Русский пейзаж конца XVIII – первой трети XIX в. Особенности, основные представители и их произведения.

Еще одно произведение мастера – «Живописец» (1825), где соединились элементы портрета и бытовой картины и где перед нами не столько конкретный человек, сколько социальный тип. Такая переходная жанровая форма характерна для романтизма. Внеся большой вклад в её развитие, В.А.Тропинин одновременно содействовал утверждению в отечественном искусстве демократической темы.

Здесь ему близок А.Г. Венецианов. Правда, его герои уже не выходцы из городских низов, как у В.А.Тропинина, а крестьяне. «Крестьянка с бабочками» (1820-е) – один из шедевров собрания. В ней А.Г. Венецианов сплавляет идеал и реальность, чем достигает высокой художественной гармонии.

Искусство середины XIX-го века отмечено эклектичным сосуществованием разных направлений. Влиятельное место среди них принадлежало академизму, понятие о котором дает большое историческое полотно ученика К.П. Брюллова П.И. Бабаева «Умирающий унтер-офицер Ипат Старичков передает спасенное им знамя своему товарищу по плену» (1846). Автором запечатлено реальное событие, случившееся после Аустерлицкого сражения 1805 года. Работа удостоилась высокой оценки Академии, получив малую серебряную и малую золотую медали.

Историческому эпизоду посвящена и картина И.К. Айвазовского «Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим». Когда 31 августа 1714 года русские корабли попали в бурю в Финском заливе, то Петр I, чтобы спасти их, отправился вместе с небольшим отрядом на сушу; там был разведен огонь, послуживший эскадре маяком. И.К. Айвазовский истолковывает произошедшее в романтическом духе – как противостояние сильной личности и слепой стихии.

Сформировавшись в пору позднего романтизма, И.К. Айвазовский сохраняет связь с ним на протяжении всего своего долгого творчества. В «Трапезунде с моря» (1875), который является частью серии видов турецких портовых городов, объективная достоверность в трактовке натуры соединена с авторской взволнованностью.