Реферат Курсовая Конспект
КОНСПЕКТ КУРСА ЛЕКЦИЙ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ - раздел Культура, ...
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса»
(ГОУ ВПО «ЮРГУЭС»)
КОНСПЕКТ КУРСА
ЛЕКЦИЙ
ПО
КУЛЬТУРОЛОГИИ
Для специальностей
080500, 080502, 080507,080501, 210300, 210302,210303,210308, 260800, 150406, 260704, 080105, 080108, 080109, 080110, 080111, 230201, 010502, 230105, 200503, 260905, 190601, 190603, 190702,190604, 150408, 140613, 100101, 260901, 260906, 260906, 071503, 071503, 040101, 070701
Шахты
Курс лекций по «культурологии» предназначен для студентов I курса всех специальностей. Данная программа предназначена для студентов-заочников. Отчетность по курсу – зачет.
Предмет курса – изучение культуры как целостного явления, выполняющего важнейшие функции культурной адаптации, инкультурации и социализации, социо-культурной интеграции. Рассматриваемая в единстве устойчивости и изменчивости культура выступает как образование, определяющее тот или иной характер человеческого смыслополагания, порождающее тот или иной тип мировосприятия (ментальности). В предмет курса входит рассмотрение структуры и функций культуры, культурной коммуникации, важнейших процессов культурной динамики, принципов культурной типологизации. Предметом изучения является интерпретация основных теоеретико-культурологических понятий, знакомство с важнейшими теоретическими концепциями культуры.
Целью курса является ознакомление студентов с основами теоретической культурологии, базовым понятиями теории культуры, важнейшей проблематикой теоретико-культурологического знания, основными концептуальными подходами в сфере теории культуры.
Задачи курса: сформировать у студентов представление о культуре как системе, имеющей морфологические и динамические характеристики, о базовых понятиях теоретической культурологии, о структуре современного теоретико-культурологического знания, об основных концепциях и направлениях в области теории культуры.
Прослушав курс теории культуры, студент должен знать содержание основных теоретико-культурологических концептов, овладеть понятийным аппаратом дисциплины, иметь представление о важнейших направлениях изучения культуры в рамках теоретической культурологии, ориентироваться в современных теоретико-методологических подходах изучения и интерпретации феномена культуры.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Культурология как наука
Тема 2. Сущность культуры
Лекция 3. Типология культуры
Лекция 4.. Современные культурологические концепции
Лекция 5. Динамика культуры
Лекция 6. Символическая реальность культуры
Лекция 7. Человек как общий знаменатель культуры
Лекция 8. Особенности культуры ХХ века
Лекция 9. Россия и ее роль в мировой культуре
Знаки, символы, язык, ценности, правила, социальные нормы, социальные санкции, представления о взаимосвязях, отношениях элементов реального мира и сферы сверхъестественного, внешние манеры поведения людей, этикет, обычаи, традиции, ритуалы.
Современная цивилизация кореннымобразом изменила динамику этнокультурных процессов, создав условия и механизмы распространения достижений профессиональной культуры во все слои общества и этнические группы.
В современном мире практически не осталось чистых этнических культур.
- Ценность – это общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами.
- Норма – это устойчивое регулятивное образование, которое в этом качестве утверждено, признано и оправдано членами общества, а часто даже кодифицировано, то есть, облечено в устную или письменную формулу, составляющую часть морального кодекса.
Раветвленная система културных норм – необходимое условие выживания во время природных и социальных катастроф. По социальной функции – это средство защиты от страха: действие по шаблону защищает от аффекта.
Ценности придают обществу необходимую степень порядка и предсказуемости. Через систему ценностей, накопившихся в культуре, осуществляется регуляция человеческой деятельности. По мнению П. Сорокина, именно ценность служит фундаментом всякой культуры. В зависимости от того, какая ценность доминирует, он делит все культурные системы на три типа: идеациональный, чувственный и идеалистический.
Если преобладает идеациональная культура, то высшей ценностью в ней становится Бог и вера, а к чувственному миру, к его богатству и радостям формируется безразличное отношение. ( Средневековая культура, буддистская культура).
В чувственной культуре преобладают ценность чувств: смысл имеет только то, что мы видим, слышим, осязаем. Формирование ее начинается в 16 веке и достигает апогея в 20 веке. Ценности религии, морали и другие ценности идеациональной культуры сдвигаются на периферию общественного сознания.
Идеалистическая культура – промежуточная между идеациональной и чувственной. Ее ценности – это ценности разума, рационализирующего объективную реальность, которая отчасти сверхчуственна, а отчасти чувственна. (13-14 вв, греческая культура 5-4 вв до н.э.)
Многочисленны принципы классификации ценностей: по структуре, по содержанию. Ф. Клакхон классифицирует их в следующие группы: доминантные, которых придерживается большинство, если им следуют, то это одобряется. Вариантные, не очень одобряются, но воспринимаются терпимо. Девиантные ценности запрещаются и караются.
– Конец работы –
Используемые теги: Конспект, курса, лекций, культурологии0.075
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: КОНСПЕКТ КУРСА ЛЕКЦИЙ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов