Шатровые храмы в первой половине XVII века
Собор Архангела Михаила. Нижний Новгород.1631 год.
Церковь Покрова в Медведкове. Москва. 1640 год.
Церковь Зосимы и Савватия при больничных палатах в Троице-Сергиевой Лавре.
Церковь в Троицком-Голенищеве. Москва. 1644—1645 гг.
Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь Евфимия при больничных палатах. 1646 г.
Церковное строительство было прервано в России Смутным временем и возрождалось медленно. Активные работы начались только с 1620-х гг. Патриарх Филарет (отец царя Михаила Федоровича) в 1619 году вернулся из польского плена. Он взял инициативу в свои руки. По его указу в Нижнем Новгороде в память освободительного восстания против интервентов отстраивается заново обветшавший Архангельский собор[14].
- Архангельский собор Нижнего Новгорода до перестройки был крестово-купольным. Но в 1628-31 гг. присланными из Москвы Лаврентием Семеновичем Возоулиным и его пасынком Антипой строится величественный шатровый храм. Архангельский собор повторяет самый распространённый тип шатрового храма — восьмерик на четверике, но имеет свои особенности. Четверик его красиво оформлен пилястрами с карнизом, поверх которого стоят кокошники (повторяющие закомары крестово-купольного храма). Собор имеет апсиды и крыльцо с западной стороны. С боку к храму примыкает колокольня, с которой через специальное окно можно было смотреть за службой в храме. В XX веке храм потерял придел, устроенный в 1672 году.
- Князь Дмитрий Михайлович Пожарский в 1640 году строит церковь Покрова в своем имении — Медведкове (Москва)[15]. Покровский храм также следует традиции предыдущего столетия, но при этом оригинальным образом подражает многопридельному Покровскому собору на рву. Зодчий уменьшил ширину восьмерика, сделав так, чтобы его стены не опирались прямо на стены четверика. Для этого он прибегнул к сложной конструкции из двух рядов свисающих арок, несущих восьмерик. По углам от восьмерика разместились дополнительные главы, придающие небольшому храму характер многоглавого. Кроме того, храм имеет два небольших симметричных придела. При несколько приземистых пропорциях четверика и восьмерика шатер приобретает особую стройность, подчеркивая взлет здания. Его высота равна высоте нижней части здания[16]. В декоре шатра использованы живописно разбросанные изразцы.
- Церковь в Троицком-Голенищеве (Москва), построенная в летней резиденции московских патриархов, близка по плану к церкви в Медведкове (1644-45 гг.)[17]. К её центральному объёму также примыкают два симметричных придела, на этот раз завершеные не главами, а меньшими шатрами. Все три придела — восьмерики на четверике, но центральный выделяется своими размерами и большей высотой шатра.
Постепенно архитектура XVII века изменяет типологию шатровых храмов. Некоторые более ранние постройки сохраняют ещё прежнюю выразительность столпообразных храмов, но содержат при этом важные новшества.
- Особое место среди них занимает Успенская «дивная» церковь в Алексеевском монастыре Углича[18][19], построенная в 1628 году (или в 1630-е гг[20]). Три её стройные шатра поставлены на три выстроенные в ряд придела. Композиция из трех выстроенных в ряд поперек храма шатров сыграет чуть позже важную роль в сложившемся вскоре стиле «русского узорочья». Внешний вид Успенской церкви красив благодаря сочетанию нескольких заостренных шатров, центральный из которых выделен большим размером. Но интерьер храма перекрыт сводами, его шатры представляют собой только глухие декоративные надстройки.
- В 1635-38 гг. в Троице-Сергиевом монастыре была построена небольшая церковь Зосимы и Савватия Соловецких при больничных палатах[21]. Внешне храм очень строен и красив, но его высокий шатёр имеет чисто декоративный характер. Он не открывается в интерьер храма. Небольшое внутреннее пространство церкви перекрыто сводом на уровне пят закомар (кокошников).
- Репликой этого храма стала больничная церковь святого Евфимия в Кирилло-Белозерском монастыре (1946 г)[22]. Евфимиевская церковь отличается гораздо более приземистыми формами, а её восьмерик столь низок, что даже не проявляется в экстерьере здания.
Основные статьи: Церковь Евфимия (Кирилло-Белозерский монастырь), Церковь Евфимия
Церковь Рождества Богородицы в Путинках. Москва. 1649-52 гг.
Церковь Одигитрии в монастыре Иоанна Предтечи в Вязьме. 1650-е гг.
В архитектуре русского узорочья прежняя конструктивная роль шатра утрачивается полностью[23]. Шатер становится одним из многих элементов декора. Как купола храмов чаще стали заменяться глухими декоративными главами, так же декоративными надстройками над глухими восьмигранными барабанами стали и шатры. В небольших храмах, перекрытых сводом, стали использовать завершение из двух или трех небольших шатров. Такие храмы утратили связь с прежним типом центрического столпообразного храма.
- Примером завершения храма двумя шатрами может служить надвратная церковь Богоявления в Ферапонтовом монастыре (1649-50 гг.)[24].
- Ярчайший пример роли шатра в русском узорочье — церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве (1649-52 гг)[25]. Храм имеет асимметричную композицию, состоящую из центрального придела, стоящего с северо-западного угла придела Богоматери Неопалимой купины, поставленной между ними колокольни и обширной трапезной, соединяющей входы во все части храма. Центральный придел имеет прямоугольную, вытянутую поперек оси храма форму. Это позволяло большему числу прихожан стоять в храме ближе к иконостасу. Храм увенчан тремя выстроенными в линию тонкими декоративными шатрами на граненых барабанах-восьмериках. Шатрами завершены колокольня и крыльцо церкви. Даже световой барабан придела Неопалимой купины завершен не главой, а надстроенным поверх купола крошечным шатром. Небольшой размер шатров сочетается с резкостью деталей декора.
- Церковь Одигитрии в монастыре Иоанна Предтечи в Вязьме (1650-е гг.) дает яркий пример стиля «узорочье»[26]. Как и в церкви Рождества Богородицы в Путинках, её четверик имеет вытянутую поперек прямоугольную форму. Свод церкви снаружи украшен горой кокошников, на которых возвышаются три небольших барабана (граненых как восьмерики) с маленькими декоративными шатрами. Любопытно, что средний восьмерик все же открыт в интерьер храма и имеет окна. Композицию церкви завершают два небольших придела.
Церковь Ильи Пророка в Ярославле. 1647—1650 гг.
Помимо измельченных декоративных по форме церквей родившегося в Москве узорочья, шатры продолжали более традиционно использоваться в многочисленных церквях Ярославля. Здесь шатрами любили завершать приделы, примыкавшие к большим пятиглавым храмам. Этот прием восходит к собору Богоявленского-Авраамиева монастыря в Ростове Великом.
- В церкви Ильи Пророка (1647-50 гг.) стройный шатровый придел примыкает к юго-западному углу храма, уравновешивая стоящую с другой стороны шатровую колокольню[27].
- Два симметричных придела с высокими острыми шатрами пристроены с восточных углов к храму Иоанна Златоуста в Коровниках (1649-54 гг)[28].
В середине XVII столетия развитие шатрового зодчества было приостановлено указами патриарха Никона, считавшего шатровое завершение неприемлемым для храма и предпочитавшего традиционные купола. Так, в одной из храмозданных грамот патриарх Никон повелевал строить храмы: «По чину правильного и уставного законоположения, как о сем правило и устав церковный повелевает, строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить…»[29]. Когда в 1655 году было решено построить два придела у шатровой церкви Успения в Вешняках, то патриарх повелел завершить их круглыми, а не островерхими главами.
Шатры перестали употребляться для завершения самих церквей, сменившись декоративным пятиглавием. До XIX века известны только немногие шатровые храмы, построенные уже после запрета патриарха Никона. Это одношатровые храмы в Аннине, Петровском (оба — 1690 г.) и Талице (1-я половина XVIII в.), трёхшатровые в Ярославле и в Александровой пустыни под Рыбинском (оба — 1678 г.), храмы-колокольни в Киржаче (1656), Тейкове (1699), Китайгороде Днепропетровской области (1756). Шатры сохранились в храмовой архитектуре, распространившись в роли завершения колоколен.