ассовыми миграциями и нашествиями варварских племен на территорию Западной Римской империи, ускорившими ее падение в V в., открывается новая эпоха европейской христианской цивилизации. Народы Восточной Европы политически, экономически и культурно были более тесно связаны с Византией, наследницей Восточной Римской империи, а германские племена, перекроившие границы государств и земельных владений на Западе, смешались с романизированными земледельцами, перенимая более совершенные хозяйственные навыки и новые культурные традиции. Римскими и византийскими миссионерами эти народы были приобщены к христианству и церкви с VI по XI вв. Византия - страна земледельцев и негоциантов, широко использующая в товарном обмене денежную монету (вто время какденьги доXIV в. струдом обращались в Западном мире), это также страна древних многонаселенных городов с величественной каменной архитектурой в противовес небольшим до XIII в. западным городским центрам, где преобладали деревянные и фахтверковые (каркасные) постройки. Вплоть до начала иконоборческого движения в VII! в. Византия оставалась источником образованности западных церковнослужителей, хранительницей иконописных традиций для Европы. Но именно неприятие иконоборчества с IX в. стало внешней причиной для первого церковного раскола и взаимных анафем папы Николая и патриарха Фотия. Расхождения между христианскими церквями к XI в. были уже настолько сильны, что католики и православные не признавали друг друга за единоверцев. Борьба за политические приоритеты и духовное влияние на христианизированное население Европы привела к расколу западной римской и восточной византийской церквей в 1054 г., определив и длительный раскол в культурном развитии Западной и Восточной Европы.
В условиях смут и войн, замкнутости натурального хозяйства церковь оставалась главной хранительницей античного наследия (в основном, той ее составляющей, которая соприкасалась с христианским учением). В монастырских скрипториях хранились и переписывались рукописи античных авторов. Наследие античности переосмысливалось, толковалось, с ним полемизировали (зарождалась патристика, принципы апологетики). Монастыри, проповедующие презрение к миру и аскетизм, места паломничеств и резиденции королей становились основными культурными центрами (борьба за первенство между церковной и светской властями - постоянное явление). С XI в. монашество завоевывает господствующее положение в духовной жизни общества. Поиски же в области путей монастырского служения привели к
возникновению клюнийскогодвижения, орденов цистерцианцев вХИ в., францисканцев и доминиканцев в XIII в. на Западе, не избежавших влияния византийского монашеского движения и учения исихазма, господствующего в восточной церкви.
Возникновение интеграционных процессов в культуре католической Европы выразилось в формировании единого образца - сначала романского, а затем и готического стилей. Важную объединяющую роль в культуре средневековья играет церковь, в которой, несмотря на теологические распри и властные притязания церковных князей, преобладают централизующие тенденции (как, например, при возникновении романского стиля сыграло свою роль клюний-ское движение, добивавшееся внешнего сходства монастырей, входивших в конгрегацию с центром в Клюни). Формирование готического стиля в XII в. связано с началом расцвета городов и городских соборов. Человеческий образ играет центральную роль в культуре готической эпохи. Главными же покровителями искусства становятся с XIII в. светские владыки, при дворах которых расцветают первые ростки светской рыцарской культуры, явившей прекрасные образцы чуждой аскетизму поэзии. Важную роль в европейской культуре с XII в. начинают играть университеты, находящиеся под надзором католицизма, где господствует латынь и теология, но где появляются также первые ростки свободомыслия.
Христианской Европе противостоял быстро формирующийся в VII—VIII вв. мусульманский мир, объединяющий многочисленные племена под знаменем ислама. И если христианство завоевывало души европейцев проповедью с IV по XII вв. (VI в. - Англия, Х-Х1 вв. -Скандинавия, 1Х-Хвв. - славяне, Х1-ХИ вв. -прибалтийские народы), то распространение мусульманства посредством "священной" войны (джихад) с "неверными" происходило с удивительной быстротой в VII—VI11 вв. Завоевания арабов включали, в первую очередь, важнейшие торговые пути (большая часть которых проложена была еще в эпоху Рима), связывающие Средиземноморье и Аравию с Индией и Китаем. Эти войны привели в движение Северную Африку и Евразию от Пиренеев до Памира и оазисов Средней Азии. Задачи войны против многочисленных "неверных" и единая вера сплотили мекканцев, бедуинов, йеменцев, сняли остроту противоречий между завоевателями и омусульманенными завоеванными народами. Конечно, ислам не был монолитен: шииты, сунниты, хариджиты, мутазилиты, суфиты и т. д. Но эти внутренние распри не помешали слиянию арабских племен в единый этнос, а завоеванных земель -в единое государство - Арабский халифат (VII - начало X в.). Полная частная
19
собственность на землю (мюльк) иусловное владение (икта) вели кзакреплению арабов на завоеванной территории, а относительная веротерпимость примиряла с последователями христианства, иудаизма, зороастризма, буддизма и т. д. За единением шло слияние и проникновение культур. Среди завоеванных народов проводилась активная арабизация, а арабский язык становился на Востоке, в Северной Африке, Испании международным. Не уничтожив древних культурных традиций завоеванных народов, ислам и арабские образцы повлияли на внешнее проявление этих культур: появились новые типы культовых зданий - мечети, минареты, медресе (причем для строительства широко использовались остатки античных зданий: фундаменты, колонны, мрамор). Традиции светскогозодчества, сохранившиеся со времен эллинизма, продолжали играть значительную роль: крытые рынки, караван-сараи и крытые цистерны (водохранилища) вдоль караванных путей, мосты через реки, общественные бани, прекрасные дворцы; архитектурный декор -арабески с геометрическим и растительным орнаментом. Ислам ограничивает живопись и скульптуру, запрещая изображение живых существ, ведущее к идолопоклонству. Предмет поклонения мусульман абстрактен. Аллах един и его невозможно ни представить, ни изобразить (он абсолютнотрансцендентен). Отсюда символизм арабской поэзии, расцвет орнаментализма, каллиграфии. (Идея о невозможности изобразитьбожество перекликается сиконоборческими рассуждениями, начавшимися в Византии в началеVIII в. и исходившими от светской власти).
Арабская культура впитывала все достижения культур завоеванных народов. Очевидны влияния древних индийцев и персов в математике (арабские цифры), в устной поэзии, историографии и сказочном сюжете (сборники "Тысяча и одна ночь" - |Х-ХV вв.; "Синдбад-наме" -/-/| | | вв. др.), где сXII в. находит распространение "орнаментальный" литературный стиль. Не погибли и традиции изобразительного искусства, которые нашли свое второе рождение в миниатюре, наивысшего расцвета достигшей в Иране, Индии и Азербайджане вXIV—XVIвв. Халифы покровительствовали науке, создавая во многих городах библиотеки и обсерватории. Так, в Багдаде был создан "Дом науки" (академия, библиотека, обсерватория, коллегия переводчиков). Переводились и переписывались, комментировались философские произведения греческих авторов (особенно Платона и Аристотеля). Влияние знаменитых представителей восточного аристотелизма, таких какАльФараби, Аль Бируни, Ибн Сина, на средневековую мысль Западной Европы бесспорно. Шло переосмысление с позиций ислама древнего национального и античного эллинистического наследия. Именно с Востока проникало вольномыслие в богобоязненную Европу ("Легенда о трех обманщиках"). Успехов арабоязычная мысль достигла в медицине (сирийская династия врачей Бахтишо, знаменитый Ибн Сина, в европейскойтранскрипцииАвиценна), географии, астрономии, математике. Х|-X| | вв. - эпоха энциклопедизма в арабоязычной культуре, кэтому
времени относится и труд членов философского кружка "Братья чистоты" в г. Басре - энциклопедия научно-философскихдостижений своего времени (конец IX в.).
Военные победы мусульман, приведшие их на Пиренейский полуостров, усилили, с одной стороны, противостояние двух мировых религий (ислама и христианства), спровоцировав крестовые походы на восток сXI поXIII вв., с другой, -тесные контакты в Испании и Средиземноморье западноевропейской и арабоязычной культур вели к их взаимному влиянию: проникновение на Запад идей арабоязычной философии, поэзии, художественной прозы, медицинских, математических, астрономических и т. д. знаний; орнаментализма вархитектурномдекоре, майолики, производства бумаги (китайского изобретения), предметов обихода (изделий из "дамасской" стали, выплавленной по китайской технологии, изделий из драгоценного китайского фарфора) и т. д.; в свою очередь на Восток проникают принципы романской архитектуры (строятся вXII— XIIIвв. нефные мечети вАлжире; вХ | -Х | | вв. в Иране арки и своды приобретают стрельчатые очертания, появляются своды на нервюрах, т. е. своеобразно применяется архитектурный принцип готики); в XVI в. - печатные станки (как предполагают, изобретенные в Китае и вернувшиеся на Восток вновь из усовершенствовавшей их Европы).
Странам ислама противостояли и теснейшим образом соприкасались с ними народы Дальневосточной и Южно-Азиатской цивилизации, чьи культуры испытывали на себе с глубокой древности влияния индийской и китайской традиций.
Индуизм, продолжающий нитьтрадиционной культуры и миросозерцания брахманизма, уже вV| |-/| | вв. столкнулся в Северо-Западной Индии с исламом (мусульманское государство в низовьях Инда в области Синд), и с тех пор набеги и завоевания мусульман продолжались. В началеXIII в. Северная Индия подпала под власть завоевателей-мусульман, создавших здесь государство, получившее название Делийского султаната (XIII - начало XVI в.). Вместе с исламом утверждались и новые формы художественной культуры, новые архитектурные образцы: мечети, медресе и т. д. Мусульманство принимали некоторые земледельческие общины, разнообразные городские социальные группы, представители знати. Но если знать тяготела к ортодоксальному исламу, то обращенные в ислам низы продолжали соблюдать традиционные обряды индуизма. Проникающая в индийскую культуру новая религия не смогла посеять разобщения. Напротив, период средневековья в Индии полон поиском путей взаимопонимания между общинами ислама, индуизма и буддизма. В Индии идеи слияния вероисповеданий придерживались не только многие представители интеллигенции (такие, как выдающийся индийский поэт Кабир), но и многие представители правящей элиты (император Акбар).Тем не менее ислам, основанный на единении в вере, не смог вписаться в сложную, но гибкую кастовую социальную систему индийского общества, предполагающую четкие регламентации и моральные
20
предписания для каждой касты. По этой же причине постепенно теряет в Индии влияние не признающий кастовой дифференциации буддизм, скорее находящий приверженцев за пределами региона своего возникновения, где нет кастовогоделения (например, в Китае, гдесVI в. он стал государственной религией; Японии; Тибете; Индонезии; Бирме и т. д.). Учение Будды оказывало огромное влияние научения и культ индуизма в средние века. Индуизм, скорее, представляет собой конгломерат ценностей и верований, широчайший пантеон богов, культовых предписаний, принадлежащих различным социальным слоям и племенным общинам, вливавшимся в индийское общество на протяжении веков. Отсюда многообразие философских школ и толкований священныхтекстов. Основной чертой индуистского мировоззрения является представление о жизни как страдании, включенной в череду перерождений (сансары) и подчиненной закону кармы (возмездия). Основные проблемы философско-религиозных школ, в том числе йоги: поиск путей прерыва перерождений (слияние человеческой души Атман с первоначалом всего сущего - Брахмой в индуизме; возвращение в Ничто, достижение Нирваны в буддизме и т. д.). К постижению высшей реальности (брахмы), к мысленному слиянию с божеством (медитации) должны были вести произведения искусства, связанные главным образом с культом. (В христианской традиции методы медитации имели некоторое сходство с методами египетских и синайскихаскетов |V-V| | вв., известных в европейской традиции как основоположников учения исихазма, получившего особое распространение в православии сХМ в. К подобным же методам обращается сVII-VI | | вв. аскетическое направление в исламе-суфизм). Космологические представления философских школ, буддистские предания, моральные предписания и светские сюжеты отражены в замечательных произведениях индийской художественной культуры монастырей вАджанте (| | -V | | вв.) и Элло-ре V| -Х вв.). Распространение и значение живописи в индийской и китайской культурах- их отличительная особенность. В середине 1-го тыс. н. э. в Индии и Китае появляются руководства поживописи и скульптуре, обобщающие опыт многих поколений мастеров. В Индии - эти правила отражали также религиозно-магическое предназначение изобразительного искусства. Проникновение буддизма в Китай в первые века нашей эры способствовало знакомству Китая с культурой Индии, а также принесло с собой соответствующую иконографическую систему, новые типы культовых зданий (скальные монастыри и храмы по типу индийских, пагоды, мемориальные ступы), которые соседствовали с традиционной архитектурой и изобразительным искусством. В тоже время в Китае буддизм претерпел трансформацию под влиянием местных культов и обрядности, включил в свой пантеон китайские святыни. Мирное сосуществование даосизма, конфуцианства (традиционных исконных форм китайского мировоззрения) с буддизмом на протяжении столетий - черта китайской культуры. (Подобной же толерантностью отмечена и культура Индии). Конфуцианство, со II в. до н. э. являвшееся
официальной идеологией Китая, апеллировало к установленному с древности порядку, традициям и культу предков. ("С установлением корня рождается и путь", - говорил Конфуций). Жесткое кастовое общество в Индии и строго иерархическая социальная система в Китае, где представителю каждой ступени также предписывались свои правила поведения, свой тип одежды. Но если в Индии принадлежность к касте определяется рождением (подчиненным карме) и предопределена мироустройством, то в Китае формально можно было подняться по иерархической лестнице, сдав экзамен на соответствующую должность (императором могстатьтеоретически любой, даже крестьянин, и такие случаи в истории Китая случались: родоначальники династий Хань и Минь). В тоже время, особенно втанский период(VII - началоXв.) регламентация жизни достигла наибольших масштабов, став в понимании современников необходимым условием гармонии мироустройства. Философская полемика с буддизмом и даосизмом и дальнейшая разработка идей конфуцианства - основное содержание творчества Хань Юя (VIII -начало IX в.). Названия его трактатов ("О человеке", "О пути", "О природе человека") говорят о постановке этико-антропологической проблематики как центральной (через столетия итальянский ренессанс также подхватит эстафету гуманизма). Призывы к справедливости и милосердию, близкие конфуцианству, звучат в прекрасной китайской поэзии VII—К вв. втворчестве выдающихся поэтов Китая Ли Бо, Ду Фу, Бо Цзюй-и. Расцвет литературы в периоддинастии Тан повлек и дальнейшее усовершенствование библиотечного дела, а из всех наук наиболее чтимой оказалась история (помогающая "устанавливать корни" современности), сохраняющая для потомков дела предков и традиции, ими создаваемые.
Традиции живут и в художественной культуре средневекового Китая, будь то культовая или светская станковая живопись на шелке или бумаге (предполагающая портрет, пейзаж, бытовые сцены, жанр "цветы-птицы"), художественное ремесло (фарфоровые изделия, резьба по дереву, художественная выплавка металла и т. д.).
Города сохраняли традиционную четкость планировки, а строители руководствовались древним правилом системы "фын-шуй" ("ветер-вода"). Грандиозные каналы (в том числе Великий Китайский канал между Янцзы и Хуанхэ), пограничные укрепления (в том числе Великая Китайская стена, начатая в III в. до н. э. и продолжавшая строиться вплотьдоXVI в.), дворцовые ансамбли демонстрировали знания и инженерное искусство китайскихзодчих. (На далеком севере Европы с Великой Китайской стеной перекликалась Великая Датская стена - Даневирке, построенная в XII в. датчанами для защиты от нашествия немцев). Рядом с монументальными постройками небольшие по размерам одноэтажные или многоэтажные с обходными галереями здания, ажурные беседки в садах, имитирующих естественную природу. Но все эти здания объединяет традиционный, идущий с глубокой древности, принцип каркасного строительства.
Культурные влияния Китая распространялись не только на близлежащие страны (Японию, Корею, Вьетнам), нои на арабский Восток, далекую Европу. Караваны из Китая и Индии отправлялись по Великому шелковому пути к берегам Средиземноморья. Этот далекий, утомительный, но безопасный путь был знаком многим европейским купцам, в числе которых оказалось и семейство Поло.
Особенность культуры средневековья: монотеистическая религия в христианских и мусульманских странах (в противовес политеизму античности) становится господствующим мировоззрением, пронизывающим все сферы жизни общества, подчиняющим себе быт, мораль, политику, юриспруденцию, эстетику, искусство, науку. Культура призвана стать средством пропаганды религиозного мировоззрения. Она мифологична (основана нахристианской, исламской, индуистской, буддистской ит. д. мифологии). Искусстводолжно сделать наглядными слова Божественного Учения. Отсюда символизм средневековой культуры, стремление постичь мудрость Бога, скрытую в знаках и символах Писания, Учения и т. д. Христианские и буддистские монахи, брахманы, муфтии, муллы и др. усматривали в них персонифицированные силы природы, искали между ними предопределенные соотношения и взаимосвязи, создающие гармонию мира.
Архитектура, план и интерьер церкви, мечети, храма, культовая церемония и т. д. представляли собой систему символов (продолжая традиции древности).
В европейской философии отголоском символизма стал знаменитый спор об универсалиях между реалистами и номиналистами.
Культура средневековья авторитарна, что перекликается с авторитарностью в социально-политической сфере, порождаемой феодальной иерархичностью общества. Поэтому культурные заказы сеньоров-покровителей (чаще всего таким покровителем оказывался религиозный институт) определяли и господствующие вкусы. Этой же иерархичности и авторитарности подчинена и религиозная жизнь общества, где господствует кроме божественного авторитета (авторитета Писания) авторитет школы (авторитет Предания и схоластика). Отсюда каноны в изобразительном искусстве и архитектуре, строгий распорядок жизни средневекового человека (монаха, феодала, горожанина: ремесленника и купца; крестьянина) во всех пластах культуры общества; большая роль ритуала, традиции в быте и отношениях (как наследие античной и древней культуры).
Проторенессанс (конец XIII - начало XIV в.): первые попытки отойти от средневекового авторитета, канона, образца наблюдаются в изобразительном искусстве (Джотто), в литературе (Данте), в философии и науке (У. Оккам, Р. Бэкон). Попытки эти подготавливали новую эпоху в культуре, падающую на Позднее средневековье и получившую название Возрождение.
Европейский, Ближневосточный, Среднеазиатский, Южно-Азиатский, Дальневосточный и другие миры, казалось бы, такие далекие и разные, по-
клоняющиеся разным богам, смотрящие на мир сквозь призмы своих оригинальных мировоззрений, никогда не были изолированы, оторваны друг от друга. Именно в средневековье оформляются Европейско-христианский, Мусульманский культурно-цивилизационные типы, претерпевают дальнейшую эволюцию Китайско-дальневосточный и Индо-южноазиатский.
Европейский тип культуры, предполагающий западноевропейский и восточноевропейский варианты, создавался, главным образом, западногерманскими, кельтскими, восточногерманскими и славянскими племенами. Мусульманский арабскими, арамейскими, персами и другими семитскими племенами, коптами, берберами, тюрками и т. д. В формировании мусульманской культуры сыграли немалую роль народности северо-западной Индии, Кавказа Китайско-дальневосточный тип - народами Японии, Китая, Кореи, Вьетнама. А Индо-южно-азиатский тип - народами Индии, Тибета, Непала, Лаос;!, Таиланда, Бирмы и т. д.
Христиански евпропейский и арабо-мусульманский культурно-цивилизационные типы наследуют культуру средиземноморской античности, более тяготевшей к Востоку в культурной ориентации. Именно поэтому здесь угадываются черты античной цивилизации: это "открытые" типы культур, для которых характерен монотеизм (христианство, ислам), торгово-экономическая и культурно-религиозная экспансия.
Большую роль и развитии этих цивилизаций играет морская торговля. Мусульманский мир доминирует в Средиземноморье, Персидском заливе и прибрежных водах Индии и Китая вплоть до XV в. Арабские лоцманы славились, вспомните Веско да Гаму! Но и европейцы осваивали морские стихии с ранном» средневековья, умудрившись даже создать нормандские (точнее, исландские) поселения в Гренландии с Х-ХV вв. Расцвет же европейской "талассократии" начинается с XV в., когда потребности в сырье и сбыте капиталистических городов, нуждающихся к тому же все более в предметах роскоши, толкают европейцев покинуть прибрежные плавания и решиться на отважные морские и океанические переходы. Расположение стран Европы в южной и северной частях материка предопределило специализации населения в ремесле и сельском хозяйстве (мясомолочное животноводство; злаки: рожь и пшеница), а выход многих стран к морю и множество рек, прорезающих сушу с юга на север, облегчили международный внутриевропейский торговый и культурный обмены, способствуя европейской консолидации.
Если для культур Востока характерна "железная традиционность", то для Европы - скорее способность к активному восприятию и поиску новшеств, их использованию в быту и производстве. Быстро меняющийся покрой европейского платья удивлял китайцев, японцев и другие народы Востока, сохранивших неизменными традиции своих одежд через столетия. Европейский быт складывался изначально как быт оседлых народов: фундаментальные дома, система печей и каминов, разнообразие мебели и
22
утвари. На Востоке и сегодня сохраняются древние обычаи кочевого быта -влияние арабской культуры, местных традиций: обилие ковров на все случаи жизни, низкие столики, минимум мебели, утвари.
Китайско-дальневосточный и Индо-южно-азиатский типы культур менее активны в своей культурной экспансии (их культурное влияние распространялось без участия оружия), они продолжали развивать наследие своей собственной древности, охотно принимая в свое лоно новые племена и общины пришельцев, регулируя отношения между ними и своими народами посредством гибкой социально-сословной (например, касты "джати" в Индии) или универсальной религиозно-культовой систем, с легкост>.ю принимавших в свой пантеон новых богов и чужие культы, им посвященные. Эти цивилизации с глубокой древности знали прибрежное плавание, создав уже в 3-2-м тыс. до н. э. морские торговые пути к берегам Персидского залива и Аравии. Китайские морские суда (джонки) бороздили прибрежные воды, применяя с XI в. компас, но по своим техническим возможностям не уступали европейским и арабским. Об этом свидетельствуют колониальные экспансии
XV в., когда китайские эскадры совершили семь экспедиций в Индонезию, Суматру, к берегам Индии и Ормузского пролива. Но морская экспансия не характерна для этих двух типов цивилизаций. Они более тяготеют к континентальным контактам. В этих цивилизациях деревня и мелкое ремесло играют чрезвычайно важную роль, не уступая городу (в Европе и мусульманском мире именно город стал двигателем прогресса). И еще одна любопытная черта, объединяющая эти цивилизации - рис - основной продукт питания, потребление мяса сведено было до минимума.
Но при всех этих различиях четыре культурно-цивилизационных типа Евразии никогда не были изолированы друг от друга. Караванные, морские, торговые пути и контакты, войны, захваты территорий, распространение "мировых" религий и культур с ними связанных, создавали условия для постоянного культурного обмена. "Обычно все в конце концов распространялось: и арабские цифры, и порох, и компас, и бумага, и шелковичный червь, и книгопечатание... Ни одна из инноваций не оставалась на службе какой-то одной человеческой группы, одного государства, одной цивилизации...", - писал Ф. Бродель [27, т. 1, с. 410].
23
Таблица 6
Культура европейского средневековья
Стиль
Архитектура
Изобразительное искусство
Литература
Театр
Музыка
Раннеесредневековье(IV—IXвв.)
Главным образом, деревянное зодчество, а также редкие небольшие каменные церкви по образцу римских базилик и мавзолеи.
Традиционные мотивы в скульптуре, рельефе, прикладном искусстве ("звериный стиль" германских племен).
Принятие христианства способствует распространению письменности и грамотности. Устный фольклор: эпосы, руны.
Устная традиция христиан-скогохорового пения гимнов ("alleuia"), развитие литургического пения. Музыкальная реформа папы Григория Великого(конец VI-начало VII в.) - создание единой литургии (григорианский хорал). Нотирование мелодии невмами (безлинейная нотная запись). Древние традиции народной музыки: свободные импровизации, руны,обрядовые, трудовые, танцевальные песни и т. д.
Раннее средневековье (Каролингское возрождение - конец VIII - начало IX в.)
Распространение камен- Книжная миниатюра, ре- Интерес к античной лите- Выступление жонглеров Развитие невматической |
ных построек и христианских храмов.
льеф, прикладное искусство, мозаика и деревянная скульптура.
ратуре, открытие школ
и менестрелей на площадях
нотации, применение двух нотных линий, дальнейшее развитие церковного хорового пения и светского при дворах феодалов.
Классическое средневековье (Х-Х|V вв.)
Романский стиль (Х-Х||вв.)
Распространение романского стиля: каменные постройки со сводчатыми перекрытиями. Монастыри - центры художественной культуры. Церковь в аббатстве Клюни как первый образец романской постройки,ориентированной на многолюдное проведение мессы. В основе храма -
Развитие скульптуры в христианских церквях, рельефов, книжной миниатюры, иконописи (влияние ви-зинтийскойиконописи).
Записан героический эпос Западной Европы (XI-XII вв.). Преобладание латыни. Эпосы: "Песньо Роланде" (Франция); "Песнь о моем Сиде" (Испания); "Песнь о Нибе-лунгах" (Германия). Рыцарская культура и развитие рыцарской поэзии (поэзия трубадуров и миннезингеров) слирической итрои-ческой тематикой. Рмспро
Зарождение светской салонной культуры и выступления труверов и миннезингеров. Рождение церковных религиозных мистерий.
Расширение значения светской и фольклорной музыки в исполнении бродячих менестрелей и рыцарских поэтов (трубадуров, труверов, миннезингеров). Развитие церковного монодичес-когопения.
Продолжение табл. 6
Стиль
Архитектура
Изобразительное искусство
Литература
Театр
Музыка
Готический стиль РЯ1—XVI вв., вИталиидо XIV в.)
крест(городские соборы вВормсе, Майнце, пизан-ский ансамбль).
Развитиегородскогостро-ительства. Город - центр художественной культуры. Церковь монастыря Сен-Дени (Франция) как образец готической постройки. Использование контрфорсов, арок, галерой, башен,огромных окон. Пышность декора, обилие декоративной символической скульптуры: Собор Парижской Богоматери, Реймский собор (Франция); Вестминстерское аббатство, собор в Линкольне (Англия); Ми-панский собор (Италия).
Развитие декоративной скульптуры в готических соборах на темы библейской и национальной историй.
Пропагандистский мора-лизаторский характер искусства. Готика в скульптуре - религиозный экстаз, аскетизм, движение. | Развитие стенной и алтарной живописи, витражей, книжных миниатюр, прикладного искусства.
странение теологической литературы. Период ранней схоластики: господство авторитета, спор номиналистов (Росцелин)и реалистов об универсалиях (Эриугена, Ансельм Кентерберийский). Складывание мистических учений (монастырь Сен-Виктор).
Развитие светской художественной литературы на национальных языках. Развитие рыцарской поэзии, влияние рыцарской поэзии на эпические поэмы. Развитие городской литературы, где наличествуют критические и сатирические начала. Жанры городской литературы: стихотворная новелла (фаблио - во Франции, шванк - в Германии); городской сатирический эпос: "Роман олисе", аллегорический роман "Роман о Розе". Распространение студенческой поэзии (ваганты). Расцвет схоластики: толкование аристотелизма доминиканцами (Фома Аквин-ский) и францисканцами (Дунс Скот, Роджер Бэкон, Уильям Оккам). Продолжение спора об универсалиях, знании и вере. Философская апология теизма Фомы Ак-винского и ее опровержение Уильямом Оккамом: философия и теология имеют собственные истины.
Выступления бродячих актеров(жонглеров, менестрелей и т. д.) на площадях. Средневековые церковные христианские мистерии.
Зарождение многоголосного хорового церковного пения (полифонии), профессионального музыкального искусства в церковной и светской музыке. Открытие музыкальных церковных школ при крупных церквях в Риме и Франции. Новые инструменты: лютни и т. д. Состязания миннезингеров в Германии.
Стиль
Архитектура
Изобразительное искусство
Литература
Театр
Продолжениетабл. 6 Музыка
Классическое средневековье (ПроторенессансXIII-XIVвв.;
Ренессанс
Интерес к окружающему миру, появление реалис-тическихтенденций (фрески Джотто - Италия). |
ЛирикаДантеАлигьери (Италия) - философские идеи, обращение к античному наследию, кдушевной жизни героя(цикл лирическихстихов в книге "Новая жизнь"). Поэма "Божественная комедия".
Позднеесредневековье(ХМ—>Мвв.) См. табл. N 7, 8 "Культура Возрождения (Италия), "Культура Возрождения" (Западная Европа) соответственно.