Строгановская школа иконописи

Опубликовано 06.03.2012 автором Feren

Название школы происходит от фамилии заказчиков.

Купцы Строгановы сначала были поморскими крестьянами, потом их потомки стали баронами и графами Российской империи. Граф Александр Сергеевич Строганов (1736-1811) был президентом Академии художеств и членом Государственного совета. Многим знакомо его имя по Строгановскому дворцу в Санкт-Петербурге, построенному архитектором Растрелли.

 

Родоначальником династии Аникей Федорович (1497-1570),а его сын, Семен Аникеевич был организатором похода в Сибирь Ермака Тимофеевича.

Строгановская школа иконописи известна с 16 века. По заказам богатых купцов иконы писали московские мастера из царских мастерских.

Самыми известными иконописцами Строгановской школы были: Прокопий Чирин, династия Савиных – Истома, Никифор, Назарий и Фёдор, а также Степан Арефьев и Емельян Москвитин.

Работы этих мастеров отличали виртуозный рисунок, особая тщательная проработка деталей, сияющие и чистые краски, многофигурность композиций и пейзажные панорамы.

Шедеврами мастеров этой школы являются «Никита-воин» работы Прокопия Чирина (1593 года) и его же «Иоанн Предтеча в пустыне» (написана в 20-30 годы 17 века). Обе иконы хранятся в Государственной Третьяковской галерее.

Ниже работы Прокопия Чирина: «Никита-воин» и «Иоанн Предтеча в пустыне»:

 

 

 

 

«Столицей»

Строгановых называют городок Сольвычегодск в Котласском районе Архангельской области. Город был построен после пожара, уничтожившего первоначальное поселение коми-зырян. Строили, в основном, выходцы из Новгорода Великого. Это обстоятельство сказалось и на стиле местных икон.

 

Здесь добывали соль, которую увозили в Москву. На варке соли и разбогатели Строгановы. Скупые и жесткие хозяева они имели странную слабость к искусству. Возможно, она объяснялась их набожностью. Иконы, писанные по их заказам, украшали местный Благовещенский собор. В 1916 году на базе древлехранилища этого собора был открыт музей, который с 1955 носит название Сольвычегодского историко-художественного. Количество посетителей этого музея намного превышает количество жителей Солевычегодска (2,5 тысячи жителей).

В собрании музея много икон 16 века, все они относятся к Строгановской школе. И во многих из этих работ прослеживается связь с новгородской школой иконописи, что сказывается, помимо всего прочего, в подчеркнутой удлиненности фигур святых. Например, на иконе «Василий Блаженный, предстоящий Богоматери с младенцем».

 

Строгановская икона «Василий Блаженный». Солевычегодский музей.

Среди других икон музея выделяется работа Истомы Савина «Владимирская Богоматерь», с 18 клеймами.

 

 

Владимирская Икона Божией Матери с 18 клеймами

 

О семье иконописцев Савиных нужно рассказать особо. Если Федор Савин расписывал строгановский собор, то Истома Савин писал именные иконы для семьи Никиты Григорьевича Строганова. Никифор – старший сын Истомы Савина, иногда его называют Никифором Истоминым, был одним из самых известных мастеров названной школы изографии. До наших дней сохранились несколько его выдающихся работ. Это «Троица новозаветная» в Третьяковской галерее, «Ангел хранит душу и тело спящего человека» в Русском музее и другие иконы.

 

 

Никифор Савин «Троица новозаветная». Третьяковская галерея.

Никифор Савин. «Ангел хранит тело и душу спящего».

 

 

Прокопий Чирин – самый известный из мастеров Строгановской школы. От новгородской школы у него сохранились удлиненные пропорции тел, от московской школы – глуховатость красок, от строгановской школы – сложность линий. Именно его иконы стали характерными для времени начало династии Романовых. И сам Прокопий закончил свою жизнь при дворе Михаила Федоровича Романова.

Часто Строгановскую школу иконописи называют кратким эпизодом в развитии русской иконописи,16 – начала 17 веков. Будто бы она была слишком вычурна и представляла интерес, в первую очередь, для знатоков-коллекционеров. Даже, если в этом и есть доля истины, остается бесспорным, что Строгановская школа дала образцы для русского иконописания, оказала на него сильное влияние. Она стала официальным стилем русского искусства времен первого царя новой династии.

Ей подражали в течение всего 17 и даже в 18 веке, но уже с меньшим успехом. Но в 18 веке бывшая некогда чистота стиля претерпела сильные перемены: сложность композиции была еще более усилена до вульгаризации приема, обилие позолот забило изысканный рисунок горок и трав.

Тем ценнее для нас сегодня шедевры, созданные по заказам Строгановых, мастера этой школы:Прокопием Чириным, династией Савиных, Степаном Арефьевым и Емельяном Москвитиным.

 

 

Степан Арефьев, «Спас нерукотворный».

 

Степан Арефьев. Успение Богоматери


Емельян Москвитин. Три отрока в пещи.