Сущность полоролевого коммуникативного тренинга.

Игра заключается в том, что мальчики делают девочкам предложения пойти с ними, войти в состав их "команды", а девочки либо соглашаются, либо отказываются. Каждое элементарное взаимодействие между партнерами символизируется условной игровой карточкой, сделанной из бумаги. (Введение денег или их эквивалента в качестве символа переводит играющих из сферы межполовых и межличностных отношений в сферу торговых.) Итак, каждое элементарное взаимодействие (или "трансакция") "олицетворялось" карточкой. Игроки выкладывали карточку на общее игровое поле (парту) в случаях осуществления трансакций, или элементарных взаимодействий. Правилами допускались несколько вариантов трансакций.

Трансакциями считались следующие действия партнеров: мальчик делает предложение девочке: "пойдем со мной", и кладет карточку; девочка говорит в ответ: "я подумаю", т.е. она не соглашается и не отказывается, и кладет карточку; это неопределенность, приглашение к продолжению игры; девочка говорит:

"нет, я не согласна", кладет карточку и тут же забирает себе все карточки с игрового поля; это решительный отказ, прекращение данного этапа игры; мальчик после уклончивого ответа девочки ("я подумаю") говорит: "ну и думай", - кладет карточку и тут же забирает все карточки с игрового поля; это прекращение данного этапа игры; девочка говорит: "хорошо, я согласна", - кладет карточку и тут же забирает себе все карточки с игрового поля, "выходит" с мальчиком, выключаясь из дальнейшей игры.

Итак, в каждом случае при прекращении взаимодействия партнеров карточки забираются с игрового поля все сразу. Нетрудно заметить, что требования игры были различными для мальчиков и девочек. Цель игры для мальчиков: собрать в свою команду как можно больше девочек и при этом оставить у себя как можно меньше карточек. Цель игры для девочек: выйти с каким-либо мальчиком (по своему выбору), т.е. войти в его команду, но перед этим набрать как можно больше карточек. Побеждает девочка, у которой оказалось больше всех карточек, конечно, при условии, что она вошла к команду к одному из мальчиков. Общие стратегии поведения имитировали процесс ухаживания с преподнесение даров и предложением общения. Мальчики играли активную "мужскую" роль, а девочки - пассивную "женскую". На наш взгляд, это полезно для закрепления гетеросек-суальной ориентации. В наших тренингах на одного мальчика приходилось, как правило, по две-три девочки. Предварительно эмпирическим путем было установлено, что игра лучше всего идет, когда у каждой девочки имеется по три корточки, а у каждого мальчика - по семь корточек. По нашей просьбе после каждой игры победители рассказывали классу, как они добились успеха. По своему желанию проигравшие рассказывали о причине своей неудачи. Таким образом, был запущен механизм, описанный X. Ремшмидтом (1989) как "процесс преодоления трудностей": первичная оценка ситуации с эмоциональными компонентами; оценка собственных возможностей, включая возможную поддержку со стороны окружающих; на основе неудач и новой информации - третичная оценка проблемы; новая постановка задачи и формирование нового альтернативного поведения.

Для того, чтобы облегчить взаимодействие, чтобы снять напряжение между мальчиками и девочками условно было принято, что мальчики будут выступать в роли менеджеров, а девочки - в роли специалистов. Игра заключалась в том, что менеджеры должны были набирать себе в команду специалистов. Таким образом, мы лишали тренинг в глазах участников явной половой окраски. Полоролевые отношения маскировались функционально-ролевыми.

Наблюдая за действием мальчиков в серии игр, мы обратили внимание на то, что игровые действия можно разбить на 3 этапа:

— Инициатива, или подход. Этот этап характеризуется тем, сколько девочек мальчик пытается вовлечь в свою команду. Сколько он делает подходов к девочкам. Насколько он опережает других мальчиков, которые фактически конкурируют с ним.

— Тактика, т.е. взаимодействие с девочкой в отдельном игровом эпизоде. Этот этап характеризуется тем, сколько карточек мальчик тратит на взаимодействие с девочкой. Умеет ли он определить тех девочек, от которых получить со-

гласив наиболее вероятно, и обратиться со своим предложением именно к ним. Умеет ли он уговаривать.

— Стратегия, т.е. конечный результат усилий мальчика по мобилизации девочек в свою команду. Этот этап характеризуется тем, выходит ли девочка в результате переговоров вместе с данным мальчиком, а также тем, сколько девочек в конечном итоге вошли в команду мальчика.

Каждый этап важен для достижения общего высокого результата. Успех на каждом предыдущем этапе повышает шансы на высокий конечный результат. Проведя серию игр в 10 классе, мы получили следующие результаты:

От первой игры к последней увеличивается количество подходов мальчиков к девочкам (0,481 против 0,629), т.е. мальчики стали более предприимчивыми, активными. Они стали смелее подходить к девочкам со своими предложениями и вовлекать их в игру.

Средний индекс первоочередности практически остался прежним. Это можно объяснить тем, что индекс очередности либо не связан с успехом, либо находится в обратно пропорциональной зависимости, т.е. чем позже мальчик подходит к девочке, тем больше у него шансов на успех. От первой игры к последней наблюдается увеличение КПД на 18,26% (0,2063 против 0,3889), т.е. улучшается использование игровых карточек для "мобилизации" девочек.

Количество выходов девочек с мальчиками увеличилось на 7% (0,15 против 0,22), т.е. действия мальчиков стали более успешными и они стали выводить больше девочек.

Таким образом, по изменению показателей (количество подходов мальчиков к девочкам, КПД количество выходов девочек с мальчиками) можно сделать общий вывод:стратегия игры улучшилась. Можно сделать общий вывод, что коммуникативные тренинги помогают в выработке стратегий для преодоления трудностей на стадии взросления, помогает школьникам в психосексуальном развитии,повышают культуру межполовых отношений.