о второй половинеXIX в. континенты содрогаются от войн (Крымская, франко-прусская войны, война севера и югаСША, русско-турецкая и "опиумная" война в Китае); с оружием в руках борются за свои национальные права славянские народы, венгры, румыны, греки. Перекраиваются границы Европы. Объединение Италии и Германии - важнейшие события Ж века, определившие жизнь Европы надолгиедесятилетия. Свою независимость и государственность получают те народы, которые не имели ее со времен средневековья: Румыния (1862 г.), Греция (1862 г.), Сербия (1868 г.), Болгария (1878 г.). Самоуправление, возможность говорить, писать и учиться на родном языке -основные требования в политической борьбе норвежцев, венгров, чехов, хорватов, поляков и т. д. Идея объединения разбуженных к национальной жизни славянских народов (панславизм) под эгидой России красной нитью проходит через восточно-европейскую литературу и публицистику, ей в унисон вторит польский мессианизм. Индустриализация общества, связанная с расширением фабричного производства и наемной силы, вела к быстрому хаотичному разрастанию городов, а капитализация деревни - к разорению мелких крестьянских хозяйств, пополнению армии безработных. Эти процессы обострили классовые конфликты, политизировали жизнь и культуру. Усиливались культурные обмены между странами Европы, Америки и Азии. Большую роль в экономическом и культурном обмене начинают играть Всемирные выставки: 1851, 1862 гг. - вЛондоне, в 1855, 1867 гг. - в Париже и т. д.. Благодаря началу революции в средствах связи (строительство желез-ныхдорог, телеграф, телефон, развитие судоходства и т. д.) обмен между культурными регионами становится все оживленнее. Масштабный грабительский колониализм знакомил европейцев с малоизвестными или неизвестными культурами завоеванных народов. Англия, Франция, Германия развернули гонки за приобретение новых колоний и рынков сбыта в Африке, Передней, Восточной, Южной Азии; политика этих стран привела к разрушению замкнутости Китая и Японии, которые выходят на мировую арену. Колониальная политика сопровождалась насаждением европейской культуры и быта. Строительство крупнейших городов в Китае (Шанхай, Гуанчжоу, Пекин), Индии (Дели, Бомбей, Калькутта) производилось по принципам европейской архитектуры. ВТурции, находящейся втесных политических и экономических отношениях с Европой, европейское влияние обнаруживалось все более отчетливо в градостроительстве (Новый Стамбул, Новый Измир), в изобразительном искусстве (академическая живопись, реализм,
импрессионизм, символизм), в приобщении интеллигенции кевропейской литературе. Ноуже на рубеже ХlХ-ХХ вв. Восток пробуждается к новой жизни: передовая творческая интеллигенция Индии ("Бенгальское Возрождение" во главе с братьями Тагор - последователями великого писателя и философа Индии начала Ж в. Раммохуна Роя, считавшего, что западные традиции могут быть положены в основу новой интерпретации традиционной индийской культуры и философии), Китая (живопись "гохуа" - живопись по шелку, возрождающая древние традиции), Турции выступает за возрождение национальной культуры, за национальное самоопределение и демократические права народа.
Во 2-й половине Ж в. фактическая власть переходит в руки капитала, интересы которого - интересы производства и сбыта. Индустриализация общества привела не только к массовому росту пролетариата, но и к увеличению его роли в политической борьбе. За симпатии и голоса пролетариата теперь борются политические партии, привлекая на свою сторону, пытаясь им манипулировать. Выйдя на политическую арену, пролетариат добивается всеобщего избирательного права, направляя политическую жизнь по пути демократизма.
Вторая половина Ж в. - пора последнего открытого столкновения религиозной и светской культур за влияние на общество. Католичество в это время переживало очередной кризис: внутрицерковные разногласия особенно резко проявились на 1-м Ватиканском соборе (1869-1870 гг.), когда от католичества откололись старокатолики в Германия, Голландии, Швейцарии, Франции и США. Тем не менее духовенство стремилось вернуть себе утерянные позиции, как, например, во Франции оно стремилось овладеть высшим образованием (открытие специальных иезуитских колледжей). Папа Пий IX издал "Перечень главнейших заблуждений нашего времени" (Силлабус), где осуждались рационализм, пантеизм, свобода совести, социализм и коммунизм, гражданский брак, разводы и т. д. В странах, где силен был клерикализм или влияние религиозных конфессий на культуру, традиционно возникла бурная полемика об отделении школы от церкви (Германия, Англия). Вопросы свободы совести, брака, отношение к иезуитам были в центре внимания общественности в Австро-Венгрии, Германии, Франции, Испании. И клерикализм проиграл. Никогда еще историческая наука и философия не обогащались таким числом серьезных исследований о сущности и социальной роли церкви и религии, о происхождении христи-
42
анства. Весь просвещенный мир участвовал в сборе денег на памятник Дж. Бруно. Победа светской культуры связана и с победой демократизации, с выступлениями широких кругов интеллигенции за популяризацию культуры, в том числе за введение бесплатного светского образования в начальной школе (Швейцария-в 1874г., Италия - в 1877 г., Бельгия - 1877 г., Голландия- 1878г., Англия - 1880-1891 гг., Франция - 1881 г. и т. д.). В тоже время в странах, борющихся за независимость, ислам, буддизм или национальные религии (например, индуизм) зачастую становились знаменем объединения и свободы.
Во 2-й половине Ж в. наука становится одной из основных культурных доминант, переживает процессы системного оформления эмпирического материала (в химии, биологии, социальных науках и т. д.), ее достижения входят в жизнь, повседневность, определяют развитие техники. Сциентистская ориентация общества отражается и на культурных процессах (большое влияние оказывает книга Ч. Дарвина "Происхождение видов", 1859 г.) на подходы к изучению человека и общества.
Натурализм - направление в реализме, в котором ярко отразился сциентизм общества. Подробное описание фактов, событий, фотографирование жизни, стремление к искусству, основанному, по выражению Э. Золя, "на методе и анализе, близкому науке". Художественная культура переживает влияние позитивизма, ориентируясь на данные конкретных наук (психологии, этнографии и т. д.). Даже изобразительное искусство (течения импрессионизма, неоимпрессионизма) ориентировалось на научные открытия ( в частности, в области теории света и оптики).
Растущая специализация создает сложности для философского обобщения, изгоняет общемировоззренческие вопросы в область пустыхабстракций, упрощает процессы духовной жизни и соответственно сфер культуры, ведет к цивилизованному варварству среди грандиозных изобретений техники. Три кита поддерживают позитивизм Ж века: Конт, Спенсер, Милль. Соответственно же натри кита опирается иррационализм Ж в.: Шопенгауэр, поздний Шеллинг, Киеркигор.
Именно иррационалистические системы питают идейные основы символизма и модерна, воплощающие поиск принципиально нового художественного языка. Эти направления характеризовались декоративистскими и ор-
наменталистскими тенденциями, стремлением к синтезу искусств (живописи, графики, архитектуры, музыки). Сторонники этих направлений выражали мистическое содержание в символах, ставили Красоту выше Истины, Искусство выше Природы; изощренность и вычурность нового художественного языка делали его элитарным.
Именно во 2-й половине Ж в. начинает явно проступать разлад между культурой городских масс (массовой культурой), оторванной от своих фольклорных крестьянских корней, и культурой образованного элитарного меньшинства.
Еще одна особенность этого периода, выразившаяся в художественной культуре, - отношение к современности. Мы наблюдаем две тенденции: активный гражданский анализ действительности, с одной стороны (критический реализм), и уход от злободневных проблем, разлад со своим временем, отказ от гражданских оценок, погружение в мир мифа и символов -с другой. В художественной культуре много безоценочных течений: художник отказывается от воплощения официальных идеалов, замыкается в формальных поисках. Искусство превращается в свободную, самостоятельную деятельность индивида, разрушающего каноны, привычные вкусы и официальные предписания. Начавшееся в эпоху Ренессанса постепенное раскрепощение творчества от жестких нормативных установок церкви, в XVIII—Ж вв. выливается в активные поиски в области стиля и художественных направлений, которые в конце Ж - начале XX в. приводят к настоящему плюрализму, причем зарождаются и начинают преобладать художественные направления, носящие космополитический характер. Суть модернистских течений конца Ж в. - в измене наивно-реалистическому видению мира и его отображению. Появление их, с одной стороны, - реакция на вырождение академического искусства, обратившегося к стилям прежних эпох в поисках вдохновения (эклектика, ретроспективизм), сдругой, - на приземленность реалистических направлений. Протест против академизма в изобразительном искусстве волной прокатывается по европейским странам: "Салон отверженных" во Франции (1863 г.); "бунт четырнадцати" в России (1863 г.); выставка "Противники академической живописи" в Швеции (1885 г.); "Свободная выставка" вДании (1891 г.)ит.д. Культура рубежа ХlХ-ХХ вв. приходит к плюрализму, свергая идеалы, истины, традиции прошлого.
43
Таблица 12