Тема 10. Основные направления западной философии ХIХ – ХХ веков

1. Общая характеристика неклассической западноевропейской философии к. ХIХ – ХХ вв. Волюнтаризм А. Шопенгауэра.

2.. «Философия жизни»: Ф. Ницше.

3. Современная позитивистская философия.

4. Американский прагматизм.

5. Экзистенциализм и другие направления западной философии

1. Под неклассической философией принято понимать совокупность разрозненных философских течений, возникших в Западной Европе в 19 ст. вне пределов немецкой классической философии Приход массы на арену истории ознаменовал одновременно и смещение акцентов в культуре. Классическая философия уже не могла пользоваться успехом за пределами университетских кафедр.

Динамичный 19 век, как видим, ломал многие привычные представления людей. Вместе с радужными надеждами были и тревожные предчувствия, и опасения, и страх перед неизвестным. Все это обостряло интерес к чисто человеческим формам жизни, о которых рациональная философия умалчивала. Течения, составившие содержание неклассической философии, а именно - идеи А. Шопенгауэра, «философия жизни», экзистенциализм, прагматизм да и позитивизм, несмотря на его приверженность науке, опыту, полезности,. и т.д. в сущности, являются иррационалистическими. Уход от разума, его отрицание как духовной ценности есть существенная черта неклассической философии.

Другая ее общая черта плюрализм (множественность) концепций, идей, подходов, течений, своеобразная “разноголосица” среди философов. Смысл того, что происходит можно уяснить только в том случае, если слышать всех разом, а не по отдельности каждого из них.

Неклассическая философия знаменовала собой большее внимание к человеку, попытку увидеть его во всей сложности его многогранной натуры. В этом состоит ее гуманистическое содержание.

Иррационализм(от лат. irrationalis — неразумный, бессознательный):

1. В широком смысле - обозначение философского течения, которое в противоположность рационализму, ограничивает или отрицает возможности разума в процессе познания и делает основой миропонимания нечто недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер самого бытия;

2. В узком смысле - общее название для ряда различных философских концепций и школ, выдвигающих на первый план те или иные внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю (в волюнтаризме), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (в интуитивизме), мистическое «озарение», воображение, «бессознательное», инстинкт и т. п.

Реальный опыт жизни убеждал, разум не единственная сила, управляющая поведением человека и общества. На этой основе в 19 веке возникает иррационалистическая философия (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше), которая ведущую роль в жизни и судьбах людей стала отводить не разуму, а страсти, воле, инстинктам. Философы-иррационалисты увидели и с большой силой выразили теневую сторону жизни, прогресса. Но из этого они сделали разные выводы. Идеал Шопенгауэра – нирвана, т. е. отрешенность от жизни как безусловного зла. Кьеркегор требует признать, что высшие истины (к ним относятся глубоко интимные переживания страха и ожидания смерти) не могут быть высказаны, а могут лишь переживаться каждым человеком наедине с собой и по своему. Волюнтаризм Ницше лишь внешне «оптимистичен», поскольку утверждает волю к власти как к полноте жизни. Но это слепая жизнь, без всякой разумной цели. Ницше не скрывал своего крайне враждебного отношения к христианству.

Далее рассмотрим основные течения и идеи неклассической философии.

Волюнтаризм Артура Шопенгауэра(1788-1860) - немецкий философ-волюнтарист. В своем творчестве выступал против диалектики и историзма Г. Гегеля, примыкал к И. Канту и сочетал кантианство с платонизмом. Волюнтаризм он рассматривал как основной и универсальный Принцип всей философии. Главный труд:«Мир как воля и представление» (1819)

Характерная особенность его философского учения - волюнтаризм, согласно которому основной движущей силой, определяющей все в окружающем мире, является воля. Если волюнтаризм - универсальный принцип учения А. Шопенгауэра, то воля - основное понятие (категория), представляющее абсолютное начало, основу всего сущего, идеальную силу, способную определять все предметы, явления и процессы окружающего мира. Воля - основа сознания и всеобщая сущность вещей. Воля - высший космический принцип, лежащий в основе мироздания.

Взгляды А. Шопенгауэра на проблемы человеческой судьбы, свободы, счастья в целом носят пессимистический характер.

2. «Философия жизни». Фридрих Ницше(1844-1900) - немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма; основоположник «философии жизни». Основные труды: «Так говорил Заратустра» (1883), «По ту сторону добра и зла» (1886), «Генеалогия морали» (1887), «Сумерки идолов», «Антихрист», «Ессе homo», «Ницше против Вагнера» (1888), «Воля к власти» (1889— 1901) и др.

«Философия жизни» характеризуется иррационализмом, выражающимся не только в отрицании по­знавательного значения разума, но и в признании мира, человека и его исто­рии иррациональными по своей природе. В центре внимания «философии жиз­ни» вопросы истории, общественной жизци, культуры; проблемы мировоз­зрения, «вечные вопросы» о смысле жизни и о природе всего сущего. В основе философского учения Ф. Ницше лежат скептицизм и волюнтаризм.

Мир, по Ф. Ницше, - вечное становление без начала и конца, бесцельность которого конкретизируется им в идее «вечного возвращения одного и того же». В основе мира лежит «воля», понимаемая многозначно:

1) как движущая сила «становления», имманентная действительности;

2) как «сущее» в его динамичности;

3) как чувство, страсть;

4) как «воля к власти», расширению своего «Я», к экспансии. У человека воля к власти тождественна «воле к жизни», т. е. подразумевается инстинкт самосохранения и борьба за существование.

Жизнь - центральное понятие всей философии Ф. Ницше. Жизнь - это мир в аспекте его данности познающему субъекту; это мир, рассмотренный как организм; это есть проявление, объективизация воли, но не абстрактной мировой воли, как у А. Шопенгауэра, а конкретной, определенной воли - воли к власти.

Человека Ф. Ницше рассматривает как биологический организм; это некоторая иерархическая структура, где интеллект есть высший уровень, необходимый для сохранения жизненно необходимых инстинктов. Человек по природе своей иррационалистическое существо, которое живет инстинктами, бессознательными побуждениями. «Воле к власти» Ф. Ницше придает особый статус, выходящий за пределы жизни, рассматривает ее как космическое начало, основу и движущую силу мирового процесса

Агностическая и прагматическая тенденции в философии Ф. Ницшепрослеживаются в его интерпретации интеллекта, который «не познает, а схематизирует» мир в той мере, в какой это нужно для практических потребностей. Все мышление метафорично, причем, если образность еще связывает человека с действительностью, то научные понятия лишены и этой связи. Все научные понятия - это созданные нами фикции. Весь доступный человеку мир построен из фикций. Поэтому тщетно искать «субстанцию», «материю», «вещь», «сознание» или «истинный мир», нет никаких объективных данных, есть только интерпретации.

Мир, по мнению Ф. Ницше, поскольку он имеет для нас какое-либо значение, ложен, он представляет собой «постоянно изменяющуюся ложь, которая никогда не приближается к истине... »Если мир ложен, то наука - сфера заблуждений, система «принципиальных фальсификаций». Так, Ф. Ницше проповедует абсолютный скепсис в теории познания, а свой нигилизм определяет в принципе: «Я уже ни во что не верю». Этот принцип рассматривается как правильный образ творческого человека.

Философия Ф. Ницше, его этическое учение и политическая концепция образуют нерасторжимое единство. В этике он выступает как представитель нигилизма. Мораль играет разлагающую роль - она есть послушание, «формальная совесть», выработанная человеком в социальных общностях (племе­нах, народностях, государстве, религиозных общинах и т. п.). Мораль есть «инстинкт толпы».

Все беды современного общества, по мнению Ф. Ницше, состоят в том, что массы людей восприняли учение христианской религии о равенстве перед Богом и требуют равенства на земле. Идее социального равенства Ф. Ницше противопоставляет идею о природном неравенстве людей. Образ «сверхчеловека» — это квинтэссенция в морали Ф. Ницше. Это образ человека, преодолевающего мир и окружающую его социальную среду вне всяких моральных норм; но это также образ «человека будущего», оставившего позади современ­ность с ее пороками. Среди худших из зол, от которых должно избавиться человечество, - поклонение государству. «Сверхчеловек» — это тот, кто хочет быть «по ту сторону добра и зла»; это культ сильной личности, одержимой волей к власти.

Освальд Шпенглер(1880-1936) - немецкий философ, представитель философии жизни, один из основателей современной философии культуры. Главный труд: «Закат Европы» (1918—1922)

В своей философии жизниО. Шпенглеротказывается от традиционного философского противопоставления «души» и мира как субъекта и объекта. По мнению О. Шпенглера, их следует истолковывать совместно как абстрактное выражение факта «жизни», т. е. становления, постоянного изменения. В его понимании, «душа» - это то, что подлежит осуществлению, «мир» - осуществленное, а «жизнь» - это само осуществление.

В философии истории О. Шпенглерав качестве методологической основы используется система категорий, разработанная им в философии жизни. Концепция истории представляет из себя идеалистическую конструкцию, основанную на психологическом понятии «жизни». Несмотря на утверждение О. Шпенглера о «единстве жизни», история в его концепции распадается на множество индивидуальных культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, «аполлоновскую» (греко-римскую), «магическую» (византийско-арабскую), «фаустовскую» (западно-европейскую) и культуру майя; ожидается возникновение еще «не рожденной» русско-сибирской культуры.

Культура рассматривается О. Шпенглером как «организм», имеющий предопределенную судьбу - рождение, развитие и смерть - соответственно биологическому циклу организма. Культура как «организм», во-первых, обладает жестким сквозным единством, во-вторых, обособлен от других подобных ему «организмов». Это значит, что единой общечеловеческой культуры нет и быть не может. Каждой культуре заранее отмерен определенный (около тысячелетия) срок. Умирая, культура перерождается в цивилизацию. Это есть переход от творчества к бесплодию.