Три направления русского космизма

Культурно-философское Философское Сциентическое
Космические идеи в русской философии XVIII - первой поло­вины XIX в. отраже­ны в утопических со-чиненияхдаких как, «Путешествие в землю Офирскую» М.М. Щер­батова; «4338-й год. Петербургские пись­ма» В.Ф. Достоевско­го; «Новейшее путе­шествие» В А Левши-на и др. В этих рабо­тах содержатся идеи русского космизма в художественно-по­этической, культуро­логической форме. Философское направление русского космизма в XIX в. разрабатывалось рус. религ-о-идеали-ой философией. Видные представители этого направления: B. Соловьев и Н. Федоров. В XX в. религиозное направление русского космизма разрабатывалось последователями «Философии всеединства» B.. Соловьева и «Общего дела» Н Федорова прежде всего С.. Булгаковым, П. Флоренским, Н. Бердяевым. Основная идея соловьевского космизма - всеединство человека, человечества и Бога, выражающее постоянный процесс собирания Вселенной, ее развития и совершенствования. Сциентическое направление синтезирует естественно-научное и философское познание Космоса, ему присуще рационалистическая и технократическая уста­новка на завоевание че­ловеком Космоса. Представители: А.Л. Чижевский, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский и др. Основные идеи: проблема космической направленности развития человечества, вопрос о «чело-веческом факторе» во Вселенной, проблема человеческого существо­вания в эпоху освоения Космоса и т.п.

 

4. Философия русских революционеров-демократов. Революционный демократизм- радикальная антикрепостничес­кая и антибуржуазная идеология, объединяющая идеи демократии с идеями крестьянского (утопического) социализма. Как идейное направление революционный демократизм сложился в 50—60-е гг. XIX в.

Формирование и развитие в России революционно-демократической идеологии связано с именами Виссариона Григорьевича Белинского (1811 - 1848), Александра Ивановича Герцена (1812 - 1870), Николая Платоновича Огарева (1813 - 1877), Николая Гавриловича Чернышевского (1828 - 1889), Николая Александровича Добролюбова (1836 - 1861), Дмитрия Ивановича Писарева (1840-1868) и др.

Основой идеологии революционных демократов был материализм, впитавший в себя идеи гегелевской диалектики. Они выступали за союз материалистической философии с передовым естествознанием, с прогрессивным искусством и революционным движением. Их взгляды сыграли большую роль в истории развития общественной мысли России, в разработке материалистических и атеистических теорий, в обосновании прогрессивных идей в области социологии, этики и эстетики.

Революционные демократы боролись за уничтожение самодержавия и крепостного права в России. Они были проповедниками идей утопического крестьянского социализма. Экономическую и социальную основу будущего (социалистического) общества революционные демократы видели в крестьянской общине и «работничьих артелях». Социальное освобождение они рассматривали как национальное освобождение, которое осуществимо только революционным путем. Так идеи утопического социализма синтезировались у них с идеями революционного демократизма.

В области этики революционные демократы придерживались учения о «разумном эгоизме», согласно которому поступки человека должны согласовываться с его внутренними убеждениями и потребностями. Они обосновывали идею сознательного отказа от личного блага и даже жизни во имя общественных интересов и счастья народа.

В области эстетики революционные демократы ратовали за народность искусства, его действенность и высокую идейность. Передовым искусством они считали реалистическое и романтическое.

Форма изложения взглядов революционных демократов — публицистика, художественная литература, литературная критика (журналы «Современник», «Русское слово», «Отечественные записки»; герценовские «Колокол» и «Полярная звезда»).

Философия русского радикализма (марксизм конца XIX - XX вв.) История русской марксистской философии (как русского марксизма в целом) начинается с 90-х гг. XIX в. вместе с началом рабочего движения в России.

Русская марксистская философия в процессе своего становления прошла ряд этапов.

1.Начиная с 90-х гг. XIX в. и вплоть до 20-х гг. XX в. в России идет процесс формирования марксистской мысли. Первые российские марксисты - представители либеральной и революционно настроенной интеллигенции, будучи верными марксизму в социальной сфере, отказывались быть материалистами в философии. В сфере философии они были идеалистами. К их числу относятся так называемые легальные марксисты: Николай Бердяев, Сергей Булгаков, С. Франк, П. Струве и др. В последующем они обратились к проблемам духовной культуры, а в период эмиграции — к религиозной философии.

В трудах другой части марксистов - философов Г.В. Плеханова, В.И. Ульянова (Ленина), А.А. Богданова, А.В. Луначарского, были заложены основы русского марксизма, развивавшиеся далее скорее на основе традиций западно-европейской философии и науки, нежели в духе русского философствования. Первым марксистом в России, переводчиком и популизатором идей К. Маркса и Ф. Энгельса был Георгий Плеханов, ставший лидером меньшевиков. Во главе ортодоксального, или революционного марксизма встал Владимир Ильич Ленин (автор программного произведения российской марксистской философии -«Материализм и эмпириокритицизм»).

2.Начиная с 20-х гг. XX в. русская марксистская мысль развива­лась главным образом как советская философия. Последняя имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксистской философии (диалектического и исторического материализма), что делало ее несколько догматической. Большое влияние на развитие советской философии оказали три дискуссии. Первая из них, в конце 20-х годов, развернулась вокруг разногласий между «механистами» (Л.И. Аксельрод, К.А. Ти­мирязев, И.И. Скворцов-Степанов и др.) и «диалектиками» (А.М. Деборин, Я.Э. Стэн, Н.И. Кареев и др.). Полемика касалась статуса марксистской философии, ее отношения к естественным наукам. Вторая дискуссия, в 30-х годах, развернулась относительно социальной роли философии. Речь шла о беспрекословном подчинении философских исследований указаниям партии. Третья дискуссия (1947) касалась истории философии. Усилиями А.А. Жданова история философии предстала как история материализма: идеалистической философии разрешалось присутствовать в историко-философских трудах лишь в качестве объекта материалистической «критики».

В 60-х — начале 70-х гг. «оттепель» коснулась и марксистской философии. Резко рсширился круг философских проблем, менее догматичным и более свободным становится сам стиль философских работ.

3. Современная российская философская мысль продолжает испытывать влияние марксизма, но он больше не является господствующим направлением. Большую популярность приобрела религиозная философия, публикуются работы философов русского зарубежья. Современная российская философия впитала в себя традиции и опыт философствования народов, населяющих Россию, старается отражать изменения в обществе и реагировать на «вызовы» века.

Таким образом, сделаем вывод, что русская философия впитала в себя лучшие философские традиции европейской и мировой философии. В своем содержании она обращается и ко всему миру, и к отдельному человеку и направлена как на изменение и совершенствование мира (что свойственно западноевропейской традиции), так и самого человека (что свойственно восточной традиции). Вместе с тем это очень самобытная философия, включающая в себя весь драматизм исторического развития философских идей, противостояние мнений, школ и направлений.

Основная литература: 3; 6; 13; 17; 20; 21; 22; 30; 44; 47; 50.

Дополнительная литература 52, 56; 59; 63; 73; 72; 76; 78-80.