Эпохи культуры древнего Рима


Архитектура


Литература


Изобразительное искусство


Театр


Музыка


Древнейший период- период царей (Х-/вв. до н. э.)


Влияние этруской культуры в строительстве городов, крепо­стных стен, мостов, туннелей, гробниц, храмов, частных и общественных зданий (крепо­стная стена Рима -VI в. до н. э., построенная при этруском царе Сервии Туллии). Строитель­ство купольных сооружений.


Распространение эпосов в уст­ной традиции, использование этруского алфавита, заимство­ванного в свою очередьу греков.


Использование терракотовой скульптуры в убранстве хра­мов, изготовление саркофагов из мрамора итерракоты, скуль­птурных портретных изображе­ний для надгробий и погребаль­ных урн, применение рельефа. Использование росписей в гробницах.


Зрелища: бои между пленны­ми с оружием на погребальных церемониях (пережиток этрус­кого обряда человеческих жер­твоприношений).


Пение в музыкальном сопро­вождении: победные и свадеб­ные песни, застольные, поми­нальные, сопровождаемые иг­рой натибии (подобие гречес­кого авлоса). Танцы жрецов проходили под звуки труб и древних песен.


Период Республики (IV в. до н. э. - 20-е гг. I в. до н. э.)


Строительство функциональ­ных сооружений: мосты, кр-постные стены, жилье и обще­ственные здания, форумы, гробницы, храмы, амфитеат­ры, триумфальные арки и ко­лонны,дороги, акведуки(акве-дук Старый Анио, Аппиева до­рога). Влияние этруских прин­ципов строительства (в Риме сохранились храмы бога Пор-унаса и бога Геркулеса Оли-вариуса).


Интерес к греческой литерату­ре, философии, историческим сочинениям Первые поэты и драматурги греки-вольноот­пущенники. Зарождение рим­ской поэзии (жанр сатуры) и выделении из последней жан­ров дидактической (Лукреций Кар), лиричопкои и автобиогра­фической (Гораций), мифологи­ческой и сатирической (Юве-нал)поэзии


Влияние этруских и греческих пластических традиций. Пре­обладание небольших бронзо­вых статуэток. Большая роль рельефа на исторические и ба­тальные сюжеты, скульптурно­го портретадля надгробий. Велика роль живописи в деко­ративном оформлении поме­щений (фреска, мозаикаидр.).


Увлечение зрелищными играми (гладиаторские бои, выступле­ния канатоходцев, конные со­стязания), создание театров по греческому образцу(комедия и трагедия). Драм ату рги: Ливийстр Андроник, Гней Невий, Тит Мак-ций Плавт - переработка гре­ческих комедий (паллиата).


Развитие музыкальной культу­ры под влиянием музыкальных традиций Греции (в основном эпохи эллинизма). Поэтические произведения пелись под звуки струннощипковых инструмен­тов. Музыкальные инструмен­ты: кифара, авлос, тибия, лира, инструменты типа арор, кимва­лы, ударно-шумовые.


Период Империи (20-е гг. I в. до н. э. - II в. н. э.)


Расцвет римской архитектуры, расцвет зодчества в эпоху им-ператораАвгуста: помпезность, декоративность фасада, ордер-( ное строительство. Большое распространение обществен-ныхпостроек:термы, амфите­атры, цирки, триумфальные арки, многоэтажные частным дома, императорские дворцы


Распространении литератур­ных кружков, элитарность лите­ратуры. Творчество Горация ("Оды"), Поршмии ("Энеида"), Типуппа, Пронсрция, Овидия ("Метаморфозы"), Сенеки.


Увлечение греческой пласти­кой. Расширение пластических возможностей скульптурного портрета: передача характера, настроения, душевногодвиже-ния изображаемого. Расцвет рельефа. Дальнейшее развитие декоративной живо­писи (фрески, мозаики ит.д.).


-Дальнейшее развитие римско­го театра, его зрелищность. Люций Анней Сенека - созда­тель литературной драмы (тра­гедии "Федра", "Медея", "Ага­мемнон"). Распространение мимов, пантомимы. Увлечения зрелищами в цирке (состязания колесниц, бег, кулачные бои и


Распространение домашних музицирований. Начало музы­кальных состязаний (I в. н. э.), широкое распространение пуб­личных концертов виртуозов. С возникновением христианства возникновение христианского хорового пения.


Продолжениетабл. 5


Архитектура


Литература


Изобразительное искусство


Театр


Музыка


 


(Колизей, Пантеон, ныне Цер-ковьвсех святых, Форум Августа).


Распространение живописного портрета.

Периоддомината( | | |-|Vвв.н.э.)


тд.) и в амфитеатре (бои гла­диаторов, травля животных).


 


Кризис общества отразился в архитектуре: тенденция купро-щению декора фасадов (утра­та архитектурной помпезнос­ти), присутствуют большие раз­меры строений (термы Диокле­тиана). Начало строительства христианских церквей (базилик).


Распространение христиан­ской литературы с богословско-философской проблематикой: Тертуллиан (конец |V-Vвв.), Ав­густин Аврелий (|V-V вв.) -"Ис­поведь", атакже сочинения гно­стиков и неоплатоников, Боэций

(V| -V фией".

вв.)-"Утешениефилосо-


Сосуществование сюжетов для росписей, рельефов и скульп­туры на языческие и христиан­ские темы. Использование до­рогостоящих материалов в скульптуре (хрусталя, золота, серебра) для портретных бюс­тов. В IV в. все чаще использу­ется базальт.

В центре внимания характер изображенного человека и его личностные качества.


Запрещение гладиаторских игр и 404 г., периодические запре­ты травли зверей под влияни-ямхристианской религии.Зап­реты на языческие зрелищ после принятия христианства.


Дальнейшее распространение христианского хорового пения (гимнов)вустнойтрадиции.