Царь-колокол

Этот образец литья, отлитый в 1735 году, впечатляет до сих пор – высота колокола 6,14 метров, а масса его более двухсот тонн.

Весь колокол украшен разными декоративными чеканными элементами, но центральное место, конечно, занимает портрет того, по чьему приказу он был отлит, а именно портрет императрицы Анны Иоановны. Есть там и портрет царя Алексея Михайловича, при котором был создан предыдущий Большой Успенский колокол, разбившийся на множество кусков во время пожара в Москве в 1701 году. Осколки этого колокола были применены при литье нового – Царя-колокола. Но ему не суждено было выполнить свою функцию. Отлитие колокола завершилось в 1735 году, после чего он остался в яме, над которой сделали деревянное покрытие. Ведь попытки поднять его не приносили успеха.

В 1737 году Москву вновь охватил пожар, который назвали Троицким. Дошел он и до кремлевских зданий. Деревянное укрытие над колоколом загорелось и в яму стали падать горящие балки. Сбежавшийся народ, желая спасти Царь-колокол, стал заливать раскаленный металл водой, отчего в колоколе произошло 11 трещин, и откололся почти 12-тонный кусок…

В 1836 году взялся за поднятие Царя-колокола из ямы французский архитектор Монферран, автор Исаакиевского собора, который разработал специальный проект подъемного устройства, а также каменного постамента под Царь-колокол. Так, спустя 101 год после отлития, колокол извлекли-таки на поверхность. Звучать он не сможет, так как припайка к нему отколотого куска не восстановит нормальное звучание колокола. Так и стоит он на восьмигранном постаменте, исторический памятник с интересной судьбой – Царь-колокол, который никогда не звучал.

Есть на территории Московского Кремля и другие памятники русского литейного искусства – из них выделяется Царь-пушка, отлитая в 1586 году и весящая почти 40 тонн, со стволом длиной 5,34 метра. Из этой пушки никогда не стреляли. Так что и этот «царь» является лишь искусным изделием чьих-то рук.