КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА


дг

*—S V нтропологическая эволюция насчитывает около 5 млн лет, в тече­ние которых предок человека изменялся, а первобытное человеческое ста­до трансформировалось в род. Решающую роль в эволюционном процессе сыграл труд, осуществлявшийся в первобытном коллективе, что делало не­обходимым общение для согласования и регулирования действий и совмест­ной жизни, развивало речь, создавало предпосылки для зарождения перво­бытного коллективного "дологического мышления" [15].

Археологическая периодизация истории первобытного общества включа­ет каменный, бронзовый, железный века. Хронологическая датировка этих периодов затруднена, к тому же периодизация их на севере Евразии (в Евро­пе) отстает от южных районов. Культура первобытного общества, заявившая о себе в период верхнего палеолита, проходит долгий стадийный путь разви­тия, где каждую археологическую эпоху характеризуют качественно новые культурные явления.

Основная черта культуры первобытного общества - ее синкретизм. Пер­вобытный человек не отделяет материально-трудовую деятельность от ре­лигиозно-магических представлений, охватывающих не только нравствен­ный, трудовой, духовный опыт человека, но все его соприкосновение с окру­жающим миром животных, растений, природных стихий и т. д. Первобыт­ный человек не отделяет себя также и от природы, он - ее часть, ее брат (тотем), он подчинен ее законам и живет по нормам, ею установленным. Примером подобного синкретизма является религиозно-магический риту­ал, ставший основой для зарождения изобразительного искусства, музыки, танцев, песен, пантомимы, мифа, коллективного пиршества, письменности и т. д. Первобытная культура ориентирована на выживаемость человеческого общества в водовороте стихии, отсюда так велика важность сохранения накопленного опыта, который передается не только в мифе, но охраняется традициями, табу. Первобытная культура поэтому консервативна, она отдает приоритет "старому", испытанному навыку, осторожно принимает "новое", не проверенное поколениями предков (поэтому для нее характерна стереотипизация культурных форм). Даже само общение людей подчинено строго регламентирующим обычаям, предполагающим субординацию, необходимую в совместной постоянной борьбе за выживаемость. Отсюда вторая черта первобытной культуры - ее традиционность. Даже возникшее в культе в начале верхнего палеолита изобразительное искусство наследовалось (в сюжетах, формах, магических знаках) и регулировалось


традицией; будучи подготовлено коллективной практикой и отражая "коллективное мышление" рода, оно не знало индивидуального творчества. О качестве сознания, мировоззрения первобытного человека мы можем судить по его мифологическим представлениям, в которых в олицетворенной наглядно-образной форме первобытный человек пытался осознать и объяс­нить окружающую действительность. Миф - это исторически первая форма человеческого сознания, фиксирующая в конкретно-образной форме чело­веческий опыт, зачатки знаний, религиозных представлений. В мифе пере­даются из поколения в поколение модели, стереотипы социального поведе­ния, объясняются табу и т. д., причем отображения реальной повседневнос­ти переплетены со сверхъестественными образами, действиями, представ­лениями и т. д.

Возникновение производящих форм хозяйства в эпоху неолита в южных широтах Евразии, наряду с присваивающими, повлекло за собой разделение труда между скотоводством и земледелием (каждое из которых предполага­ло свое собственное ремесло), пробило брешь в первобытном синкретизме, разрушило многие тысячелетние традиции и привело к эволюции несисте-матизированныхдревних верований, кранним религиям, покровительствую­щим трудовой деятельности. Возникновение земледелия закрепило начав­шуюся локализацию культурных регионов (северо-африканского, южно-ев­ропейского и ближневосточного, южно-азиатского, дальневосточного). Тем не менее в эпоху ранних земледельцев неолита можно выделить ряд типич­ных явлений культуры: антропоморфная и зооморфная мелкая пластика; ке­рамика, покрытая сложными узорами и пиктографией (художественное офор­мление керамических предметов обихода служило, очевидно, хранению и передаче информации, носило магический характер); новые приемы в рос­писях и рельефах святилищ раннеземледельческих поселений, когда изо­бражения животных и человека условны и схематичны, соседствуя с чист-орнаментальными панно (в отличие от реалистических изображений палео­литической и мезолитической эпохи); традиция строительствадомов из сыр­цового кирпича, одна сторона которого плоская, а другая овальная (дома в плане имели форму круга и часто представляли собой полуземлянки -наследие традиций хижин и землянок мезолита) и т. д. Все это, наряду с социально-экономическими изменениями в жизни общества, подготавлива­ло основу для зарождения первых цивилизаций. Но не все раннеземледель­ческие культуры сип/т основой ранних цивилизаций.


Таблица 1