Тема 11. Бытие мира и духа.

1. Бытие как смысл существующего.

2. Формирование философского понятия материи.

3. Понятие движения и развития.

4. Пространство и время.

1. Бытие – сложное философское понятие в мировоззренческом и методологическом плане. Эту категорию обсуждали тысячелетиями. В истории философии по-разному освещали бытие материалисты и идеалисты.

Бытие - дорога человека, стратегическая линия истории и человека. Структура бытия: механическая, физическая, теологическая, химическая, духовно-нравственная реальности. Отсюда бытие в широком смысле слова - реально сущее вообще или многогранный универсум. Категорию бытия трактовали и с гносеологической точки зрения.

С гносеологической точки зрения бытие познавалось по-разному. Отсюда можно сделать выводы, как понималось бытие в истории философии. В материалистической философии - в смысле чувственно воспринимаемой материи, фактического существования чего бы то ни было материального, как возникновение и уничтожение материи, становление чего-то. Идеалисты - бытие как логическая категория, человек как комплекс ощущений.

Бытие - предельно широкое понятие, как и философское определение материи; всё то, что существует реально, начиная от материальных вещей до различных форм духовной деятельности. В обыденном языке термины «быть», «существовать» ««находиться в наличности» воспринимаются как синонимы. Но в философии они имеют особые смыслы, не имеющие ничего общего с обыденным их употреблением. Термин «бытие» превращается в главную категорию онтологии, того раздела философии, в котором речь идет об истинно сущем, неизменном и едином, гарантирующем миру и человеку устойчивое существование. Бытие как философская категория обозначает реальность лежащую за пределами возможности человеческого опыта, а потому не зависящую ни от человека с его сознанием ни от человечества и существующую объективно.

В качестве системообразующего принципа философской картины мира выступает понятие бытия. Бытие - одно из фундаментальных понятий, которое задает широчайший спектр смыслов от обобщения мира в целом до осмысления уникальности и неповторимости бытия. Именно через это понятие, человек пытается осмыслить свое место в мире. Первый аспект проблемы бытия связан с осмыслением противоречивости единства бытия природы, как целого бытия вещей. Второй аспект связан с пониманием целостного единства бесконечного мира. Третий связан с идеей действительности, имеющей внутреннюю логику развития и предшествующей сознанию.

Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.

Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.

Человечество в своей истории всегда стояло и стоит перед выбором: либо признать бытие, нечто истинно сущее, что не возникало, а потому вечно, нескончаемо во времени, неуничтожимо, и жить «с оглядкой» на него, либо объявить свое собственное существование самодостаточным; автономным не нуждающимся в бытии, как основе и гаранте существования человека и мира. Философия, принимая и оправдывая тот или иной выбор, являла себя в своем историческом развитии то как философия бытия, то как философия свободы.

Если философия бытия обосновывала зависимость человеческого существования от вечного и неизменного Абсолюта (Бог, Разум и т.д.), то философия свободы убеждала человека в том, что его существование не укоренено в бытии, не нуждается в нём. Философия бытия активно развивалась в Средние века. Идеализм Нового времени все свои симпатии отдал философии свободы.

Тот факт, что проблема бытия то исчезает из поля философского рассмотрения, то вновь появляется, свидетельствует о присущей людям «онтологической потребности», потребности признать, что их существование не есть единственный способ «быть»; что-то может быть, не существуя, т. е. «быть» не означает с необходимостью «быть» материально. Озабоченность «онтологической потребностью проявляется остро в те моменты, когда люди осознают, что фактическое положение дел складывается не в пользу выбранного ими способа жить по своему усмотрению и произволу, когда в обществе нарастает усталость от свободы, когда построенный по человеческому разумению мир начинает демонстрировать свою однобокость, ущербность, нечеловекоразмерность, жестокость, непредсказуемость и т.д. Возвращение к теме бытия начинается с вопроса о «смысле жизни» Когда философы осознают, что смысл жизни исчезает, или вырождается в мелкую и тщетную суету ради сиюминутных потребностей, они вспоминают о высших смыслах, о непреходящих и вечных ценностях.

В 20 веке обнажились все последствия безбытийного существования человека, его упоения собственной свободой. Человеку, возомнившему себя автономным и свободным от всяких онтологических устремлений, пришлось признать, что в результате такого «освобождения» он превратился просто в систему различных функций: социальных, психологических и т.д., что он потерял целостность, высший смысл своего существования на земле, построил «само законодательную и само разрушительную цивилизацию (М. Хайдеггер). Протест против такого ущербного существования, идущий из глубины души, и стал для многих философов отправной точкой возвращения к теме бытия, к онтологической направленности своих исследований.

Онтология понимается как учение о бытии, о сущем, о его формах, атрибутах и фундаментальных принципах. В 20 веке делается важный поворот к утверждению онтологии как центральной части философии и в частности к анализу человеческого бытия и бытия общества. Бытие предстает как многоуровневый процесс, который не может быть сведен к предметно-вещественному миру. Многоуровневость бытия предполагает специфичность каждой из его форм и несводимость одной к другим. Каждая форма бытия должна быть понята как исторически развивающаяся и изменяющаяся.

Основные формы бытия: 1. Материальное бытие – существование материального как самостоятельной реальности в виде вещей и явлений природы, окружающего мира

2. Бытие человека – существование индивидуального как самостоятельной реальности в виде жизнедеятельности каждого отдельного человека (реальность и для других людей, и для него самого)

3. Идеальное бытиесуществование идеального как самостоятельной реальности в форме индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия

4. Социальное бытиеэто существование социального как самостоятельной реальности в виде всех исторически сложившихся форм жизнедеятельности общества

Некоторые философы выделяют ноуменальное бытие (от слова «ноумен» – вещь сама по себе) - бытие, существующее реально и независимо от сознания, и феноменальное бытие (от слова «феномен» – явление, данное в опыте) – кажущееся бытие, т.е. бытие, каким его видит познающий субъект.

Бытие общества понимается как реальный процесс жизнедеятельности людей. Эта достаточно скупая формулировка нацеливает, тем не менее, на осмысление бытия как комплексного, обобщающего понятия. Бытие как реальный процесс жизнедеятельности охватывает все, что имеет характер объективно заданных условий и предпосылок деятельности отдельных людей и поколений; включает в себя все процессы Земли и космоса; все вещи, созданные человеком и человечеством, а также отношения людей, их учреждения и социальные институты

Общественное бытие понимается как материальная жизнь общества, связанная с производством материальных благ, и те отношения, в которые люди вступают в процессе этого производства. Социо (от лат.) – соединять, объединять, затевать совместный труд. Общественное бытие как материальные отношения людей к природе и друг к другу возникает вместе со становлением человеческого общества и существует относительно независимо от человеческого сознания.

Общественное бытие – это онтология социальной жизни, при изучении которой необходимо выявить характер закономерностей, объединяющих людей в некое устойчивое образование, в единый и целостный общественный организм. Основу общественного бытия составляет социально-производственная коллективная деятельность общественного индивида. По структуре общественное бытие представлено реалиями повседневности, предметно-практической деятельностью (практикой) и отношениями между людьми. Практика оказывается центральным пунктом человеческого бытия, из которого могут быть поняты все другие его особенности. В центре практики находится такая субстанция как труд. Все корни человеческого существования, так или иначе концентрируются вокруг формирования, организации, осуществления и последствий труда. Движущей силой развития социального бытия является общественное производство.

К наиболее значимым чертам общественного бытия относится его определенность, единство единичного, особенного и всеобщего, и историчность.Социальное бытие – это процесс общественных изменений, он осуществляется как объективно-всеобщий, однако включает в себя черты специфически особенного. В этом плане общественное бытие выступает как вид социального творчества и теснейшим образом взаимодействует с общественным сознанием.

Бытие общества – это объективная общественная реальность, которая первична по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения. Каждое поколение, вступая в жизнь, застает определенные материальные условия, сложившиеся в предшествующий период, те или иные общественные отношения. Уровень развития общества и способ производства оказываются факторами, не зависящими от воли и сознания вступающего в жизнь поколения, но во многом определяющими его сознание. Именно поэтому тезис о том, что бытие определяет сознание, отражает истинное положение вещей. Изучение закономерностей и противоречий общественного бытия позволяет понять особенность политических, философских и религиозных воззрений той или иной эпохи. Общественное бытие воздействует на общественное сознание через ряд опосредствующих звеньев: государственный строй, хозяйственные и правовые нормы, политические приоритеты.