Реферат Курсовая Конспект
Предмет и метод культурной антропологии - раздел Культура, 1. Предмет И Метод Культурной Антропологии К.а. – О...
|
1. Предмет и метод культурной антропологии
К.А. – особая область научных исследований, концентрирующая свое внимание на процессе взаимоотношения человека и культуры. Предметом культурной антропологии являются закономерности и механизмы взаимодействия человека с его социальным и природным окружением в условиях конкретной культуры.Предмет КА – ис-т особенности связи ч-ка и К-ры, устройство К-р: К-ные институты, обычаи, традиции, быт, языки, особенности социализации Ч-ка в разных К-рах. Наиболее близкие к КА по предмету своих исследований: этнология, этнография (сбор информации о различных народах), соц. антропология (наука о биологич. и соц. природе ч-ка), культурология (наука о духовной К-ре народа), история (наука, изучающая прошлое ч-го общества – историческое прошлое начинается с появления письменности), археология (наука, изучающая доисторическое прошлое по сохранившимся вещественным памятникам), палеонтология (наука об ископаемых организмах), лингвистика (наука о языке).
Соц. антропология изучает ч-ка в созданной среде, сосредоточена на общественной жизни коллектива: как организуется семья, клан, община; как сохраняется и транслируется историческая память. Важна система родства.
КА – в фокусе внимания находятся люди, ч-к, общность, обладающая своей специфической К-рой в конкретном локальном и временном варианте. Например, этническая К-ра, субК-ра рыбаков, сектантов, хиппи и т.д. Интерес представляет любая Ч-кая К-ра. Например, нац. еда, одежда, строительство жилья, проведение праздников, традиции, религиозная К-ра и т.д.
Исходная позиция КА – изучение К-х черт; соц. антропологии – социума, т.е. общества; этнологии – этноса или этничности.
Культурная антропология концентрирует свое внимание на проблемах генезиса человека как творца и творения культуры. То есть ее предметом является человек, взятый вместе с обществом и в контексте культуры. Главные же проблемы исследования связаны со становлением человека как феномена к-ры: окультуривание основных инстинктов человека, возникновение специфически человеческой конституции, строение тела человека обусловленное культурной средой, поведение человека, становление норм, запретов и табу, связанных с включенностью человека в систему социокультурных отношений, процессы инкультурации, влияние культуры на семью, брак, становление мировоззрения и мироощущения человека и пр.
Методы: сравнительный; структурно-функциональный анализ; эволюционно-исторического развития культуры; историзма; географического детерминизма; психологические методы; индуктивные методы;
Методы КА. В современной КА для научного анализа используется самый разнообразный материал: результаты исследований и описания ученых-этнографов и культурологов, записки путешественников, фольклорные и художественные тексты, этносоциологические и этнопсихологические исследования, публицистические материалы, официальные документы, статистические источники, историическая и общественно-политическая литература и т. д.
Такие разнородные материалы предполагают различные методы их получения. На сегодняшний день в КА сложился взаимосвязанный комплекс методов исследований, который включает в себя полевые исследования, изучение письменных источников, изучение устных преданий, описание археологических и антропологических материалов, анализ статистических источников (прежде всего, материалов переписей населения).
КА активно использует методы исторической науки. В частности, сама структура учебной дисциплины определяется диалектикой методов исторического и логического. Так, в большинстве публикаций история развития социально-антропологического знания осуществляется в соответствии с исторической хронологией, дополняемой логическим анализом взаимосвязи формирующейся и развивающейся науки, как с конкретными социальными условиями, так и с логикой развития социально-антропологического знания в целом.
Понятие расы. Расовые признаки. Основные классификации человеческих рас.
Раса - исторически сложившаяся в определенных географических условиях группа людей, обладающая некоторыми общими наследственно-обусловленными морфологич-ми и физиологич-ми признаками.
Расовые особенности наследственны, яв-ся приспособительными к условиям сущ-ния/ выживания.
Три основные расы:
Монголоидная (Азия) 1. Кожа смуглая, желтоватых оттенков. 2. Прямые жесткие черные волосы, узкий разрез глаз со складкой верхнего века (эпикантус). 3. Плоский и довольно широкий нос, губы развиты средне. 6. Рост у большинства средний или ниже среднего.
→Степной ландшафт, высокая темп-ра, её резкие перепады, сильный ветер.
Европеоидная (Европа) 1. Светлокожи (чтобы поглощать солнечные лучи). 2. Прямые или волнистые светло-русые или темно-русые мягкие волосы. Серые, зеленые или кари глаза. 3. Узкий и сильно выступающий нос (для согрева воздуха), нетолстые губы. 4. Среднее или сильное развитие волос на теле и на лице.
Австрало-негроидная (Африка) 1. Тёмная кожа. 2.Курчавые темные волосы, карие или черные глаза. 3. Широкий нос, толстые губы. 4. Третичный волосяной покров развит слабо.
→Высокая влажность и темп-ра.
Расовые различия 1-го порядка – морфологические (цвет кожи, нос, губы, волосы).
Расовые различия 2-го порядка: приспособление к среде, изоляция на обширных простр-вах в рез-те резких рубежей м/у материками, соц-ная изоляция (эндогамия, обособление группы), спонтанная мутация (например, головной показатель, состав крови, состав костной ткани).
До сих пор активно дебатируется проблема числа основных рас. Практически во всех схемах расовых классификаций обязательно выделяются как минимум три общие группы (три большие расы): монголоиды, негроиды и европеоиды, хотя названия этих групп могут меняться. Первая известная классификация человеческих рас опубликована в 1684 г. Ф. Бернье. Он выделял четыре расы, первая из которых распространена в Европе, Северной Африке, Передней Азии и Индии и к которой близки также коренные жители Америки, вторая раса распространена в остальной части Африки, третья - в Восточной Азии, четвертая - в Лапландии.
К. Линней в десятом издании "Системы природы" (1758 г.) описал четыре географических варианта внутри введенного им же вида Homo sapiens: американский, европейский, азиатский, африканский, а также предложил отдельный вариант для лопарей. Принципы выделения рас были тогда еще неопределенны: в характеристику рас К. Линней включал не только признаки внешности, но также темперамент (люди Америки - холерики, Европы - сангвиники, Азии - меланхолики и Африки -флегматики) и даже такие культурно-бытовые черты, как покрой одежды и т.п.
В похожих классификациях Ж. Бюффона и И. Блюменбаха дополнительно выделялись южноазиатская (или малайская) раса и эфиопская раса. Впервые было высказано предположение о возникновении рас от единого варианта вследствие расселения в климатически различные области Земли. И. Блюменбах считал центром расообразования Кавказ. Он же впервые применил метод антропологической краниологии для построения своей системы.
В XIX в. расовые классификации усложнялись и дополнялись. В пределах больших рас стали выделяться малые, но признаками такого выделения в системах XIX в. зачастую служили черты культуры и язык.
Знаменитый французский естествоиспытатель и натуралист Ж. Кювье разделял людей на три расы по цвету кожи: кавказская раса; монгольская раса; эфиопская раса.
П. Топинар также выделял эти три расы по пигментации, но определял дополнительно к пигментации ширину носа: светлокожая, узконосая раса (европеоидная); желтокожая, среднешироконосая раса (монголоидная); чернокожая, широконосая раса (негроидная).
А. Ретциус ввёл в антропологию термин «черепной указатель», и его четыре расы (1844 г.) различались по сочетанию степени выступания лица и головному указателю.
Э. Геккель и Ф. Мюллер положили в основу классификации рас форму волос. Они выделили четыре группы: пучковолосые (лофокомы) — главным образом готтентоты: шерсистоволосые (эриокомы) — негры; волнистоволосые (эуплокомы) — европейцы, эфиопы и др.; прямоволосые (эуплокомы) — монголы, американцы и др.
Три основных подхода к классификации рас:
а) без учета происхождения - выделяют три большие расы, которые, включают в себя 22 малые, часть из которых – переходные, изображается в виде круга;
б) с учетом происхождения и родства - выделение признаков архаичности (древних) и эволюционной продвинутости отдельных рас; изображается в виде эволюционного древа с коротким стволом и расходящимися ветвями;
в) на основе популяционной концепции - основывается на данных палеоантропологических исследований; суть - большие расы представляют собой огромные популяции, малые расы – субпопуляции больших, внутри которых конкретные этнические образования (нации, народности) являются более мелкими популяциями. Получается структура, включающая в себя уровни иерархии: индивидуум – этнос – малая раса – большая раса.
Система классификации И. Деникера — это первая серьёзная система, основанная только на биологических признаках. Выделенные автором группы практически в неизменном виде, хотя и с другими названиями, перешли в более поздние расовые схемы. И. Деникер впервые использовал идею двух уровней дифференциации — выделение сначала основных, а затем второстепенных рас.
Деникер выделял шесть расовых стволов:
группа А (шерстовидные волосы, широкий нос): бушменская, негритосская, негрская и меланезийская расы;
группа B (курчавые или волнистые волосы): эфиопская, австралийская, дравидийская и ассироидная расы;
группа C (волнистые, тёмные или чёрные волосы и тёмные глаза): индоафганская, арабская или семитская, берберская, южноевропейская, иберо-островная, западно-европейская и адриатическая расы;
группа D (волнистые или прямые волосы, блондины со светлыми глазами): северо-европейская (нордическая) и восточно-европейская расы;
группа E (прямые или волнистые, чёрные волосы, тёмные глаза): айносская, полинезийская, индонезийская и южноамериканская расы;
группа F (прямые волосы): североамериканская, среднеамериканская, патагонская, эскимосская, лопарская, угорская, турко-татарская и монгольская расы.
Среди европейских рас, кроме вышеупомянутых, Деникер выделял определённые подрасы: северо-западную; субнордическую; вистульскую или восточную.
Организация труда, половозрастное разделение труда на стадии раннеродовой и позднеродовой общины.
На протяжении всей стадии раннепервобытной общины уровень производительных сил был таков, что, во-первых, выжить можно было только при условии тесной кооперации трудовых усилий и, во-вторых, даже при этих условиях общественного продукта добывалось не больше или немногим больше, чем было необходимо для физического существования людей. Тем самым для раннепервобытной общины становилась необходимой коллективная собственность и уравнительное, или равнообеспечивающее, распределение.
Коллективная собственность распространялась на все, чем владела община. Однако появились зачатки частной собственности, касавшейся некоторых орудий.
Равнообеспечивающее распределение отличалось от коммуналистических Тем, что учитывало различия в потребностях по полу возрасту. В определенных условиях учитывались и высшие интересы коллектива в целом. В случае необходимости, при чрезвычайных обстоятельствах трудоспособные охотники и рыболовы могли получать последний кусок пищи, а их иждивенцы оставаться голодными.
Иное положение складывалось там, где уже на стадии раннепервобытной общины коллектив начинал получать не только жизнеобеспечивающий, но и избыточный продукт. В этих случаях наряду с уравнительным, или равнообеспечивающим, распределением возникало также и трудовое распределение, т. е. получение продукта в соответствии с затраченным трудом. Вместе с избыточным продуктом и трудовым распределением зародился обмен.
Обмен возник в межобщинной форме, при которой различные коллективы снабжали друг друга специфическими богатствами их природной среды, например, ценными сортами камня и дерева, раковинами и охрой, янтарем и т. п.
Естественное разделение труда по полу и возрасту и связанная с ним хозяйственная специализация наложили глубокий отпечаток на всю общественную жизнь раннепервобытной общины. На их основе складывались особые половозрастные группы (классы, категории, ступени и т. п.). Повсеместно выделялись группы детей, взрослых мужчин и взрослых женщин, различавшиеся предписанными им обязанностями и правами, общественным положением. В обществах с формализованными половозрастными группами большое значение придавалось рубежу перехода из категории подростков в категорию взрослых людей. Этот переход сопровождался определенными испытаниями и торжественными тайными обрядами, известными под названием инициаций. Они всегда заключались в приобщении подростков — обычно каждого пола в отдельности — к хозяйственной, общественной и идеологической жизни полноправных членов общины.
Сложен вопрос о наличии среди взрослых членов раннепервобытной общины главенствующей возрастной категории. Очень вероятно, что уже на этой стадии существовала так называемая герантократия (власть старейших).
Стадия позднеродовой общины характеризуется развитием производящего хозяйства ранних земледельцев или земледельцев-скотоводов в одних частях ойкумены, высокоспециализированного присваивающего хозяйства так называемых высших охотников, рыболовов и собирателей- в других. На протяжении всей этой стадии повсюду, где имелись благоприятные природные условия, первая форма хозяйства вытесняла вторую. Но дело даже не в их количественном соотношении. Возникновение производящего хозяйства было величайшим достижением первобытной экономики, фундаментом всей дальнейшей социально-экономической истории человечества, важнейшей предпосылкой получения регулярного избыточного, а затем прибавочного продукта.
Экономическую основу общества, как и раньше, составляла коллективная, преимущественно родовая, собственность на землю. Земельная собственность не могла быть отчуждена. Другие средства производства и предметы потребления, созданные собственным трудом - скот, орудия, утварь и т. п. - со всей несомненностью были личной собственностью и могли отчуждаться. Сходные явления происходили в области распределения пищи. Сохранявшееся уравнительное распределение только при экстремальных ситуациях охватывало всю общину, а в обычных условиях замыкалось в более узких группах близких родственников по крови и браку. Но и такое распределение постепенно вытеснялось трудовым, при котором человек, получивший хороший урожай или приплод скота, преуспевший на охоте или в рыбной ловле, оставлял продукт себе или делился либо обменивался им только с теми, с кем хотел. Широкое распространение получил дарообмен, который существовал как внутри общины, так и в особенности за ее пределами, связывая между собой значительный круг общин, и совершался как коллективно, так и индивидуально.
Сохранявшееся в позднепервобытной общине естественное разделение труда поддерживало существование специфических поло-возрастных групп с их бытовой обособленностью, своими правами и обязанностями, тайными обрядами и т. д. Положение основных половозрастных групп продолжало определяться их ролями в разделении труда и отношением к родовой собственности.
Современное состояние первобытной переферии классового общества.
П/б периферия классового общества: Полинезия, Центральная Африка – Большая рихтовая долина, Адаманские о-ва, Комбоджиа, небольшая территория Северной Амазонки (леса в топких местах). В основном это труднодоступные места, отрезанные от остального мира.
Помогают этнографам в исследовании прош. вр.: коренное население Тасмании и Австралии, племя Аэта на Филиппинах, племена семангов и сеноев на Малакке, андаманцы, веды на Шри-Ланке, бушмены пустыни Калахари, часть канадских эскимосов, нек-ые племена Южной Америки.
Основные формы и варианты контактов примитивных обществ с цивилицзацией.
Примитивные общества обладают сравнительно короткой жизнью, они ограничены территориально и малочисленны. Жизнь цивилизаций, список которых едва достигает двузначного числа, наоборот, более продолжительна, они занимают обширные территории, а число людей, охватываемых цивилизациями, как правило, велико. Они имеют тенденцию к распространению путем подчинения и ассимиляции других обществ-иногда обществ собственного вида, но чаще всего примитивных обществ. Жизнь примитивных обществ часто завершается насильственной смертью, что особенно неизбежно при встрече их с цивилизациями. Что касается численного неравенства, то, если бы можно было составить перепись населения всех живых цивилизаций, обнаружилось бы, что каждая из цивилизаций-левиафанов объединяет в себе большее число людей, чем все примитивные общества, вместе взятые, со времен появления человеческого рода. При сравнении числа известных цивилизаций с числом известных примитивных обществ последних оказывается несопоставимо больше.
Содержание процесса глобализации в современном обществе.
Глобализация относится к числу основных тенденций современного общества. Общества становятся взаимозависимыми во всех аспектах — политическом, экономическом, культурном, и масштаб этих взаимозависимостей становится действительно глобальным. Человечество превращается в социальную целостность, охватывающую всех людей, живущих на Земле.
В политической сфере эта тенденция выражается в появлении наднациональных единиц различного масштаба: политические и военные блоки, коалиции правящих групп, континентальные или региональные объединения, всемирные международные организации. Можно заметить также контуры мирового правительства, когда ряд важных функций выполняется наднациональными организациями (например, Европейский парламент, Интерпол).
В экономической сфере усиливается значение наднациональной координации и интеграции, региональных и мировых экономических соглашений. Наблюдается глобальное разделение труда, увеличивается роль многонациональных и транснациональных корпораций, рынок становится единым экономическим механизмом, о чем свидетельствует скорость реагирования финансовых рынков на события в отдельных странах.
В культуре доминирует тенденция к единообразию. Средства массовой информации превращают нашу планету в «большую деревню». Миллионы людей становятся свидетелями событий, произошедших в разных местах, приобщаются к одному и тому же культурному опыту, что способствует унификации их вкусов и предпочтений.
При современном уровне развития производительных сил глобальный характер приобрела проблема охраны окружающей среды, что требует от мирового сообщества координировать экологические меры, объединять усилия в деле охраны природы, сообща бороться за сохранение мира на планете.
Итак, можно отметить, что мировая система вступила в стадию глобализации. Основным показателем этого является наличие тесного взаимодействия управляющих систем с внешним миром, принципиальная открытость систем с целью повышения интеллектуальности и совершенствования собственного поведения, наличие механизмов прогнозов изменений внешнего мира и собственного поведения системы в изменяющемся мире. Целенаправленное регулирование соизмеряет техногенную нагрузку на природную среду, становится определяющим фактором, способствующим новому диалогу человека с природой и созданию технологических условий для решения социальных проблем на принципах гуманизма. «…Гуманистическая концепция жизни на нынешней, высшей стадии развития человека требует от него, чтобы он перестал наконец “заглядывать в будущее” и начал “создавать” его… Поэтому он должен решить, каким бы он хотел видеть это будущее, и в соответствии с этим регулировать и регламентировать свою деятельность».
– Конец работы –
Используемые теги: Предмет, метод, культурной, антропологии0.071
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Предмет и метод культурной антропологии
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов