Познавательная функция искусства

Искусство как способ познания мира наиболее ярко отражается в таких своих функциях, как

- Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение). Платон считал необходимым изгнать из идеального государства всех истинных художников (даже Гомера, правда,предварительно увенчав его лавровым венком). Для Платона искусство – низшая форма постижения идеи. Материальные вещи – тень идеи. Искусство – тень материальных вещей, поэтому оно – тень тени. Так, уже на заре своего развития философия выказала недоверие к познавательным возможностям искусства. Для Гегеля искусство также было низшей формой познания истины, оно уступало в конце концов место философии и религии.

Однако познавательные возможности искусства огромны, его нельзя заменить иными сферами человеческой духовной жизни. Из романов Диккенса можно узнать о жизни английского общества больше, чем из сочинений всех историков, экономистов, статистиков той эпохи, вместе взятых.

Искусство способно к освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке. В научной формуле воды отражён закон существования воды. Но явление богаче закона, и в формулу воды не вошли ни прелестное журчание ручья, напоминающее голос любимой, ни лунная дорожка на поверхности моря, ни «Девятый вал» Айвазовского. Сотни свойств воды, её конкретно-чувственное богатство осталось за пределами научного обобщения. Искусство осваивает богатство предметно-чувственного мира, раскрывает его эстетическое многообразие и новое в обыденном, привычном.

В каждом виде искусства своё соотношение деятельного и познавательного начала. Там, где ведущую роль играет деятельное начало, более развита выразительность (например, в архитектуре), а там, где преобладает познание, возрастает значение изобразительности (например, в живописи).

Искусство – средство просвещения (передача опыта, фактов) и образования (передача навыков мышления и системы взглядов). Оно выступает как «учебник жизни», который читают даже те, кто не любит учебников. Познавательная информация, содержащаяся в искусстве, огромна. Оно существенно пополняет наши знания о мире. Сопрягая личный жизненный опыт с опытом других людей, искусство служит средством и познания мира и самопознания личности.

 

- Художественно-концептуальная функция (искусство как анализ состояния мира).Гегель полагал, что искусство подчинено философии и религии как низшая форма постижения абсолютной идеи, как менее совершенная форма познания истины.Он писал: «…религия как всеобщее сознание истины составляет существенную предпосылку искусства»[1]. Однако художественное произведение не является иллюстрацией ни к философским, ни к религиозным, ни к политическим идеям. Художник перерабатывает собственные наблюдения над жизнью, создавая целостную художественную концепцию.

Итальянский философии Б. Кроче определяет искусство как интуицию и отрицает его способность к концептуальному знанию, которое якобы может быть выражено только в логических понятиях. Кроче считает искусство «более простой и элементарной формой познания», чем познание концептуальное. Однако искусство тяготеет к концептуальности, оно стремится к глобальному мышлению, к решению общемировых проблем, к осознанию состояния мира. Художника интересует судьба и его героев, и человечества, он мыслит в масштабах истории, с нею соотносится содержание своего произведения. Художественная реальность концептуально выражена.

Загадки бытия решали Софокл и Еврипид. Данте в «Божественной комедии» создал модель Вселенной. Единой концепцией охватывал состояние мира Шекспир. Вольтер развивал жанр философской повести. Лессинг, исследуя личность и общество, ставил интеллектуальные эксперименты, в которые вовлекал действующих лиц своих пьес. Он утверждал, что мыслящий художник удваивает ценность своего труда. Гёте в «Фаусте» дал глубокую концепцию человека и человечества. Суть своих эпох выражают философичная музыка Бетховена, Вагнера, Шостаковича, скульптура Микеланджело, живопись Рембрандта и Рафаэля, кинематограф Тарковского и Феллини.

Тяготение к философичности, размышление о мире и человечестве ярко выразились в русской классической литературе.

В духовной жизни современного общества сильна и антиинтеллектуальная волна, идущая в философии от интуитивизма Бергсона, в психологии – от Фрейда, в искусстве – от сюрреализма с его «автоматическим письмом», «эпидемией снов» и «отключением разума». Однако в культурно-духовной ситуации ХХ века доминирует тенденция к философичности (творчество Томаса Манна, Фриша, Дюрренматта). Искусство не исчезает под натиском мысли, как это представлялось Гегелю, оно интеллектуализируется. Для реалистического искусства ХХ века характерно возрастание роли мысли в общем балансе художественного образа.