Архитектура Древнего Рима

Римская архитектура не может сравниться в художественном обаянии с греческой, но она грандиозна, весьма эффектна и по своей инженерно-строительной технике значительно более сложна, чем греческая. В ней впервыепоявляется конструкция сводов. В отличие от греков, складывавших свои здания из великолепно отесанных каменных плит, римляне возводили сооружения главным образом из бетона: каменная или кирпичная оболочка заливалась смесью извести и щебня.Затвердевая, эта масса превращала здание в огромный монолит. Таким коллосальным монолитом были общественныебани, или термы, как их называли римляне.

Построил их в 3 веке император Каракалла. Под бетонными сводами терм находились бассейн с проточной водой величиной с небольшое озеро и огромный зал, в котором сотни людей занимались гимнастикой. В здании терм распологались библиотека с книгами на греческом и латинском языках, кулуары для отдыха, галереи для дружеских бесед.До 1800 человек вмещали термы Каракаллы, самые роскошные из 1700 римских бань. Типы римских построек разнообразны, светские не менее значительны, чем культовые, и многие из них утвердились в мировой архитектуре на века. Это, например: тип базилики со сводчатым перекрытием, который впоследствии использовался при строительстве христианских церквей (в Риме базилика была светским сооружением); мощные акведуки - многоярусные каменные мосты, несущи е водопроводные трубы (в некоторых странах римские водопроводы, мосты и дороги исправно служат и по сей день); пышные триумфальные арки, воздвигаемые в честь военных побед.

В 1 и 2 столетиях были воздвинуты грандиозный Колизей, или, как называли его римляне, Колоссеус (что в переводе значит "громадный", "колоссальный") гигантское сооружение в форме чаши, вмещавшие более 50 000 зрителей, приходивших сюда смотреть на бои гладиаторов и цирковые представления.Этот предок современных стадионов имел в центре эллиптическую арену, которую можно было заливать водой и превращать в бассейн.

По верхнему ярусу шла гребенка огромных деревянных мачт, на которые в жару натягивали тент. Двести сорок огромных арок в три яруса окружали колоссальный эллипс.

Каждая арка была обрамлена полуколоннами, а между ярусами протянуты антаблементы (в верхней части сооружения, лежащие на колоннах). Дорические полуколонны первого яруса отдаленно напоминают колонны Парфенона. Однако в Греции колонна - это опора, а в Колизее полуколонны - лишь декорация: они прилеплены к стене, чтобы замаскировать ее толщу.Колонны Парфенона свободны и могучи, полуколонны Колизея напоминают солдат на военном параде.

И такое же впечатление производили сотни статуй, стоявших когда-то в арках.Они проражали не красотой, а количеством и рассказывали не о совершенстве свободного человека, как статуи Греции, а о непреклонной силе тех, кто поставил их правльными рядами в одинаковых арочных проходах. Эти черты в искусстве греков и римлян не случайны.Рим в отличие от маленькой Греции был столицей колоссального государства, империи, в которую входили многие страны и народы.

В Греции человек - мера всех вещей, в Риме - песчинка.