НОВОЕ ВРЕМЯ. КУЛЬТУРАXVII ВЕКА


собенность Нового времени - возникновение светской культуры, вышедшей из-под протектората церкви, церковного авторитета. Хронологические рамки Нового времени подвижны. В Италии, где ренессанс-ная культура опережала Западную Европу и формирование, и эволюция ее происходили быстрее, новая культура начинает формироваться уже в пос­ледней четверти XVI в.; во Фландрии, находящейся с Италией в тесных торговых контактах, - в первые годы XVII в.; но в большинстве стран Запад­ной Европы ростки новой культуры наблюдаются лишь позже. XVII век высту­пает промежуточным звеном между Возрождением и Просвещением. Это век роста и укрепления национальных государств Европы, век больших социально-политических изменений, всеобщей политической нестабильнос­ти, падения уровня жизни народа в Европе. На первый план в политической жизни постепенно выступает молодая буржуазия, ранее стоявшая вне поли­тики. Именно она была ведущей силой гражданской войны вАнглии, привед­шей кустановлению республиканского, правда, недолговечного строя. Она же была победительницей в освободительной борьбе нидерландского наро­да, отстоявшего свою независимость от испанского владычества и свою ре­формированную веру. Дворянство пока еще остается правящей верхушкой общества, а становление буржуазии проходит под покровительством дво­рянских абсолютистских монархий. XVII в. - векукрепившегося монархичес­кого абсолютизма, развитые формы которого мы встречаем во Франции, Испании, княжествах Италии и Германии. Формирование абсолютизма со­провождалось укреплением национальных государств, чьи границы зачастую не совпадали с границами проживания данной народности. Проблема наци­ональных языков становится задачей государственного строительства как во Франции, так и в княжествах Германии, в Англии, Голландии и т. д. Абсо­лютистское государство становится главным заказчиком и законодателем эстетических вкусов. Происходитдесакрализация культуры, что раздвигает ее творческие масштабы, ведет к ломке средневековых канонов, ниспро­вержению "идолов" схоластики (Ф. Бэкон) в науке и философии. Это был век, отсчет времени которого начинается с казни Дж. Бруно (1600 г.), а за­канчивается всеобщим признанием науки и социальной роли ученого. Это -век великих открытий вфизике,химии, оптике, математике, биологии, когда научные сообщества получили статус государственных академий; век фи­лософских и эстетическихдискуссий между "рубенсистами" и "пуссениста-


ми", эмпириками и рационалистами. Рационалисты (Р.Декарт, Б. Спиноза), рассматривая человека как идеально-абстрактное существо, даже отожде­ствляя его с машиной, считали, что он способен встать над своими чувства­ми во имя долга. Этика классицизма, отправляющаяся от античных республиканских идеалов служения отечеству, противопоставлялась средневековой этике служения Богу. Пафос общественного долга, требование нравственной дисциплины, следование законам чести - эти черты классициз­ма соответствовали идеалам абсолютной монархии. Именно поэтому класси­цизм, какправило, находил в ней своего покровителя, как, например, воФран-ции при Людовике XIV. Так формировалась нравственная атмосфера эпохи.

Полемика связана также с вариантами поиска художественной формы: одна из особенностей XVII в. - его стилевая неоднородность, когда сосуще­ствуют и взаимовлияют два новых художественных стилевых направления (барокко и классицизм), ориентирующихся на античные образцы и ренес-сансные идеалы. Конечно, и раньше встречались различные стили, но это было столкновение нового и уходящего старого. В XVII в. возникают совер­шенно новые стили, которые в культуре национально своеобразных государств остаются интегрирующимитенденциями.Барокконаходитширокое распростра­нение в Европе и колониях в культовом строительстве католицизма, пытающе­гося восстановить престиж, пошатнувшийся вовремя реформационныхвойн.

XVII в. развивает гуманистическую культуру Возрождения, но человек Но­вого времени с небес, куда его вознес Ренессанс, сходит на грешную зем­лю, живет будничной жизнью, а влитературе, в изобразительном искусстве представляется в быту, в труде (чего не знала предыдущая эпоха; Брейгель был, скорее, исключением). В условиях всеевропейской политической не­стабильности и укрепления абсолютизма национальных государств, фор­мирования национальных языков и национального самосознания было осо­знано и общечеловеческое начало в нравственных ценностях.

XVII в. - это также век рационализма и механики, век великих имен и боль-шихдостижений в науке, приобретшей свою социальную организацию в виде научных академий, век, провозгласивший принцип господства разума.

Культура в самой свободной по тем временам стране (Голландии) сдела­ла первые шаги по пути демократизации: первая публичная библиотека, первый публичный музей, первая периодическая газета, первые универси­тетские лекции на национальном языке (Лейденский университет).


32


Таблица 9