рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Шумеры

Работа сделанна в 2006 году

Шумеры - Реферат, раздел Культура, - 2006 год - Реферат По Культурологи На Тему: Шумеры Бийск-2006 Шумер, Древняя Ст...

Реферат по культурологи на тему: ШУМЕРЫ Бийск-2006 ШУМЕР, древняя страна в Юж. Двуречье (юг современного Ирака). Ок. 3000 до н. э. на территории Шумера начали складываться города-государства шумеров (Лагаш, Ур, Киш и др.), которые вели между собой борьбу за гегемонию. Завоевания Саргона Древнего (24 в. до н. э.) объединили Шумер под властью Аккада.ШУМЕР, одна из древнейших цивилизаций Ближнего Востока, существовавшая в конце 4 — начале 2 тысячелетия до н. э. в Южном Двуречье, области нижнего течения Тигра и Евфрата, на юге современного Ирака. Загадки происхождения Первые поселения на этой территории стали появляться уже в 6 тысячелетии до н. э. Откуда в эти земли пришли шумеры, среди которых растворились местные земледельческие общины, до сих пор не выяснено.

Их собственные предания говорят о восточном или юго-восточном происхождении. Древнейшим своим поселением они считали Эреду — самый южный из городов Двуречья, ныне городище Абу-Шахрайн.Родиной человечества шумеры называли остров Дильмун, отождествляемый с современным Бахрейном в Персидском заливе.

Язык и письменность Шумерский язык также продолжает оставаться для нас загадкой, поскольку до сих пор не удалось установить его родство ни с одной из известных языковых семей.Археологические материалы позволяют предположить, что шумерами были уже создатели Убайдской культуры на юге Двуречья конца 5 — начала 4 тысячелетия до н. э. Благодаря возникновению иероглифической письменности, впоследствии утратившей рисуночный характер и трансформировавшейся в клинопись, на рубеже 4–3 тысячелетий до н. э. мы имеем бесспорные доказательства того, что население Нижней Месопотамии было шумерским.

Важнейшие города-государства.Ирригация На рубеже 4–3 тысячелетия до н. э. на этой территории окончательно сложилась система оросительных каналов, просуществовавшая без коренных изменений до середины 2 тысячелетия до н. э. С сетью главных каналов были связаны основные центры шумерской цивилизации — города-государства, концентрировавшие вокруг себя более мелкие города и поселения. Наиболее значительными среди них были Эшнунна, Сиппар, Куту, Киш, Ниппур, Шуруппак, Урук, Ур, Умма, Лагаш. Уже с конца 4 тысячелетия до н. э. существовал культовый союз всех общин Шумера с центром в Ниппуре, где находился один из главных храмов Шумера — храм бога Энлиля.

Анализ дошедшего до нас так называемого «Царского списка» — последовательного перечня шумерских династий, правивших с «допотопного времени», позволяет предположить, что со второй четверти 3 тысячелетия, то есть с начала Раннединастического периода, главнейшими политическими центрами Шумера были Киш на севере и Ур и Урук на юге. Царский список В «Царском списке» в числе первых полумифических шумерских правителей встречаются имена Энмешарра, Лугальбанды и Гильгамеша — сказания об этих персонажах, записанные в конце 3 тысячелетия до н. э дошли до нашего времени.

Из них мы знаем, например, о споре Энмешарра с правителем города Аратты, находившегося далеко на востоке.

Оба вождя через своих послов загадывали друг другу загадки, и одна из загадок Энмешарра оказалась настолько трудной, что посол не мог ее запомнить и пришлось изобрести письменность. О Гильгамеше рассказывали, что он ходил походом в Сирию на гору Ливан за кедрами, обнес стеной свой родной Урук, побывал в царстве Зиусудры, пережившего великий потоп, получил от него траву бессмертия, которую потерял по дороге домой.Широко известная история о великом потопе впервые встречается именно в шумерских историко-мифологических текстах.

Борьба за объединение. Саргон Древний Реальная история Шумера, насколько возможно ее проследить по дошедшим до нас письменным и археологическим источникам, представляет собой постоянную борьбу крупнейших городов-государств за гегемонию в своем регионе.Киш, Лагаш, Ур и Урук вели постоянные войны друг с другом в течение нескольких сотен лет, пока страна не оказалась объединенной под властью Саргона Древнего — основателя великой Аккадской державы, простиравшейся от Сирии до Персидского залива.

Саргон, который согласно преданию из «Царского списка» начинал со службы садовником у царя Киша, судя по имени, был восточным семитом.Свидетельства контактов шумеров с восточносемитскими народами, населявшими Верхнее Двуречье, мы имеем уже со второй четверти 3 тысячелетия до н.э. В период правления Саргона стал шире входить в употребление аккадский (восточносемитский) язык, однако шумерский еще сохранялся и в быту, и в делопроизводстве. Аккадская держава пала в 22 в. до н. э. под натиском кутиев — племен, пришедших с западной части Иранского нагорья.

С ее падением на территории Двуречья вновь начался период междоусобиц. Лагаш На последнюю треть 22 в. до н. э. приходится новый расцвет Лагаша, одного из немногих городов-государств, сохранявших относительную независимость от кутиев.Его процветание было связано с правлением Гудеи (ум. ок. 2123 до н. э.) — царя-строителя, при котором влияние Лагаша в Шумере распространилось от Ура до Ниппура.

Гудея возвел неподалеку от Лагаша новый грандиозный храм, сконцентрировав культы Шумера вокруг лагашского бога Нингирсу. До нашего времени дошло множество монументальных стел и статуй Гудеи, испещренных надписями, прославляющими его строительную деятельность. Ур В конце 3 тысячелетия до н. э. центр государственности Шумера переместился в Ур, царям которого удалось вновь объединить все области Нижнего Двуречья.С этим периодом связан последний взлет шумерской культуры.

Царство третьей династии Ура представляло собой древневосточную деспотию, во главе которой стоял царь, носивший титул «царь Ура, царь Шумера и Аккада ». Шумерский язык сделался официальным языком царских канцелярий, а население к этому времени уже перешло на аккадский.От этого времени до нас дошли десятки тысяч учетных документов из царских архивов, свидетельствующих об организации централизованного царского хозяйства, которому подчинялись отдельные округа.

Сложившийся порядок потребовал создания общегосударственных законов, и они были составлены: самый ранний известный нам свод письменных законов был издан первым царем 3-й династии Ур-Намму (ок. 2112-2094 до н. э.). В этот же период был упорядочен и систематизирован шумерский пантеон, во главе которого стоял бог Энлиль вместе с 7 или 9 богами, входившими в небесный совет.Тем же богам поклонялись аккадцы, которые к началу 2 тысячелетия до н.э. уже составляли с шумерами единый народ.

В этот же период было создано учение о вечной «царственности», в течение столетий непрерывно передававшейся от одного царя к другому, и это учение легло в основу «Царского списка», составленного, по-видимому, впервые при Ур-Намму. Падение третьей династии Ура произошло по нескольким причинам: потерпело крах гигантское централизованное хозяйство урских царей, что привело к иссяканию хлебных запасов и голоду в стране, которая в это же время переживала нашествие амореев — западносемитских скотоводческих племен, появившихся на территории Месопотамии на рубеже 3 и 2 тысячелетий до н. э. В 2004 или 2003 до н. э. Ур был разрушен, и гегемония в Нижней Месопотамии перешла к Иссину, который удерживал ее до последней трети 20 в. до н. э пока аморей, находившийся на службе у царя Иссина, не захватил власть, объявив себя царем Шумера и Аккада.

С этого времени Шумер никогда более не существовал как самостоятельное государство, однако его великие культурные достижения продолжали жить в разных цивилизациях Месопотамии в течение двух последующих тысячелетий.

К началу нашей эры древние шумерские города являли собой развалины, постепенно заносимые песком. Исследования Шумера Возрождение интереса к истории Древнего мира началось в Европе с эпохи Ренессанса. Несколько столетий потребовалось для того, чтобы вплотную подойти к расшифровке давно забытой шумерской клинописи.Тексты, написанные на шумерском языке, были прочитаны лишь на рубеже 19–20 вв одновременно начались и археологические раскопки шумерских городов.

В 1889 американская экспедиция приступила к исследованию Ниппура, в 1920-х годах английский археолог сэр Леонард Вулли вел раскопки на территории Ура, чуть позже немецкая археологическая экспедиция исследовала Урук, британские и американские ученые нашли царский дворец и некрополь в Кише, и, наконец, в 1946 археологи Фуад Сафар и Сетон Ллойд под эгидой иракского Управления древностей начали копать в Эриду. Усилиями археологов были открыты огромные храмовые комплексы в Уре, Уруке, Ниппуре, Эриду и других культовых центрах шумерской цивилизации. Освобожденные от песка колоссальные ступенчатые платформы-зиккураты, служившие основаниями для шумерских святилищ, свидетельствуют о том, что шумеры уже в 4 тысячелетии до н. э. положили начало традиции культового строительства на территории Древнего Двуречья.

Аналогичный храмовый комплекс, воздвигнутый в Вавилоне спустя столетия после исчезновения шумерской цивилизации, лег в основу знаменитой библейской легенды о Вавилонской башне.

Найденные клинописные архивы донесли до нас около 150 памятников шумерской литературы, среди которых есть мифы, эпические сказания, обрядовые песни, гимны в честь царей, сборники басен, поговорок, споры-диалоги и назидания.Хотя шумерская письменность была изобретена исключительно для хозяйственных нужд, первые письменные литературные памятники появились у шумеров очень рано: среди записей, датируемых 26 в. до н. э. уже есть образцы жанров народной мудрости, культовые тексты и гимны.

Шумерская традиция сыграла большую роль в распространении сказаний, составленных в форме спора — жанра, типичного для многих литератур Древнего Востока. Само изобретение письменности было, несомненно, одним из крупнейших и наиболее значительных достижений шумерской цивилизации.Шумерское письмо, прошедшее путь от иероглифических, образных знаков-символов до знаков, которыми стали записывать простейшие слоги, оказалось чрезвычайно прогрессивной системой, которую заимствовали и использовали многие народы, говорившие на иных языках.

Благодаря этому обстоятельству культурное влияние шумеров на древнем Ближнем Востоке было огромным и на многие столетия пережило их собственную цивилизацию.Реферат по культурологи на тему: ШУМЕРЫ Бийск-2006 ШУМЕР, древняя страна в Юж. Двуречье (юг современного Ирака). Ок. 3000 до н. э. на территории Шумера начали складываться города-государства шумеров (Лагаш, Ур, Киш и др.), которые вели между собой борьбу за гегемонию. Завоевания Саргона Древнего (24 в. до н. э.) объединили Шумер под властью Аккада.

ШУМЕР, одна из древнейших цивилизаций Ближнего Востока, существовавшая в конце 4 — начале 2 тысячелетия до н. э. в Южном Двуречье, области нижнего течения Тигра и Евфрата, на юге современного Ирака. Загадки происхождения Первые поселения на этой территории стали появляться уже в 6 тысячелетии до н. э. Откуда в эти земли пришли шумеры, среди которых растворились местные земледельческие общины, до сих пор не выяснено.

Их собственные предания говорят о восточном или юго-восточном происхождении. Древнейшим своим поселением они считали Эреду — самый южный из городов Двуречья, ныне городище Абу-Шахрайн. Родиной человечества шумеры называли остров Дильмун, отождествляемый с современным Бахрейном в Персидском заливе.Язык и письменность Шумерский язык также продолжает оставаться для нас загадкой, поскольку до сих пор не удалось установить его родство ни с одной из известных языковых семей.

Археологические материалы позволяют предположить, что шумерами были уже создатели Убайдской культуры на юге Двуречья конца 5 — начала 4 тысячелетия до н. э. Благодаря возникновению иероглифической письменности, впоследствии утратившей рисуночный характер и трансформировавшейся в клинопись, на рубеже 4–3 тысячелетий до н. э. мы имеем бесспорные доказательства того, что население Нижней Месопотамии было шумерским. Важнейшие города-государства.Ирригация На рубеже 4–3 тысячелетия до н. э. на этой территории окончательно сложилась система оросительных каналов, просуществовавшая без коренных изменений до середины 2 тысячелетия до н. э. С сетью главных каналов были связаны основные центры шумерской цивилизации — города-государства, концентрировавшие вокруг себя более мелкие города и поселения.

Наиболее значительными среди них были Эшнунна, Сиппар, Куту, Киш, Ниппур, Шуруппак, Урук, Ур, Умма, Лагаш. Уже с конца 4 тысячелетия до н. э. существовал культовый союз всех общин Шумера с центром в Ниппуре, где находился один из главных храмов Шумера — храм бога Энлиля.

Анализ дошедшего до нас так называемого «Царского списка» — последовательного перечня шумерских династий, правивших с «допотопного времени», позволяет предположить, что со второй четверти 3 тысячелетия, то есть с начала Раннединастического периода, главнейшими политическими центрами Шумера были Киш на севере и Ур и Урук на юге. Царский список В «Царском списке» в числе первых полумифических шумерских правителей встречаются имена Энмешарра, Лугальбанды и Гильгамеша — сказания об этих персонажах, записанные в конце 3 тысячелетия до н. э дошли до нашего времени.

Из них мы знаем, например, о споре Энмешарра с правителем города Аратты, находившегося далеко на востоке.Оба вождя через своих послов загадывали друг другу загадки, и одна из загадок Энмешарра оказалась настолько трудной, что посол не мог ее запомнить и пришлось изобрести письменность. О Гильгамеше рассказывали, что он ходил походом в Сирию на гору Ливан за кедрами, обнес стеной свой родной Урук, побывал в царстве Зиусудры, пережившего великий потоп, получил от него траву бессмертия, которую потерял по дороге домой.

Широко известная история о великом потопе впервые встречается именно в шумерских историко-мифологических текстах.Борьба за объединение. Саргон Древний Реальная история Шумера, насколько возможно ее проследить по дошедшим до нас письменным и археологическим источникам, представляет собой постоянную борьбу крупнейших городов-государств за гегемонию в своем регионе.

Киш, Лагаш, Ур и Урук вели постоянные войны друг с другом в течение нескольких сотен лет, пока страна не оказалась объединенной под властью Саргона Древнего — основателя великой Аккадской державы, простиравшейся от Сирии до Персидского залива. Саргон, который согласно преданию из «Царского списка» начинал со службы садовником у царя Киша, судя по имени, был восточным семитом.Свидетельства контактов шумеров с восточносемитскими народами, населявшими Верхнее Двуречье, мы имеем уже со второй четверти 3 тысячелетия до н.э. В период правления Саргона стал шире входить в употребление аккадский (восточносемитский) язык, однако шумерский еще сохранялся и в быту, и в делопроизводстве.

Аккадская держава пала в 22 в. до н. э. под натиском кутиев — племен, пришедших с западной части Иранского нагорья. С ее падением на территории Двуречья вновь начался период междоусобиц.Лагаш На последнюю треть 22 в. до н. э. приходится новый расцвет Лагаша, одного из немногих городов-государств, сохранявших относительную независимость от кутиев. Его процветание было связано с правлением Гудеи (ум. ок. 2123 до н. э.) — царя-строителя, при котором влияние Лагаша в Шумере распространилось от Ура до Ниппура.

Гудея возвел неподалеку от Лагаша новый грандиозный храм, сконцентрировав культы Шумера вокруг лагашского бога Нингирсу.До нашего времени дошло множество монументальных стел и статуй Гудеи, испещренных надписями, прославляющими его строительную деятельность.

Ур В конце 3 тысячелетия до н. э. центр государственности Шумера переместился в Ур, царям которого удалось вновь объединить все области Нижнего Двуречья. С этим периодом связан последний взлет шумерской культуры.Царство третьей династии Ура представляло собой древневосточную деспотию, во главе которой стоял царь, носивший титул «царь Ура, царь Шумера и Аккада ». Шумерский язык сделался официальным языком царских канцелярий, а население к этому времени уже перешло на аккадский.

От этого времени до нас дошли десятки тысяч учетных документов из царских архивов, свидетельствующих об организации централизованного царского хозяйства, которому подчинялись отдельные округа.Сложившийся порядок потребовал создания общегосударственных законов, и они были составлены: самый ранний известный нам свод письменных законов был издан первым царем 3-й династии Ур-Намму (ок. 2112-2094 до н. э.). В этот же период был упорядочен и систематизирован шумерский пантеон, во главе которого стоял бог Энлиль вместе с 7 или 9 богами, входившими в небесный совет.

Тем же богам поклонялись аккадцы, которые к началу 2 тысячелетия до н.э. уже составляли с шумерами единый народ.В этот же период было создано учение о вечной «царственности», в течение столетий непрерывно передававшейся от одного царя к другому, и это учение легло в основу «Царского списка», составленного, по-видимому, впервые при Ур-Намму. Падение третьей династии Ура произошло по нескольким причинам: потерпело крах гигантское централизованное хозяйство урских царей, что привело к иссяканию хлебных запасов и голоду в стране, которая в это же время переживала нашествие амореев — западносемитских скотоводческих племен, появившихся на территории Месопотамии на рубеже 3 и 2 тысячелетий до н. э. В 2004 или 2003 до н. э. Ур был разрушен, и гегемония в Нижней Месопотамии перешла к Иссину, который удерживал ее до последней трети 20 в. до н. э пока аморей, находившийся на службе у царя Иссина, не захватил власть, объявив себя царем Шумера и Аккада.

С этого времени Шумер никогда более не существовал как самостоятельное государство, однако его великие культурные достижения продолжали жить в разных цивилизациях Месопотамии в течение двух последующих тысячелетий.

К началу нашей эры древние шумерские города являли собой развалины, постепенно заносимые песком.Исследования Шумера Возрождение интереса к истории Древнего мира началось в Европе с эпохи Ренессанса. Несколько столетий потребовалось для того, чтобы вплотную подойти к расшифровке давно забытой шумерской клинописи.

Тексты, написанные на шумерском языке, были прочитаны лишь на рубеже 19–20 вв одновременно начались и археологические раскопки шумерских городов.В 1889 американская экспедиция приступила к исследованию Ниппура, в 1920-х годах английский археолог сэр Леонард Вулли вел раскопки на территории Ура, чуть позже немецкая археологическая экспедиция исследовала Урук, британские и американские ученые нашли царский дворец и некрополь в Кише, и, наконец, в 1946 археологи Фуад Сафар и Сетон Ллойд под эгидой иракского Управления древностей начали копать в Эриду. Усилиями археологов были открыты огромные храмовые комплексы в Уре, Уруке, Ниппуре, Эриду и других культовых центрах шумерской цивилизации.

Освобожденные от песка колоссальные ступенчатые платформы-зиккураты, служившие основаниями для шумерских святилищ, свидетельствуют о том, что шумеры уже в 4 тысячелетии до н. э. положили начало традиции культового строительства на территории Древнего Двуречья.

Аналогичный храмовый комплекс, воздвигнутый в Вавилоне спустя столетия после исчезновения шумерской цивилизации, лег в основу знаменитой библейской легенды о Вавилонской башне.Найденные клинописные архивы донесли до нас около 150 памятников шумерской литературы, среди которых есть мифы, эпические сказания, обрядовые песни, гимны в честь царей, сборники басен, поговорок, споры-диалоги и назидания.

Хотя шумерская письменность была изобретена исключительно для хозяйственных нужд, первые письменные литературные памятники появились у шумеров очень рано: среди записей, датируемых 26 в. до н. э. уже есть образцы жанров народной мудрости, культовые тексты и гимны. Шумерская традиция сыграла большую роль в распространении сказаний, составленных в форме спора — жанра, типичного для многих литератур Древнего Востока.Само изобретение письменности было, несомненно, одним из крупнейших и наиболее значительных достижений шумерской цивилизации.

Шумерское письмо, прошедшее путь от иероглифических, образных знаков-символов до знаков, которыми стали записывать простейшие слоги, оказалось чрезвычайно прогрессивной системой, которую заимствовали и использовали многие народы, говорившие на иных языках.Благодаря этому обстоятельству культурное влияние шумеров на древнем Ближнем Востоке было огромным и на многие столетия пережило их собственную цивилизацию.

Реферат по культурологи на тему: ШУМЕРЫ Бийск-2006 ШУМЕР, древняя страна в Юж. Двуречье (юг современного Ирака). Ок. 3000 до н. э. на территории Шумера начали складываться города-государства шумеров (Лагаш, Ур, Киш и др.), которые вели между собой борьбу за гегемонию. Завоевания Саргона Древнего (24 в. до н. э.) объединили Шумер под властью Аккада.ШУМЕР, одна из древнейших цивилизаций Ближнего Востока, существовавшая в конце 4 — начале 2 тысячелетия до н. э. в Южном Двуречье, области нижнего течения Тигра и Евфрата, на юге современного Ирака. Загадки происхождения Первые поселения на этой территории стали появляться уже в 6 тысячелетии до н. э. Откуда в эти земли пришли шумеры, среди которых растворились местные земледельческие общины, до сих пор не выяснено.

Их собственные предания говорят о восточном или юго-восточном происхождении. Древнейшим своим поселением они считали Эреду — самый южный из городов Двуречья, ныне городище Абу-Шахрайн.Родиной человечества шумеры называли остров Дильмун, отождествляемый с современным Бахрейном в Персидском заливе.

Язык и письменность Шумерский язык также продолжает оставаться для нас загадкой, поскольку до сих пор не удалось установить его родство ни с одной из известных языковых семей.Археологические материалы позволяют предположить, что шумерами были уже создатели Убайдской культуры на юге Двуречья конца 5 — начала 4 тысячелетия до н. э. Благодаря возникновению иероглифической письменности, впоследствии утратившей рисуночный характер и трансформировавшейся в клинопись, на рубеже 4–3 тысячелетий до н. э. мы имеем бесспорные доказательства того, что население Нижней Месопотамии было шумерским.

Важнейшие города-государства.Ирригация На рубеже 4–3 тысячелетия до н. э. на этой территории окончательно сложилась система оросительных каналов, просуществовавшая без коренных изменений до середины 2 тысячелетия до н. э. С сетью главных каналов были связаны основные центры шумерской цивилизации — города-государства, концентрировавшие вокруг себя более мелкие города и поселения.

Наиболее значительными среди них были Эшнунна, Сиппар, Куту, Киш, Ниппур, Шуруппак, Урук, Ур, Умма, Лагаш. Уже с конца 4 тысячелетия до н. э. существовал культовый союз всех общин Шумера с центром в Ниппуре, где находился один из главных храмов Шумера — храм бога Энлиля.Анализ дошедшего до нас так называемого «Царского списка» — последовательного перечня шумерских династий, правивших с «допотопного времени», позволяет предположить, что со второй четверти 3 тысячелетия, то есть с начала Раннединастического периода, главнейшими политическими центрами Шумера были Киш на севере и Ур и Урук на юге. Царский список В «Царском списке» в числе первых полумифических шумерских правителей встречаются имена Энмешарра, Лугальбанды и Гильгамеша — сказания об этих персонажах, записанные в конце 3 тысячелетия до н. э дошли до нашего времени.

Из них мы знаем, например, о споре Энмешарра с правителем города Аратты, находившегося далеко на востоке.

Оба вождя через своих послов загадывали друг другу загадки, и одна из загадок Энмешарра оказалась настолько трудной, что посол не мог ее запомнить и пришлось изобрести письменность. О Гильгамеше рассказывали, что он ходил походом в Сирию на гору Ливан за кедрами, обнес стеной свой родной Урук, побывал в царстве Зиусудры, пережившего великий потоп, получил от него траву бессмертия, которую потерял по дороге домой.Широко известная история о великом потопе впервые встречается именно в шумерских историко-мифологических текстах.

Борьба за объединение. Саргон Древний Реальная история Шумера, насколько возможно ее проследить по дошедшим до нас письменным и археологическим источникам, представляет собой постоянную борьбу крупнейших городов-государств за гегемонию в своем регионе.Киш, Лагаш, Ур и Урук вели постоянные войны друг с другом в течение нескольких сотен лет, пока страна не оказалась объединенной под властью Саргона Древнего — основателя великой Аккадской державы, простиравшейся от Сирии до Персидского залива.

Саргон, который согласно преданию из «Царского списка» начинал со службы садовником у царя Киша, судя по имени, был восточным семитом.Свидетельства контактов шумеров с восточносемитскими народами, населявшими Верхнее Двуречье, мы имеем уже со второй четверти 3 тысячелетия до н.э. В период правления Саргона стал шире входить в употребление аккадский (восточносемитский) язык, однако шумерский еще сохранялся и в быту, и в делопроизводстве.

Аккадская держава пала в 22 в. до н. э. под натиском кутиев — племен, пришедших с западной части Иранского нагорья. С ее падением на территории Двуречья вновь начался период междоусобиц. Лагаш На последнюю треть 22 в. до н. э. приходится новый расцвет Лагаша, одного из немногих городов-государств, сохранявших относительную независимость от кутиев.Его процветание было связано с правлением Гудеи (ум. ок. 2123 до н. э.) — царя-строителя, при котором влияние Лагаша в Шумере распространилось от Ура до Ниппура.

Гудея возвел неподалеку от Лагаша новый грандиозный храм, сконцентрировав культы Шумера вокруг лагашского бога Нингирсу. До нашего времени дошло множество монументальных стел и статуй Гудеи, испещренных надписями, прославляющими его строительную деятельность. Ур В конце 3 тысячелетия до н. э. центр государственности Шумера переместился в Ур, царям которого удалось вновь объединить все области Нижнего Двуречья.С этим периодом связан последний взлет шумерской культуры. Царство третьей династии Ура представляло собой древневосточную деспотию, во главе которой стоял царь, носивший титул «царь Ура, царь Шумера и Аккада ». Шумерский язык сделался официальным языком царских канцелярий, а население к этому времени уже перешло на аккадский.

От этого времени до нас дошли десятки тысяч учетных документов из царских архивов, свидетельствующих об организации централизованного царского хозяйства, которому подчинялись отдельные округа. Сложившийся порядок потребовал создания общегосударственных законов, и они были составлены: самый ранний известный нам свод письменных законов был издан первым царем 3-й династии Ур-Намму (ок. 2112-2094 до н. э.). В этот же период был упорядочен и систематизирован шумерский пантеон, во главе которого стоял бог Энлиль вместе с 7 или 9 богами, входившими в небесный совет.

Тем же богам поклонялись аккадцы, которые к началу 2 тысячелетия до н.э. уже составляли с шумерами единый народ.

В этот же период было создано учение о вечной «царственности», в течение столетий непрерывно передававшейся от одного царя к другому, и это учение легло в основу «Царского списка», составленного, по-видимому, впервые при Ур-Намму. Падение третьей династии Ура произошло по нескольким причинам: потерпело крах гигантское централизованное хозяйство урских царей, что привело к иссяканию хлебных запасов и голоду в стране, которая в это же время переживала нашествие амореев — западносемитских скотоводческих племен, появившихся на территории Месопотамии на рубеже 3 и 2 тысячелетий до н. э. В 2004 или 2003 до н. э. Ур был разрушен, и гегемония в Нижней Месопотамии перешла к Иссину, который удерживал ее до последней трети 20 в. до н. э пока аморей, находившийся на службе у царя Иссина, не захватил власть, объявив себя царем Шумера и Аккада.

С этого времени Шумер никогда более не существовал как самостоятельное государство, однако его великие культурные достижения продолжали жить в разных цивилизациях Месопотамии в течение двух последующих тысячелетий.

К началу нашей эры древние шумерские города являли собой развалины, постепенно заносимые песком. Исследования Шумера Возрождение интереса к истории Древнего мира началось в Европе с эпохи Ренессанса. Несколько столетий потребовалось для того, чтобы вплотную подойти к расшифровке давно забытой шумерской клинописи.Тексты, написанные на шумерском языке, были прочитаны лишь на рубеже 19–20 вв одновременно начались и археологические раскопки шумерских городов.

В 1889 американская экспедиция приступила к исследованию Ниппура, в 1920-х годах английский археолог сэр Леонард Вулли вел раскопки на территории Ура, чуть позже немецкая археологическая экспедиция исследовала Урук, британские и американские ученые нашли царский дворец и некрополь в Кише, и, наконец, в 1946 археологи Фуад Сафар и Сетон Ллойд под эгидой иракского Управления древностей начали копать в Эриду. Усилиями археологов были открыты огромные храмовые комплексы в Уре, Уруке, Ниппуре, Эриду и других культовых центрах шумерской цивилизации.

Освобожденные от песка колоссальные ступенчатые платформы-зиккураты, служившие основаниями для шумерских святилищ, свидетельствуют о том, что шумеры уже в 4 тысячелетии до н. э. положили начало традиции культового строительства на территории Древнего Двуречья.Аналогичный храмовый комплекс, воздвигнутый в Вавилоне спустя столетия после исчезновения шумерской цивилизации, лег в основу знаменитой библейской легенды о Вавилонской башне.

Найденные клинописные архивы донесли до нас около 150 памятников шумерской литературы, среди которых есть мифы, эпические сказания, обрядовые песни, гимны в честь царей, сборники басен, поговорок, споры-диалоги и назидания.Хотя шумерская письменность была изобретена исключительно для хозяйственных нужд, первые письменные литературные памятники появились у шумеров очень рано: среди записей, датируемых 26 в. до н. э. уже есть образцы жанров народной мудрости, культовые тексты и гимны.

Шумерская традиция сыграла большую роль в распространении сказаний, составленных в форме спора — жанра, типичного для многих литератур Древнего Востока. Само изобретение письменности было, несомненно, одним из крупнейших и наиболее значительных достижений шумерской цивилизации.Шумерское письмо, прошедшее путь от иероглифических, образных знаков-символов до знаков, которыми стали записывать простейшие слоги, оказалось чрезвычайно прогрессивной системой, которую заимствовали и использовали многие народы, говорившие на иных языках.

Благодаря этому обстоятельству культурное влияние шумеров на древнем Ближнем Востоке было огромным и на многие столетия пережило их собственную цивилизацию.

– Конец работы –

Используемые теги: Шумеры0.04

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Шумеры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Древние государства Шумера и Аккада.
Однако шумеры и аккадийцы в начале III тысячелетия до н.э. не отличались друг ото друга по уровню экономического развития и у тех, и у других скла-… Ремесленная техника оставалась примитивной. Во главе каждого из мелких… Первоначально в роли таких гегемонов выступают Кир и Уш, но патеси Лагаша Энатуму XXV век до н.э. удалось нанести…

Загадки шумеров
Наиболее достоверные исторические данные о бывшей Месопотамии относятся лишь к I веку н. э. Известно, что, несмотря на непрерывные войны,… Разумная система каналов, распределяющая воды Тигра и Евфрата по широким… Жестоко эксплуатируемые люди, которых насильно гнали в войска и в копи, создавали богатство страны. Это они трудились,…

Древние государства Шумера и Аккада.
Однако шумеры и аккадийцы в начале III тысячелетия до н.э. не отличались друг ото друга по уровню экономического развития и у тех, и у других скла-… Ремесленная техника оставалась примитивной. Во главе каждого из мелких… Первоначально в роли таких гегемонов выступают Кир и Уш, но патеси Лагаша Энатуму XXV век до н.э. удалось нанести…

Шумеры
Здесь, в Уре халдейском, Авраам постиг истину единобожия. Отсюда Валаам изрек пророчество о звезде Израиля, что она затмит всякое земное величие.… От шумеров унаследованы основные для цивилизации изобретения гончарный круг… Стало быть, эта цивилизация могла придти туда из других очагов культуры. В эпосе о Гильгамеше праведник Ут-напиштим…

Религия и мифология Древней Месопотамии (Шумер, Вавилон)
Религия, как таковая, предполагает наличие определенного мировоззрения и мироощущения, центрированных на вере в непостижимое, божеств, источник… Миф превращает хаос в космос, создает возможность постижения мира как некоего… Миф средство снятия социокультурных противоречий, их преодоления. Мифологические представления получают статус…

Религия и мифология Древней Месопотамии (Шумер, Вавилон)
Религия, как таковая, предполагает наличие определенного мировоззрения и мироощущения, центрированных на вере в непостижимое, божеств, источник… Миф превращает хаос в космос, создает возможность постижения мира как некоего… Миф средство снятия социокультурных противоречий, их преодоления. Мифологические представления получают статус…

0.031
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам