рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История моды и костюма Византии

Работа сделанна в 2008 году

История моды и костюма Византии - Реферат, раздел Культура, - 2008 год - Гоу Нпо Профессиональный Лицей № 10 Им. Ахмета Давлетова Г. Уфы Реферат На Те...

ГОУ НПО Профессиональный лицей № 10 им. Ахмета Давлетова г. Уфы Реферат на тему: История моды и костюма Византии (400-1460) Выполнила: Студентка группы № 2 Иргашова Азиза Проверил преподаватель: Оценка: Уфа-2008 Введение В 395 г. н. э. Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Западная была разрушена восстаниями рабов и завоевана варварами — германцами и галлами; Восточная, объединившая под своей властью Египет, Сирию, Малую Азию, Грецию, стала называться Византией.

Медленная агония античного рабовладельческого общества закончилась в 476 г когда войска варваров завладели Римом и перестала существовать когда-то могучая, не имевшая соперников Римская империя. Началась новая эпоха в истории Европы. Новые народы и племена заселили европейскую территорию бывшей Римской империи и захватили земли за её северо-восточными границами.В непрерывных войнах, стычках, набегах, переделах и завоеваниях формировались новые, пока ещё не устойчивые государства.

В этой борьбе были разрушены и исчезли многие античные города и поселения с их великолепными памятниками искусства, а те, что уцелели, перестали играть былую роль административных, торговых и культурных центров. Основным ядром жизни теперь становится поместье феодала, способного защитить своих поселян от внешнего врага.Упадок городов и городской культуры приводит к тому, что ремесло, торговля перестают кормить горожан, и они также спешат обзавестись клочком земли, чтобы как-то существовать.

Отношение каждого жителя к земле определяло его социальное положение ужё в ранний период существования феодального общества и создало четкое деление населения на сословия, а также строгое их соподчинение в соответствии с правами на землю. Сословный характер европейского феодального общества, разобщенность отдельны х феодалов - натуральное хозяйство удовлетворяло все неприхотливые потребности жителей - приводит к замедленным темпам жизни и развития культуры.Жестокие последствия междоусобных войн сменяются периодами относительного благополучия, особенно у крестьян, перемежающимися, однако, взрывами отчаянья - крестьянскими волнениями.

Это порождает характерный для средневековья страх перед всякой новизной, подсознательное стремление сохранить всё без перемен. Византия унаследовала от античного Рима старые государственные ф ормы и бюрократический аппарат. Христианство было господствующей религией, огромной экономической и политической силой.В такой обстановке складываются новый быт и костюм.

В искусстве Византии и эстетических взглядах V-VII вв. отразились все противоречия эпохи: влияние античности, восточных традиций и новой христианской тематики. Ведущими видами искусства этого периода являются архитектура, монументальная живопись, художественное ремесло, в том числе производство тканей, вышивка.Сохранившиеся мозаики византийских цер квей, иконопись являются основными источниками, отражающими в себе эстетический идеал и костюм человека той эпохи.

Отвлеченность, символичность образа в искусстве, схематичное, канонизированное изображение человека— характерны для них. Развитие стиля одежды Византии Одежда в Восточной Римской Империи, которую на западе называли Византией, (и иногда Романией) была взята от Римской Империи. По большому счету Византия и была позздней Римской Империей, хоть ее столицей и был Константинополь, а религией преимущественно христианство.Восточная Римская Империя придерживалась римских традиций, пока не была стеснена до размеров, чуть больших, чем Константинополь и южная часть Греции турками и восточными христианскими странами.

В 1460-х годах остаток Византии был поглощен Оттоманской Империей Позднеримская и византийская одежда сильнее скрывает тело, чем ранняя. Обычно она долгополая с длинными рукавами.Туники стали короче (только мужские) и появились более длинные штаны, это "варварское изобретение" было использовано сначала аримией, потом низшими классами, и наконец (после определенного сопротивления) всеми.

Тоги остались для императоров и высших должностных лиц, но в декоративной форме, как длинная полоса тонкой ткани, оборачивавшаяся вокруг тела в традиционной манере. Длинные полукруглые накидки были частью мужского придворного наряда, они носились вместо устаревш ей тоги поверх туники с длинными рукавами. Наиболее замечательной особеностью византийской одежды были декорации.В отличие от более раннего периода, когда одежда украшалась очень скупо, в Византии использовались разнообразные тканые узоры, вышивку и бисер, особенно в церковных и придворных облачений.

Этот стиль одежды и декорации сохранился до наших дней в одежде православных священников. Мода Византии: прямолинейность и непроницаемость После того, как римский император Константин Великий в 313 году принял христианство, а в 330-м - перенес свою резиденцию в Византию, здесь возник новый центр Восточноримского государства.Но в огромной истории Византии - несколько периодов: ранневизантийский, средневизантийский и поздневизантийский, в конце которого, в 1453 году, Константинополь был окончательно захвачен турками.

Во все периоды культурная жизнь византийского государства находилась под влиянием огромного штата придворных и оста валась в узких рамках навсегда очерченного церемониала. Традиции связывали ее с одеждой эпохи Римской империи, но ко всему этому было добавлено многообразное влияние Востока. Как мужчины, так и женщины хранили верность антично-римской одежде.Основными компонентами византийского костюма стали длинная рубаха-юбка с рукавами, называемая туника или хитон, и плащ, который набрасывался сверху и скреплялся аграфом на правом плече.

Этот плащ был похож на римский сагум или, как его еще называли, ланцерну (верхнее, преимущественно дорожное, платье с капюшоном), однако был несколько длиннее.Для знатных людей такой плащ изготавливался из дорогих материалов с богатой отделкой и четырехугольной вставкой на груди, что являлось знаком высокого положения.

Придворные же носили застегивающуюся на груди узкую накидку, которая закрывала даже руки и была без единой складки. Мотив окутывания в одежде проявляется со временем все сильнее. Постепенно даже туника до пят и с рукавами становится сове ршенно гладкой, без складок, и напоминает мешок. Помимо туники, носили и другой плащ, который, по преданию, носил только Иисус Христос и апостолы. Он имел ту идеальную форму, которая сохранена в христианских образах современного искусства.Такие античные формы одежды дополнялись восточными мотивами, которыми являлись богатая отделка, разнообразные краски и блестящие материалы.

Восточные шелковые ткани расшивались в Византии узорами и орнаментом, по большей части с христианской символикой. Всю поверхность одежды покрывала богатая отделка из золотых полосок, украшенных драгоценными камнями и жемчугом, что усиливало впечатление прямолинейности и жесткости. Вот как выглядел наряд знатной византийской женщины.Нижней одеждой ей служила туника (или стола), которая доходила до ступней, плотно прилегала к шее, с длинными рукавами, сужающимися к запястью.

Поверх туники надевалась вторая, но с короткими открытыми рукавами. Обе эти туники были богато украшены вышивкой, отделкой по краям, поэтому они почти полностью утр атили свой античный характер. Однако к античности плащ приближало то, что он накладывался сзади на оба плеча, а концы – спереди забрасывались назад накрест.Из верхней одежды можно было также встретить и пенулу с вырезом для головы (такие носили женщины из свиты Феодоры). В зависимости от сословия, модой предусматривались разные варианты верхней одежды.

Однако общее настроение византийской моды – это полная непроницаемость одежды. Руки, плечи, шея – все закрыто наглухо. Одежда старалась скрыть все и полностью пренебрегала телом. До Византии законодателями и создателями истории моды были германцы времен Римской империи.Эстетический идеал красоты Находясь под глубоким влиянием христианской религии, византийская эстетика отделяла мир чувственный от мира духовного и противопоставляла один другому.

Чувственная природа человека объявлялась скверной и греховной, поэтому ее необходимо было преодолевать на протяжении всей жизни . Отсюда красота— это добродетель во славу бога. На смену античной красоте и гармонии человеческого облика приходит новый тип красоты— духовный. Тело всячески маскируется.Особый интерес у художников вызывает изображение лица. Огромные глаза, удлиненный овал лица, маленький рот и подчеркнуто высокий лоб. Голова становится центром духовной выразительности облика мужчины и женщины, плоская, бесформенная фигура лишается живых, естественных пропорций и линий.

Одним из противоречий византийской культуры было то, что наряду с п ровозглашением аскетизма ее характеризует страсть к роскоши, связанной с церковными ритуалами.Во внешнем облике человека это проявлялось в использовании дорогих тканей, ювелирных украшений, в повышенной декоративности костюма.

Ткани, цвет, орнамент Византийские ткачи славились умением изготовлять великолепные шерстяные, шелковые, парчовые ткани, ковры. Их искусство возросло с развитием производства шелка-сырца в середине VI в. Фактура византийских тканей была разнообразна, но преобладали плотные, тяжелые, неэластичны е ткани, затканные или вышитые металлическими нитями, драгоценными камнями.Золотоузорная парча и цельнозолотный алтабас — наиболее роскошные золотные ткани, напоминающие тонкий металлический лист. Их использовали для декоративных нашивок, каймы, наплечников.

Костюмы императора и высокой знати целиком изготовлялись из этих тканей.Фофудья, фофудия (греч. φουφ ουδό της): восточная златотканая материя; Слов о «фофудья» встречается в текстах, восходящих к X—XII вв. По сказанию «Радзивиловской летописи», византийский император Лев VI (Мудрый) одарил послов князя Олега среди прочего фофудьями Рисунок— крупный, четкий, плоскостный, что также имело большое значение в нивелировке форм тела. Изображения животных (львы, слоны, быки, орлы, утки, павлины, грифоны, фениксы) вписывались в круги , многоугольники, ромбы.

Их объединяли в единый узор розетками, растительными завитками. Часто фигуры животных располагали парами лицом друг к другу. Раппорт рисунка нередко достигал 30-40 см в диаметре. Позднее появились узоры религиозные — кресты, монограмма Христа, ангелы.Для каймы использовался геометрический или растительный орнамент: пальметты, листья аканта.

Часто узор выполнял не только эстетическую, но и символическую функцию. Так, изображение орла, льва являлось символом власти на одежде императора и знати. Цветовая гамма поражала разнообразием сочетаний, огромным количеством цветов и оттенков. Высоко ценился пурпур, его темно-красные оттенки были цветом одежды императора.Для узоров использовались яркие насыщенные цвета— желтый, коричневый, белый, черный, кремовый.

Формы и виды костюма Новое представление о красоте, использование неэластичных, с крупным, плоскостным орнаментом драгоценных тканей обусловили появление новых форм одежды, в которых господствующей становится «футля р», простой по покрою, делающий тело как бы Двор императора IV-V вв. бесплотным. Эта форма, впервые появившись в Риме в период Империи, в Византии становится основной и получает свое дальнейшее развитие.Тяжелый, массивный, прямоугольный силуэт византийского костюма (мужского и женского) построен на прямых вертикальных линиях, скрывающих линию талии и другие естественные формы фигуры.

Отношение ширины одежды к росту составляет 1:3, размера головы к росту 1:6,5. Эти отношения придают кос тюму монументальность, устойчивость, которая подчеркивается декоративными горизонтальными линиями отделки и особенно воротником— оплечьем. Головной убор увеличивает размер головы человека.Мужской костюм Основными видами мужской одежды являются туника, штаны, далматик, пенула, лорум.

По названиям они сходны с римскими, однако их формы претерпели существенные изменения. Из костюма почти исчезли драпировки, а там, где они остались, античную мягкость и пластику заменили т яжелые цилиндрические фалды, придающие силуэту и всей фигуре человека форму цилиндра. Туника напоминала позднюю римскую тунику с длинными, суженными книзу рукавами.Штаны, несомненно, заимствованные из стран Востока, Император Юстиниан с двором и клирой, ок. 510 г. (Quicherat) состояли из двух несшитых половин и прикреплялись тесемками к поясу.

Длина штанов была различной: до коленей, до щиколоток, с носочной частью. Верхней одеждой императора и знати был плащ-мантия. Это — длинная широкая накидка, закреплен ная на правом плече или у шеи застежкой— фибулой. Плащ украшался декоративными полосами по разрезу, у шеи и различными нашивками, сословными знаками. На мозаике церкви св. Виталия в Равенне изображен император Юстиниан с придворными.Император в белой короткой тунике.

Ее боковой разрез, низ узкого рукава и плечо украшены вышивкой. Сверху— пурпурный плащ, ниспадающий тяжелыми круглыми фалдами. На правом плече он застегнут дорогой фибулой с тремя подвесками, на уровне груди — сословное украшение из золотой парчи с рисунком — клавус, на ногах— пурпурные вышитые башмаки. Так же одеты придворные, но на них плащи белые с пурпурным знаком сословия без вышивки и иные, чем у императора, сословные вышивки на плечах туники.С VII в. неотъемлемой частью императорского костюма делается лорум— широкий длинный шарф из золотой парчи с драгоценными камнями.

Ширина его составляла обычно 15-35 см, длина— 4-5 м. Лорум часто драпировался различными способами наподобие римской тоги. Лорум был главным декоративным и сословным элементом в костюме знати. Не менее важным был и воротник-оплечье — широкий круглый или фигурно вырезанный, пышно декорированный золотом и драгоценностями.Позднее лорум и оплечье превратились в нарамник с длинной задней и более короткой (до икр) передней частью, надевавшийся через голову.

Большое влияние оказали эти элементы византийского костюма на костюм царя и бояр Древней Руси. Обувь византийцев — сапоги, подвязанные узкими ремешками, или мягкие башмаки. Головные уб оры — колпаки с остроконечной или сферической тульей и слегка отстающим околышем. Женский костюм Основные виды женской одежды: туника, стола, далматик, пенула, мафорий, плащ-мантия.Так же как и в мужской одежде, силуэт женского костюма стремится к цилиндрической форме, маскирующей тело. На мозаике храма св. Виталия изображена императрица Феодора со свитой.

На ней белая стола с богатой вышивкой по бокам и внизу и пурпурная императорская мантия с каймой крупного орнамента. На шее — массивн ое широкое ожерелье из золота и драгоценных камней, на голове — золотой венец, на ногах — вышитые золотом башмаки. Роскошно одеты и придворные дамы. На них одноцветные вышитые столы и пенулы из узорчатых тканей.Наряду с роскошными светскими одеждами из дорогих тканей в Византии появляется накидка - мафорий, закрывающая верхнюю часть женской головы.

Концы ее перекрещиваются спереди и перебрасываются на спину. Вместе с длинной столой такая накидка придает фигуре аскетический вид. Этот костюм настолько соответство вал требованиям христианской религии и эстетики, что стал постоянной одеждой святых в иконописи.Женщины неимущих классов, хотя и сохраняли в своей одежде основные формы и силуэт, но делали ее более легкой и приспособленной к условиям труда и быта, из дешевых, скромных тканей.

Влияние византийского костюма на костюм средневековой Европы Византийский костюм оказал большое влияние на костюм средневековой Европы и особенно Древней Руси, с которой был развит культурный и торговый обмен. Футлярообразный силуэт, закрытые одежды, соответствовавшие основным идеям христианства, долго бытовали в Европе. Великолепные, художественно отделанные ткани были образцом подражания в изготовлении одежды для знати.Такие виды античной одежды, как туника, далматик, пенула, мантия, претерпев соответствующие изменения в византийском костюме, оказались приспособленными к жизни века. Они отразили принципиально новое отношение к костюму, который должен был скрыть природные формы и пропорции человеческого тела. Основными источниками формирования костюма были одежды варваров и христиан эпохи поздней Римской империи, бытовавшие среди исконного населения Италии и Галлии.

Хотя племена и народы, заселившие Европу, были различны по своему этническому составу, их костюм имел ряд общих характерных особенностей: прежде всего в его основе лежал крой и стремление воспроизвести в одежде формы тела, а не драпировка, существовавшая в античном мире. Первоначальный покрой одежды варваров был близок к древнеперсидскому, и именно он л ёг с основу дальнейшего развития европейского костюма.

Мужской костюм состоял из штанов различной длины - древние римляне называли их "брэ", довольно короткой рубашки-туники и небольшого плаща-сагума из шерстяной ткани или меха, кожаной обуви, типа постол, или мягких башмаков.

Одежда из довольно грубых домотканых материй, шерстяных, льняных и полушерстяных на пеньковой основе, по-видимому, была орнаментирована вышивкой, однако об этом имеются лишь отры вочные сведения. Под влиянием римского костюма у европейцев появились длинные туники и далматика, неизвестные варварам. Они сделались знаком привилегированного положения.Эти одежды могли носить знатные люди. Поэтому торжественное одеяние королей было обязательно длинным.

Более полные сведения о костюме относятся уже к VIII - IX векам, кода возникли первые попытки объединения небольших феодальных государств. Наиболее крупным и устойчивым из них было государство франков.Высшего расц вета оно достигло при Карле Великом (конец VIII века) и его наследниках - Каролингах (IX век). В это время возобновляется почти прервавшееся общение между Западной Европой и Византией, и в королевство франков поступают византийские товары - главным образом ткани для торжественных одежд.

Ткани местного производства, окрашенные растительными красителями - мереной, шафраном, орешником и др - были распространены даже при дворе Карла Великого. Европейский костюм этого времени мало, чем отлича ется от костюма варваров. Рубашка -"шенс" - выше колен, всё тот же брэ до середины икр и плащ, называемый теперь "манто". Отличительной особенностью костюма франков была обувь.Вместо башмаков с мягкой подошвой, они носили полотняные или из мягкой кожи чулки, перетянутые сверху кожаными ремнями, оставляя открытыми пальцы.

Носить закрытую обувь в эпоху Каролингов имели право, по-видимому, лишь король и члены его рода. Более нарядной и богатой, сохранившей заметные черты римско-византий ского костюма, была одежда итальянцев.В некоторых южных районах Италии нашествие варваров не принесло больших разрушений, там сохранялись, и раньше, чем в других государствах Европы, стали развиваться ремёсла, существовала и торговля с Византией и Востоком.

Всё это не могло не сказаться на характере костюма: в Италии больше, чем где-либо, были распространены парчовые, шёлковые и тонкие шерстяные ткани, длинная одежда была привилегией не только влад етельных особ, но и большинства пожилых людей. Однако, несмотря на элементарность форм и относительную скудность тканей, декоративное решение европейского костюма V-IX веков отличается самобытностью и высоким уровнем художественного мастерства.Это, прежде всего, относится к украшениям из металла (золота, бронзы), органически входившим в общую композицию костюма.

Рисунок разнообразно переплетающихся лент, перевитых шнурами, геометрических узоров с условными изображениями животных, выполненный из золота или бронзы с крупными альмандинами и другими гранатами, создавал узор необыкновенной красоты и яркости. Этот так называемый "звериный стиль" с его своеобразной условной трактовкой материала был создан потомками варваров, покоривших Европу.В нём сказалось новое видение мира, иное отношение к природе.

Из этого стиля и начало развиваться всё европейское искусство средневековья. Список литературы 1. Дудникова. История костюма. М 2005 2. Герман Вейс. История культуры народов мира. Расцвет Византии: Арабск ие завоевания. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 144 с ил. 3. Ю. Марковский. Этнография средневековой Европы. М 1986 4. В.С. Холявко. История Византии. М 1984 5. Глоба-Михайленко Д. А. Культура раннего средневековья. М 1978.

– Конец работы –

Используемые теги: История, моды, костюма, Византии0.071

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История моды и костюма Византии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Лекции по дисциплине История Отечественная история, История России
Составитель к и н доцент УШКАЛОВ В А г Составитель лекций к ф н доцент Топчий И В... Лекция Введение Теоретические проблемы истории...

История моды и костюма Китая
Самыми полезными для общества считались ученые, крестьяне, ремесленники. Ремесленники делали прекрасную посуду, шелка, орудия труда для… По Великому шелковому пути везли шелк в Европу и Азию. В Китае люди первыми… Далее нити окрашивали и делали разные ткани. На тканях плели узоры, изображавшие животных и растения. Шелк был…

История мировых религий: конспект лекций История мировых религий. Конспект лекций ЛЕКЦИЯ № 1. Религия как феномен культуры Классификация религий
История мировых религий конспект лекций... С Ф Панкин...

Костюм Византии
Ведущими видами искусства этого периода являются архитектура, монументальная живопись, художественное ремесло, в том числе производство тканей,… Отсюда красота— это добродетель во славу бога. На смену античной красоте и… Тело всячески маскируется. Особый интерес у художников вызывает изображение лица. Огромные глаза, удлиненный овал…

История костюма
История моды неразрывно связана с историей разви­тия самого костюма, однако между ними нельзя ставить знак равенства, так как возникновение моды как… Подражание служит, таким образом, необходимой предпосылкой моды, вскрывая при… Формы костюма всегда развивают­ся параллельно с развитием общего стиля в искусстве и архитектуре определенной…

История бизнеса. В данном бизнес плане история бизнеса не представлена, так как предприятие только создаётся
Резюме В резюме изложены основные идеи бизнес плана для создания предприятия Здесь и способы место производства продукции и персонал и... История бизнеса В данном бизнес плане история бизнеса не представлена так... Характеристика продуктов В характеристике указано конкретное описание товара и способы его производства...

История моды
Большую роль играли украшения, которые вместе с татуировкой, прической или головным убором нередко составляли весь костюм человека в древности. В… С помощью костюма формы тела скрадывались под тяжелыми и пышными тканями. … Она указывала на его национальную и сословную принадлежность, имущественное положение и возраст. Откуда идет мода На…

История бизнеса. В данном бизнес плане история бизнеса не представлена, так как предприятие только создаётся
Резюме В резюме изложены основные идеи бизнес плана для создания предприятия Здесь и способы место производства продукции и персонал и... История бизнеса В данном бизнес плане история бизнеса не представлена так... Характеристика продуктов В характеристике указано конкретное описание товара и способы его производства...

История моды
Мода подчас калечила людей. Классический пример – железный корсет. Одним словом, это стихия. Сила моды так велика, что она лишила славы… Вероятно, пещерный человек начал украшать свое тело красной глиной и перьями. … Доисторические щеголи испещряли свое тело рубцами. Мужское тщеславие имело тогда такую же силу, как и спустя…

История природы и история человечества
Пр Фролова С.М М. 1989г. 2. Философия. Курс лекций. Учебное пособие.Пр Бычко К. 1993г. 3. Философские проблемы взаимодействия общества и природы.… Природа - это прежде всего универсум, который охватывает все сущее, в том… У античных философов, как мы знаем, понятием космоса по существу охватывалась вся доступная человеческому понятию…

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам