рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Восточнославянские племена. Кривичи. Дреговичи. Древляне. Радимичи

Восточнославянские племена. Кривичи. Дреговичи. Древляне. Радимичи - раздел Культура, Заселение человеком территории Белоруссии К Середине И Второй Половине I Тысячелетия Н. Э. Относится Формирование Мощны...

К середине и второй половине I тысячелетия н. э. относится формирование мощных славянских союзов племен, зарегистрированных «Повестью временных лет». Несколько таких союзов сложилось и на терри­тории Белоруссии. Крупнейшими из них были кривич-ский, дреговичский, радимичский и древлянский.


Карта расселения древнерусских племен.


С, N. »

Русский летописец дал этногеографию восточносла­вянских племен такой, какой она сложилась к IX в. Для территории Белоруссии это уже был итог боль­ших и длительных этнических передвижений и слож­ных взаимоотношений славянских племен с местным

.населением.

В археологии восточнославянских племен несом­ненный интерес представляет проблема установления этнических признаков, присущих отдельным племенам и определение на основании их картографирования

племенных территорий.

Попытки уточнения ареалов отдельных восточно­славянских племен были сделаны на основании сравни­тельно поздних археологических данных периода Ки­евской Руси. В это время племен как таковых уже не существовало, но отголоски былого племенного деле­ния достаточно отчетливо запечатлелись в материаль­ной культуре. В массе вещей и деталях погребальных обрядов были выявлены признаки, свойственные опре­деленным племенам.

Существование на территории летописных племен различающихся между собой в деталях, но совпадаю­щих хронологически локальных групп памятников позволяет выделить в составе этих «племен» те первич­ные и неизвестные из летописи 'племена, которые в эпоху разложения первобытнообщинных отношении

объединились в большие союзы.

Одно из крупнейших восточнославянских племен — кривичи, согласно начальной летописи, занимали зем­ли в верховьях Волги, Двины и Днепра. В середине и во второй половине I тысячелетия н. э. на этой терри­тории, а также в отдельных районах Понеманья и За­падного Буга были распространены длинные и удли­ненные курганы, на смену которым в IX в. пришли круглые курганы с одиночными трупосожжениями.

Удлиненные курганы представляют собой невысо­кие в среднем до 1,5 м насыпи длиной до 20 м при ши­рине около 10 м. Под ними обычно на горизонте обна­руживаются трупосожжения, совершенные на стороне. Известны находки пережженных костей, сложенных в горшки. В одном из курганов у д. Хотенчицы были найдены пережженные кости коня, высыпанные в ям­ку под курганом и накрытые перевернутым сосудом [4^


Длинные курганы имеют вид вала, протяженностью до 80—100 м. Ширина их бывает 20 м и больше, высо­та 2 м.

Удлиненные и длинные курганы весьма бедны на­ходками. Обычно это грубые лепные горшки, мелкие украшения из бронзы и детали костюма: трапециевид­ные подвески, спиральки, браслеты, бубенчики, пряж­ки.

Древнейшие длинные курганы на территории Бело­руссии датируются приблизительно VII в. К этому вре­мени относятся курганы в Будранах на Полотчине, где найден узколезвийный топор, характерный для древно­стей V—VIII вв. Там же между деревнями Машули и Шалтени раскопан длинный курган, датированный В-образными пряжками VI—VIII вв.

Большинством исследователей прослеживается пре­емственная связь между удлиненными и длинными курганами, с одной стороны, и древнерусскими погре­бальными сооружениями — с другой. Для тех и других характерны ритуальные кострища, сохраняющиеся в виде зольно-угольной прослойки в насыпи или ямке под основанием кургана. Это обстоятельство позволяет связывать длинные и удлиненные курганы с кривича­ми. Последние исследования кривичских памятников приподнимают завесу над вопросом о их происхожде­нии. К середине I тысячелетия н. э. наметилась терри­ториальная обособленность кривичей от остальных во­сточнославянских племен. Древнейшие из известных пока длинных курганов расположены, по наблюдениям В. В. Седова, в области расселения псковской группы кривичей. Их нет ни в Смоленском Поднепровье, ни в Полоцком Подвинье. Но и в древнейшей Псковской об­ласти культура кривичей была пришлой [17]. Кривичи принесли с собой традицию наземных построек в виде глинобитных домов с каменными печами, не известных до этого в тех местах.

Поиски исходной территории формирования кри­вичских племен пока не увенчались успехом. Еще ни­где не обнаружены кривичские памятники, более древ­ние, чем на Псковщине. Однако нельзя пройти мимо того обстоятельства, что в последних столетиях первой половины I тысячелетия н. э. в землях, расположен­ных между Псковщиной и Верхним Принеманьем, на-


мечается какое-то передвижение населения, сопровож­давшееся гибелью укрепленных поселений. Многие го­родища со штрихованной керамикой в западной части территории их распространения прекращают свое су­ществование в IV в. Вместе с тем поселения со штрихо­ванной керамикой распространяются на территории, занятой до этого угрофинским населением. Я. В. Стан­кевич отмечала в керамике и другом инвентаре посе­лений III—IV вв. сочетание славянских и восточнобал-тийских элементов. По мнению В. В. Седова, эти явле­ния следует объяснять проникновением с юго-запада на эту территорию кривичских племен, которые в сво­ем движении увлекли и другие племена, в частности племена штрихованной керамики.

Дальнейшая история кривичей связана с колониза­цией ими Смоленского Поднепровья и Полоцкого Под-винья, куда они проникают приблизительно в VII в. н. э. Интересно отметить, что в древнейших длинных курганах Полотчины и Смоленщины отсутствуют бал­тийские вещи. По мнению В. В. Седова, это свидетель­ствует о том, что славяне первоначально не смешива­лись здесь с местным населением. Зато в поздних длин­ных курганах VIII—IX вв. балтийские вещи известны. Сельская община, пришедшая к этому времени на сме­ну родовой общине, очевидно, уже допускала в свой состав инородческое население. О наличии племенной организации у кривичей середины I тысячелетия н. э. пока ничего неизвестно.

Отголоски этнического своеобразия культуры кри­вичей дают о себе знать еще долгое время. В памятни­ках древнерусской эпохи отчетливо улавливаются чер­ты, восходящие ко времени племенной обособленно­сти. Это проявляется и в деталях погребального ритуа­ла, долго сохранявшего свои особенности, и в устойчи­вости традиционных форм некоторых вещей. Археоло­гически легко обнаружимым этническим признаком кривичей являются женские височные кольца в виде проволочного браслета с завязанными концами. Такие кольца вплетались в прическу возле висков обычно по три с каждой стороны. Картографирование курганов с кривичским погребальным ритуалом и браслетооб-разных височных колец позволяет значительно опреде­леннее установить область расселения кривичей. К мо-

9 Э. М. Загорульский


менту вхождения в состав Древнерусского государст­ва кривичские земли занимали значительную часть северо-восточной Белоруссии. Из? южная граница про­ходила, видимо, севернее Минска.

Областью расселения другого восточнославянского племени — дреговичей — начальная летопись назы­вает земли между Припятью и Западной Двиной. А. А. Спицын первым заметил, что для курганных древностей этой территории характерны некоторые





 


Височные кольца кривичей (1) и радимичей (2). Зернистая буса дреговичей (3).

устойчивые признаки: наличие внутри курганных на­сыпей деревянных срубов, или теремков, перстнеобраз-ные височные кольца с заходящими концами (так на­зываемые полутораоборотные), крупные металлические зернистые бусы, известные под названием бус «мин­ского типа». Эти признаки были подтверждены и дру­гими исследователями [20].

Правда, перстнеобразные височные кольца извест­ны и у южных соседей дреговичей — древлян и волы­нян. Зато их нет ни у кривичей, ни у радимичей, что позволяет считать их признаком, помогающим разгра­ничивать дреговичей, с одной стороны, и кривичей и радимичей — с другой. Точно так же не только дрего­вичам свойствен обычай погребать умерших в дере­вянных домовинах. Подобный обряд известен и у во­лынян. Типичной дреговичской вещью В. В. Седов считает зернистые бусы. Они совсем не встречаются в составе ожерелий других восточных славян. Их, оче­видно, следует считать главным этнически определяю­щим признаком дреговичей [16].


На основании картографирования характерных для дреговичей археологических данных, В. В. Седов опре­деляет территорию дреговичей в следующих границах:

на юге — река Припять, на востоке — Днепр, на севе­ро-востоке — водораздел Березины и Друти, на севе­ре — линия городов Заславль — Борисов. Естественной границей на западе была обширная болотистая мест­ность — так называемое Выгоновское болото [16].

Древнейшими славянскими памятниками на этой территории являются поселения VI—VIII вв. с керами­кой пражского типа. Все они расположены в южной части дреговичской земли.

Следует отметить, что поселения этого типа харак­терны также для территории древлян и волынян. Мож­но предполагать, что культура пражского типа была исходной для дреговичей, древлян, волынян и, возмож­но, для некоторых других славянских племен. Об этом, по-видимому, свидетельствуют и отмеченные выше об­щие черты в их погребальных обрядах и инвентаре.

Начало колонизации дреговичами левобережья Припяти В. В. Седов относит к IX в. Именно в это вре­мя здесь распространяются курганы с трупосожжения-ми, содержащие лепные урны. Местное балтийское на­селение, представлявшее потомков «штриховиков», бы­ло ассимилировано. Этот процесс достаточно отчетливо отразился в археологическом, антропологическом и лингвистическом материале. Именно в северной части дреговичской территории, там, где в раннем железном веке была распространена культура штрихованной ке­рамики, в обрядовой стороне захоронений присутствует элемент, характерный и для других восточнославян­ских племен, расселившихся на древней территории балтов,— наличие в курганах остатков кострищ под погребениями.

Этот элемент отсутствует в могильных памятниках восточных славян, расположенных за пределами обла­сти древней балтийской гидронимики, в том числе и у южных дреговичей.

Об этом же говорят антропологические данные. Краниологические исследования В. В. Седова показали, что в северной части дреговичской территории в XI—XII вв. был распространен европеоидный длинно­головый и сравнительно широколицый антропологи-

9* 131


ческий тип, характерный для населения Прибалтики. В южной же части дреговичской земли население при­надлежало к европеоидному длинноголовому и узколи­цему антропологическому типу.

Южными соседями дреговичей были древляне. В ле­тописи их территория отмечена, как всегда, очень условно. Важнейший материал для установления пле­менной территории древлян дает археология.

Древнейшая славянская культура в земле древлян, как и у дреговичей, представлена памятниками праж­ского типа, на смену которым в IX в. пришли курга­ны с одиночными трупосожжениями, а позже трупопо-ложениями. Курганный погребальный инвентарь древ­лян крайне беден: нож, проволочное колечко или буси­на. Выделить среди вещей этнически определяющие пока не удается. Единственную возможность для уста­новления племенной территории древлян дают некото­рые особенности погребального обряда. По наблюде­ниям И. П. Русановой, для древлян наиболее характер­ны погребения на горизонте (74%) или в насыпи кур­гана (18%). Различия в обряде чисто территориальные и не связаны с хронологическими изменениями. Воз­можно, что эти локальные особенности отражают тер­риториальное деление древлян. Очень важным призна­ком древлянских погребений является наличие уголь­но-зольных скоплений в насыпи кургана выше погре­бения [13]. В отличие от соседних курганов дреговичей и волынян древлянские курганные насыпи не имеют внутри срубов-домовин.

Эти особенности погребального обряда древлян и его отличие от обряда соседей позволяют включить в племенную территорию древлянского союза курганы правобережья Припяти к востоку от междуречья Случи и Горыни. Основная часть древлянской земли находи­лась на территории Украины, доходя на юге до Здви-жа и Тетерева.

К востоку от дреговичей и к югу от кривичей жило восточнославянское племя радимичей. Русский летопи­сец помещает их на Соже.

Этнически определяющим племенным признаком радимичей являются височные кольца в виде пластин­ки с расходящимися книзу семи лучами и дужкой для прикрепления к прическе. Картографирование семилу-


чевых височных колец очерчивает территорию радими­чей от Днепра на западе до Ипути на востоке и от ни­зовьев Прони на севере до устья Сожа на юге.

Ранние памятники радимичей на этой территории изучены плохо. В конце I тысячелетия н. э. здесь ши­роко распространились курганы с трупосожжением. В среднем течении Днепра и бассейне Сожа такие кур­ганы достигают высоты3,5 м. Характерной особен­ностью в обряде является сожжение покойника на ме­сте будущего кургана. В насыпи на подсыпке из песка обнаруживаются остатки кострища с пережженными костями и обломки глиняной посуды. Других вещей обычно нет [19].

В XI в. обряд трупосожжения был заменен трупо-положением. На территории радимичей преобладает обряд погребения умершего на горизонте. По подсче­там Г. Ф. Соловьевой из 59 исследованных курганных групп в 49 группах погребения были совершены на го­ризонте, в остальных — либо в насыпи кургана, либо в ямах. Хотя курганы с трупоположением относятся уже к следующей исторической эпохе, наблюдения над деталями обряда и инвентарем позволили выявить не­сколько локальных групп, отражающих, по-видимому, некогда существовавшее племенное членение радимич-ского союза. Исследовавшая радимичские курганы Г. Ф. Соловьева выделяет 8 таких групп.

Первая занимала район между Днепром и Сожем. Ее характерные особенности сводятся к следующему:

погребения совершены в насыпи, покойник ориентиро­ван головой на запад, посуда помещалась в ногах умер­шего. Вторая группа занимала бассейн Сожа. Характе­ризуется погребениями на горизонте, покойник лежит на спине головой на запад, следы гробов отсутствуют. Мужские захоронения обычно без вещей. Третья груп­па памятников расположена в бассейне Ипути. Погре­бения совершены на горизонте. Ориентировка смешан­ная — на запад и восток. Мужские костяки, как правило, ориентированы на восток. Обнаруживаются остатки деревянных гробов и ритуального кострища. Четвертая группа находится в бассейне Ипути и Снова. В обряде преобладают погребения на горизонте, но имеются в насыпях и ямах; женские погребения ориен­тированы на запад, мужские — на восток; прослежива-


ются остатки гробов и угли. Пятая группа расположена в бассейне Снова. Погребения совершены на горизонте. Ориентировка покойников западная. Шестая группа находится в нижнем течении Ипути. Известны все три вида захоронений — на горизонте, в насыпи, и в яме. Покойники ориентированы головой на запад. Угля нет. Седьмая группа занимает область среднего течения Днепра. Известны все три вида захоронений. Ориенти­ровка погребенных преимущественно западная. Харак­терны погребения в деревянных колодах. Мужские ко­стяки обычно не сопровождаются вещами. Наконец, восьмая группа радимичских курганов располагалась в междуречье Сожа и Беседи. Захоронения производи­лись как в насыпи, так и на горизонте. Причем в на­сыпях встречены только мужские погребения с преоб­ладающей восточной ориентировкой. Часто прослежи­вается уголь [19].

Наличие в земле радимичей достаточно выражен­ных локальных групп памятников дает основание вы­сказать предположение, что радимичский племенной союз сложился в результате объединения по меньшей мере 8 первичных племен. Названия их мы не знаем и едва ли когда-нибудь узнаем. Одно несомненно — восточнославянских племен было значительно больше, чем известно нам из «Повести временных лет».

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Заселение человеком территории Белоруссии

Заселение человеком территории Белоруссии относится ко временам каменного века отделенным от наших дней десятками а может быть и сотнями тысяч... Однако и в изучении более близкого к нам време ни от которого имеется... во вторых характер древних письменных источников как правило не позволяет представить важнейшие сто роны...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Восточнославянские племена. Кривичи. Дреговичи. Древляне. Радимичи

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Палеолит
В палеолите выделяют две стадии: раннюю и позд­нюю. Начальные этапы раннего палеолита, представ­ленные археологическими культурами дошелльской, шелльской и ашельской, относятся ко временам, когда л

Мезолит
С окончанием ледникового периода климат посте­пенно приближается к современному. Растительный и животный мир тоже постепенно принимает современ­ный облик. Покрываются лесами области, имевшие ранее

Среднеднепровская культура
В конце III — начале II тысячелетия до н. э. на тер­риторию Верхнего Поднепровья проникают и рассе­ляются скотоводческо-земледельческие племена эпохи бронзы. Местное население некоторое время сосущ

Сосницкая культура
Памятники сосницкой культуры распространены почти на той же территории, что и среднеднепровские. Сейчас они выявлены на Верхнем Днепре, Соже, Десне, Сейме, Суле и Нижней Припяти. Свое назв

Полесская группа культуры шнуровой керамики
В начале II тысячелетия до н. э. в юго-западной Белоруссии в Полесье распространяются памятники особого варианта культуры шнуровой керамики, соче­тающие в себе элементы вислонеманской и днепровских

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАННЕГО ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА БЕЛОРУССИИ
Около середины I тысячелетия до н. э. племена, населявшие территорию Белоруссии, вступили в эпоху железного века. Наиболее ранние свидетельства появления здесь железа относятся к VII—VI вв. до н. э

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЛОРУССИИ В РАННЕМ ЖЕЛЕЗНОМ ВЕКЕ
В раннем железном веке на тер­ритории Белоруссии отчетливо выделяются три основ­ные культурно-исторические области: одна — на юге в поречье Припяти и южнобелорусском течении Днеп­ра, вторая — в цен

Лужицкая и поморская культуры
Лужицкая культура была распространена на широ­ких пространствах Польши, северо-восточной Чехии, в Моравии и Силезии и принадлежала еще со времен бронзового века к земледельческо-скотоводческим (по

Милоградская культура
Милоградская культура сложилась и распространи­лась на значительной части юго-восточной Белоруссии. Ее западная граница лежит в устье Горыни, север­ная — южнее городов Слуцка, Жлобина и Чечерска, в

Культура штрихованной керамики
Большая часть средней Белоруссии в раннем желез­ном веке была занята культурой штрихованной кера­мики, впервые выделенной в 20—30-е годы А. Н. Ляв-данским. Наиболее характерной чертой куль

Памятники послезарубвнецкого временя я южной Белоруссии
В конце I или, возможно, во II в. н. э. поселения и могильники зарубинецкой культуры на территории Белоруссии прекращают свое существование. Их место вскоре занимают памятники иного культурного обл

Днепро-двинская культура
Верховья Сожа и Десны, смоленское поречье Днеп­ра и верхнее течение Западной Двины до водораздела Днепра и рек волжского бассейна с I тысячелетия до н. э. до третьей четверти I тысячелетия н. э. вх

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ БЕЛОРУССИИ СЕРЕДИНЫ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ I ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ Н. Э.
Период разложения первобытно­общинных отношений и складывания феодальных, за­вершившийся образованием Древнерусского государ­ства, принадлежит к числу слабо разработанных. В особой степени это отно

Памятники пражского типа. Хотомель
Время, предшествующее образованию Киевской Руси, на юге Белоруссии представлено памятниками пражского типа (VI—VIII вв.), привлекающими к себе в последнее время все большее внимание славистов. Памя

Колочин. Банцеровщина. Замковая гора
Иной облик носит другая, пока еще небольшая и изолированная группа памятников середины I тысяче­летия н. э., представленная сильно укрепленными го­родищами и селищами. К их числу относится городи­щ

ППШ Раскопанные уюсткч
План городища Колочин. случай осады. В некоторых из них сохранились остатки обгоревшего проса и чечевицы. По краям городища располагались хозяйственные ямы-кладовки, не свя­занные с постро

Ятвяжские и литовские древности
На большей части Понеманья и в Среднем Побужье были распространены курганы или целиком сложенные из камней, или такие, в которых камень составлял су­щественный компонент. Отдельные могильники, сост

НОВЫЕ ЧЕРТЫ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ ДРЕВНЕРУССКОЙ ПОРЫ
В результате длительного внут­реннего социально-экономического развития к IX в. у восточных славян сложились новые феодальные отно­шения, продуктом которых стало могущественное го­сударство Киевска

ДРЕВНОСТИ БЕЛОРУССКИХ ГОРОДОВ
Одна из самых ярких страниц истории Руси может быть написана на материалах рас­копок древнерусских городов. Города были не только политическими и религиозными столицами отдельных областей, но и мощ

Витебск
В Витебске была найдена единственная пока на территории Белоруссии берестяная грамота [13]. Обна­ружена она случайно при земляных работах на пло­щади Свободы в 1959 г. на глубине около 3—4 м. Гра­м

Г Гродно
На пограничье Руси и Польши в землях, некогда заселенных воинственным племенем ятвягов, в XII в. возник город Гродно. Русские летописи двенадцать раз вскользь упоминают о нем. Но их сведения настол

Волковыск
Недалеко от Гродно находится небольшой городок Волковыск, впервые упомянутый в русских летописях в середине XIII в. В древности он располагался на вы­сокой моренной гряде в 0,5 км к юго-востоку от

Новогрудок
Важным форпостом Руси на границе с Литвой был Новогрудок. О его существовании и связанных с ним политических событиях становится известно из пись­менных источников только с 30-х годов XIII в. Архео

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги