусство Вы­сокого Ренессанса отрешается от частностей во имя создания обобщенных образов и стремления к гармоничному синтезу прекрасных сторон жизни.

Первым великим мастером чинквиченто был Леонардо да Винчи (1452-­1519). Еще в ранние годы им была создана композиция «Мадонна в гроте». Оригинальным художественным приемом мастера было «сфумато» - особая воздушная дымка, как бы обволакивающая всю картину и придающая ей ощущение покоя и таинственности. Во время своего пребывания в Милане на службе у герцога Лодовико Моро Леонардо расписал стены трапезной монастыря Санта Мария делла Грациа фреской «Тайная вечеря». В этой работе мастером были поставлены и по-своему решены вечные проблемы человеческого бытия (жизни и смер­ти, благородства и предательства). Для Леонардо да Винчи наука и искусство были неразделимы. Его гений был универсален: он с равным успехом мог заниматься живописью и скульп­турой, математикой, архитектурой, физикой и медициной, и везде достигал выдающихся результатов.

Через решения проблемы линейной перспективы Леонардо выходил на изучение законов оптики, а, желая понять пропорции человеческого тела, он познавал анатомию и математику.

После захвата Милана французами начались годы скитания Леонардо по всей стране. Одно время он даже был военным инженером на службе у Чеза­ре Борджа, ошибочно видя в нем объединителя Италии.В период пребыва­ния во Флоренции мастером Леонардо было создано его самое великое про­изведение - портрет Моны Лизы дель Джокондо.

С появлением этой работы впервые в искусстве Возрождения портретный жанр стал в один ряд с композициями на религиозные и мифологические темы. В образе Моны Лизы Леонардо выразил свое понимание женской красо­ты: это тяжелые полуопущенные веки, а также едва уловимая таинственная полуулыбка, придающая лицу особую одухотворенность.Мастер достиг здесь той степени обобщения, которая, сохраняя индивидуальность, позволила по­казать в художественном образе чувство высокой значимости и огромного достоинства женщины эпохи Ренессанса.

Фигура и лицо Моны Лизы окута­ны «сфумато», что создает ощущение живого человеческого тела и так пора­жает зрителей в течение многих столетий. Вторым великим мастером эпохи Высокого Ренессанса в Италии был Ра­фаэль Санти (1483-1520). Мировую славу художнику принесли его много­численные картины, воспевающие бессмертный образ Мадонны.Рафаэль су­мел воплотить в них все тончайшие оттенки прекрасных человеческих чувств, неразрывно соединить тонкую лиричность образов с их монументальным ве­личием («Мадонна в креслах», «Мадонна со щегленком», «Прекрасная садов­ница»). В своем главном творении - «Сикстинской Мадонне» - Рафаэль сумел пе­редать бесконечно трагическое чувство идеально прекрасной молодой жен­щины с младенцем-богом на руках, которого она отдает во искупление гре­хов рода человеческого.

Взгляд Мадонны полон скорбного предвидения Тра­гической судьбы сына. В ее прекрасном лице художник сумел синтезировать высокую духовность христианства с античным идеалом женской красоты.

Рафаэль много работал также над созданием сложных многофигурных ком­позиций. В Ватикане он выполнил росписи папских покоев (станц). В станце Делла Сеньятура Рафаэль создал фреску «Афинская школа», в которой сумел в образах великих античных мыслителей воплотить общую атмосферу силы и мощи человеческого разума, царившую в эпоху Возрождения.Рафаэль был также великим портретистом.

В портретах папы Юлия II, писателя Кастельоне, доны Велаты и др. царят глубокая гармония и внутреннее равновесие. Микеланджело Буанаротти (1475-1564) - третий титан Высокого Возрождения, превзошел всех художников своей эпохи предельной духовной насы­щенностью и высоким гражданским пафосом образов своих героев.Уже ранним скульптурам Микеланджело были присущи цельность обра­зов и классическая ясность их художественного воплощения («Пьета»). Работая во Флоренции, художник высекает из целого куска мрамора ог­ромную статую Давида.

Здесь изображен уже не мальчик, как у Донателло, а прекрасный и сильный юноша в момент наивысшего напряжения перед на­чалом смертельной битвы. Он весь светится непреклонной волей к победе, готов пожертвовать своей жизнью во имя спасения своей Родины. Для Фло­ренции, которой угрожало множество недругов, это был образ идеального гражданина, защитника республики.В Ватиканском дворце Микеланджело расписал Сикстинскую капеллу.

Центральная часть фрески посвящена сюжету сотворения мира и является гимном человеческой мощи и красоте. Западная часть стены капеллы запол­нена фреской «Страшный суд», которая в повышенно-экспрессивных тонах повествует о грядущем конце земной истории рода человеческого. Мастер создал также гробницу папы Юлия I, используя для этого образ библейского Моисея, в котором воплощалась мечта о мудром и смелом правителе, способном объединить Италию.Микеланджело был великим архитектором Он оформил площадь Капито­лия в Риме, создал ворота Пия, довершил строительство собора святого Петра. В Венецианской республике власть принадлежала феодальной аристокра­тии, которая тормозила развитие буржуазной культуры.

Поэтому Ренессанс в Венеции почти на полстолетия запоздал по сравнению с остальной Италией, но зато продолжался здесь до конца ХVI в. В Венеции творили два великих мастера Джорджоне (1477-1510) и Тици­ан (1477-1576). Джорджоне воспевал радость земного бытия и красоту чело­веческого тела («Спящая Венера», «Сельский концерт»). В образе библейс­кой Юдифи Джорджоне выводит тип прекрасной и сильной женщины, спо­собной к подвигу и самопожертвованию.

Тициан Вечелио был самым «языческим» художником итальянского Воз­рождения.Его образы полны земной чувственности и страсти («Даная», «Вак­ханалия», «Праздник Венеры»). Однако к концу жизни в творчестве Тициана нарастает трагическое мироощущение. В его полотнах появляются сцены мученичества и религиозной экзальтации («Бичевание Христа», «Святой Се­бастьян»). Венецианские художники Паоло Веронезе (1528-1588) и Тинторетто (1518-1594) были последними крупными мастерами итальянского Возрожде­ния. В их творчестве было много динамики и повышенной экспрессии («Оплакивание Христа» Веронезе, «Тайная вечеря» Тинторетто). Это свидетель­ствовало о начале формирования в итальянском искусстве нового художествен­ного направления - барокко. 3.2.СЕВЕРНЫЙ РЕНЕССАНС После заката итальянского Возрождения центрами новой культуры становятся Нидерланды, Германия и Франция. 3.2.1Нидерландское Возрождение Нидерландский Ренессанс в живописи начинается в ХV в. творчеством ху­дожника Яна Ван Эйка. Техника его живописи уступала итальянской, но в ней было больше душевного напряжения и истинного религиозного чувства («Maдoннa каноника Ван дер Пале»). В творчестве Рогира Ван Эйдена (1400-1464) нет гармоничной ясности, свойственной Ван Эйку, зато он стремился более глубоко вскрыть нравствен­ные мотивы поведения человека (композиция «Снятие с креста»). Иероним Босх (1450-1516) был одним из самых сложных мастеров нидер­ландского Возрождения.

Он был создателем трагически напряженных худо­жественных образов, и беспощадно вскрывал многие человеческие пороки (картины «Сад наслаждений» и «Корабль дураков»). Вершиной нидерландского Ренессанса стало творчество Питера Брейге­ля Старшего (1525-1569). При нем произошло окончательное сложение пей­зажного жанра в нидерландской живописи.

Брейгель создавал пейзажи обоб­щенные, лаконичные, философские по осмыслению.

Художник по своему трагическому мировосприятию превосходил Босха. Символична его картина «Слепые», основной смысл которой сводится к ощущению полной безысходности человеческого бытия. 3.2.2Немецкое Возрождение В начале ХVI в. в период Реформации и Великой крестьянской войны в немецкой культуре наступает невиданный духовный подъем, подлинный рас­цвет гуманистических традиций.

Это нашло свое отражение в творчестве круп­нейшего художника немецкого Возрождения Альбрехта Дюрера (1471-1528). Философия мастера была лишена бодрого оптимизма итальянского Возрож­дения, поэтому его самые знаменитые гравюры: «Всадник, смерть и дьявол», «Святой Иеропим» и «Меланхолия» отображают неверие художника в тор­жество человеческого разума.

В Германии в эти годы складывается литература гневной сатиры, бичую­щая пороки современного мира («Корабль дураков» Себастьяна Бранта, «Письма темных людей» Ульриха фон Гуттена). С немецким Возрождени­ем была тесно связана деятельность нидерландского гуманиста Эразма Рот­тердамского (1469-1536) - автора знаменитой «Похвалы глупостью». Младший современник Дюрера Ганс Гольбейн (1497-1543) стремился от­разить острые противоречия эпохи в своих реалистических портретах (порт­рет английского короля Генриха VIII и гуманиста Томаса Мора). Последним большим художником немецкого Возрождения был Лукас Кранах (1472-1553). Он писал картины преимущественно на религиозные темы и в образах своих «Мадонн» пытался воплотить в жизнь мечту об иде­ально прекрасном человеке. 3.2.3Французское Возрождение Начало Ренессанса во Франции совпало с политическим объединением страны во второй половине ХV в. при короле Людовике XI. Французское Возрождение было тесно связано с предшествующей готической традицией и во многом носило характер придворной культуры.

Официозное направление во французской словесности представлено дея­тельностью содружества поэтов-гуманистов под названием «Плеяды», кото­рое возглавлял Пьер де Ронсар.

Выразителем народного течения в литерату­ре стал Франсуа Рабле, автор замечательного произведения «Гаргантюа и Пантгрюэль». Первым крупным художником французского Возрождения был Жан Фуке (1420-1481), придворный живописец Людовика XI. В его религиозных ком­позициях и портретах тщательность письма сочетались с монументальностью в трактовке образов (диптих из Мелена). В первой половине ХVI в. при короле Франциске I французский двор становится одним из ведущих культурных центров Европы.

Архитектор Пьер Леско перестраивает в ренессансном стиле королевский дворец Лувр. При­дворный художник Франциска I Жан Клуэ (1485-1541) пишет сложные ха­рактерные портреты короля и его ближайшего окружения.

Сын мастера Фран­суа Клуэ (1516-1572) стал самым крупным живописцем Франции XVI в. Крас­ки Клуэ по своей интенсивности и чистоте напоминают драгоценные эмали («Портрет Елизаветы Английской»). Победа ренессансного мироощущения во французской пластике - связана с именем Жана Гужона (1510-1568). Самое прославленное произведение это­го мастера - рельефы фонтана Невинных в Париже.

Легкие и стройные фи­гуры были чеканно отточенными по форме и лаконичными по содержанию.Последним художником французского Ренессанса был Жермен Пилон (1539-1590). Его образы конкретны и жизненны, но при этом напряженно драматичны и полны экспрессии, что свидетельствует о начале формирова­ния в искусстве Франции традиций барокко. *** Эпоха Возрождения, являясь своеобразной раннебуржуазной культур­ной революцией, несла в себе огромный общечеловеческий духовный заряд, который на долгие столетия определил магистральные направления развития всей европейской цивилизации.