рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

игровая концепция культуры

игровая концепция культуры - раздел Культура, Введение. Хейзинга Йохан (1827-1945)-Нидерландский Историк , Философ , Теоре...

Введение. Хейзинга Йохан (1827-1945)-нидерландский историк , философ , теоре-тик культуры . Автор игровой концепции культуры: игра-источник культуры, «культура первоначально разыгрывается». Игровые инстинкты присущи че-ловеческой природе. С ними связано восхождение к более высоким формам культуры.В игре рождаются великие движущие силы культурной жизни: право и порядок, общение, предпринимательство, ремесло и искусство, наука и.т.д. Игра - необходимый способ социальной жизни, то, что поддерживает идеал и определяет духовную жизнь эпохи.

Но играть необходимо по прави-лам. Игра старше культуры , ибо понятие культуры , как бы совершенно ни определяли его, в любом случае предполагает человеческое сообщество, а животные вовсе не ждали появления человека, чтобы он научил их играть. Животные играют точно так же как люди. Все основные черты игры уже присутствуют в игре животных.Определение игрового элемента культуры . Когда люди оказались не столь разумными для именования нашего ви-да рядом с Homo sapiens поставили еще Homo faber, человек созидатель.

Второй термин был менее удачен, ибо faberi, созидатели, суть и некоторые животные. Все же по мнению Й.Хейзинги, человек играющий, выражает та-кую же существенную функцию, как человек созидающий, и должен занять свое место с Homo faber . Если проанализировать любую человеческую деятельность до самых пределов нашего познания , она окажется не более чем игрой . Игра - содержательная функция со многими гранями смысла.В игре подыгрывает, участвует нечто такое, что превосходит непосредственное стремление к поддержанию жизни и вкладывает данное действие определен-ный смысл.

Всякая игра что -то значит . В игре мы имеем дело с узнаваемой для каждого, первичной жизнен-ной категорией , некой тотальностью. Мы должны попытаться понять и оце-нить игру только в ее целостности . Реальность, именуемая игрой, доступная восприятию любого и каждого, простирается в одно и то же время на мир животный и мир человеческий.Существование игры не привязано ни к определенной степени культуры, ни к определенной форме мировоззрения.

Любое мыслящее существо может немедленно представить эту реальность – игру как самостоятельное, самодовлеющее нечто, если даже его собственный язык не располагает общим словесным выражением этого понятия. Игру нельзя отрицать. Но признавая игру, признают и дух. Ибо игра, какова бы ни была ее сущность, не есть нечто материальное.С точки зрения детерминированно мыслимого мира , мира сплошного взаимодействия сил, игра есть в самом полном смысле слова « superabundans» - излишество.

Только с вмешательством духа, снимающего эту всеобщую детерминированность, наличие игры делается возможным, мыслимым, постижимым. Животные могут играть, значит они уже нечто большее, чем просто механизмы. Мы играем, и мы знаем , что мы играем, значит , мы более чем просто разумные существа, ибо игра есть занятие внеразумное.Кто обратит свой взгляд на функцию игры в культуре он находит игру в культуре как заданную величину, существовавшую величину, существо-вавшую прежде самой культуры, сопровождающую и пронизывающую ее самого начала вплоть до той фазы культуры, в которой живет сам. Он всюду замечает присутствие игры как определенного качества деятельности, отлич-ного от обыденной жизни . Важнейшие виды первоначальной деятельности человеческого общест-ва все уже переплетаются с игрой.

Возьмем язык, самый первый и самый высший инструмент, созданный человеком для того, чтобы сообщать, учить, повелевать.

Язык, с помощью которого он различает, определяет, констати-рует, называет, то есть возвышает вещи до сферы духа. Дух, формирующий язык, всякий раз перепрыгивает играючи с уровня материального на уровень мысли.За каждым выражением абстрактного понятия прячется образ, мета-фора, а в каждой метафоре скрыта игра слов. Так человечество все снова и снова творит свое выражение бытия, рядом с миром природы – свой второй, вымышленный мир. И возьмем миф, что так же является претворением бы-тия, но только более разработанным, чем отдельное слово.

С помощью мифа на ранней стадии пытаются объяснить все земное, найти первопричины че-ловеческих деяний в божественном. В каждой из этих причудливых оболо-чек, в которые миф облекал все сущее, изобретательный дух играет на рубе-же шутки и серьезности. Наконец, возьмем культ.Ранее общество отправляет свои священнодействия, которые служат ручательством благоденствия мира, освящения, жертвоприношения, мистерии, в игре, понимаемой в самом смысле этого слова.

Игра и состязание как функция формирования культуры. Культура возникает в форме игры, культура первоначально разыгрыва-ется. И те виды деятельности, что прямо направлены на удовлетворение жиз-ненных потребностей, например охота, в архаическом обществе предпочита-ют находить себе игровую форму.Человеческое общежитие поднимается до супрабиологических форм , придающих ему высшую ценность, посредством игр. В этих играх общество выражает свое понимание жизни и мира. Следует понимать, что культуре в ее начальных фазах свойственно нечто игровое, что представляется в формах и атмосфере игры. Культура есть всего лишь харак-теристика, которою наше историческое суждение привязывает к данному случаю.

Взаимосвязь культуры и игры следует искать в высоких формах соци-альной игры, то есть там, где она бытует как упорядоченная деятельность группы, либо сообщества, либо двух, противостоящих друг другу групп.С точки зрения культуры сольная игра для самого себя плодотворна лишь в ма-лой степени.

Ранее было сказано что все основополагающие факторы игры, в том числе игры коллективной, уже существовали в жизни животных. Это по-единок, демонстрация, вызов, ограничительные правила. К примеру птицы, филогенетически столь далеко отстоящие от человеческого рода, имеют так много общего с человеком: тетерева исполняют танцы, вороны состязаются в полете, шалашники и другие птицы украшают свои гнезда, певчие птицы со-чиняют мелодии.Таким образом, состязание и представление не происходят из культуры как развлечение, а предшествуют культуре.

Коллективная игра чаще всего разыгрывается между двумя сторонами. Однако это не обязательно. Танец, шествие, представление могут быть на-чисто лишены антитетического характера.Нередки случаи, когда вид дея-тельности, означающий уже сам по себе замкнутую игру, например исполне-ние драматической или музыкальной пьесы, в свою очередь, снова может стать предметом состязания, если его подготовка к исполнению оценивается в рамках какого-нибудь конкурса, как это было с греческой драмой.

Всегда стоит вопрос: повезет ли, удастся ли выиграть? Даже в одиноч-ной игре на ловкость, отгадывание или удачу (пасьянс, головоломка или кроссворд) соблюдается это условие.В антитетической игре агонального ти-па этот элемент напряжения, удачи, неуверенности достигает крайней степе-ни. Стремление выиграть приобретает такую страстность, который грозит полностью свести на нет легкий и беспечный характер игры. Однако здесь выявляется еще одно важное различие.

В чистой игре наудачу напряжение играющих передается к зрителям лишь в малой степени. Азартные игры сами по себе суть примечательные культурные объекты, однако с точки зрения культуросозидания их надо признать не продуктивными. В них нет прока для духа или для жизни. Иначе обстоит дело, когда игра требует сноровки, зна-ния, смелости или силы. По мере того как игра становится труднее, напряже-ние зрителей возрастает.Уже шахматы захватывают окружающих, хотя это занятие остается бесплодным в отношении культуры и, кроме того, не со-держит в себе признаков красоты.

Когда игра порождает красоту, то цен-ность игры для культуры тот час же становится очевидной. Однако безуслов-но необходимой для становления культуры подобная эстетическая ценность не является. С равным успехом в ранг культуры игру могут физические, ин-теллектуальные, моральные или духовные ценности.Чем более игра способ-на повышать интенсивность жизни индивидуума или группы, тем полнее она растворяется в культуре.

Священный ритуал и праздничное состязание - вот две постоянно и повсюду возобновляющиеся формы, внутри которых куль-тура вырастает как игра в игре . Состязание, как и любую другую игру, следует считать до некоторой степени бесцельной. Иначе говоря оно протекает внутри самого себя, и его исход не составляет части необходимого жизненного процесса группы.Фи-нальный элемент игрового действия, его целеполагание в первую очередь за-ключается в самом процессе игры, без прямого отношения к тому, что за этим следует. Результат игры как объективный факт сам по себе несуществен и безразличен . Исход игры либо состязания важен лишь для тех, кто в каче-стве игрока или зрителя включается в игровую сферу и принимает правила игры. Они становятся партнерами по игре и хотят быть партнерами.

Для них не безразлично или не без интересно, кто победит.Играют на интерес; в этом термине выражается, как нельзя лаконичнее сущность игры. Этот интерес не есть материальный результат игрового дей-ствия, например, мяч попал в лунку, но есть факт идеального порядка, что игра удалась либо сыграна.

Удача приносит игроку удовлетворение, которое может быть более либо менее длительным. Это верно и для игры в одиночку.Приятное чувство удовлетворения повышается от присутствия зрителей, од-нако их присутствие нельзя считать непременным условием игры. Любитель пасьянса испытывает двойную радость если кто-нибудь наблюдал его игру, но он будет и радоваться и в одиночестве.

Весьма существенным является тот факт, что своей удачей можно похвалиться перед другими. Удильщик яв-ляет пример такого бахвала. Теснейшим образом связано с игрой понятие выигрыша. Понятие вы-игрыша вступает в силу только тогда, когда игра ведется одним против дру-гого либо двумя противными партиями.Выиграть означает взять верх в результате игры. выигран почет, заслу-жена честь. И эта честь, и этот почет постоянно идут непосредственно на пользу целой группе, из которой вышел победитель.

Тут мы снова сталкива-емся с весьма важным качеством игры: завоеванный в ней успех переходит с отдельного человека на целую группу. Но еще более важен следующий пока-затель. Первичным является стремление превзойти других, быть первым и на правах победителя удостоиться почестей. И только во вторую очередь встает вопрос, расширит ли вследствие этого личность или группа материальную власть.Главное выиграть, взять верх. Чистейший образец конечного торже-ства, которое проявляет себя не в чем – то буквально зримом или дающем наслаждение, а в самой победе как таковой дает шахматная игра. Люди борются или играют ради чего-то. В первую и последнюю оче-редь борются или играют ради победы, но победе сопутствуют разные спосо-бы наслаждаться ею. Прежде всего ею наслаждаются как торжеством, три-умфом, справляемым группой в радостных восклицании и славословии.

В качестве длительного следствия из этого вытекает честь, почет, престиж.

Так же во всякой игре есть ставка. Ставкой может быть какая-нибудь материаль-ная ценность, заклад (чисто символический предмет) или приз. Заключение Подлинная культура не может существовать без определенного игро-вого содержания. Культура предполагает известное самоограничение и само-обладание, известную способность не видеть в своих собственных устремле-ниях нечто предельное и высшее, но рассматривать себя внутри определен-ных, добровольно принятых границ.Культура все еще хочет в известном смысле играться – по обоюдному соглашению относительно определенных правил.

Подлинная культура требует всегда и в любом аспекте, а честная иг-ра есть не что иное, как выраженный в терминах игры эквивалент порядоч-ности. Нарушитель правил игры разрушает и культуру. Для того чтобы игро-вое содержание культуры могло быть созидающим или подвигающим куль-туру, оно должно быть чистым.Оно не должно состоять в ослепление или отступничестве от норм, предписанных разумом, человечностью или верой.

Оно не должно быть сиянием, которым маскируется намерение осуществить определенные цели с помощью специально взращенных игровых форм. Под-линная игра исключает всякую пропаганду. Она содержит свою цель в самой себе. Ее дух и ее атмосфера – радостное воодушевление, а не истерическая взвинченность.Сегодня пропаганда, которая хочет завладеть каждым участ-ником жизни, действует средствами, ведущими к истеричным реакциям масс , и поэтому, даже когда она принимает игровые формы, не может рассматри-ваться как современное выражение духа игры, но только как его фальсифи-кация . Список литературы 1.Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных за-ведений . – Ростов нД : изд-во « Феникс» , 2000 608 с. 2.Хейзинга Й. Homo Ludens . М 1992 . 240 с.

– Конец работы –

Используемые теги: Игровая, Концепция, культуры0.059

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: игровая концепция культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

"Исторический анализ систем "карандаш", "общество", "договор" в свете четырех основных концепций: концепции системного подхода, концепции самоорганизации объекта, концепции неопределенности (дуализма), концепции ноосферн
Так как грифель находится внутри основы, то для дальнейшего выполнения функции письма происходит воздействие на основу - процесс подтачивания, т.е.… В объекте «карандаш» существует одна связь между элементами системы… При этом каждое положительное действие со стороны основы сопровождается вредным действием со стороны грифеля, т.е.…

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Основные понятия теории и методики физической культуры
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ... ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

Игровая концепция культуры Й. Хейзинги
В прошлом веке господствовала орудийно-трудовая концепций культурогенеза. XX век ищет другие ответы на вопрос Как в природном мире возник радикально… Игра, скорее, нежели труд, была формирующим элементом человеческой культуры. раньше, чем изменять окружающую среду,…

Культура средневековой Европы, культура Возрождения, новоевропейская культура
Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам,… И научившись ценить и понимать это особое содержание искусства, люди становятся наследниками того духовного богатства,…

Организационная культура (о корпоративной культуре, стратегиях коммуникативного взаимодействия, влияния психотипа руководителя на структуру и стиль управления организацией, культура персонала на примере Японии)
Знакомство с опытом таких экономических гигантов, как США и Япония, обнаруживает, что одним из признаков развитой организационной культуры является… Деловое кредо любой компании включает декларирование той роли, которую… Кредо должно работать на конечный результат деятельности предприятия. Сотрудники многих крупных преуспевающих фирм…

Политическая культура. Уровни и типология политической культуры
Она выражает суть социально-политической системы, определяет правила игры в политике, базовые политические ценности и общественные цели. Без… Уровень политической культуры во многом определяет уровень общей культуры как… Она сравнительно часто подвергается изменениям. Но это не означает ее конъюнктурности, ибо в конечном счете…

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ КУЛЬТУРЫ. ПОНЯТИЕ “КУЛЬТУРА”
СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ... УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ...

Художественная культура как особая форма эстетической культуры
Эстетическая и художественная культура — важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его… Однако их формирование является результатом целенаправленного воздействия,… Запас прочности при осуществлении реформ не в последнюю очередь определяется эстетическим потенциалом общества и…

Физическая культура как вид культуры личности и общества
Самые ловкие фехтовали на пиках, ходили по натянутым канатам, дюжие силачи поднимали лошадей, валили наземь быка, впрягались в груженые возы, гнули… Медленно растет значение физкультуры и спорта в международных… В 1908-1910 годах чемпионом России среди конькобежцев был российский скороход Николай Струнников.

Тема 1. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
Сущность и содержание маркетинга... Функции маркетинга в сфере культуры Концепции маркетинга в сфере культуры...

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Политическая культура. Уровни и типология политической культуры Она выражает суть социально-политической системы, определяет правила игры в политике, базовые политические ценности и общественные цели. Без… Уровень политической культуры во многом определяет уровень общей культуры как… Она сравнительно часто подвергается изменениям. Но это не означает ее конъюнктурности, ибо в конечном счете…
  • Политическая культура. Уровни и типология политической культуры Она выражает суть социально-политической системы, определяет правила игры в политике, базовые политические ценности и общественные цели. Без… Уровень политической культуры во многом определяет уровень общей культуры как… Она сравнительно часто подвергается изменениям. Но это не означает ее конъюнктурности, ибо в конечном счете…
  • Игровая концепция Хейзинга Э.Финк писал, Осмыслить игру - это все равно, что грубыми пальцами схватить крыло бабочки. По мнению Хейзинга игра старше культуры, ибо понятие… Да, можно со всей решительностью заявить, что человеческая цивилизация не… И самое главное все это они явно воспринимают как в высшей степени шуточное занятие и испытывают при этом огромное…
  • Лекції № 7, 8. План лекцій. 7. Ларина Т.В. Англичане и русские: Язык, культура, коммуникация. – М.: Языки славянских культур, 2013. – 360 с Language amp Communication... План лекцій... Common mistakes in English Differences between the American and the British English...
  • Вклад русской культуры 19 в. в мировую культуру XIX век время расцвета русской классической культуры, о которой уже современники говорили как о великой, имевшей мировое значение. О культуре России… Основным типом начальных учебных заведений становилась земская трехгодичная… В 80 90-е гг. XIX в когда министром просвещения стал известный реакционер Д. А. Толстой, много ценного в сфере…