рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Этические учения Древнего Китая

Этические учения Древнего Китая - раздел Культура, Лекция 13. ...

Лекция 13.

Этические учения Древнего Китая

Для древнекитайской культуры характерен культ тради­ции, авторитет предания, противодействие любым инноваци­ям. Если характеризовать эту культуру в… Конфуций (Кун-цзы, 551-479 гг. до н.э.) является основа­телем школы и, в… Человеколюбие (жэнъ) — это и почтительность к родите­лям, и уважение к старшим братьям, но и более широко —…

Этические учения Древней Индии.

Основные понятия: буддизм, джайнизм, сансара, карма, нирвана, ахимса.

В европейской философии, начиная с А. Шопенгауэра, от­крывшего индийскую мысль для европейцев, довольно-таки широко распространено мнение, что именно религиозная мысль Древней Индии, начиная с брахманизма, открыла самое глубокое из известных в мире оснований морали и альтруиз­ма. Особенно высоко в этом смысле оценивается нравственное содержание буддизма, который иногда (например, А. Тойнби) противопоставляется христианству как религия этическая ре­лигии догматической. Более того классический буддизм оце­нивается не столько как религия, сколько как вид духовной терапии, основной составляющей в котором было именно нравственное учение (это нашло отражение и в литературе — например, у X. Борхеса, Р. Баха и др.).

Существует обширная литература, описывающая жизнен­ный путь царевича Сиддхартхи Гаутамы, вошедшего в исто­рию под именем Будды, что значит «знающий», «просвещен­ный» (это имя подобно имени Христос, что означает помазанник). Время его жизни относится к VI в. до н.э. Познав два возможных жизненных пути: путь наслаждения жизнью (гедонизм) и путь умерщвления страстей (крайний аскетизм), Будда не удовлетворился ни одним из них («на лодке удоволь­ствий и лодке самоистязаний невозможно переплыть океан сансары») и стал искать и нашел третий, «срединный» путь. В своем учении Будда, несомненно, опирается на богатейшее наследие индийской философской мысли и прежде всего на Упанишады. Он использует традиционные для индийской фи­лософии понятия. Основные из них — это понятия сансары, нирваны, кармы. То, что скорбь и страдание являются важ­нейшим фактором жизни на земле, признается почти всеми школами индийской мысли. Это нашло отражение в учении о сансаре — обреченности всех живых существ на постоянное перерождение. Мирское бытие представляется как цепь пере­ходов из одного существования в другое, как постоянное странствие, переселение души из одного тела в другое (пото­му что тело смертно, а душа бессмертна). Каким именно будет новое рождение — в более высоком или более низком сущест­вовании (например, в теле животного или растения) — опре­деляется законом кармы — законом воздаяния. (В буддизме карма понимается как нравственный закон ответственности человека за все совершенные им поступки). Но в любом слу­чае, каждое новое рождение — это страдание. Блаженство со­стоит в том, чтобы вырваться из круговорота рождений и смертей. Тогда наступает мокша (в буддизме — нирвана) — освобождение.

На основании своего жизненного опыта Будда приобрел убеждение в существовании четырех благородных истин, ко­торые и составили суть его учения — существует страдание, у страдания есть причина, страдание может быть прекращено и есть путь, ведущий к этому. Первая благородная истина со­стоит в том, что жизнь есть страдание: «Рождение мучитель­но, дряхлость мучительна, болезнь мучительна, смерть мучи­тельна, соединение с неприятным мучительно, мучительно отделение от приятного, и всякое неудовлетворяемое стрем­ление мучительно». Все в жизни проходит, все побеждается смертью. Наши мечты и надежды, наши опасения и желания — все это будет забыто, как будто бы их и не было. Всякое выполнение желания связано со страданием. Человеческая природа с ее стремлением к недостижимому заставляет нас почувствовать, что жизнь — это проклятие. Таким образом, источником страдания является само наличие у человека же­ланий. Постигнув же причину страданий, человек может их прекратить. Избавление от страданий — вот основной мотив учения Будды. Достичь же этого человек может только благо­даря своим собственным усилиям. Спасение не зависит ни от принятия каких-либо догм, ни от жертвоприношений гневно­му богу. Оно достигается только на пути самосовершенствования и стремления к добру. Поднимаясь над собственными страстями и тем самым освобождаясь от наслаждений и стра­даний, человек вырывается из колеса рождений и смерти. При этом он должен отказаться от осознания собственной индиви­дуальности, отдельности от мира (ведь пока есть индивиду­альность, она будет искать нового существования, воплоще­ния). Спасение состоит в разрушении нас самих. (Разрушения в том смысле, что только притушив, низведя на низшую точку свое эмпирическое «я», мы можем постичь Абсолют). Тогда человек достигает нирваны — состояния отсутствия, преодо­ленности страданий. Нирвана — это состояние абсолютного покоя, непроницаемое для страстей, желаний, душевной боли.

Таким образом, в этическом плане буддизм противостоит гедонизму. Если гедонисты считают, что счастье состоит в продлении и полноте жизни, то буддисты утверждают, что счастье состоит в уничтожении условий, создающих эгоизм и невежество, ведущих к обновленному существованию. Причина эгоизма — в несовершенном понимании собствен­ной индивидуальности, обособленности. Альтруизм есть ре­зультат правильного познания истины. Истинного блага можно достичь только подавлением субъективности «я» (то­го, что называется «личностью») и развития всеобщего соз­нания. Именно это осознание общности природы, единства вечно меняющегося мира, который есть вечное становление, лежит в основе системы Будды. Свобода есть расширение нашего сознания во всеобщее сознание, распространение нашего чувства и любви на все сущее. Путь же к такому веч­ному спасению труден и суров, хотя он и не требует крайно­стей аскетизма (это тоже одна из форм самовлюбленности), но условием его является честная и праведная жизнь, на­правленная на познание истины и тем самым — на преобра­зование всего существа человека.

«Как буддисты являются последователями Будды — Про­бужденного, так и джайнисты представляют собой последова­телей Джины — Победителя (титул, присвоенный Вардхамане, последнему пророку джайнизма). Это слово приложимо также и к тем мужчинам и женщинам, которые победили в се­бе низшую природу и постигли высшую. Само наименование джайнизма указывает на преимущественно этический харак­тер данной философской системы» — пишет о джайнизме специалист по индийской философии С. Радхакришнан.

Вардхамана был старшим современником Будды. Фило­софской основой его учения является убеждение, что во все­ленной нет ничего мертвого, она наполнена душами. Но по­мимо душ (джива) присутствует и материя (аджива). Карма соединяет душу и тело (отсюда — обреченность на сансару). В отличие от других философско-религиозных систем Индии, понимающих термин «карма» буквально, т.е. как «деяние», джайнизм трактует карму как вещество, которое прилипает к человеку и от которого надо очиститься. Для достижения ос­вобождения низшая материя должна быть подчинена высшему духу. Когда душа освобождается от груза материи, тянущего ее вниз, она поднимается к вершине вселенной, где пребывают освобожденные. Путь к свободе — радикальное преобразова­ние внутренней сущности человека. Мораль необходима, что­бы вызвать переделку человеческой природы и воспрепятст­вовать образованию новой кармы.

Путь в нирвану лежит через три жемчужины. Первая из них — вера в Джину, вторая — познание его учения и тре­тья — правильное поведение. Правильное поведение означает нейтральное, без симпатии или отвращения, отношение к объ­ектам внешнего мира. Оно основывается на следующих доб­родетелях: 1) ахимса, или безвредность, что означает непри­чинение вреда ничему живому; 2) милосердие и правдивость речи; 3) честное поведение; 4) воздержанность в слове, мысли и делах; 5) самоотречение от всех земных интересов. Послед­нее иногда понимается как полное отречение от всяких привя­занностей и всякого имущества вплоть до одежды. Действи­тельно, в джайнизме есть секта дигамбаров, т.е. «одетых пространством», которые не носят никаких одежд. Позитив­ный смысл здесь заключается в том, что для подлинно отре­шенного нет разницы между одетым и обнаженным.

Этика джайнизма подчеркивает значение и веры, и дела. Предписания, касающиеся религиозной практики, охватывают всю жизнь джайна. Начинается религиозный тренинг, как и в других индийских религиях, с этического самосовершенство­вания — принятия обетов, связанных с простыми общечело­веческими нормами нравственности. Рекомендуется прини­мать на себя посильные обязательства, поэтому миряне в дальнейшем принимают на себя ограниченные обеты. Требо­вания к монахам — аскетам неизмеримо выше, от них требу­ется достижение высшей степени кротости, непреклонности, подвижничества, отрешенности, целомудрия. Зато именно та­кой монах — аскет, ведущий по преимуществу отшельниче­ский образ жизни, способен достичь подлинного освобожде­ния, спасения, причем, возможно, даже при жизни.

В целом этическая система джайнистов строже системы буддистов. Особое, можно сказать, определяющее значение в джайнизме придается обету невреждения-ахимсы. Настойчиво проповедовавшаяся джайнами на протяжении веков эта идея пустила глубокие корни в индийском обществе. Именно из священных книг джайнов и под влиянием джайнистских фи­лософов М.К. Ганди, духовный лидер индийского народа, в XX в. воспринял идею ахимсы. Идеи ахимсы, равенства всех людей, а также понимание Бога как Истины, лежат в основе философии Ганди с его верой в нравственный прогресс и принципами ненасилия.

Характеризуя в целом рассмотренные нами этические уче­ния Древней Индии, отметим их высокую духовность, направ­ленность на преобразование внутреннего мира человека (от­сюда — их тесная связь с психологией, интерес к методикам самонаблюдения, медитации). Эти учения можно отнести к направлению религиозно-мистической этики.

– Конец работы –

Используемые теги: этические, учения, Древн, Китая0.072

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Этические учения Древнего Китая

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Политическое и правовое учение Древнего Китая. Учение мудреца Конфуция
Для освещения данной темы первоначально необходимо освятить особенность Китайского права.Традиционная для Китая концепция общественного строя,… Ее фундаментальная идея, далекая от религиозной догмы постулат о существовании… Во-первых, как гармония между человеком и природой. Поведение людей должно соответствовать естественному порядку. …

Религия Древнего Китая. Конфуций и его учение
На сайте allrefs.net читайте: "Религия Древнего Китая. Конфуций и его учение"

Этические учения Древнего Рима
Новые формы общественной жизни вытесняли родоплеменные отношения, старые обычаи и традиции. Воз¬никла потребность в формировании новых ориентиров,… Она не стремится, как это было принято в Древней Индии, радикальным путем… Наобо¬рот, античность демонстрирует малознакомый другим культурам асексуальный культ тела. 3. Социальная…

Искусство Древнего Китая
Китайци-один из немногих народов, жизнь которого началась в той же стране, где он пребывает и в настоящее время. Развиваясь в пределах единой… Археология Китая-это живой процесс, постоянно вносящий коррективы в историю.… В 1-м тыс. до н.э. сформировались основные философские школы и учения, касающиеся проблем жизни человека и Вселенной,…

Философия Древнего Китая
Труд рабов, в которых обращали захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии.В XII веке до н. э. в результате войны государство… Одно из отличительных черт китайских мифов был зооморфный характер действующих… В глубокой древности, когда еще не было ни неба, ни земли, Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос. В…

Важнейшие моральные и этические учения. Моисей
И вот наконец-то к ХΥІІІ веку она выделилась в самостоятельную науку, предметом изучения которой является мораль. Эту самую мораль изучали… Моисея – основателя религии иудаизма, также принято считать мудрецом и… Моисея, как и всех еврейских мальчиков, должны были убить, но мать спрятала его в камыше на берегу Нила. Мальчика…

Мифология Древнего Китая
Однако в условиях первобытнообщинного строя могли появиться лишь ростки философской идеи. Философия как теория познания окружающего мира, как… Именно тогда ряду европейских философов казалось, что историю цивилизации… Их героями были первопредки и цари-мудрецы, создатели человеческой культуры. Между зарождением этих песен, хранившихся…

Философия Древнего Китая
Труд рабов, в которых обращали захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии.В XII веке до н. э. в результате войны государство… Одно из отличительных черт китайских мифов был зооморфный характер действующих… В глубокой древности, когда еще не было ни неба, ни земли, Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос. В…

Культура Древнего Китая
Лишь с конца III тыс. до н.э. определяется ведущая роль в этом синтезе ханьской народности, давшей название народу, создавшему величайшую… Название хайнцы, или ханьжень так называют себя китайцы происходит от названия… В середине II тыс. до н.э. в Северном Китае по берегам поселения раннегородского типа, охватывающие одну или…

Философско-религиозные системы Древнего Китая
Одним из наиболее важных был сопровождаемый человеческими жертвами культ священных гор. Очень силен был также культ предков. В основе его лежало… Несколько позднее появилось обожествление царской власти. Царь был признан… В центре внимания в Китае всегда были общество и государство, а не индивидуум. Отсюда отсутствие подлинного интереса…

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Учение Аристотеля о первоначалах, этическое и социально-политическое воззрение Аристотеля Так, на пример, Бенедикт Спиноза занимался развитием методологии научного познания, основы которой заложили Ф. Бэкон и Р. Декарт. А Аристотель, в свое время, занимался систематизацией всей предшествующей… Предметом исследования являются концепции Аристотеля. Для выполнения цели исследования необходимо решить следующие…
  • Основные достижения культуры Древнего Китая В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков… Таких культурных эпох в истории Китая несколько.История и культура древнего… Культура Китая X –XIV вв. включает в себя период пяти династий и образования империи Сун, а также период монгольских…
  • ТЕМА: Национальные религиозно-этические учения Китая Учет верующих в Китае не ведется Поэтому условимся что представители китайского этноса это носители китайских традиционных верований даосизма... Задание На контурной карте мира методом качественного фона отметьте страны... География китайской диаспоры Задание На карту Китая нанеситеместа...
  • Учение о государстве и праве в странах древнего востока Для него характерны верховная собственность государства на землю и эксплуатация свободных крестьян - общинников посредством налогов и общественных… Типичной государственной формой стала восточная деспотия. Большое… В развитие политической мысли Запада исключительный вклад внесла Древняя Греция. Там сложился античный способ…
  • История искусства древнего Китая Труд рабов использовался в скотоводстве, в земледелии.В XII веке до н. э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу,… Многие из древнекитайских божеств Шан-ди имели явное сходство с животными,… Китайские мифы предстают прежде всего как исторические предания о прошлых династиях, о золотом веке. Наряду с…