Культура древней Индии


Таблица 3


 


Ранняя цивилизация (3-2 тыс. лет до н. э.)


Ведический период (с середины 2-го тыс. до н. э.


Брахманский период


Индуистский и буддистский периоды


 


Культура Хараппы и Мохенджо-Даро. Памятники ранней цивилизации в доли­не р. Инд (близ г. Хараппы и г. Махенд-жо-Даро), включающие маленькие по­селения и крупные города (Махенджо-Даро - пл. 260 га, число жителей - от 35-41 тыс. чел.) Города состояли из двух частей: цитаделей (с обществен­ными зданиями и бассейнами, залами для собраний, зернохранилищами и культовыми комплексами) и благоуст­роенных жилых кварталов. Двух- трех­этажные жилища из жженого кирпича, состоящие из нескольких помещений вокругдворика, сеть колодцев и совер­шенная система канализации говорят о высоком уровне быта. Основное занятие населения - земле­делие, высоко развиты ремесла и тор-новые связи с древними Ираном и Ме­сопотамией и населением побережья Персидского залива. Ремесла: метал­лообработка, ювелирное и гончарное мастерство, высокохудожественная резьба, мелкая пластика. Письменность не расшифрована. Эт­ническая принадлежность носителей индской цивилизации не ясна. Сведе­ний о религии мало: культ верховного мужского божества (прототип Шивы), культы животных (культ быка и т. д.). Упадок около 1500 г. до н. э. Влияние индийской цивилизации на пришедшие в середине 2-готыс. с Иранского наго­рья арийские племена.


Культура пришедших в Индию арийских скотоводческих племен. Религиозные верования, обычаи отражены в сборни­ке древнейшихтекстов - "Веды" (вклю­чает четыре основных сборника - сам-хиты: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа).

Установление кастового строя (брахма­ны, кшатрии, вайшьи, шудры). Боги - Индра, Варуна, Сурья, Митра, Агни и т. д. Брахманаспати - мифоло­гический образжертвоприношения. Складывание героического эпосадрев-ней Индии: "Махабхарата", "Рамаяна" в устной фольклорной традиции. Появление естестественно-научных знаний.


Брахманы приобретают большое влия­ние, монополизировав процедуру жерт­воприношения богам, а также толкова­ние и изучение "Вед". Выдвижение новых божеств: Брахмы, Вишну, Шивы. Скла­дывание учений о карме и перевоплоще­нии. Появление Упанишад - богословс­ких трактатов, толкующих ведические тексты., открывающих суть религиозной доктрины с точки зрения философских систем (Веданты, Мимансы, Санкхьи, Йоги, Ньяи, Вайшешики). Возникновение сект буддизма и джайнизма (конецVI -начало V в. до н. э.). Официальное при­знание буддизма в III в. до н. э. и начало его распространения за пределы Индии (в СреднююАзию и Китай). Письменная запись буддистского учения (III в. до н. э.) - сборник "Типитака" - ка­нонические правила буддистских общин, беседы, изречения Будды. Зарождение индо-арийской культовой скульптуры,живописи, связанной перво­начально с буддизмом. Складывание изобразительного канона. Начало строительства первых пещерных буддистских храмов и ступ. Зарождение древнеиндийского театра, связанного, очевидно, с религиозными мистериями в честь бога Индры. Появ­ление устного варианта театральной веды ("Натьяведа").

Развитие естественно-научных знаний в математике, астрономии, медицине ("Аюрведа" -древнеиндийский медицин­ский трактат).


Модернизация и демократизация брахманского культа (народ получил возможность участвовать в культе и обряде жертвоприношения), создание новых обрядов, процессий и т. д. Начало строительства индуистских храмов, святилищ, появление изобра­жений древних богов - персонифици­рованных сил природы (этого не знал ведизм и брахманизм). Популярным божеством становится Кришна (одна из аватар-воплощений - Вишну). Упо­рядочивание буддистского учения и культа. Эволюция культовых изобра­жений Будды от символических к ант­ропоморфным (III в. до н. э.).